Для чего написана еще одна статья о хохломской росписи? Для того чтобы читатель смог разобраться, что «хохлома» производится и расписывается только ЗАО «Хохломская роспись» в г. Семенов Нижегородской области. Все остальное является псевдохохломой (контрафактом, подделкой), или является росписью «под хохлому». Впрочем, обо всем по порядку. Итак.
Хохлома, или Хохломская роспись, — это название стиля ручной росписи по дереву и национального орнамента, известного своими яркими цветочными узорами. Стиль и орнамент отличаются красным и золотым цветом по черному фону и эффектом, делающим деревянную посуду и мебель тяжеловесной на вид, как бы металлической. Хохлома — один из самых известных по всему миру видов русской декоративной живописи. Хотя изделия деревянные, они выглядят как позолоченный металл.
История
Хохломской стиль росписи появился в 17 веке в местности, которая сегодня называется Коверинским районом Нижегородской области. Первым документальным упоминанием о кустарных промыслах Хохломы считается письмо боярина Морозова к судебному приставу от 1659 года, в котором содержится приказ о следующем: «Сто окрашенных блюд, полированных порошковым оловом, как крупным, так и средним, того же самого вида, как делали раньше, не забывая двадцать больших раскрашенных винных чаш, двадцать средних и двадцать несколько меньше».
Хохлома золотая. О старинном народном искусстве, возникшем в Нижегородской области (1968)
Кустарное ремесло обязано своим происхождением старообрядцам, которые спасаясь от преследования, укрылись в местных лесах. Однако еще до старообрядцев местные жители изготавливали посуду из мягких пород дерева. Среди бежавших раскольников были и иконописцы, которые обучили местных мастеров технике живописи.
Вскоре близ села Хохлома было организовано торговое поселение и мастерская, производились и продавались изделия ручной работы.
Утверждается, что многие из токарных станков изначально приводились в движение водяными мельницами, устанавливались вдоль берегов быстрых рек Кержней, Линда и Узоль. Были также станки с ручной тягой и станки, приводившимися в движение лошадьми.
Современники описывали быт старых мастеров примерно так. Ремесленники жили сплоченными сообществами. Крестьянин мог иметь свой «красильный дом», от которого за версту пахло краской, а вход был загроможден корзинами с готовыми изделиями. Более богатый крестьянин имел «красильный дом», оборудованный двумя огромными печами, многочисленными сушильными полками и просторным подвалом. Мужчины, женщины и дети участвовали в грунтовании, покрытии маслами и росписи.
Наблюдения придворного врача Г. Реманна во время посещения им ярмарки Маркареева, крупнейшей в России в 1805 году, дают нам некоторое представление о том, что производилось в тот период. «Среди многих изделий меня удивили огромные чаши размером в полтора аршина, выточенные из дерева, но не имеющие ни малейшего признака растрескивания, несмотря на палящую жару и сильное отражение солнечных лучей от песка, где они лежали. Там были меньшие чаши с крышками, которые включали до сорока меньших, вложенных одна в другую».
Галилео. Хохлома
Большинство изделий Хохломы изначально предназначались для повседневного использования. Однако популярность Хохломской посуды оказалась такова, что производство расширилось до других регионов, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос. Нижегородские губернские ведомости в 1855 году писали: «В Хохломском районе есть замечательная деятельность; одна деревня заготавливает древесину, другая делает деревянные заготовки, а третья раскрашивает их». Более пятисот цехов деревообрабатывающих предприятий располагались только в Семеновском районе.
На иллюстрации оригинальные изделия с хохломской росписью, взятые с официального сайта ЗАО «Хохломская роспись» goldenhohloma.com.
В начале 20 в. хохломское производство угасло, но возродилось в советские времена. Мастера объединились в артели в 1920-х — начале 1930-х. В 1960-х построена фабрика под названием «Хохломской художник» близ села Хохлома и промышленное объединение «Хохломская живопись» в городе Семенов. Эти два завода стали центром Хохломского промысла в России, производящим в основном посуду, мебель, сувениры.
Уникальные произведения искусства можно увидеть в Музее Хохломы, открытом в Семенове в 1972 году. Среди экспонатов музея огромная ложка размером 2 метра 67 сантиметров и чаша размером полтора метра.
Технология получения золотого фона
Удивительно, что ремесленная деятельность, начинавшаяся как истинная народная традиция более 300 лет назад, все еще процветает и остается в основном верным своим корням, хотя в более организованном масштабе. Технология производства хохломской посуды и живописи не сильно изменилась за 300 лет.
Для Хохломы характерна оригинальная техника окраски дерева без применения настоящего золота. Работа с деревянными изделиями ведется в несколько этапов, а достичь эффекта позолоты не просто.
Вырезанные или выточенные из дерева изделия грунтуются жидким глинистым раствором и промазывается маслом из льняного семени. На следующем этапе изделие покрывают сохнущим маслом и просушивают. Этот шаг повторяется 3-4 раза. Следующий этап — лужение, или полировка металлическим порошком.
Изначально изделие покрывали оловянным порошком, в результате чего создается равномерная серебристая поверхность. Сегодня алюминиевый порошок успешно заменяет олово.
По металлизированному покрытию, серебристому фону, пока не золотому, кистью наносится цветочный узор термостойкими красками. После росписи изделия покрывают лаком и обжигают в печи. Высокая температура, спекая желтый лак с ранее нанесенным грунтом, превращает изделие в ярко-золотое.
Особенности хохломской росписи и техники
Золото, черный и красный, иногда зеленый — типичные для хохломской росписи краски. Это сочетание можно встретить во многих других произведениях древнерусских искусств и ремесел, но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный добавляет тепло и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск. Кроме того, точеная посуда не имеет углов и четких линий и, таким образом, почти не бликует и красиво рассеивает свет.
Также типичны две техники росписи: поверхностная (красный и черный по золоту) и фоновая (золотистый силуэт на цветном фоне).
Поверхностная роспись включает традиционные травяные и лиственные элементы орнамента. Травяные мотивы включают продолговатые изгибающиеся мазки и более тонкие витиеватые усики, выведенные красным или черным по золотому фону. Лиственные элементы состоят из овальных листьев и ягод, обычно разбросанных вокруг стебля. Фоновая живопись основана на использовании золотого фона для изображения орнамента, а черный или красный используется как силуэт.
Художники Хохломы расписывают изделия без предварительных эскизов и подготовительного рисунка. Образы хохломы являются декоративными и передают красоту живой природы самым обобщенным способом. Образы цветущих кустов и ягод всегда считались символом благополучия, достатка и счастья в России, потому они до сих пор бережно хранятся мастерами Хохломы.
Мотивы Хохломской живописи — просты и поэтичны. Цветы и грозди ягод, переплетающихся с широкими травами и золотыми усиками, мягко прорисованы по деревянным поверхностям. Некоторые из композиций сдержанны, другие щедры; но все отражает любовь русского народа к природе и стремление к красоте. Изделия Хохломы отличаются ярким, праздничным характером из-за отличительного сочетания алого, черного, серебристого и золотого. Уникальная комбинация цветов придает деревянной посуде огромную ценность.
Псевдохохлома
Псевдохохлома — это контрафактная продукция. Истинная хохломская посуда и сувениры производится и расписывается только на предприятии с длинным названием «Ордена Знак Почета АО Хохломская роспись», находящемся в г. Семенов Нижегородской области. Все остальное, похожее на аутентичную хохломскую роспись, считается псевдохохломой, часто на вид не отличимой от подлинников.
Комментарий по поводу псевдохохломы от генерального директора ЗАО «Хохломская роспись»:
«Контрафактную продукцию от наших изделий отличает использование небезопасных материалов, отсутствие сертификации, некачественное изготовление, нанесение рисунка. Вы наверняка видели ужасную роспись на предметах бытовой утвари: две-три ягодки на страшном черном фоне. У нас есть патенты более чем на восемьсот видов изделий. Именно запатентованные изделия из-за их популярности в основном и подделываются: ложки, чашки, солонки. Деятельность по распространению такой продукции — это прямое нарушение авторского права».
ЗАО «Хохломская роспись» выпускает продукцию, которой можно пользоваться по прямому назначению. Псевдохохломой нельзя, потому что нередки случаи, когда иностранец покупает в России псевдохохлому, приезжает домой, начинает ей пользоваться, но через некоторое время у предмета отстаёт лак, он начинает испускать непонятные химические запахи.
Под хохлому
Изделия, расписанные «под хохлому», хохломской росписью, или даже ее имитацией, назвать трудно. Обычно это нанесенный на изделие узор в традиционных для хохломской росписи красках, но узор для хохломы не характерный. Возьмем, к примеру, роспись шкатулок нашего художника. Сравните ее с фотографиями изделий, представленных выше.
Почему хохлома золотая?
Город Семёнов — старинный крупнейший центр художественной обработки дерева. Возник на рубеже конца XVII в. — начала XVIII в. и являлся крупнейшим торговым центром Керженского края. В 1779 года по указу Екатерины II получил статус уездного города. Исторические места района связаны со старообрядчеством и скитами, возникшими в этих местах ещё в XVII в. после раскола православной церкви. Насчитывалось их около 100.
Развитию производства изделий деревообрабатывающего промысла способствовала близость крупнейших торговых ярмарок — Макарьевской и Нижегородской. Наибольшее развитие получили токарный, ложкарный, бондарный, кузнечный, игрушечный, матрёшка и другие промыслы. В ХIХ в. почти все население Семеновского уезда (более 80%) занималось ложкарным промыслом.
По количеству ложкарей он был самым многочисленным в России. Наибольшее развитие промысел получил в 1912 г., в нем было занято 18 тыс. человек и вырабатывалось до 200 млн штук продукции. Не случайно в начале ХХ в. Семенов получил статус «Ложкарная столица». Но главное, что привлекает сегодня людей в Семенов – это слава мастеров хохломской росписи и резчиков по дереву. В 1991 г. знаменитой на весь мир «Золотой хохломе» исполнилось 300 лет.
Огромный вклад в развитие промысла внес известный русский писатель, человек с легендарной биографией Максим Горький, который относился к народной культуре и ремеслу с большим уважением и любовью. Встреча двух замечательных людей — писателя и художника Георгия Петровича Матвеева, создавшего в 1916 г. в Семенове Школу художественной обработки древесины, — стала судьбоносной для развития хохломского промысла. В 1924 г. выпускники школы организовали первую промысловую кооперативную артель «Кустарь – художник». В 1931 г. в связи с увеличением экспортных поставок артель переименовали в «Экспорт», а в 1961 г. ее преобразовали в фабрику «Хохломская роспись». Через десять лет на базе фабрики было создано производственно-художественное объединение «Хохломская роспись», которое будет награждено орденом «Знак Почета» в 1981 г.
Ковш-ладья
Размер изделия: ковш-ладья 220*400*220 мм и 8 ковшей навесных 95*56*35 мм. Изготовлен в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Вырезан из цельного дерева вручную. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись «Кудрина Торжество». Лаковое покрытие и многократный высокотемпературный обжиг делает изделие влагозащищенным и износоустойчивым.
Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны. Ковш предназначен для холодных и горячих пищевых продуктов и напитков (медовухи, фруктов, кондитерских изделий и др.), а также служит элементом декора помещения. Ковш может стать отличным памятным подарком.
Массив древесины (липа), грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Так почему же хохлома золотая?
Документы свидетельствуют, что золочение при помощи оловянного порошка применялось в иконописи. Деревянное изделие, покрытое тонким слоем металла и олифы, подвергали прогреванию в печи, от чего оно приобретало золотистый оттенок. Этот способ был воспринят заволжскими ремесленниками и усовершенствован.
Слава к деревянной посуде пришла в XVII в. «Парадная» изготавливалась по особым заказам небольшими партиями. Посудой, сделанной из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, принято было одаривать именитых гостей и иностранных послов. Простой люд пользовался в быту посудой менее ценной, нерасписной.
С 1867 г. хохломские изделия стали экспонироваться на зарубежных выставках. После Всемирной выставки в Париже 1889 года резко увеличился экспорт изделий, и хохлому можно было увидеть в Индии, Средней Азии и других странах.
Хохломская роспись, которая так хорошо известна каждому россиянину — яркая, сочная, декоративная. Она впитала в себя драгоценное наследие художественной культуры Древней Руси. Разновидности ее безграничны, а в начале своего пути роспись основывалась на травном рисунке — пряник, под листок, дождевик и т.д. Художники обогащают искусство хохломы новыми открытиями, а красочная гамма становится сложнее и богаче.
Набор для ухи «Ушица»
52 предмета: ведро с ручкой и крышкой 485*355*270мм, подставка под ведро 40*250 мм, 6 чашек 90*160 мм, 6 стаканов 110*80 мм, 6 рюмок 65*55 мм, 6 тарелок-панно 210*20 мм, набор для специй «Сад», 2 сухарницы 40*180*30 мм, 6 полубоярских ложек, тарелка-панно 300*21мм, футляр под штоф музыкальный 410*100 мм, 2 подсвечника 320*140 мм, ополовник деревянный, по 6 ножей и ручек с деревянной ручкой.
Изготовлен набор в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Выточен из цельного дерева вручную. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись изделия «Царская кудрина». Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны.
Набор предназначен для холодных и горячих пищевых продуктов (салатов, супов и т.д.), а также может служить элементом декора помещения. На каждом изделии имеется подпись автора росписи.
Массив древесины (липа), пищевая нержавеющая сталь грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
В середине 90-х ХХ в. появилась зеленая хохлома и родилась она по замыслу известной советской и российской исполнительницы народных песен, большой поклонницы промысла Людмилы Георгиевны Зыкиной. Она попросила внести в узор ее любимые цветы — ландыши. Методом проб и ошибок мастерам удалось найти творческое решение. Ландыши не смотрелись на традиционном красном и черном фоне.
Тогда и придумали зеленый — цвет весны. Любимые мотивы фонового письма, увитые, как будто бы от дуновения легкого ветерка изящными веточками ландышей, дополненные нежными луговыми цветочками и в сочетании с вьющейся тонкой травкой создали новое направление в искусстве Золотой Хохломы.
Шкатулка подарочная (ключница)
Комплект состоит из четырех шкатулок 106*106*55 мм и подставки 235*235*14 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной технологией из древесных материалов. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись шкатулок: «Морозное утро», «Зимняя сказка», «Вкус праздника», «Дед мороз».
Возможно разместить заказ на изготовление изделия с другими видами росписи «Царская кудрина», «Торжество», «Ландыши», «Ягоды» и др. Шкатулка является универсальным подарком, как для представительниц прекрасного пола, так и для друга, коллеги или бизнес-партнера. Она украсит интерьер, создав в нем праздничный акцент. На каждом изделии имеется подпись автора росписи.
Древесные материалы, грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Современная хохломская роспись необычайно тонкая, виртуозная, эмоциональная. В поисках выразительных форм изделий их создатели отталкиваются от лучших традиций русской деревянной посуды. Семеновские художники в совершенстве владеют всеми видами письма. Мастера «золотой хохломы» стремятся создать изделия полезные и красивые, в которых гармонично сочетаются утилитарное и эстетическое начала. Многое делается для того, чтобы продукция промысла не только могла достойно представлять искусство хохломы на любой выставке – отечественной и зарубежной, но и несла радость в жизни и быт наших современников.
Ваза
Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Выточена из цельного дерева вручную. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись «Изобилие». Лаковое покрытие и многократный высокотемпературный обжиг делает изделие влагозащищенным и износоустойчивым.
Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны. Ваза один из самых популярных универсальных подарков. Вазы с хохломской росписью способны оживить и сделать ваш интерьер уникальным. Массив древесины (липа), грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Хранители традиций
АО «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 2000 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения – это наборы для ухи, десерта, около 100 видов наборов-сервизов (в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки, дамские сумочки, бусы, браслеты, серьги и расписная мебель.
На предприятии работает свыше 600 человек, в том числе 200 художниц, большинство – это высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность творчества Хохломы и создающие уникальные произведения искусства.
Изделия с хохломской росписью популярны во всех регионах России и экспортируются более чем в 50 стран мира.
АО «Хохломская роспись» – остается крупнейшим производителем в России товаров народных художественных промыслов, и его главная задача – сохранить старинный промысел.
Матрешка 12-и кукольная (традиционная)
Размер изделия 320*160*160 мм. В комплект входят 12 кукол. Матрешка изготовлена в полном соответствии с традиционной технологией. Выточена из цельного дерева вручную. Имеет яркую роспись в технике «Матрешка». Лаковое покрытие делает изделие влагозащищенным и износоустойчивым.
Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны. Матрешка является оригинальным подарком, а так же уникальной детской игрушкой, предназначенной для развития мелкой моторики пальцев рук, логического мышления ребенка. Так же матрешка несет характер неожиданности и сюрприза, что очень важно для развития эмоциональности у детей. Может служить элементом декора помещения.
Массив древесины (липа), грунт,эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»
Источник: industryart.ru
Хохлома: роспись с секретным кодом — как расшифровать узор
О чем ты думаешь, разглядывая фото хохломы или любуясь шедеврами народных промыслов вживую? Знаешь ли ты, что эти узоры несут в себе не только красоту, но и глубокий смысл? Учимся читать русские орнаменты.
Давным-давно, еще в XVII веке жил на Руси талантливый иконописец по имени Андрей Лоскут. Обитал он на Москве и радовал православный люд своим искусством. Но началась церковная реформа патриарха Никона — и сбежал художник из столицы в Заволжье, спрятался в нижегородских лесах, чтобы не подчиняться переменам. Стал он там вытачивать деревянные поделки, писать иконы для местных жителей по старому обычаю, да на досуге расписывать посуду.
Не пропустите
Не пропустите
Но однажды за бунтарем пришли посланники Никона. Не захотел он подчиниться чужой воле, сжег себя в избе. А перед смертью успел передать секреты мастерства нескольким ученикам. Сгорел дотла, рассыпался алыми искрами иконописец Андрей Лоскут. И огонь его непокорного сердца до сих пор пылает в узорах и красках хохломы — росписи по дереву, которую невозможно спутать ни с каким другим народным промыслом.
Хохломская роспись: история и легенда
Фото: соцсети
История огненного сердца — не единственная легенда, связанная с возникновением хохломы. Ее отголоски мы находим и в серьезных исторических источниках. По одной из версий необыкновенные черно-красно-золотые орнаменты — изобретение мастеров-старообрядцев . Действительно, во время церковного раскола многие последователи неистового протопопа Аввакума нашли убежище в нижегородских дремучих лесах. Среди староверов было немало образованных монахов, которые в совершенстве владели не только каллиграфией, тонким художественным письмом кистью, но и искусством резьбы по дереву. Многие элементы хохломской росписи, в частности умение создавать эффект «золота» на основе олова, пришли в народный промысел из иконописи.
Не пропустите
Не пропустите
А местные жители, выросшие среди богатых растительностью и зверьем лесов, славились как искусные мастера по изготовлению деревянной посуды и утвари. И когда эти два умения соединились, возникла хохлома — народная роспись по дереву, которая стала одним из символов России.
Не пропустите
Не пропустите
Секрет хохломского золота
Главная особенность этой росписи в том, что эффект объемной и тяжелой позолоты получают с помощью серебристого олова. Деревянную посуду или другое изделие покрывают олифой, а затем втирают в нее оловянный порошок. Затем вручную расписывают масляными красками. Главные цвета хохломы — красный и черный. Но могут добавлять и зеленый.
Золотого цвета изначально нет — есть только бело-серебристый оловянный фон. Затем происходит главное чудо. Роспись покрывают специальным лаком и отправляют в печь при температуре 160 градусов. Через несколько часов такого закаливания на поверхности предмета образуется масляно-лаковая золотистая пленка — тот самый неповторимый оттенок хохломского золота.
Что означают элементы орнамента
Фото: соцсети
В хохломской росписи основу составляют несколько очень узнаваемых тем — прежде всего, растительные орнаменты. Поскольку в любых народных промыслах не бывает ничего случайного, вглядевшись в эти узоры, мы можем догадаться, что вкладывали в них наши предки. Начнем с цвета.
- Красный в славянской традиции — цвет, символизирующий любовь и жизнь. Он является оберегом для всего живого. Дарит тепло, здоровье, отводит сглаз. Красна девица — значит, красивая, здоровая, полная жизни.
- Черный оттенок означает защиту Матери-земли. Это символ плодородия, счастливой семейной жизни. Славяне верили, что он защищает женщину от бесплодия.
- Зеленый — цвет здоровья, молодости, возрождения. Считалось, что он предохраняет от травм и ранений.
- Золотой говорит о богатстве, счастье, энергии Солнца, согревающего землю и все живущее на ней.
Не пропустите
Не пропустите
Не менее значимы узоры и завитки расписного хохломского кружева. Самые популярные мотивы — растительные. Прежде всего, так называемая «травка» — когда по черному фону золотом наносятся мазки кистью, имитирующие привычную русскому глазу траву — осоку, белоус, луговик. Штрихи могут разбросать по всему полю, а могут собрать в кустики.
Ни один рисунок не повторяет другой. «Травку» всегда сопровождает роспись «под ягодку». Брусничка, малинка, рябинка, клубника, крыжовник — здесь все богатство русской природы. Ягоды — символ богатого урожая, достатка, богатства и изобилия. Не менее любимым элементом была птица — курочки, петушки и даже волшебные Жар-птицы.
Петух и курица — свадебные символы, сулят счастье новой семье, предвещают рассвет и рождение новой жизни. Как и Жар-птица, которая еще и защищает молодоженов.
Народные промыслы: хохлома, игрушка дымковская, палех
Не лишним будет научиться различать самые распространенные русские народные промыслы, чтобы при покупке сувениров понимать, что ты приобретаешь. Для этого вовсе не обязательно выискивать в Интернете научную статью о палехской росписи, хохломе и дымковской игрушке — достаточно запомнить несколько самых характерных черт.
Источник: lisa.ru