Речь пойдет практически о VII, «экономической» строфе, где читаем:
Бранил Гомера, Феокрита;
За то читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
Напомним, что для двух последних строк в черновике имеется важный вариант, в котором экономическая мысль Пушкина выражена еще более отчетливо:
Отец с ним спорил пол-часа
И продавал свои леса.
Эти стихи не раз комментировались как литературоведами в изданиях сочинений Пушкина и в специальных работах, так и экономистами в трудах по истории экономической мысли.1 Имеются также статьи, специально посвященные отношению Маркса и Энгельса к Пушкину.2 Впрочем, единственное серьезное исследование вопроса содержится в работе М. П. Алексеева.3 Но она, во-первых, трактует лишь один аспект вопроса — изучение и перевод первой главы «Евгения Онегина» Энгельсом в 50-х годах; во-вторых, автор, естественно, не претендует на рассмотрение проблемы с точки зрения политической экономии.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Образ главного героя. Лекция Леонида Большухина
Проблема экономических познаний и взглядов Пушкина впервые поставлена П. Е. Щеголевым, открывшим поразительные по профессионализму замечания поэта на книгу М. Ф. Орлова «О государственном кредите».4 Эта проблема была предметом рассмотрения в немногих статьях,
опубликованных в разное время.5 В работах ряда пушкинистов был показан объем и характер преподавания политической экономии в Лицее, роль А. П. Куницына в формировании общественных взглядов Пушкина.6
Есть все основания полагать, что Пушкин, делая Онегина «глубоким экономом», во многом имел в виду себя. Конечно, это сказано с большой дозой иронии и шутливого преувеличения — в сущности, автоиронии. Пожалуй, ни один великий поэт не был так склонен к автоиронии, как Пушкин, за исключением, быть может, Генриха Гейне. Но на фоне дилетантски-светского типа учености, который господствовал в обществе, где вращались Онегин и Пушкин, их познания в политической экономии, вероятно, были незаурядными.7 Далеко за пределы светского дилетантизма выходили экономические познания и взгляды ряда видных декабристов, особенно Н. И. Тургенева, с которым Пушкин был близок в 1817—1820 гг., М. Ф. Орлова и П. И. Пестеля, с которыми он общался в период южной ссылки.
Из всего этого следует вывод, что «экономическая» строфа первой главы «Онегина» не есть плод случайной фантазии пушкинской музы. В ней с гениальной интуицией затронуты важнейшие вопросы экономического развития Западной Европы и России. Именно богатством содержания и ассоциативных связей эта строфа, как увидим, привлекла внимание Маркса и Энгельса, которые не раз использовали ее для иллюстрации собственных научных идей.
В настоящей работе ставится задача дополнить исследование поставленной проблемы, а также способствовать устранению ряда ошибок и недоразумений в ее трактовке, имеющихся в литературе.
Евгений Онегин. Александр Пушкин. Читает Иннокентий Смоктуновский (1981-82)
Словарные записи Энгельса к «Евгению Онегину» и пересказ содержания VII строфы в работе Маркса «К критике политической экономии» составляют первый предмет нашего исследования. Как показал М. П. Алексеев, эти записи относятся вернее всего к середине 50-х годов. Энгельс, вероятно, сообщил Марксу свой прозаический перевод «экономической» строфы.
Не исключено, что Маркс ознакомился также с опубликованным в 1854 г. переводом «Евгения Онегина» на немецкий язык Фридриха Боденштедта. Неосновательным следует признать утверждение, якобы в одном из черновиков введения «К критике политической экономии» Маркс цитирует на русском языке эту строфу.8 Не случайно при этом отсутствует ссылка на архивные материалы. Хорошо известно, что в 50-х годах Маркс не знал и не изучал русский язык. К тому же характер текста «Введения» (не вошедшего в публикацию книги «К критике политической экономии» и оставшегося в черновике) говорит о том, что использование в нем цитаты из Пушкина маловероятно.
В период чтения первой главы «Евгения Онегина» Энгельс находился на раннем этапе изучения русского языка. Он тщательно штудировал словарный состав текста, составил словарик незнакомых слов с рядом немецких (иногда французских и английских) эквивалентов, порой задавая себе самому вопросы и оставляя не до конца выясненные места.
Энгельс полностью перевел прозой на немецкий язык первые 11 строф главы, давая в ряде случаев семантически значимые варианты перевода и толкования текста. Перевод седьмой строфы звучит следующим образом: «Er konnte den Homer und Theokrit nicht ausstehen; dafür las er den Adam Smith und war ein tiefer Oekonom, das heißt er konnte darüber urteilen wie ein Staat sich bereichert und wodurch er lebt und weshalb das Gold ihm nicht nötig ist, wenn er [Überfluß an] das rohe Produkt besitzt. Sein Vater könnte das [ihm] nicht begreifen, und mußte seine Ländereien verpfänden».9
Приведем наш обратный перевод на русский язык: «Он не переносил Гомера и Феокрита, зато он читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть он мог судить о том, как обогащается государство, и чем оно живет, и почему ему не нужно золота, когда оно обладает [избытком] сырым продуктом. Его отец не мог [его] понять и вынужден был закладывать свои земли».
Как видим, это весьма близко к пушкинским стихам. Здесь имеется лишь одна неточность. Термин Пушкина «простой продукт» Энгельс перевел в основном варианте «das rohe Produkt», что означает «сырье», «сырой продукт».10 Любопытно, что, давая несколько вольный перевод этих строк в работе «Внешняя политика русского царизма» (1890), Энгельс исправил свою ошибку почти сорокалетней давности и перевел это место как «Überfluß an Produkten» («избыток продуктов»).11 Хотя у Пушкина нет «избытка», этот вариант хорошо передает смысл понятия «простой продукт».
Как мы сейчас покажем, вопрос имеет принципиальное значение. С гениальным лаконизмом и своеобразной иронией Пушкин изображает в «экономической» строфе преодоление смитианской политической экономией, которая безраздельно господствовала в то время в России, взглядов меркантилистов, или монетарной системы. Последняя видела богатство нации в деньгах (золоте, а также серебре), крайне односторонне толкуя процесс экономического развития. Классическая буржуазная политическая экономия в лице Смита покончила с этим взглядом, провозгласив, что богатство нации состоит в массе непрерывно производимых в ее хозяйстве товаров (продуктов), тогда как деньги играют лишь вспомогательную роль, обслуживая оборот этих товаров. До известной степени союзниками Смита и его последователей были французские экономисты из школы физиократов, утверждавшие, что единственным источником национального дохода и богатства является земля, тогда как роль всех отраслей промышленности ограничивается переработкой «чистого продукта», даваемого землей.
Такие представления о ходе развития политической экономии были азбучной истиной в первой четверти XIX в. Пушкин должен был почерпнуть их в лицейском курсе Куницына, важнейшим источником которого был, видимо, первый в русской литературе исторический обзор экономических идей, сделанный М. А. Балугьянским (Балудянским) и опубликованный в 1806—1808 гг.12 Смитианская критика меркантилизма содержится также в книге Н. И. Тургенева «Опыт теории налогов» (СПб.,
Источник: levtsn.livejournal.com
Роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни
Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в 1823—1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития — в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появления в дворянской среде “лишних людей” и возникновения тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своем творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев “о вине, о псарне, о своей родне”, переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы.
Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское общество.
Описывая один обычный день Онегина, автор формирует у читателя полное представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. На первый взгляд день героя насыщен до предела:
Бывало, ом еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается “Петербург неугомонный”. Символично, что трудовой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути не пересекаются.
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Главный герой романа живет в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе, что не могло не отразиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноевропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не только к художественной литературе, но и к серьезным научным произведениям:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Интересы и интеллектуальные увлечения дворянской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не только в образе Онегина, но и в образе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция.
Споры этих представителей дворянской молодежи опираются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы, что, с одной стороны, свидетельствует об их высокой образованности, а с другой — о потере интереса ко всему русскому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая “равнодушною княгиней”, “законодательницей зал”. Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:
. Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
Пушкин сумел необыкновенно ярко показать московское дворянство. Он представил нам этот свет, “цвет столицы”, в лицах — это “знать” и “моды образцы”, “везде встречаемые лица, необходимые глупцы”. На балу мы видим и “бального диктатора”, и “залетного путешественника”, и субъекта, заслужившего известность “низостью души”, и “на все сердитого господина” — но дельного человека среди них нет.
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется темный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, надменность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмысленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Татьяны “целью взоров и суждений” был жирный пирог, “к несчастию, пересоленный”. Становится понятной хандра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны^ которым трудно жить в таком окружении.
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.
В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши:
Они хранили в -жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.
Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь их диалог, возникает впечатление, что эти две женщины разговаривают на разных языках, совершенно не понимая друг друга. В рассказе “Филипьевны седой” мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить.
Но душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, “собирая ягоду в кустах”, в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы наполнено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит.
Роман “Евгений Онегин” — это сложное и многоплановое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных, культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы, существующие в любое время.
10037 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни
Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:
Источник: www.litra.ru
Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»
1. Герой А. С. Пушкина Евгений Онегин» читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Укажите, рассматривая представления Онегина с позиции современной экономической теории, в чем он был прав и в чем бы вы с ним не согласились.
2. Возможна ли инфляция в условиях натурального (бартерного) обмена и почему? Аргументируйте свой ответ, по возможности подтверждая свои доводы конкретными фактами.
Файлы: 1 файл
Кафедра Экономика и финансы
эссе
2 курса, Коршун Анастасия Юрьевна
(курс, группа, фамилия, имя, отчество)
- Герой А. С. Пушкина Евгений Онегин» читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Укажите, рассматривая представления Онегина с позиции современной экономической теории, в чем он был прав и в чем бы вы с ним не согласились.
Для оценки итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется такой показатель, как национальное богатство (НБ).
Национальное богатство представляет собой совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на определенную дату.
Между национальным богатством и созданным в стране общественным продуктом существуют прямая и обратная зависимости. Прямая зависимость определяется тем, что общественный продукт является основным источником пополнения и обновления НБ. Когда физический объем общественного продукта увеличивается, как правило, возрастает и национальное богатство страны за счет прироста материализованных в тех или иных составных элементах НБ сбережений частного сектора и государства. Напротив, в периоды экономического спада национальное богатство страны может уменьшаться, если выбывающие в результате износа элементы национального богатства (например, основные производственные фонды) меньше их прироста. Обратная зависимость заключается в том, что сам объем произведенного общественного продукта, темпы и абсолютные значения его прироста зависят от накопленного национального богатства, его величины, структуры и качественного состава образующих его элементов.
Тем самым можно согласиться с героем А.С. Пушкина Онегиным что, имея простой продукт, государство богатеет т.к. общественный продукт является основным источником пополнения и обновления национального богатства. Но с точки зрения современной экономики, я не согласна с суждением Онегина.
Т.к. самообеспечение государства за счет простых продуктов возможно, а если нужны более сложные продукты и которых нет в данной стране? Их приходится покупать за золото, в том числе и у других государств. А если у государства нет золота, то оно обречено на экономический крах. Государство не может существовать без золотовалютного резерва т.к. в периоды экономического спада, оно позволяет сгладить влияние негативных факторов.
- Возможна ли инфляция в условиях натурального (бартерного) обмена и почему? Аргументируйте свой ответ, по возможности подтверждая свои доводы конкретными фактами.
Прежде всего дадим определение инфляции.
Инфляция — это повышение общего уровня цен на товар и услуги по всей стране. П. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция — это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся.
Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно. Инфляция возникает из-за нарушения рыночного равновесия: избытка денежной массы по отношению к товарной массе, что в свою очередь приводит к неэквивалентному обмену это вызывает необходимость роста уровня цен. Обратимся к фундаментальному соотношению рынка.
Денежная масса(ДМ)=Товарной массе(ТМ)
Допустим ДМ – 10 ден. ед.,
ТМ — 10 ден. ед. тоже:
Это равенство означает, что каждая денежная единица равна товарной единице. Она выступает в качестве полновесных денег. Их обесценивание не происходит.
Что получится, если на рынке при той же товарной цене не 10, а 20 ден. ед.?
Получится, что каждой единице товарной массы противостоят 2 ед. денежной массы:
2 ДМ = 1 ТМ, или 1 ед. денег — 0.5 ед. товара.
Это означает, что единица денег равна 0.5 первоначальной стоимости. Ее покупательная способность снизилась в два раза. Деньги обесценились. По закону обмена эквивалентов товарные цены возрастут в 2 раза. Здесь заложено понимание тайны механизма инфляции.
Действие этого механизма начинается с выпуска излишнего количества бумажных денег, сводится к разбуханию денежной массы, повышению общего уровня цен и завершается перераспределением доходов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что инфляция возможна лишь при условии участия денег в процессе обмена, а при бартерном же обмене товар обменивается на товар без участия денег, соответственно инфляция в условиях натурального (бартерного) обмена не возможна.
- При темпах роста цен, превышающих умеренную инфляцию, теряется смысл хранить деньги. Единственным разумным решением в такой ситуации является потратить деньги прежде, чем их стоимость сократиться наполовину за месяц (неделю, день). Попытка каждого потратить деньги как можно быстрее будет ускорять инфляцию. Объясните, почему это происходит?
В обычных условиях в глазах обывателей инфляция выглядит как повышение цен. Примерно такое же определение дают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю. На вопрос: «Что такое инфляция?» — они заявляют: «Инфляция это повышение общего уровня цен».
Но как ни хорошо это определение по своей краткости, его нельзя принять из-за не научности. Суть проблемы состоит в том что инфляция порождается нарушением законов денежного обращения. В связи с этим можно дать следующее определение: инфляция — это процесс образования избыточной денежной массы, вследствие этого — ее обесценивание и повышение общего уровня цен перераспределение доходов между разными слоями населения.
Поэтому я считаю, что попытка каждого потратить деньги как можно быстрее будет увеличивать скорость оборота денег, что соответственно приведет к ускорению инфляции.
Список использованной литературы:
«Экономическая теория» Белецкая Л.О.
«Экономический образ мышления» П. Хейне
«Экономикс» К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю
«Экономическая теория» Николаева Л.А.
Источник: www.yaneuch.ru