Как писать икону по золоту

Все участки иконы, подлежащие золочению, можно вначале пройти взбитым белком куриного яйца — для закрепления грунта. Белок наносят мягкой кисточкой и хорошо просушивают. Затем все эти участки слегка смазывают шеллачным лаком. Если лак налить густо, он расплывается и, быстро застывая, образует по своим границам нежелательные возвышения.

Быстросохнущий лак не всегда удается проложить ровно. Поэтому после полной просушки лака обрабатываемую поверхность необходимо сгладить, то есть подчистить скальпелем случайные неровности. Затем упругой кисточкой (лучше лопаточкой) на подготовленные участки левкаса тонким слоем наносится масляный лак. Для ровности, где возможно, его можно загладить пальцем. Кисточку и руки по окончании работы надо протереть подсолнечным (или льняным) маслом и вымыть водой с мылом.

Через несколько минут лак перестает маслиться, и тогда, на последних стадиях его просыхания, надо приступать к золочению. Если лак очень свеж и отлип велик, золото может «утопнуть» и потерять блеск; если лак пересох, золото не будет прочно держаться и даже не будет приставать. Придется наносить новый слой лака.

Самоучитель иконописи | Пишем икону святой Иларии

Когда площадь золочения большая и желательно, чтобы отлип держался дольше, в лак можно добавить несколько капель олифы. Морданный лак в этом отношении удобнее. Его готовность испытывается кусочком ваты в каком-нибудь незаметном месте: если лак не забирает ворсинок ваты при легком к нему прикосновении, он готов и его способность брать золото после этого сохраняется до 10–12 часов, что является большим удобством для позолотчика. Кроме этого, во время работы золото можно приглаживать ватой.

Золото, положенное на масляные лаки, не шлифуется. Шлифуется золото, положенное на так называемый «полимент». Полимент — французское слово, образованное от глагола «полировать» (лощить).

Золочение на полимент – работа очень трудоемкая, требующая навыка; отполированная поверхность этого золота приобретает чрезвычайный блеск, чем сильно отличается от золота, положенного на масляные лаки имеющего известную матовость. На иконах, имеющих позолоту на полимент, в местах потертостей всегда можно видеть красную подкладку полимента. Время внесло в эту технику много украшений. Фоны и поля получили чеканку. Рисунок чеканки на полях стал раскрашиваться под эмаль.

В позднейшей практике иногда прибегали к золочению «цирью», «цировкой» (от немецкого слова zieren — украшать). Этот прием заключается в следующем. Перед наложением красок или вся доска, или те детали иконы, где предполагается золотой узор, покрываются листовым золотом (или на полимент, или на лаки). После просушки золото следует еще покрыть лаком и просушить.

Чтобы краска не соскальзывала, вызолоченная поверхность должна быть протерта срезанной долькой чеснока. Затем наносится рисунок, накладываются краски, пишутся лики, а в местах, где должен быть узор, краска процарапывается до золота, так и получается нужный узор. Такая работа называется «писать золотом в проскребку».

Читайте также:
ЗаБайкалья где золото моют в горах

Процесс написания иконы

Ремесленники вместо золота пользовались также алюминием, или фольгой. Белые листы фольги так же, как и золота, накладывались на левкас и покрывались прозрачным желтым лаком, который придавал поверхности вид позолоты.

  • Ассист (инокопь)
  • Сийский Подлинник
  • Выбор основы для иконы
  • Грунтовка: что необходимо
  • Выбор материала под основу
  • Обработка доличного
  • Приготовление доски к грунтовке

Источник: www.ukoha.ru

Техника письма

В Византии зародились основные иконографические типы икон, из Византийской традиции иконописи, берут свое начало множество школ письма: Московская, Новгородская, Ярославская, Ростовская, Строгоновская, Владимиро-Суздальская и многие другие. Византийская культура оказала благотворное влияние на эстетическое восприятие и духовное становление иконописцев древней Руси.

;»>Византия
;»>иконопись иконопись иконопись

Но в иконописании важны не только духовный настрой, чистота и ясность мысли, но и материалы, по средствам которых создается икона. В иконописании всё подчинено строгим правилам. Ни техника письма, ни применяемые материалы, не могут быть случайными, чуждыми устоявшемуся канону.

Случайное в иконе случается только случайно, по неопытности, невежеству, недомыслию или самочинию иконописца. Всё каноническое-церковное. Церковное искусство хранит иконописные приемы, идущие из глубины древности.

Доска

Основа для иконы должна быть прочной и долговечной, она олицетворяет нерушимые законы Бытия. Как каменные скрижали, на которых Бог повелел Моисею запечатлеть заповеди Божии людям. Мы используем липовые доски из хорошо просушенной древесины с дубовыми шпонками, предотвращающие выгибание доски.

Левкас и паволока

Задача левкасчика, превратить доску в стену, ведь поверхность иконной доски, с её меловым левкасом, напоминает стену храма, а техника иконописи берет своё начало от фрески.

На доску наклеивается паволока и наносится левкас, со строгим соблюдением традиционных рецептур. К качеству льняной паволоки и меловому левкасу нужно относиться очень внимательно, от них во многом зависит срок жизни иконы. Мы не упрощаем технологию, не используем “синтетический левкас”, только меловой, на основе мездрового клея и льняной олифы, проверенный веками.

Читайте также:
Когда добывают золото в Австралии

Прорись

Когда основа готова, и собрана вся информация об образе который предстоит писать, иконописец делает прорись (знаменит рисунок) , затем иглой или тонким шилом чертит графью.

;»>Рисунок
Золото

Отдельные элементы иконы (нимб, лузга, поле, ковчег), или фон целиком золотятся сусальным золотом. Золотой фон иконы- чистый, беспримесный цвет, тождественный незамутненному солнечному свету. Мы не используем никаких имитаций золота (поталь), только качественное натуральное золото 960 пробы, в иконе всё должно быть правдиво и недопустима никакая ложь, подмены, упрощения.

Краски

Далее с Божией помощью, вооружившись постом и молитвой, иконописец приступает к этапу письма. Под кистью художника поверхность доски начинает пробуждаться и в золотом сиянии иконы, словно в море Божественной Благодати, проплывают библейские сюжеты, возникают образы Спасителя, Богородицы, святых.

Какими красками писать икону? Ответ дать не сложно. В красках выражаются наглядно созерцаемые сути вещей, духовное существо иконы. Выбор красок осуществляется не художником, а разумом истории.

Темпера (ПВА) с яичной эмульсией

Например, современной темперой ПВА (искусственные пигменты на синтетической основе) с добавлением яичной эмульсии, можно достичь хороших результатов. Современные кадмии, кобальты и разнообразные окиси – светоустойчивы, крепки и долговечны, цвета на иконе смотрятся ярко и насыщенно. У них много достоинств, особенно при умелом обращении и богатом опыте. Часто возникают ситуации, когда применение темперы ПВА логично и оправданно.

Натуральные минеральные пигменты

Но всё же, мы предпочитаем писать теми же красками, что и писали многие поколения иконописцев до нас, природными натуральными пигментами. Минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.

Ничем невозможно имитировать благородный цвет природной киновари, чистоту и глубину лазурита, нежный зелено-голубой цвет диоптаза, торжественный золотой блеск аурипигмента и реальгара. Помимо уникального и естественного цвета, они передают замечательные оптические эффекты за счет прозрачной кристаллической структуры минералов, активно отражающих свет. В некоторые охры мы специально добавляем кварц.

;»>Иконописец
Читайте также:
Сколько стоят кроны в золоте teso

Олифа и лак

На финальной стадии, икона несколько часов пропитывается льняной олифой, она связывает левкас и красочный слой, икона становится монолитной и долговечной. Олифа приводит краски к единству общего тона, придает им глубину, объединяет цвета золотистой теплотой. После высыхания олифы икону можно дополнительно покрыть лаком.

Исследуя рецепты древних мастеров мы стараемся подчерпнуть в них лучшее, освоить интересные приемы, уникальную манеру письма, понять и осмыслить то духовное устремление и красоту идеалов, позволявших им создавать свои шедевры. Задача художника – отобразить красоту земного мира. Иконописца – мира Духовного, и мы стремимся в полном объёме воплотить весь полученный нами опыт в нашей работе, внести и нашу малую лепту в возрождение старинных традиций иконописи.

Мира вам и добра.

  • Иконы
  • Именные иконы
  • Мерные иконы
  • Семейные иконы
  • Иконы Петра и Февронии
  • Венчальные иконы
  • Иконы Спасителя
  • Иконы Богородицы
  • Троица
  • Ангелы и Архангелы
  • Праздники
  • Многофигурные иконы
  • Храмовые иконы
  • Иконы с гравировкой, камнями, басмой
  • Живописные иконы
  • Реставрация
  • Киоты для икон

Источник: ikona-radoneg.ru

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИКОНЕ

Иконная липовая доска с тыльными встречными шпонками из дуба.

  1. ЛИПОВАЯ ДОСКА со шпонками . Бывает ковчежная или без ковчежная. Ковчег представляет собой небольшое углубление в середины иконы, ограниченное полями иконы . Возвышающиеся края над ковчегом края доски-это поле, а скос между полем и ковчегом называется – лузга. В иконе все символично : и здесь ковчег являет собой образ «СПАСЕНИЯ» — как КОВЧЕГ ЗАВЕТА. Самым лучшим деревом для живописи является липа мелкослойная. Доски делаются из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются клеем. Иконные доски под живопись изготавливают специалисты по обработке дерева – столяры. В этом случае можно расчитывать на хорошее качество. Доски, сделанные неспециалистами отличаются низким качеством отработки , т.к. часто лопаются по швам и их выгибает в разные стороны.

Первоначально делается рисунок будущего образа для иконы — так называемая ПРОРИСЬ, которая должна соответствовать церковным канонам.

  1. ПАВОЛОКА – есть ткань, как правило льняная. Она наклеивается на иконную доску с лицевой стороны. Служит для хорошей связи с левкасом, способствует равномерной усадки иконы-т.к. икона подвластна температурно-влажностному режиму. Паволока способствует долговечности и сохранности иконы. Имеет огромное значение в возможной последующей реставрации иконы ( спустя столетия) , т.к. на ней держится левкас и красочный слой. Иконные залевкашенные доски различных размеров с ковчегом и без него ( плоские) — готовы к рисунку и живописи.

  1. ЛЕВКАС— этим словом называется в древнерусской живописи многослойный грунт. Он состоит из мела, реже алебастра и клеев животного происхождения( каллогеновые клеи) таких как осетровый , мездровый, костный и т.д. Составы и способы приготовления левкасов различны. Левкас может быть жестким или пластичным в зависимости от целей. Для икон с резьбой по левкасу , позолотой и эмалями необходим пластичный левкас. Как я описывал выше, левкас состоит из нескольких слоев… от 8 до 12. Все зависит от задачи иконы и работы над нею. Мел – это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95-96 % чистого углекислого кальция. Порошок из природного мела очищают от песка и других примесей отмучиванием в воде. После нанесения левкаса и его высыхания , его шлифуют тонкозернистой шлифовальной бумагой. Поверхность левкаса должна быть белой и гладкой, что бы она просвечивалась из под слоя живописи.
Читайте также:
Когда получат дивиденды акционеры полюс золото

​На этой фотографии икона уже залевкашена , перенесена прорись ( рисунок образа) на икону , сам рисунок процирован тонкой иголкой. Икона позолочена сусальным золотом и готова к живописи.

  1. ЗОЛОЧЕНИЕ – это нанесение на поверхность подготовленного левкаса иконы листового СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА, СУСАЛЬНОГО СЕРЕБРА и др. металлов. Инструменты для золочения. Здесь показана резьба по левкасу, золочение выполнено на «полимент»- одно из саых дорогих — и имеет зеркальный блеск. Шлифовка агатовым зубком сусального золота, положенного на полимент. Именно эта очень ответственная и сложная последняя операция дает зеркальный блеск золоту.
  2. Естественно, золочению предшествует рисунок , композиция иконы. Этот этап носит индивидуальный характер—и, как правило, обсуждается с заказчиком заранее. Из предварительно отожженных ( для мягкости) посредством ручной ковки получаются тончайшие листы сусального золота или серебра. На самых ранних древнерусских иконах золото имеет зеленоватый оттенок из-за повышенного содержания серебра. Процесс золочения требует скурпулезной подготовки – и такая черта как аккуратность имеет в нем превалирующее значение. Существует так же много видов и способов золочения. Золочение- это трудоемкий и ответственный этап при создании иконы. Перед нами готовый образ БОГОЛЮБСКОЙ БОГОРОДИЦЫ — икона написана и покрыта защитным слоем.
  1. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ — это вещества натурального или искусственного происхождения которые способны окрашивать тот или иной материал , не соединяясь с ним химически. Все пигменты делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические пигменты — это белые, черные, серые. Хроматические пигменты—все цветные. Хроматические пигменты , в свою очередь, делятся на 2 группы: теплые— ( желтые, оранжевые, красные) и холодные ( зеленые, голубые, синие, фиолетовые). По химическому составу пигменты делятся на минеральные и органические. Наука о минералах и пигментах напрямую связана с химией и физикой, я считаю не стоит акцентироваться – доверьте это профессионалам.

Я пишу иконы более 20 лет и опыт в этой области огромен. Использую в своей работе исключительно минеральные краски, купленные не в магазине, а у геологов— людей специалистов в своем деле.

Природный минеральнай камень АЗУРИТ — относится к полудрагоценным камням — один из самых дорогих в иконописи. Представлен в своем естественном виде и рядом в измельченном в ступке.

Читайте также:
Как накрутить золото в цивилизации 5

Проникнув миром иконы как иконописец и реставратор – понимаешь, что образцом для подражания и совершенствования является расцвет древнерусского искусства 15-16 веков , где не было химических пигментов, искусственно приготовленных. Ведь в древнерусской иконе все натурально – от начало до конца—от изготовления иконной липовой доски до покрытия ее природной натуральной льняной олифой. И эти материалы да нам на благо Сам Господь , Создатель всего сущего.

Натуральные минеральные краски сначало дробятся в латунной ступке, и лишь измельчившись — перетираются на стекле курантом.

Лично я, как иконописец с большим опытом , могу сравнить натуральные минеральные краски с живыми цветами; а искусственные пигменты, продающиеся в художественных салонах с искусственными цветами. Живые цветы и искусственные пластмассовые— находите разницу? Минералы дробятся в ручную в ступке, затем в ручную перетираются на куранте и на Святой воде с молитвой —как в древности.

Цвета и оттенки натуральных камней завораживают! При работе с ними над иконой особенно становишься чутким и проникновенным, настраиваясь на » молитвенное делание» , и понимая что это все дано в руки иконописцу Творцом всего сущего.

Цвет минералов совсем иной—живой, обладающий мерцанием. В своей работе над иконой я использую такие минералы и земли как: киноварь, аурипигмент, хлорид, гематит, кровавик, лимониты различных оттенков, мумии , малахит , вивианит и, конечно же,— полудрагоценные камни как азурит и лазурит.

КИНОВАРЬ — натуральный минерал, обладающий красивейшим цветом и плотностью! Чем дольше перетираешь киноварь — тем цвет ее становится ярче и ярче! Один из моих любимых камней.

Особенно красиво «горит» киноварь — красный минерал , когда подносишь к иконе свечу на вечерни….

Конечно — натуральные минералы стоят не дешево, но я в своей работе акцентирую внимание не на цене, а на качестве. А качественная и скурпулезная работа не может быть сделана быстро. Быстро может художник написать этюд с натуры. Но этюд останется этюдом — и это нужно понимать при написании православной иконы! Когда пишешь икону, то понимаешь, что уходишь совсем в другой Мир — теряешь чувство времени : Находясь в Бытии соприкасаешься с Небытием.

Есть такое неписанное правило в работе над иконой: если иконописец пишет икону , соответствуя всем канонам Православной Церкви с молитвой , вкладывая в создание образа частичку своей души и , чем больше он отдается иконе- тем больше будет ему дадено Богом в дальнейшем его мастерстве и художественном совершенстве!

При заказе иконы нужно конечно понимать, что затратная материальная составляющая на изготовление иконы, левкас, сусальное золочение, натуральные краски имеет место быть. И соответственно : цена на икону складывается на материалы + работа иконописца.

Рейтинг
Загрузка ...