Как их обрабатывали золото серебро и медь

Серебро – один из ярких сюжетов в истории Алтайского края XVIII – первой половины XIX века. Этот драгоценный металл принес краю славу. В разные периоды алтайские заводы давали от 90 до 60 процентов всего российского серебра. О появлении, расцвете и упадке этой отрасли экономики рассказал научный сотрудник лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук Аркадий Контев.

Зачем черную медь возили на Урал

Появление сереброплавильного производства на Алтае окутано легендами, домыслами. Они настолько прочно вошли в литературу, что даже в научных и учебных изданиях подаются как достоверные сведения.

В 1980-е годы было сделано заключение, что «по новейшим исследованиям» доказано: Акинфий Демидов тайно плавил алтайское серебро. Многие авторы утверждали и утверждают, что Демидов пошел на Алтай искать золото и другие драгоценные металлы, потому что слово «Алтай» означает золотой, а медь была лишь прикрытием.

Медь и серебро в АП 50, кнопке пускателя и трехфазном автомате.

Эта легенда родилась на Урале. В демидовские времена на Невьянский и Нижнетагильский заводы на судах по Оби и Ирышу свозили алтайскую черную (недоочищенную) медь, и там ее доводили до кондиции. Обыватели не понимали, зачем это делается и считали, что для того, чтобы скрыть выплавку серебра.

И вот родилась легенда, что в подвалах Невьянской башни Демидов получал из черной меди серебро и чеканил монету. На Нижнетагильском заводе был свой сюжет. По народным преданиям, работы велись в башне на острове заводского пруда, а когда приезжали проверяющие, подвалы башни затапливались вместе с людьми, что давало Демидову возможность долго сохранять тайну. Эта легенда перекочевала на Алтай. Жители Колывани и сейчас могут показать маленький островок на озере Белом и рассказать, что именно на нем Демидов, якобы, тайно плавил серебро.

Акинфий Никитич Демидов.

В действительности, все объяснялось просто: вокруг Колывано-Воскресенского завода было мало леса, поэтому, чтобы сохранить лес для действия рудников и строительства медный полуфабрикат приходилось возить на Урал.

На самом деле изначально рудознатцы Демидова искали здесь медную руду. Первые месторождения нашли по чудским копям – древним горным выработкам, пятитысячалетней давности. Медь неслучайно стала первым металлом, который начал разрабатывать человек – её месторождения найти легче других металлов, поскольку на поверхности руда покрывается патиной зеленого цвета и ее видно издалека.

Колывано-Воскресенский завод был построен для выплавки меди. Алтайская медь была для Демидова выгодна, она приносила до трех рублей за пуд, а выплавлялось ее до трех тысяч пудов в год.

Как нашли драгоценный металл

Демидов, конечно, искал серебро. Когда в 1726 году он преподнес императрице Екатерине I образцы алтайских руд (восемь медных и один свинцовый), в одном из них – свинцовом – обнаружилось серебро. Его выплавил Иван Шлаттер, будущий президент Берг-коллегии.

Так что и горные власти, и Демидов знали о наличии в алтайских рудах серебра, никакой тайны в этом не было. Другое дело, что искать серебряную руду не умели, думали, что она должна блестеть. На самом деле она черная из-за высокого содержания свинца. Для поисков серебра Демидов пригласил саксонского специалиста Филиппа Трейгера. Скорее всего, именно он и нашел первое месторождение.

ЗОЛОТО ИЗ СТАРОГО ЛОМА СЕРЕБРА! ИЛИ КАК извлечь ЗОЛОТО и СЕРЕБРО из СТАРЫХ НАХОДОК!

В 1743 году Демидов нанял двух других саксонцев – Иоганна Самюэля Христиани и Иоганна Михаэля Юнгганса. Они знали, как выплавлять серебро. Это были, пожалуй, самые высокооплачиваемые горные специалисты в России. Юнгганс получал 600 рублей в год, Христиании – 450. Для сравнения, своим приказчикам Демидов давал по 24 рубля.

Юнгганс и Христиании ехали на Алтай из Санкт-Петербурга через Урал. Там они побывали на Невьянском заводе, где Юнгганс обратил внимание на 233 пуда алтайской черной меди – той самой, которую уже десять лет привозили для очищения. Как рассказывал сам заводчик, его мастера, не зная, что черноту меди придает свинец, выжигали его «многими плавками». Вместе со свинцом в трубу вылетало и серебро, содержащееся в меди.

Читайте также:
Civilization 5 как золото

Медеплавильная печь.

Юнгганс применил другую технологию: вместо того, чтобы удалять черноту, он добавил в расплавленную медь свинец и получил 11 килограммовсеребра. Саксонские мастера знали особенность свинца, который во время плавки впитывает серебро. Затем оставалось только отделить свинец от драгоценного металла в специальных печах.

Открытие Юнгганса имело большое значение, поскольку тогда серебро в России в небольших количествах получали только на Нерчинских заводах в Забайкалье. Именно поэтому полученное серебро Демидов поднес императрице Елезавете Петровне и попросил её взять его под личное покровительство. В том же 1744 году царица удовлетворила просьбу, сделав заводчика подотчетным только Кабинету её императорского величества. Таких льгот тогда не имел ни один предприниматель России!

Существует версия, будто Демидов поднес Елизавете серебро, поскольку боялся, что будет раскрыта его тайна. На самом деле он имел право плавить серебро. По указу Петра II от 1727 года, в Сибири, восточнее Тобольска, разрешалось плавить любые металлы.

Парадокс заключается в том, что единственное предприятие, на котором предприниматель мог законно плавить серебро, был Колывано-Воскресенский завод. Право Демидова никто не оспаривал. В 1744 году его люди начали плавить серебро и на Алтае, сколько его было получено – не известно. Но на следующий год наследникам Акинфия Никитича с Алтая привезли пять кругов серебра весом около 40 килограмм. Возможно, это всё алтайское серебро Демидовых, поскольку 1745 г. стал переломным в их судьбе.

Главный источник императорских доходов

Для проверки алтайских руд была направлена комиссия под руководством Андрея Беэра. К отъезду комиссии стало известно, что алтайские руды содержат не только серебро, но и золото, которое было обнаружено на Змеиной горе. Поэтому почти весь 1745 год люди Беэра работали на Змеиногорском руднике. К октябрю удалось выплавить более 700 килограммов золотистого серебра.

Беэр выкупил у демидовских приказчиков Змеиногорский рудник в собственность Кабинета за 100 рублей – в эту сумму обошлось строительство крепости. Демидов этого не узнал, потому что практически в тот же самый день – 5 августа 1745 года – он скончался. После его смерти начались ссоры между наследниками, и в этих условиях императрица принимает решение забрать алтайские заводы в Кабинет. В 1747 году Колывано-Воскресенский и Барнаульский заводы переходят в государственную собственность.

С этого момента производство серебра становится главным для Алтая. Как и при Демидове, на Колывано-Воскресенском заводе для экономии леса разрешалось делать только полуфабрикат (серебристый роштейн). Его перевозили в Барнаул и здесь выплавляли золотистое серебро. Вскоре на Барнаульский завод стали отправлять не только роштейн, но и руду.

Первая плавка серебра на Барнаульском заводе состоялась в марте 1748 года и оказалась неудачной – свинец вскипел, и кипящий металл вместе с серебром выбежал из печи. Причиной стало то, что нерчинский свинец, поставлявшийся на Алтай, был грязный. Руководивший плавкой Самуэль Христиании объяснял тогда: «У нас в Саксонии во время плавки серебра не разрешается даже с кусочком хлеба подходить к печи, чтобы не занести грязь».

Поскольку серебряное производство было стратегическим, крепостью был обнесен не только заводской поселок, но и сам завод. Более того: сереброплавильные печи, в которых выплавлялось серебро, были огорожены и во время плавки к ним не разрешали подходить посторонним. В момент добывания серебра из печей на предприятии собиралось все заводское начальство, процесс жестко контролировался.

Каждую зиму два санных каравана отвозили полученное серебро в Санкт-Петербург, где на Монетном дворе из него отделялось золото. Для этого использовалась царская водка – раствор серной и соляной кислоты. Серебро при обработке царской водкой превращалось в порошок, а золото собиралось на опущенных в раствор медных пластинах.

Читайте также:
В какой стране самое дешевое золото в слитках

Затем порошок сушили, переплавляли, и серебро восстанавливалось. Золото отделяли от меди в процессе переплавки. Кстати, документы, в которых описаны эти технологические процессы, до сих пор не опубликованы.

По подсчетам исследователей, треть серебра и почти половина алтайского золота поступала на монетный двор для изготовления российской монеты . Из него в 1750-е годы была сделана 90-пудовая рака для мощей Александра Невского, которая сейчас хранится в Эрмитаже. Кроме того, из нашего серебра чеканились медали и изготавливались украшения. Серебро стало основным источником доходов русских монархов.

Отсталые технологии подвели

В XVIII веке на алтайских заводах использовались передовые для своего времени технологии. Но они не менялись, и к середине XIX века сильно отстали от развивающихся немецких технологий. На наших заводах порой до 30 процентов серебра выгорало во время плавки. Только практически даровая рабочая сила приписных крестьян и мастеровых позволяла удерживать низкую себестоимость серебра.

Максимальные объемы производства были зафиксированы в 1770-е годы – до 1400 пудов в год. Это объяснялось тем, что начали перерабатывать самые богатые руды. Но вскоре началось падение. В конце XVIII века было решено, что ежегодно алтайские заводы должны давать 1000 пудов серебра. Вплоть до 1860-х годов этот уровень производства (чуть больше, чуть меньше) выдерживался, что приносило Кабинету полтора миллиона рублей прибыли.

После реформы 1861 года, освободившей приписных крестьян и мастеровых, плата работникам возросла в десять раз. Себестоимость серебра выросла. Чтобы сократить убытки производство сократили сначала до 500 пудов в год, потом до 300 пудов. Несмотря на это, в конце 1870-х годов алтайские заводы вместо прибыли стали приносить 170 тысяч рублей убытков.

В итоге в период с 1893 по 1897 год заводы были закрыты. Уже в 1896 году Алтайский горный округ был переименован в Алтайский округ. Горное дело осталось в прошлом.

Дмитрий Негреев.

Источник: dzen.ru

Как их обрабатывали золото серебро и медь

Превращение руды в металл предполагает осуществление целого ряда процессов, включая плавку в древесном угле на открытом огне или в горне. Плавка обычно производилась как можно ближе к рудникам, за исключением тех мест, где древесный уголь был недоступен. Плавка железной руды требовала применения более сложных методов — в частности с использованием сферических и шахтных горнов. Серебро получалось из свинца при помощи так называемого купелирования.

Жидкий металл разливали по формам для получения слитков, которые транспортировались в ремесленные центры для изготовления различных изделий. В бронзовом веке особые слитки меди в виде бычьей шкуры активно продавались по всему Центральному и Восточному Средиземноморью и на Крите. Некоторые металлы на продажу шли с Кипра, но большинство — из других мест, возможно из Анатолии.

Золото—единственный металл, встречающийся в природе в годном к употреблению виде в достаточных количествах. В Древней Греции его добывали путем дробления горных пород и промывки получившейся пыли в проточной воде для отделения частиц золота от посторонних включений — точно так же, как и при намывании золота в реках.

Золото, как правило, добывается в виде сплава с серебром или медью. Если серебро в сплаве присутствовало в большой пропорции, такой сплав назывался электрумом. Золото можно было извлечь путем нагревания рассматриваемого сплава в сочетании со свинцом в тигле из пористой глины. Ток воздуха через верхнюю часть тигля окислял свинец и посторонние включения, которые оседали на стенках тигля, оставляя в осадке золото или электрум. Этот и другие процессы, отделяющие золото от серебра, назывались купелированием.

Большинство изделий изготовлялось из листового золота, которое получалось путем проковки золотого слитка на наковальне. Другие методы включали использование филиграни — тонкой золотой проволоки для изготовления предметов декоративно-прикладного типа, таких как цепочки и серьги. Иногда золотые изделия отливались в формах.

Гранулирование предполагало использование шариков золота (или серебра), которые впаивались в ювелирное изделие. В первую очередь, из золота изготавливали именно ювелирные изделия — ожерелья, кольца, перстни с печатками, браслеты, серьги, подвески и булавки.

Читайте также:
Золото почему не растет

Золото использовалось при изготовлении посмертных масок, венков, сосудов, футляров для печатей и монет, а также для позолоты в виде золотых листьев. В сочетании со слоновой костью и серебром золото (хризоэлефантин) использовалось при сооружении культовых статуй. Золотые украшения довольно широко использовались уже в эпоху бронзы в Микенах, а с конца IV в. до н.э., в Эллинистический период, получили еще более широкое распространение в связи с началом разработки фракийских рудников. Золотые украшения самой различной формы стали в ту пору особенно популярными и по сути дела общепринятыми среди богатых людей.

Серебро получали в основном из галенита, который для этого дробили, промывали и просеивали. Затем галенит обжигался, чтобы убрать серные частицы, и плавился, чтобы получить смесь свинца и серебра. Серебро, так же как и золото, можно было очищать при помощи купелирования. Способы работы с серебром не сильно отличались от современных.

Нужную форму серебру могли придавать при помощи ковки, а затем убирать все следы полировкой. Украшения на серебре наносились посредством чеканки, гравировки, золочения и инкрустации чернью.

Серебро использовалось для изготовления ювелирных украшений, венков, различных сосудов. Вполне возможно, что свои серебряные аналоги имели практически все предметы, изготовлявшиеся из золота. Серебро также использовалось для изготовления монет и некоторых роскошных предметов столовой утвари. Так же как и в случае с изделиями из золота, очень мало крупных изделий из серебра сохранилось до нашего времени, поскольку их всегда стремились переплавить.

Медь получали путем плавления медесодержащих руд, таких как малахит, в простом горне. Медь и олово чаще всего использовали вместе для получения бронзы. Олово всегда было сравнительно редким металлом, залегающим в особых рудных пластах касситерита. Его также получали путем плавки руды в простом горне. Бронзу использовали для изготовления самых различных предметов, включая столовую утварь, монеты, оружие, статуэтки, треножники, котлы и ювелирные изделия.

Иногда бронзу обрабатывали в остывшем состоянии, но чаще отливали по формам с добавлением свинца, улучшавшего текучесть. Цельные предметы отливались в каменных формах, а сосуды открытого типа изготавливались путем отливки в каменных формах или путем ковки и формовки листовой бронзы. Из кусков бронзы или меди вырезались древнейшие вотивные приношения.

Некоторые ранние культовые статуи изготавливались из бронзовых пластин, закрепленных или набитых на деревянную основу. Цельные бронзовые предметы могли также изготавливаться особым способом литья в технике «утраченного воска» (cine perdue). При этом восковую модель покрывали глиной и обжигали, таким образом выплавляя воск, а затем расплавленную бронзу заливали в полученную полую форму через отверстие. После застывания глину отбивали.

Позже, особенно начиная с VI века до н.э., греки стали изготавливать более крупные полые предметы посредством отливки со стержнями (полое литье), которая очень напоминала способ литья в технике «утраченного воска». Один из подобных методов состоял в изготовлении грубой заготовки из глины, которой с помощью воска придавались законченные формы, а затем все это снова покрывалось глиной.

После этого в получившуюся форму вставлялись бронзовые штыри, так что после выплавления воска глиняная основа оставалась на месте. Расплавленная бронза заливалась в освободившееся после удаления воска пространство. Внешняя глиняная форма потом удалялась, иногда даже цельными кусками, чтобы в дальнейшем использовать их как образцы для форм.

Внутренняя глиняная основа оставлялась на месте или удалялась через отверстие, которое потом запаивалось бронзой. Очень большие объекты могли отливаться по частям в различных формах, установленных в ямах. Потом эти части спаивали или склепывали воедино.

Эмаль представляет собой стеклообразный материал, сплавленный с металлическим основанием (в основном — золотом или электрумом, реже — с серебром) в целях его украшения различными яркими цветами. Части верхнего слоя металла вырезались или сразу отливались так, чтобы в нужных местах сохранить полости, которые заполняли толченым стеклом и нагревали до тех пор, пока оно не сплавлялось с металлом, образовывая эмаль.

Читайте также:
Почему нельзя мусульманам носить золото

Свинец главным образом получали как побочный продукт при добыче серебра. Из свинца изготавливалось немало различных предметов — якоря, обшивка судов, крепежные строительные материалы, статуэтки, дешевые ювелирные изделия и грузила.

Железо получали путем плавления железной руды в горне. В отличие от других металлов, использовавшихся греками, железо полностью не плавилось даже при максимально доступной для их горнов температуре. В результате подобного плавления получалась жесткая и упругая металлическая масса, которую нужно было несколько раз проковывать (снова нагревать и в раскаленном состоянии отбивать молотом), чтобы превратить в кусок настоящего металла.

Для обработки железа греческие кузнецы использовали целый ряд различных инструментов. Наковальни представляли собой прямоугольные блоки железа. Большинство формовочных и отделочных работ производилось молотами различных форм и размеров, отверстия проделывались пробойниками. Кузнечное ремесло было распространено повсеместно, а греческие кузнецы производили множество предметов, прежде всего — различных инструментов, приспособлений и оружия.

Так, в произведениях древних авторов упоминаются кузнецы, специализировавшиеся на изготовлении копий, мечей, ножей и гвоздей.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 205-207.

Древние греки были великими мастерами, в совершенстве владели современными им технологиями металлообработки. Добывали и обрабатывали золото, серебро, медь, свинец. Правда, когда рассматриваешь наши современные изделия, хотя бы с это вот сайта http://www.trialli.ru/catalogue/transmissiya/privody/ то удивляешься тому, как далеко ушло вперёд развитие техники и технологии! Рулевое управление, приводы и подвеска просто несопоставимы с продукцией эллинов. А тормозная система?! На фоне этих устройств изделия античности представляются какими-то детскими поделками.

Источник: www.hrono.info

Как обрабатывают цветные металлы

Красноярский завод цветных металлов — крупнейшее в России предприятие по производству золота, серебра, платины, палладия и других драгоценных металлов. Недавно я побывал на экскурсии по этому заводу и сегодня хотел бы рассказать о том, как устроено производство.

1. Идея построить завод по производству цветных металлов появилась еще до войны, когда началась добыча руды на севере края в Норильске. В начале 40-х годов на заводе впервые были аффинированы платина и палладий, с 1945 началось уже полномасштабное производство благородных металлов.

2. Постепенно стали осваиваться технологии получения металлов спутников, таких как родий, иридий, рутений и осмий.

3. Сегодня завод производит 90% российской Платины, 95% палладия (1-е место в мире) и примерно 65% золота и серебра. Причем в переработку завод принимает все известные источники сырья: первичное (концентраты платиновых металлов), вторичное (лом драгметаллов и отходы предприятий), а также шлиховые платину и золото.

4. Так выглядит цех по обогащению руды. Плавильная печь «Мечта».

5. Слив полученного в печи сплава в аноды.

6. Так получаются сплавы серебра или серебрянные аноды.

7. Более чистое серебро получают с помощью электролиза. Цех, в котором проходит электролиз серебра.

8. Электролит для производства катодного серебра электролизом. Состав электролита – раствор азотной кислоты с растворенным нитратом серебра (AgNO3).

9. Анодом в таком процессе будет выступать загрязнённое серебро, а катодом – полоски нержавеющей стали.

10. Участок аффинажа платины.

11. Финишная соль платины – гексахлороплатинат аммония.

12. Полученную соль в дальнейшем отправляют на операцию прокаливания.

13. Все коммуникации между корпусами завода проходят под землей. Также здесь по трубам перегоняются различные реагенты необходимые для аффинажа. Однако из-за такой сложной логистики увеличивается время, которое тратится на производство. Поэтому в 2021 году планируется ввести в эксплуатацию новый более современный корпус аффинажного производства.

14. Плавка серебра.

15. Здесь разливают уже чистое серебро в слитки.

16. Так выглядит палладий на одном из этапов производства.

17.

18. Так называемое опробование «с кольца на конус». Позволяет увидеть посторонние вкрапления и произвести отбор пробы палладия.

19. Изначально завод производил только драгоценные металлы в различном виде — слитках, порошках. А в 1994 году на Красцветмете создано ювелирное производство.

Читайте также:
Золото конго что это значит

20. Как вы наверное знаете, в ювелирном производстве редко используются чистые металлы, обычно это какие-то сплавы. Вот например состав золота 585 пробы: серебро, медь, палладий, никель, золото — 59 %. Также в пробах серебра обычно присутствует медь и золото.

21. На участке непрерывного литья как раз получают нужные пробы. Золото и серебро вытягивается в прутки и полосы, сматывается в рулоны, превращается в проволоку и пластины для изготовления ювелирных украшений.

22. Участок цепевязания и пайки.

23. Полностью механизированное производство цепей и браслетов Красцветмета считается одним из лучших в России. Здесь работает 140 станков, каждый из которых может производить до 400 метров цепей за смену.

24. Важным показателем качества цепей и браслетов является их прочность. Качественное соединение звеньев делается с помощью процесса порошковой пайки, а также с помощью методов аргонно-дуговой и лазерной сварки. Каждая цепочка проходит тест на разрыв до передачи на следующую стадию производства.

25.

26. Продукция участка.

27. Участок ковки и алмазного гранения.

28.

29. Шлифовка цепочек. Цепочка «примерзает» к барабану и не двигается, когда ее шлифуют.

30. Алмазное гранение — процесс, которому подвергаются практически все цепи и браслеты.

31. В итоге все изделия отправляются на участок финишной обработки. Ювелиры нарезают цепочки и браслеты нужной длины, проверяют их качество, надевают на изделия микроскопические замочки. После прохождения государственного контроля пробы металла на изделие ставится именник завода-изготовителя и клеймо Государственной пробирной палаты.

32. Отшлифованные цепочки.

33. Еще один участок — здесь делают катализаторные сетки. Это вязальный аппарат, который делает сетку из сплава платины и палладия.

34. Эти сетки широко применяются в современной химической промышленности.

35. Любое химико-металлургическое производство, конечно, не обходится без выбросов. Однако на Красцветмете внедрены весьма современные технологии по очистке. Кроме того, из-за особенностей производства, практически все циклы замкнутые. Например вода, которой омывается одежда и обувь сотрудников завода, проходит очистку и вновь используется в производстве. В процессе этой очистки собираются мельчайшие частицы драгоценных металлов, которое опять же снова используются.

36. Мониторинг проводится каждые 6 минут в автоматическом режиме. И если где-то показатели превышают установленные, информация об этом сразу же поступает на пульт диспетчера. Благодаря внедрению современных технологий очистки, удалось значительно сократить выбросы. Сейчас доля выбросов завода составляет менее одного процента от всех городских выбросов.

37. Год назад начал свою работу RD парка разрабатывают технологии очистки драгоценных металлов, новые методики их обработки и применения.

39. Здесь работает несколько десятков лабораторий, ведущих разработки в таких областях как: переработка сырья, содержащего драгоценные металлы, металлообработка и производство технических изделий с использованием драгоценных металлов, природоохранные технологии и создание экологичного производства, моделирование, проектирование и инжиниринг.

40. Все сделано очень красиво и современно, талько картинка за окном напоминает о тот, что находишься в корпусе завода.

41. А так выглядит готовая продукция Красцветмета. Вот такой небольшой слиток платины весит больше 5 килограмм! Для сравнения палладий такого же размера весит на 2 килограмма меньше.

42. Продукция это не только слитки, но и порошки драгоценных металлов и другие технические соединения.

43. Таскать руками слитки тяжеловато, поэтому здесь используют специальный пневматический рукав.

44. Слитки в обязательном порядке маркируют. Покупателями часто являются различные банки, крупные российские и зарубежные компании, а также поставщики сырья из которого эти слитки и получают.

45. На сегодняшний день «Красцветмета» — крупнейшее в мире предприятие, где в промышленных масштабах производится аффинаж всех металлов платиновой группы, а также золота и серебра. Продукция «Красцветмета» соответствует мировым стандартам и включена в списки «Good Delivery» (высокое качество поставки) на международных торговых биржах.
100 % акций ОАО «Красцветмет» принадлежат администрации Красноярского края.

Источник: ikaketosdelano.ru

Рейтинг
Загрузка ...