Использование золота в архитектуре было связано с его символикой в русском искусстве. Золотому сиянию приписывался характер божественного света. Можно представить, какое впечатление производил собор на жителей, каким неотъемлемым компонентом стало его золотое сияние и красочность в развитии ансамбля центра Москвы.
Стены собора и своды его галерей в XVII в. были побелены и покрыты росписью. Четыре башни церквей собора расписаны кругами, имитирующими торцы бревен. Росписи имели геометрический и растительный характер. Они то соответствовали строению формы, то вступали в противоречие с ней, переходя границы плоскостей, полуколонны, обломы.
Сказалась тяга к «узорочью» — характерному признаку московской архитектуры. Орнамент выполнялся синим, красным, черным, оливковым и охристым цветами, создающими на белом фоне графическое кружево. Полихромия отделялась от архитектурной массы, приобретала самостоятельность. Геометрический орнамент из поливной керамики украсил центральный шатер.
Золотое сечение Принцип построения простыми словами
Другие шатры и своды над галереями покрывались поливной желто-коричневой и зеленой черепицей. В конце XVIII в. появляются первые цветные главы, а с 2848 г. все купола и башни собора было решено оставить такими, какими они вошли в память жителей Москвы.
Сегодня главы собора многоцветные, кроме центральной золотой. Весь собор до уровня галереи расписан «под кирпич», как это было в XVI в., а галерея покрыта орнаментом, как после ее постройки в XVII в. Современная полихромия собора — сплав цветовых признаков трех эпох: строгости XVI в., золота, орнаментальной сложности и «узорочья» XVII в., декоративности конца XVIII — середины XIX в.
Некоторые специалисты считают неправомерным сочетание в современном облике Покровского собора стилистически различных многоцветий, ссылаясь на то, что такой полихромией собор никогда не обладал и она не создает его цветового образа ни на один конкретный исторический период.
Но собор жил и развивался, отражая культурно-исторический и цветовой контекст Москвы нескольких столетий, и вправе соединить сегодня в себе цветовые достижения прошлых времен, стать летописью архитектурной полихромии, запечатлевшей несколько слоев русской цветовой культуры.
Социально-профессиональное расслоение, отразившееся на структуре города, было закреплено специфическим многоцветьем, которое на уровне города не приобрело еще художественного осмысления.
Источник: architecturalidea.com
ПОЗОЛОТА В АРХИТЕКТУРЕ
Нанесение золотого слоя на поверхность изделий – проверенный веками способ улучшения различных свойств обрабатываемых материалов. Золотое покрытие способно стать надёжной защитой от коррозии металла или налёта в результате соприкосновения с окружающей средой.
Что такое золотое сечение? Как использовать золотую спираль в дизайне логотипа? Числа Фибоначчи
Но основной причиной, побуждающей проводить покрытие золотом, является стремление увеличения внешних, декоративных функций изделий и придание им неповторимости. Ядро золота имеет большое сечение захвата нейтронов, способность золота к отражению инфракрасных лучей близка к 100 %, в сплавах оно обладает каталитическими свойствами.
Золото очень технологично, из него легко изготавливают сверхтонкую фольгу и микронную проволоку. Оно является чрезвычайно ковким и сверхпластичным металлом, которому можно придавать различные оттенки путем добавления других металлов. Такая совокупность полезных свойств послужила причиной широкого использования золота в архитектуре. Оно не теряет свою актуальность и по сей день.
Ключевые слова
Полный текст
Источник: journals.eco-vector.com
Золотое сечение в архитектуре
Вятский колледж культуры
Феномен золотого сечения известен человечеству очень давно. Его тайну пытались осмыслить многие крупнейшие мыслители человечества: Евклид, Платон, Леонардо да Винчи, Кеплер и другие. Они неразрывно связывали золотое сечение с понятием всеобщей гармонии, пронизывающей вселенную.
Классическими проявлениями золотого сечения являются предметы обихода, скульптура, архитектура, математика. Мы довольно часто в повседневной жизни встречаемся с таким понятием как красота архитектурного сооружения. И часто с таким понятием совмещаем пропорциональность, то есть употребляем такой термин: «В архитектуре этого здания не выдержаны пропорции» [4].
На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Например, прямоугольник, в котором отношение большей части к меньшей равно пропорции золотого сечения. Или золотой треугольник, который представляет собой равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1.618.
Классическими проявлениями данного феномена служат предметы обихода, архитектура, скульптура, музыка, математика и эстетика. В прошлом столетии с расширением области человеческих знаний резко увеличилась численность сфер, где есть феномен золотого сечения. Это зоология, биология, экономика, кибернетика, психология, астрономия, геология и теория сложных систем [5].
Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. Принято считать, что понятие о золотом сечении ввёл в научный обиход Пифагор [3].
В архитектуре, как и в живописи, всё зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. Золотое сечение даёт наиболее спокойное соотношение размеров тех иных длин [8]. Древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.).
Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления [1].
Золотое сечение – это гармоническая пропорция [3]. Под ним понимается такая пропорция, которой в древности приписывали необычные свойства. Если разделить объект на две неравные части таким образом, что отношение меньшей к большей будет таким же, как отношение большей ко всему объекту, тогда мы и получим золотое сечение в архитектуре.
Такое соотношение упрощенно можно представить, как два к трем или три к пяти. Уже давно было установлено, что людьми объекты, содержащие золотое сечение, воспринимаются, как наиболее гармоничные, то есть красивые и приятные для глаз.
В книгах об этом феномене встречаются заметки о том, что в плане архитектуры все зависит от того, в каком положении находится наблюдатель, поэтому, если какие-то пропорции здания с одного ракурса кажутся формирующими золотое сечение, при этом с другой стороны они могут выглядеть совсем иначе [5].
Золотое сечение в архитектуре замечено давно. Можно указать такие объекты, как египетские пирамиды, а также многие произведения искусства — скульптуры, картины и кинофильмы. Для большинства использование золотого сечения является интуитивным. Однако некоторые это делали сознательно [5].
Историки искусства находили пропорции близкие к золотому сечению, в архитектурной древности начиная с Египетских пирамид. Наиболее же известным и ярким примером применения золотого сечения в античной архитектуре является, пожалуй, Парфенон. Он был построен в 447 – 438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 – 431 годах до н. э. под руководством Фидия. Золотое сечение легко угадывается в пропорциях Парфенона [6].
Читать работу полностью (оригинал работы):
Источник: www.informio.ru