Своим названием и началом бронзовый век обязан тому моменту, когда в медь научились добавлять олово и, таким образом, получили бронзу. Произошло это в III тысячелетии до нашей эры.
Золотисто-розовый металл
Медь была практически первым металлом, с которым человек работал очень плотно. Обусловлено это было тем, что добыть медь из руды было не так сложно, да и сама руда была не редкостью. Свой насыщенный желто-красный оттенок металл получает в результате того, что на воздухе обволакивается оксидной пленкой. Сама по себе медь пластична и имеет золотисто-розовый оттенок, который отличает ее (наряду с золотом, цезием и осмием) от остальных металлов с их серо-серебристым оттенком. В современном мире медь получают тремя способами:
- Пирометаллургия – работа с сульфидными рудами.
- Гидрометаллургия – работа с кислотами и растворами.
- Электролиз – работа с раствором сульфата меди.
Металлы вокруг нас. Медь, олово, железо, свинец. Ч.1
Серебристый металл
Низкая температура плавления, легкость, пластичность и коррозионная стойкость – эти свойства делают олово желанным металлом. О его чистоте судят по, так называемому, «оловянному крику» — при сгибании брусок чистого олова издает скрипящий звук (напоминает скрип морозного снега под ногой), а при малейших примесях «крика» не будет совсем. Расплавить олово совсем просто – достаточно пламени свечи. Это дало возможность изготавливать из красивого серебристо-белого металла разные предметы обихода, а добавление олова в медь позволило получить более твердый метал – бронзу, ставшую символом целой эпохи.
Достоверно пока не известен тот период, когда из олова стали отливать отдельные изделия без добавления других металлов. Археологических находок такого типа крайне мало, поэтому судить о начале использования олова, как самостоятельного материала для изготовления чего-либо судить довольно сложно.
Рудокопы бронзового века
Если говорить о том, что происходило с медью и оловом в древние времена, то, не смотря на множество известных фактов, остается еще и довольно много нераскрытых секретов. Древние рудные шахты находят по всему миру: Урал, Западная Сибирь, Африка, Тибет. Это далеко не весь перечень мест, где велись горные разработки. Справедливости ради стоит заметить, что древние рудокопы при отсутствии каких-либо научных геологических знаний довольно тщательно работали с жилами руды – они шли вдоль и выбирали только самые крупные линзы, оставляя мелкие вкрапления без внимания.
Поражает еще один факт: при довольно больших объемах добытой меди и олова украшения из меди могли себе позволить только знатные люди. Возникает вопрос: «Куда девались излишки?». Еще одна характерная черта древних мест добычи руды – отсутствие плавильных печей по близости от рудника. Это наталкивает на мысль, что руду перевозили на переработку в централизованные места.
История открытия первых металлов
Источник: olovok.com
Как люди в бронзовый век добывали медь и олово?
Своим названием и началом бронзовый век обязан тому моменту, когда в медь научились добавлять олово и, таким образом, получили бронзу. Произошло это в III тысячелетии до нашей эры.
Золотисто-розовый металл
Медь была практически первым металлом, с которым человек работал очень плотно. Обусловлено это было тем, что добыть медь из руды было не так сложно, да и сама руда была не редкостью. Свой насыщенный желто-красный оттенок металл получает в результате того, что на воздухе обволакивается оксидной пленкой. Сама по себе медь пластична и имеет золотисто-розовый оттенок, который отличает ее (наряду с золотом, цезием и осмием) от остальных металлов с их серо-серебристым оттенком. В современном мире медь получают тремя способами:
- Пирометаллургия – работа с сульфидными рудами.
- Гидрометаллургия – работа с кислотами и растворами.
- Электролиз – работа с раствором сульфата меди.
Серебристый металл
Низкая температура плавления, легкость, пластичность и коррозионная стойкость – эти свойства делают олово желанным металлом. О его чистоте судят по, так называемому, «оловянному крику» при сгибании брусок чистого олова издает скрипящий звук (напоминает скрип морозного снега под ногой), а при малейших примесях «крика» не будет совсем. Расплавить олово совсем просто – достаточно пламени свечи. Это дало возможность изготавливать из красивого серебристо-белого металла разные предметы обихода, а добавление олова в медь позволило получить более твердый метал – бронзу, ставшую символом целой эпохи.
Достоверно пока не известен тот период, когда из олова стали отливать отдельные изделия без добавления других металлов. Археологических находок такого типа крайне мало, поэтому судить о начале использования олова, как самостоятельного материала для изготовления чего-либо судить довольно сложно.
К прочтению: Сварка ферм для навеса из профильных труб
Рудокопы бронзового века
Если говорить о том, что происходило с медью и оловом в древние времена, то, не смотря на множество известных фактов, остается еще и довольно много нераскрытых секретов. Древние рудные шахты находят по всему миру: Урал, Западная Сибирь, Африка, Тибет. Это далеко не весь перечень мест, где велись горные разработки. Справедливости ради стоит заметить, что древние рудокопы при отсутствии каких-либо научных геологических знаний довольно тщательно работали с жилами руды – они шли вдоль и выбирали только самые крупные линзы, оставляя мелкие вкрапления без внимания.
Поражает еще один факт: при довольно больших объемах добытой меди и олова украшения из меди могли себе позволить только знатные люди. Возникает вопрос: «Куда девались излишки?». Еще одна характерная черта древних мест добычи руды – отсутствие плавильных печей по близости от рудника. Это наталкивает на мысль, что руду перевозили на переработку в централизованные места.
Источник: xn—-ntbhhmr6g.xn--p1ai
5.1. Некоторые сведения об истории медных сплавов
Древние мастера по металлу не оставили описаний приемов обработки и составов сплавов, применявшихся для изготовления разных предметов. Такая литература появляется только в средневековье, но в ней названия сплавов и терминология не всегда поддаются расшифровке, поэтому источником сведений являются исключительно сами вещи.
Существует множество работ, посвящённых результатам исследований древних предметов. Из них мы узнаем, что первое появление изделий из меди археологи относят к VII тыс. до н.э. Это были кованые предметы из самородной меди. Затем появляется металлургическая медь и сплавы меди с другими металлами.
На протяжении нескольких тысячелетий в основном из меди и ее сплавов изготавливались различные предметы: орудия труда, оружие, украшения и зеркала, посуда, монеты. Составы древних сплавов весьма разнообразны, в литературе их условно называют бронза. К наиболее ранним относятся мышьяковистые и оловянистые бронзы.
Кроме олова и мышьяка в древних сплавах часто присутствует свинец, цинк, сурьма, железо и другие элементы в виде микропримесей, которые попадали в металл с рудой. Состав сплава подбирался весьма рационально в зависимости от функционального назначения предмета и используемой техники изготовления. Так, для литья художественных изделий был выбран рецепт тройного сплава медь-олово-свинец, применявшийся в античной Греции, в Римской империи, на Ближнем и Среднем Востоке, в Индии; в Китае бронза была одним из самых распространенных сплавов. На литых предметах из такой бронзы со временем образуется красивая патина, которая в некоторых случаях сохраняется и на археологических предметах.
плавы получали не только из чистых металлов, но и путем смешивания различных руд, в результате чего получали такие сплавы как латунь и медно-никелевый сплав, за много веков до того как научились добывать металлический цинк и никель. Латунь впервые упоминается в VIII в. до н.э. Известный исследователь древних технологий Форбес считает, что народы Малой Азии первыми стали получать латунь. В новое время металлический цинк и латунь впервые получили в Англии лишь в 1738- г.
Большое значение при изготовлении вещей имел цвет металла после шлифовки и полировки. В средневековых источниках сплавы называются по цвету: красная медь, латунь — желтая медь; зелёная медь — бронза, белая медь или белая бронза — светлые сплавы. С XVIII века в связи с развитием промышленности и возможностью получать различные металлы в чистом виде возникли новые композиции сплавов. Большое распространение получили сплавы, похожие по цвету на золото. Как правило, они состояли из меди, цинка и олова в разных соотношениях.
Нейзильбер (буквально, новое серебро) — немецкий сплав, содержащий медь — основа, никель (5-35%) и цинк (13-45%). Обладает высокой коррозионной стойкостью и прочностью, удовлетворительной пластичностью.
Технология изготовления различных предметов из металла также претерпела эволюцию: первые изделия изготовлялись холодной ковкой, затем было освоено литье, сначала в открытую форму, затем в закрытую и., как наиболее развитая техника литья, литье по выплавляемым моделям; восковое литье в Египте было уже в III тыс. до н.э. Холодной ковке на смену пришла горячая ковка и использование термообработки для получения специальных свойств металлов.
По-разному конструктивно оформлялись предметы, в определенный период появляется ковочная сварка, пайка, сочетание кованых и литых элементов. Предметы перестают иметь чисто утилитарное значение; украшаются насечкой и инкрустацией ножны и рукояти мечей и кинжалов, становятся нарядными элементы конской упряжи и снаряжения всадников, появляется художественно украшенная посуда.
Получают развитие различные технические и ювелирные приемы работы с металлами. Нужно заметить, что все это уходит в глубокую древность. Так, в царских гробницах Ура (29 в. до н.э.) был найден золотой кинжал в ножнах, в декорировке которого применялись зернь и филигрань. С древнейших времен стали использовать украшение предметов из меди и медных сплавов другими металлами.
Золотилась или серебрилась вся поверхность или выявлялся таким способом рисунок. Появляется инкрустация из золота и серебра. Некоторые предметы декоративно-прикладного искусства из металла имели искусственную патину. Первые опыты по патинированию металлов начались, видимо, в Европе с эпохи Возрождения, вдохновленной открытием античного искусства.
Искусство барокко почти всегда предпочитало светлый блестящий металл. В предметах прикладного искусства в стиле рококо старались еще более усилить блеск, чистой бронзы обильным применением позолоты и сплавов, имитировавших золото. Золочение; было очень разнообразным., В ХVIII в. появляется матовое золочение, позолота различных оттенков.
Иногда на одной вещи сочеталось матовое и блестящее золочение. Лишь в конце XVIII — нач. XIX в. искусственная патинировка опять входит в моду. Её вдохновителем явилась античность после раскопок Помпеи и Геркуланума. Своеобразное применение она нашла в стиле ампир. Патинировались отдельные детали бронзовых украшений мебели, часов, подсвечников.
Почти всегда патинирование детали сочеталось с золочением. Плотная черно-зеленая патина, нанесённая без учета моделировки, полностью скрывала цвет металла. Массовое патинирование под старину началось с середины XIX века. В это время было создано большее число всех известных ныне способов патинировки.
Кроме патинирования химическими веществами, применялись пигменты на связующем, масляное горячее патинирование, покрытие цветным лаком. Способы патинировки были секретом мастера или мастерской.
Первоисточник:
РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛА. Методические рекомендации. ВНИИР. сост. М.С.Шемаханская М., 1989
- 5.1. Некоторые сведения об истории медных сплавов
- 5.2. Коррозия меди и медных сплавов
- 5.3. Свойства меди и продуктов ее коррозии
- 5.4. Электролитическая и электрохимическая очистка меди и ее сплавов
- 5.5. Химическая очистка
- 5.6. Стабилизация
- 5.7. Очистка изделий из меди и ее сплавов, украшенных другими металлами
- 5.8. Реставрация полностью минерализованного сыпучего археологического металла
- 5.9. Реставрация изделий с сохранением патины
- 5.10. Патинирование
Источник: tsvetmet.wordpress.com