Хохлома́ — старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой [1] . На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный
- 1 Роспись
- 2 История
- 2.1 Первая версия
- 2.2 Вторая версия
- 2.3 Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи
Роспись [ ]
Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные История [ ]
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Первая версия [ ]
Ремесло 87: ХОХЛОМА
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Вторая версия [ ]
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества [2] . В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла [3] .
Рецепт приготовления твореного золота
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи [ ]
Хохломская роспись в декоре велосипеда
Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь.
Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат.
Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
Центры народного промысла хохломы [ ]
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» [4] и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).
В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.
Технология [ ]
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из Файл:Заготовка для росписи.jpg
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями Файл:Хохломская роспись.jpg
Лужение и художественная роспись
Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
- «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
- «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
- «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
См. также [ ]
- Искусство
- Декоративно-прикладное искусство
Примечания [ ]
- ↑ Советский энциклопедический словарь . — М .: ISBN )
- ↑ Т. Емельянова, Рождение Хохломы, ж. «Народное творчество», № 1, 1992, стр. 19.
- ↑ Там же, стр. 20.
- ↑ [Фабрика «Хохломская роспись»
Ссылки [ ]
- Фабрика ЗАО «Хохломская роспись»
- Хохлома
- Хохломской промысел
- Золотая хохлома, Музей Декоративно-прикладного искусства им. Г. А. и В.С Величкиных
- Хохлома на Яндекс. Карте
- Моя Родина над Узолой, где людям приснились сказочные цветы
Выделить Хохлома и найти в:
- Вокруг светаадрес
- Академикадрес
- Астронетадрес
- Элементыадрес
- Научная Россияадрес
- Кругосветадрес
- Научная Сеть
- Традиция — адрес
- Циклопедия — адрес
- Викизнание — адрес
- Bing
- Yahoo
- Яндекс
- Mail.ru
- Рамблер
- Нигма.РФ
- Спутник
- Google Scholar
- Апорт
- Онлайн-переводчик
- Архив Интернета
- Научно-популярные фильмы на Яндексе
- Документальные фильмы
- Список ru-вики
- Вики-сайты на русском языке
- Список крупных русскоязычных википроектов
- Каталог wiki-сайтов
- Русскоязычные wiki-проекты
- Викизнание:Каталог wiki-сайтов
- Научно-популярные сайты в Интернете
- Лучшие научные сайты на нашем портале
- Лучшие научно-популярные сайты
- Каталог научно-познавательных сайтов
- НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
- Страница 0 — краткая статья
- Страница 1 — энциклопедическая статья
- Разное — на страницах : 2 , 3 , 4 , 5
- Прошу вносить вашу информацию в « Хохлома 1 », чтобы сохранить ее
Комментарии читателей: [ ]
Источник: science.fandom.com
Секреты мастерства
Горящая золотом, полыхающая киноварью хохлома не имеет себе подобных. Долог и труден путь, в результате которого кусок дерева преображается в произведение искусства. Сначала необходимо заготовить древесину, ободрать с нее кору, потом дать вылежаться в течение года на открытом воздухе. И только после этого дерево поступает в производственные цеха, где начнется его вторая жизнь.
Материалы
Материалы, применяемые в производстве, делают хохломские изделия безопасными и уникальными. Все изделия изготавливаются из лесодревесины лиственных пород, преимущественно из липы. Для грунтования применяется смесь из особого сорта глины. Пропитка изделий производится вареным льняным маслом — олифой.
Для придания поверхности металлического оттенка в изделия втирают алюминиевый порошок. В росписи используют натуральные красители — сажу, крон, киноварь, охру. Красители размалывают и готовят краску непосредственно на фабрике, применяя рецептуру, полученную от предыдущих поколений.
Саму же роспись выполняют специально сделанными кистями их беличьих хвостиков, которые вяжут сами художники. Для лакирования поверхности применяют специально разработанный лак, пригодный для контакта с пищевыми продуктами. Благодаря многократной высокотемпературной обработке хохломские изделия практичны, долговечны и безопасны в использовании.
Этапы производства изделий
Источник: goldenhohloma.com
Хохлома: от истоков до современности
Посуда с хохломской росписью — такой же узнаваемый символ России, как матрёшка или самовар. Но что сделало промысел настолько известным? Как он появился и почему до сих пор процветает? Об этих и других секретах хохломы читайте в нашей статье.
Кратко о хохломской росписи
Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.
Хохлома обманчива не только внешне, но и в названии. Обычно промысел именуют по месту изготовления, но родиной этой росписи считаются несколько деревень — Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино, Глибино. Деревня Хохлома же была просто местом сбыта, где продавали готовую посуду. Однако именно она помогла русской росписи стать известной на весь мир. Но об этом позже.
История возникновения хохломы
Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.
Как именно возникла роспись, точно неизвестно — популярно несколько версий. По одной из них промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду. По воле случая эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.
Однако есть документы, которые доказывают, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву прежде, чем произошёл раскол — в 1640–1650 годах. То есть до того, как на их земле появились старообрядцы. Это не опровергает, но ставит под сомнение первую теорию.
Набор для специй
Разделочная доска
Есть и другая версия рождения хохломы — народная. По легенде роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту, талантливому иконописцу. После церковной реформы он уехал подальше от столицы и укрылся в Заволжье, чтобы создавать иконы по прежнему образцу и украшать росписью посуду. Но кто-то донёс о нём патриарху, и тот отправил военных. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но прежде завещал людям сберечь своё дело.
Развитие хохломского промысла
Хохломской промысел долго не развивался из-за высокой цены на олово. Привозной материал купить могли далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик. И он нашёлся, им оказался Троице-Сергиев монастырь, куда позже свозили работать крестьян из 80 деревень. Именно эти поселения и известны сегодня как родина хохломской росписи.
Промыслу очень повезло с расположением. Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было крупным центром торговли. Через местную ярмарку расписанная посуда и мебель распространялись по всей стране и попадали за рубеж. Близость Волги помогала делу развиваться — через реку, а потом прикаспийские степи изделия перевозили в Индию и Среднюю Азию. В Европу хохлому тоже доставляли, туда она попадала через Архангельск.
Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества. К хохломе стали проявлять интерес как к искусству.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.
Спрос на хохломские изделия растёт. Они хорошо продаются на отечественных ярмарках, но одно событие делает промысел феноменально успешным и за рубежом. В 1899 году хохлома покоряет Париж — завоёвывает Гран-при на Всемирной выставке и после неё получает настоящую международную любовь. Это резко увеличивает экспорт.
В XIX веке хохломская ложка стала одним из самых популярных товаров среди иностранцев. При этом русские умельцы тратили на создание одного экземпляра всего 15 минут. Немцы пробовали повторить успех и организовать своё производство, но в итоге не смогли добиться нужного качества.
В 1912 году состоялась плавучая выставка работ с хохломой. Судно отбыло из порта в Одессе и добралось до стран Средиземноморья. В это же время в Европе открылись первые международные точки, где можно было купить предметы промысла — в Варшаве и в Париже.
С приходом ХХ века хохломской промысел начал угасать, но ненадолго — когда в Советском Союзе стали популярны артели, производство возобновилось. В 1960-х годах появилось объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Эти предприятия в городе Семёнов и селе Сёмино до сих пор работают и считаются главными центрами промысла. Любой может попасть туда на экскурсию и своими глазами посмотреть, как создаётся легендарная хохлома.
Самая большая ложка в мире украшена хохломой и находится в России. Длина рекордсменки — 2,67 м. Посмотреть необычный экспонат можно в музее при фабрике в городе Семёнове.
Технология производства
Художественную роспись не зря считают искусством, изначально ей владели только специально обученные люди. Украшенные орнаментом предметы были редкостью, доступной лишь состоятельным людям. Но чем популярнее становился промысел, тем масштабнее требовалось производство.
В истории хохломы был момент, когда из-за большого спроса перекупщикам нужно было много дешёвого товара. Это привело к тому, что качество посуды снизилось, а рисунки стали проще. Но власти и интеллигенция смогли вовремя исправить ситуацию и наладили обучение мастеров. Так появились многие художественные школы, в том числе семёновская школа хохломы.
Технология производства хохломских изделий сложнее, чем кажется. Чтобы получить расписанную ложку или поднос, нужно пройти несколько этапов.
1. Создание заготовки
Для изделий используют лиственные деревья местных пород — берёзу, липу, осину. Дерево просушивают, вытёсывают и обрабатывают на токарном станке. Затем снова сушат от 3 до 20 дней, чтобы в будущем лак не пузырился. Получают «бельё», так называют нерасписанные заготовки.
2. Обработка вапой
Вапа — разновидность глины. Её раствор смешивают с мелом и с помощью шерстяной материи смазывают им изделие. Затем просушивают и вновь обрабатывают. После процедуры заготовку ставят на несколько часов в сушильный шкаф. Затем охлаждают и немного шлифуют.
3. Покрытие олифой
Сначала из льняного масла варят олифу. Потом покрывают ею заготовку в несколько слоёв: окунают тампон из вывернутой овечьей или телячьей кожи и быстрыми движениями втирают олифу в поверхность, поворачивая изделие. После покрытия заготовку сушат несколько часов, затем наносят следующий слой. Эта процедура определяет качество изделия и прочность росписи. Когда заготовка приобретает ровный блеск, переходят к следующему этапу.
При лужении втирают оловянный или алюминиевый порошок (сейчас чаще используется последний), который дарит хохломе знаменитую позолоту. Полуду наносят специальными приспособлениями — куколками. Они представляют собой кожаный тампон с пришитым кусочком натурального меха, который для удобства подстригают. После лужения заготовки становятся почти зеркально блестящими и передаются на роспись.
Расписывают изделия обычно женщины и делают они это на весу. Чтобы было удобнее, мастерицы сидят на специальных низких табуретах и используют невысокие столы. Художницы опирают заготовку о колено, слегка фиксируют её левой рукой и расписывают правой. Это позволяет легко поворачивать и наклонять изделие. Украшают заготовки только вручную, поэтому рисунок никогда не повторяется.
После росписи изделия 4–5 раз пропитывают лаком и просушивают перед каждым новым слоем.
На финальном этапе изделие несколько часов держат в печи при температуре 150–160 °С. После этого лак становится медовым и в сочетании с металлическим слоем даёт узнаваемый золотистый цвет хохломы.
Секреты хохломской росписи
Роспись начинается с выбора красок. К ним мастера применяют особые требования, ведь при нагревании некоторые пигменты выгорают. Для хохломы используют термостойкие краски: сажу, киноварь, охру и другие. Главными цветами, которые делают хохломскую роспись узнаваемой, считаются чёрный и красный. Остальные применяют, чтобы оживить узор.
Основа рисунка в хохломской росписи — растительный орнамент. Стебли, плоды, листья и цветы переплетаются на поверхности предметов и делают их нарядными. Некоторые орнаменты даже имеют свои названия:
- «Травка» — рисунок трав, стеблей и кустов, напоминающий знакомые нам растения. Например осоку или луговик.
- «Под листок» или «под ягодку» — рисунок, в котором кроме травы присутствуют цветы, листья и плоды.
- «Пряник» — ромб или квадрат в центре посуды, украшенный солнечными лучами, плодами, цветами или травинками. Обычно используется внутри чашек.
- «Кудрина» — рисунок в виде листьев, цветов и ягод, которые образуют ковёр из завитков.
Помимо узоров, изделия с хохломой разделяют по типу росписи. Она может быть «верховой» либо «под фон». В первом случае рисунок наносят на серебристый фон (который потом станет золотистым) — чёрным или красным цветом выводят главную композиционную линию, а затем добавляют завитки, капельки, усики и другие детали. При нанесении «под фон» сначала намечают контур рисунка и заполняют краской фон, а сам рисунок после закалки получается золотым.
Хохломские художники владеют особым приёмом росписи по дереву: они могут держать кисть так, чтобы работали не только пальцы, но и рука целиком. Это позволяет им одним движением делать длинные мазки и наносить ряд штрихов на объёмные поверхности.
Изделия с хохломой
Хохломская роспись существует уже более 300 лет. Благодаря оригинальному способу превращать деревянные изделия в «золотые» без драгоценного металла этот промысел стал известен на весь мир. Однако вещи с хохломой любят не только за вид и нарядность — если бы не было прочного лакового покрытия, которое позволяет использовать предметы в быту, они бы не получили такой популярности.
Как и в прошлом, сегодня знаменитую роспись применяют чаще всего для украшения посуды. К традиционным формам изделий относятся резные ложки и токарная посуда: миски, блюда, солонки, кружки. Декорированные хохломой, они делают наряднее любой стол и не портятся от контакта с продуктами.
Выбор изделий с росписью постоянно расширяется. Сейчас мастера создают целые сервизы расписной посуды и декоративные предметы для дома: полки, кашпо, вазы, подсвечники и прочее. Всё это вы можете найти на нашем сайте.
Источник: www.sima-land.ru