На территории Узбекистана уже не одно столетие выращивают хлопок. По своему значению в экономике Узбекистана хлопок занимает одно из ведущих мест, он стоит в одном ряду с производством металла, добычей газа, нефти, вот почему с древности хлопок называют «белым золотом» .
Но немногие знают историю и происхождение этого чудесного растения, легенду как хлопчатник попал в Европу.
Американцы назвали хлопок «дитя солнца» . И, действительно, это — капризное южное растение, которому, прежде всего надо много яркого солнца, тепла и света. Отдельными островками раскинулись плантации хлопка по всем южным странам земного шара. Но более других облюбовал хлопок три материка: Америку, Азию и Африку.
Родина советского хлопка — знойная далекая Средняя Азия. Материалы из хлопка называются хлопчатобумажными, потому что в русском языке до 2-й половины XIX века вместо слова «хлопок» использовался термин «хлопчатая бумага» , сохранившийся до наших дней в слове «хлопчатобумажный».
Мария Дубровина
Белое золото — время хлопка в Израиле
На территории Узбекистана уже не одно столетие выращивают хлопок. По своему значению в экономике Узбекистана хлопок занимает одно из ведущих мест, он стоит в одном ряду с производством металла, добычей газа, нефти, вот почему с древности хлопок называют «белым золотом» .
Но немногие знают историю и происхождение этого чудесного растения, легенду как хлопчатник попал в Европу.
Американцы назвали хлопок «дитя солнца» . И, действительно, это — капризное южное растение, которому, прежде всего надо много яркого солнца, тепла и света. Отдельными островками раскинулись плантации хлопка по всем южным странам земного шара. Но более других облюбовал хлопок три материка: Америку, Азию и Африку.
Родина советского хлопка — знойная далекая Средняя Азия. Материалы из хлопка называются хлопчатобумажными, потому что в русском языке до 2-й половины XIX века вместо слова «хлопок» использовался термин «хлопчатая бумага» , сохранившийся до наших дней в слове «хлопчатобумажный».
Источник: sprashivalka.com
«Белое золото» или как собирают хлопок
Хлопок называют «белым золотом». Он используется человечеством уже более 7 тысяч лет. Основными производителями хлопка являются Китай, Индия, США, Бразилия и Пакистан, которые вместе занимают около 75% мирового объема производства хлопка.
Но сегодня мы отправимся у Узбекистан, чтобы посмотреть, как собирают хлопок.
До поездки в Узбекистан я никогда не видел, как растет хлопок. Оказывается, «белое золото» растет на полях на небольших кустах высотой примерно по пояс:
Белое золото или как собирают хлопок.
Если сказать по-простому, то это просто куски ваты на ветках:
Перед сбором урожая на поля перестают подавать воду. Поэтому хлопчатник засыхает. Сама «вата» созревает в так называемой коробочке. На этой фотографии коробочка рассохлась и раскрылась (возможно в обратном порядке).
А вот эту коробочку я расковырял лично. Она была зеленая и полностью закрытая:
В тот день не обошлось без приключений. Я выехал из Ташкента и примерно в 10 км от города остановился около большого хлопкового поля, на котором трудилась просто куча народу. Я подошел к полю и только успел задать пару вопросов ребятам, которые там работали, и сделать несколько кадров как ко мне подошел мужчина и сказал, что снимать уборку хлопка строго запрещено. Поинтересовался, кто я и что тут делаю. Я сказал все как есть – мол турист, фотографирую.
Через минуту подошел еще один мужик и назвался владельцем поля, сказал что это частная собственность, фотографировать нельзя и он вызывает милицию. Позвонил по мобильному, приехали еще двое – один в гражданском, второй в форме. Тот, что в форме, показал удостоверение и назвался участковым. Начали спрашивать, есть ли у меня разрешение, зачем я фотографирую и так далее. Даже говорили, что сейчас меня отвезут в прокуратуру
В результате они попросили удалить те четыре кадра, что я сделал, и сказали, что без официального разрешения не могут разрешить мне фотографировать. Почему запрещено снимать уборку хлопка он, якобы, не знал.
Все это длилось не более получаса, а закончилось тем, что один из них подвез меня до стоянки такси, чтобы я мог уехать в Ташкент. Но я поехал не в Ташкент, а на следующее поле, где никто снимать не запрещал.
Детский труд. У школьников в Узбекистане начинаются каникулы в середине сентября, когда спадает жара. Они продолжаются около двух месяцев; но многие школьники в этот период не отдыхают. Они должны «служить своей стране» — убирать хлопок.
Узбекским официальным лицам приходится постоянно заверять Запад в том, что в стране не используется детский труд. Однако каждый год в конце весны и по осени сотни тысяч узбекских детей и подростков срывают с занятий, грузят в автобусы и везут на хлопковые поля, где они месяцами почти безвозмездно трудятся на благо родины. Поэтому организаторы уборок хлопка не очень любят людей с камерами.
Трудно сказать, наблюдая со стороны, насколько информация про детский труд является правдой. На этом поле дети не выглядели замученными и угнетенными:
Размер этого поля — 2.5 гектара. Тех, кто убирает хлопок, я насчитал человек 30 из них не больше 3 мужчин, около 8 детишек, остальные — женщины:
Женщины заматывают лицо платками. Во-первых, защищаясь от солнца, а во-вторых, чтобы меньше дышать пылью с сухой земли:
Собранный хлопок складывают в такой узел, который привязывают к поясу:
Когда он достаточно наполнится, на нем удобно сидеть. Эта женщина справа в предыдущий день собрала 118 килограммов хлопка. За 1 килограмм сборщикам платят 130 сум. То есть за прошлый день женщина заработала около 15 тыс. сум, что примерно 260 рублей по нынешнему курсу.
Я обобрал один куст и набрал вот столько. Листья и коробочка сухие и колючие, поэтому нужно работать в перчатках:
В прошлом году с этого поля собрали около 120 тонн хлопка:
Мама с дочкой и сыном. Записывают адрес, куда высылать фотографии. Я часто так делаю — печатаю фотографии, а потом высылаю их по обычной почте. Иногда это единственный способ уговорить человека сфотографироваться:
Собранный хлопок несут к прицепу:
Столько собрали за один день:
Сбор хлопка — не самое безопасное занятие. По оценкам, на хлопковых плантациях в мире ежегодно отравляются пестицидами 300–500 тысяч людей, 20 тысяч из них погибают.
Источник: loveopium.ru
Хлопок в Узбекистане
Одной из самых древних прядильных культур является хлопчатник. Не установлено, когда человек в первые начал использовать хлопковое волокно.
Однако со времени открытия в долине реки Инд древнейшей цивилизации Мохенджо — Даро, существовавший более 3000 лет до н.э., было установлено, что именно в древней Индии впервые в мире, было, положено начало изготовления пряжи из волокна хлопчатника. Индийские ткачи в те времена достигали весьма высокой степени совершенства в производстве тканей.
Влияние древнего искусства ткачей находит отражение в производстве индийских тканей и в настоящее время. По историческим данным, культура хлопчатника в Средней Азии существует с VI – V вв. до н. э. Средняя Азия ещё в древние времена вела обширную и оживлённую торговлю со многими странами, являясь воротами, через которые приходили караваны с Запада в Переднюю Азию и Китай.
Именно этим путём попали в Среднюю Азию семена хлопчатника из других стран. Уже в X в. в Зеравшанской долине и в Мервском оазисе было отмечено широкое развитие хлопководства, а также производство хлопчатобумажных тканей высокого качества, которые в большом количестве продавались на рынках Самарканда, Бухары, вывозились в Ташкент и в Хорезм.
При археологических раскопах под Самаркандом, на горе Мук, произведенных в 1933 – 1934 г., был обнаружена гробница, в которой найден хлопок-сырец, относящийся к 720 г.Основными хлопководческими районами того времени являлись Бухара, Фергана, Самарканд и низовья Сырдарья. Наибольшее развития хлопководства отмечено в районе Ташкента.
Ввиду обилия здесь воды для орошения хлопковых посевов, более дешевых цен на землю, меньшей плотности населения и расположения Ташкента на тракте, соединяющим его с Оренбургом, по которому шёл в Россию весь среднеазиатский хлопок, крупные посевы хлопчатника в этом районе были вполне естественным явлением. В Фергане не имелось таких благоприятных условий, поэтому посевы хлопчатника здесь оставляли не более 10% от общей посевной площади.
В различных районах Средней Азии в процессе длительного приспособления растений к почвенно-климатическим условиям образовалось много разных форм хлопчатника, отличающихся друг от друга как по урожайности, так и по качеству волокна. Например, хивинская гуза обладала более тонким и шёлковистым волокном и ценилась выше ташкентской.
Но общими для всех этих сортов – популяций было то, что они имели слабо растрескивающиеся коробочки. Средняя урожайность, как правило, редко превышала 50 – 60 пудов хлопка-сырца с десятины. Очистка хлопка-сырца производилось на чигрике – прототипе современных валичных джинов.
Его производительность при очистке хлопка-сырца крайне низка: один рабочий за 2 дня мог очистить всего лишь пуд сырца, причём в первый день он извлекал из коробочки сырец, а во второй очищал волокно от семян. Трудность очистки хлопка являлась одной из причин медленного развития хлопководства.
На базар для продажи хлопок доставлялся либо очищенным, в виде волокна, либо в виде хлопка-сырца, а также гузой т. е. не очищенным от коробочке. Среднеазиатский хлопок доставлялся в Оренбург через Ташкент и Казалинск, из Бухарского и Хивинского ханств отправлялся по Аральскому морю на Казалинск. Хлопок находился в пути до Оренбурга около 5 – 6 месяцев. Доставка его обходилась дорого.
Узбекистан занимает ведущую позицию среди поставщиков хлопка на всемирном рынке. Особенной популярностью изделия из узбекского хлопка пользуются в странах Восточного полушария. В республике Узбекистан хлопок – национальная гордость, его тут называют – «ок олтын», что в переводе означает «белое золото». Изделия из хлопка отличаются высокой степенью экологичности.
Хлопковые ткани всегда очень качественны, и одежда из них считается самой безопасной для здоровья человека. Натуральные волокна хлопка позволяют ткани «дышать» и при этом впитывать влагу. Поэтому у ткани из хлопка есть большое преимущество перед синтетическими тканями.
Хлопковые поля, в то время, когда из 4-лепестковых коробочек хлопка распускаются белые шары волокон, представляют собой прекрасное зрелище. Кусты хлопка невелики и достигают максимум 70 см в высоту. Хлопок созревает, когда коробочки полностью раскрываются – активный сбор хлопка начинается с середины сентября. Сбор хлопка играет в жизни местного народа огромную роль.
Собирание хлопка начинается рано утром, запасаясь специальными фартуками. Пушистые белоснежные волокна собираются вручную, легко отделяясь от коробочек. Хлопчатник собирают до самого захода солнца – когда хлопковые поля окрашиваются в розоватый оттенок от освещения на закате.
Хлопкоробы два раза в день приносят огромные тюки с собранным хлопком в хирманы – центры приёма хлопчатника. На время сбора хлопка, сборщики ночуют неподалёку – для этих целей выделяются не только дома местных жителей, но и общественные здания. Можно заночевать и на свежем воздухе, любуясь костром, разведённом на гузапаи – сухих стеблях хлопчатника. Возле костров часто поют песни под аккомпанемент гитары или же национального инструмента рубаба. Для жителей Узбекистана, хлопок – больше, чем просто сельскохозяйственная культура, поэтому к сбору хлопка здесь относятся, как к особенному ритуалу.
Если вы нуждаетесь в незабываемых ощущениях, вы можете присоединиться к сбору хлопка в Узбекистане. Хлопкоробы будут искренне благодарны, а вы сможете изнутри познакомиться с узбекскими традициями, обычаями и жизнью народа. Вы узнаете много нового о том, как собирают хлопок и как его растят. И потом, спустя много лет, любая хлопковая вещь уже будет для вас чем-то большим, значащим и навевающим приятные воспоминания. Хлопок, собранный вручную и наполненный теплом человеческих рук, передаёт это тепло, несмотря на время и расстояние.
Наряду с празднествами, посвящёнными отдельным видам фруктов, овощей, у нашего народа есть и общий праздник, объединяющий все «отраслевые» — это «Хосил байрами» (либо называлось «Хосил тойи», «Хирмон тойи»). Этот праздник, как правило, проводился и проводится после уборки урожая всех сельхозкультур и приурочивался к свободному времени земледельцев. В настоящее время эти праздники широко справляются в райцентрах. Это настоящее массовое народное гулянье с традиционными карнаями-сурнаями, выступлениями силачей, канатоходцев, различных ансамблей. Гвоздём программы является козлодранье – улак.
Share:
Источник: marakandatravel.com