Выдержка из книги Н.М. Зиновьева «Искусство Палеха».
«Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивают с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу.
Принятая норма золота для приготовления одной порции – десять листов. Она является самой подходящей как для получения высококачественного золота, так и для процесса его творения.
В чистое чайное блюдце насыпают два грамма гуммиарабика порошком, вливают несколько капель воды и размешивают указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Этим же пальцем переносят в блюдце лист золота. Палец осторожно поднимают и снова прижимают, вследствие чего золото рвется на мельчайшие частички и всасывается в клейкую массу.
Делать это надо осторожно, не крутить золото, а рвать его вертикальными движениями пальца, иначе оно может закататься катышками и будет плохо растираться. Так постепенно снимаются все десять листов. Это первая стадия творения.
Как правильно творить золото
Теперь надо растирать золото. Делают это тем же пальцем, двигая его то вправо, то влево по окружности блюдца. Растирают с большим нажимом в продолжение полутора часов, время от времени добавляя по нескольку капель воды. Это вторая стадия творения.
Когда уже видно глазом и палец чувствует, что золото растворилось мелко, в получившуюся массу для большей клейкости добавляют ещё два грамма гуммиарабика и снова „творят», чтобы гуммиарабик хорошо соединился с золотом. Теперь в блюдце надо влить треть чайного стакана чистой воды, хорошо размешать и поставить на отстой. Золото отстаивается через двадцать минут, после чего лишнюю воду сливают и просушивают, держа блюдце над лампой. Это третья стадия творения.
Просушенное золото готово для тончайшей росписи. Весь процесс требует соблюдения исключительной чистоты, так как если в золото попадет пыль или какие-нибудь соринки, им будет плохо писать.
У малоопытного мастера золото может получиться непригодным для росписи. Неудачное творение золота зависит от нескольких причин. Первая причина: взято недостаточно гуммиарабика – при росписи золото не будет держаться на предмете, будет стираться с него. Вторая причина: гуммиарабика положено слишком много – золото не будет блестеть, будет казаться желтой краской. Плохо творёным золотом нельзя писать тонко.»
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: mosip.ru
Золочение площадей
По окончании нанесения рисунка иконы на левкас и закрепления его графьей левкас тщательно протирается суконкой для освобождения его от всякой пыли и даже следов карандаша.
Приступая к описанию золочения, нужно, прежде всего, помнить, что эта работа чрезвычайно тонкая, трудная и иконописец должен сосредоточить тут все свое внимание. В подтверждение сказанного можно упомянуть, что некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой для избежания оседания пыли, ибо малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.
Как добывают золото на драге
Площади, намеченные для позолоты, венчики, фоны, короны, оплечья, поручи и т. д. предварительно грунтуются к восприятию золота. Материалом для позолоты служат разные виды листового золота и особая краска, так называемое «твореное золото». Здесь следует заметить, что бронзирование и подделка «под золото» в иконописи вовсе не допускаются.
Существует несколько способов позолоты: на мордан, на полимент и твореным золотом. Мы опишем каждый в отдельности.
Золочение на мордан. Такое золочение дает матовую позолоту, и приемы его таковы: места под позолоту предварительно грунтуют, то есть покрывают ровным слоем красной охры или киновари, растворенной на желтке, все площади, требующие позолоты. Кисть для наложения грунта нужно выбирать беличью, плоскую, которой легче можно наложить ровный слой. Следует, однако, заметить, что на таком грунте окончательный оттенок позолоты окажется теплее.
После просушки грунта его старательно протирают суконкой для выравнивания и полировки. В случае надобности, если грунт после полировки оказался неудовлетворительным, его покрывают вторым слоем краски, дают вновь просохнуть и полируют заново.
Мордан — смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом (сиккативом) и примесью лаков. Существует в продаже несколько сортов мордана для позолоты, с разными сроками его сушки (через 6, 12 и 24 часа) после покрытия мест на позолоту.
После окончательной просушки и полировки грунта его покрывают тонким и ровным слоем мордана, тщательно избегая при этом затронуть или задеть кистью соседние площади, не предназначенные для позолоты.
Когда все площади покрыты морданом, доску ставят для просушки лицевой стороной к стене или же кладут ее в коробку или в ящик, который затем тщательно закрывают для предохранения от пыли покрытых морданом площадей во время сушки. Мордан сушится, как указано выше, в продолжение 6, 12 или 24 часов. Признаком готовности мордана к восприятию позолоты является состояние его «отлипа» от пальца, то есть когда, при легком прикосновении пальцем к поверхности мордана, палец будет чувствовать этот «отлип», совершенно не принимая, однако, на себя мордана.
Для позолоты на мордан можно рекомендовать пользоваться листовым золотом, прикрепленным к листкам тонкой бумаги и продаваемым в книжечках. При накладывании такого листка бумаги, с прикрепленным золотом, на мордан золото прилипает к мордану и легко отстает от листка бумаги, на котором оно держалось. Нужно только стараться, чтобы сама бумага отнюдь не касалась мест, покрытых морданом.
Наложив лист с золотом на мордан, слегка проводят по бумаге пальцем или ватой, чтобы золото плотнее пристало к нему, и так продолжают накладывать золото на все другие места иконы для позолоты.
Понятно, что когда золото накладывается на участок иконы, то оно должно несколько перекрывать границы его. Эти перекрытия не прикрепленного морданом золота должно оставить нетронутыми в течение суток, после чего их надлежит убрать при помощи мягкой пушистой кисти.
В случае срочности можно после позолоты сейчас же приступить к писанию иконы красками, но в таком случае нужно старательно охранять позолоченные места от всякого прикосновения другими красками, так как полное высыхание мордана продолжается обыкновенно почти целую неделю.
Только после такого долгого времени сушки разрешается вполне законченную писанием икону покрывать соответствующими лаками.
Вместо мордана с успехом можно пользоваться олифой или лаком, называемым во Франции «верни доре а вейир» (vernis dorée a veillir les tableaux, fabrication Lefranc à Paris), и некоторыми другими масляными лаками, применяя, однако, к ним соответственные сроки сушки, то есть до состояния «отлипа».
Золочение на полимент
Полимент, в твердых кусках, по большей части состоит из красно-охряных или сиенных красок, смешанных с белком и небольшим количеством жиров. Во Франции он продается под названием «assiette a dorer».
Золочение на полимент дает блестящую полированную позолоту, и метод его таков. Заранее приготовляют следующую смесь: берут белок от 2-3 яиц и смешивают с 1/3 по объему воды и оставляют загнить дня три-четыре в закупоренной бутылочке. Светлый, густой белок постепенно превратится в клейкую, дурного запаха, жидкость, которую затем процеживают сквозь полотно.
Наскоблив полимент перочинным ножиком, растирают его пальцем на блюдечке в порошок и смешивают затем с заранее приготовленным вышеуказанным белком до густоты обыкновенной водяной краски. Этою краской кроют потом 2-3 раза все места левкаса, предназначенные для золочения, причем последний слой кроют обыкновенно более слабым полиментом, после чего ставят доску для просушки минут на 20 и, наконец, полируют чистой суконкой.
Степень усушки полимента испытывают следующим практическим приемом: твердым предметом, например обратным концом ручки кисти, постукивают по полименту и если по всей поверхности доски слышится однородный звук, то это и есть признак нужной сухости полимента. В случае получения неоднородного звука полимент следует оставить просыхать дополнительно.
Убедившись же в достаточной просушке полимента, приступают к наложению на него не прикрепленного к бумаге листового золота. Здесь следует заметить, что практически наложение свободного золота на полимент требует очень сложного приема и большого навыка: целый лист золота перекладывают на бархатную подушечку, всячески оградив ее от движения воздуха, дабы золото не улетело, и чистым столовым ножом этот лист золота нарезают на части, немного перекрывающие очертания подготовленных к позолоте площадей. Теперь приступают к самому деликатному приему — перенесению этих кусочков золота на полимент.
Для этого пользуются специальной кистью в виде широкой длинноволосой лопаточки, которой предварительно проводят по волосам своей головы, дабы кисть взяла на себя немного жира, помогающего затем легче схватить кусочек золота.
Эта операция перенесения золотых листков на полимент требует огромного терпения, навыка и опыта.
Уложив каждый отрезанный кусочек листового золота на полимент, закрепляют его на левкасе тонкой, смоченной водой, кистью и так поступают, пока все нужные места иконы не будут покрыты золотом.
Следующий прием золочения на полимент называется «подпуском». На кисть берут долю жидкой смеси: 2/3 части спирта и 1/3 воды и добавляют в нее каплю гнилого белка. Наклонив слегка иа себя доску иконы, подпускают эту смесь под листы золота, начиная с удобного места доски; жидкость эта сама начнет тотчас же распространяться под золотом по полименту и, к смоченному этим путем полименту золото станет постепенно само приставать, а излишняя жидкость вытечет вниз. При этом полезно помогать жидкости распространяться равномерно под золотом путем наклонения доски то в одну, то в другую сторону.
Когда венчик и все прочие места будут покрыты позолотой, доску кладут на просушку и приблизительно через полчаса снова испытывают, вышеуказанным приемом, степень усушки полимента. Если получились благоприятные однородные звуки, то можно начинать полировку или шлифовку позолоты при помощи агата или «зуба», проводя им по позолоте, движением от центра к площади. Шлифовка продолжается до получения блестящей ровной поверхности позолоты.
При полировке агатом или зубом позолоты на полимент следует помнить, что полировка по совершенно высохшей позолоте не прикрепит полностью золота к полименту. Поэтому нужно начать полировать ее в тот момент, когда позолота почти высохла, а не совершенно.
Золочение твореным золотом
Существует еще другой старинный способ позолоты «твореным золотом». Это золото приготовляется так: на блюдечко насыпают пол-чайной ложки гуммиарабика в порошке и смоченным в воде пальцем растирают до получения густого теста. Берут затем поочередно листки золота, бросают их на блюдце в нужном количестве и потом собирают в один комочек.
Прибавив еще немного жидкого гуммиарабика, растирают все вместе пальцем до получения однородной массы. Когда творящий заметит, что золото достаточно растерто, он наливает на блюдце чистую воду, старательно перемешивает все содержимое и оставляет на полчаса отстояться. Когда все золото осядет на дно, воду осторожно сливают, а оставшуюся жидкость просушивают, держа блюдце над свечою или лампою. Высохшее тесто матового цвета и есть «твореное золото», которым можно пользоваться как обыкновенной краской, разбавляя ее водою.
Современные иконописцы вместо твореного золота употребляют продаваемую в магазинах золотую краску в чашечках или раковинках.
Твореное золото может также подвергаться полировке агатом или зубом.
Золочение на мордан после окончательной полировки иконы. По окончании написания иконы, покрытия олифой или лаком и полной просушки вся поверхность иконы, за исключением площадей золочения, покрывается разведенным в воде мелом. По высыхании последнего все места для золочения покрываются морданом, лаком или олифой и золотятся вышеуказанным способом золочения на мордан.
После необходимой просушки мел тщательно смывается с иконы простою водой и, когда вся поверхность будет совершенно суха и чиста, всю икону вновь покрывают олифой или лаком.
Этот прием применяется особенно часто при работах по восстановлению старинных попорченных икон.
Остается еще добавить, что посеребрение в иконописи производится совершенно таким же путем, как описанные выше приемы позолоты.
- Золочение иконы — техника
- Ассист (инокопь)
- Золочение иконы
- Поталь (где купить)
- Золочение иконы — из опыта
- Золотая смальта в мозаичных иконах
- Порошок золото, серебро, и другие
Источник: www.ukoha.ru
Несколько удивительных фактов о древнейшем искусстве золочения
В мире сохранилось не так много древних ремесел, в которых техника исполнения не менялась тысячелетиями. И одно из них — искусство позолоты сусальным золотом. Все мы привыкли любоваться убранством церквей, дворцов, золотыми куполами, но мало кто задумывается, как же вся эта красота делается?
А делается она, как и тысячи лет назад кропотливым трудом мастеров позолотчиков. При помощи вот такого нехитрого набора.
Еще в Древнем Египте носилки фараонов покрывали тонкой золотой фольгой. Такие носилки были легкими, и тем не менее, они уже не были простыми деревянными носилками. Резьба и роспись покрытые слоем золота выглядели уже совсем иначе. Так же украшались царские покои, троны, элементы одежды.
Листовое золото использовали не только для золочения металлических и деревянных изделий, но и для раскраски иллюстраций в папирусах. В Британском музее хранится погребальный папирус Нефферонтепа, жившего в 13 веке до н. э. Толщина золота, сохранившегося на некоторых рисунках, составляет 6 мк.
С тех пор многое изменилось, однако и сегодня успешные люди осознанно или инстинктивно окружают себя золотом. Ведь мистики всегда говорили о солнечной энергии золота, энергии благополучия и силы. И самым популярным способом его использования для украшения интерьеров по-прежнему является нанесение тонкой золотой фольги умелыми руками мастера. Изменился состав лаков, основ, наполнителей, но главными орудиями, как и в былые времена, остаются руки и кисть.
Кусочек золота размером со спичечный коробок можно раскатать в лист площадью с теннисный корт.
Сегодня мастера позолотчики, как и в древности используют золотые листы — сусальное золото, чтобы превратить «простые деревянные носилки в царские», и простые домашние интерьеры в магические, солнечные, золотые. Одна из мастерских, где происходит такое чудо-превращение «Arcangelo-studio». Еще с советских времен трудятся там кудесники-позолотчики.
Золочение является очень сложным и длительным процессом. Сначала поверхность, подлежащая золочению, шлифуется. Удаляются мельчайшие шероховатости, заполняются специальной полировочной пастой все трещинки. Ведь золото подчеркивает не только достоинства предмета, но и все его недостатки. Затем отшлифованная до идеального состояния поверхность покрывается несколькими слоями специальной смеси и сверху плоской кистью мастер кусочек за кусочком наносит золото.
Чтобы позолота блестела, немедленно после нанесения, кусочек золота надо разровнять, отполировать тампоном или мягкой салфеткой, чтобы ни единой морщинки не было на поверхности. Представляете сколько труда нужно, чтобы вот так кусочек за кусочком позолотить хотя бы одну из этих колонн?
Сусальное золото — деликатнейший материал. Листочек на столько тонок, что через него видно на просвет солнце. Его толщина измеряется в микронах или в нанометрах. Чтобы качественно нанести позолоту, чтобы она сохранилась на долгие, годы мастер должен обладать большим опытом, особенно если речь идет о позолоте поверхностей, которые будут находиться на открытом воздухе.
Золотой фольгой был обернут Apollo при высадке на луну, чтобы защитить астронавтов от радиации.
В студии «Arcangelo» уже 3 десятилетия мастера копят свои собственные секреты нанесения и сохранения сусального золота. Они научились делать свою работу так, что даже в наших суровых климатических условиях позолота, сохраняется не один десяток лет без каких-либо повреждений! Как говориться многие умеют делать скрипки, но скрипки Страдивари мог делать только Страдивари.
Когда-то работы студии «Arcangelo» можно было увидеть лишь в церквях и различных музеях. (И сегодня вы можете насладиться этим великолепным зрелищем, например, в Андреевском и Александровском залах Большого Кремлевского Дворца.) Но сейчас появляется все больше людей, которые украшают при помощи позолоты свои жилища. Модные дизайнеры все чаще используют сусальное золото или его имитацию — поталь в интерьерах загородных домов, квартир, пентхаусов. Золочение небольших поверхностей, отдельных деталей, стоит не слишком дорого. Между тем правильно расставленные золотые акценты в лепнине или золоченые элементы мебели даже в самом минимальном объеме способны полностью изменить не только внешний вид интерьера, но и его энергетику.
Золото во все времена было магическим материалом. По мнению древних золотые амулеты укрепляли положение человека в обществе, наделяли его властью, привлекали удачу и защищали от болезней. Алхимики называли золото «царем металлов» и обозначали его символом Солнца. Некоторые манускрипты утверждают, что золото несет энергию солнца и добавляет эту энергию человеку.
Может быть именно поэтому, сильные мира сего всегда стремились окружить себя золотом. Вполне возможно, что золото стало одним из самых дорогих металлов именно из-за своей магической солнечной энергетики из-за своей способности притягивать еще больше удачи и энергии к своему обладателю. Кто знает… Не просто так храмы, сакральные, божественные места так часто сияют позолотой.
В Египте серебро было дороже золота до 3000 лет до н. э., а потом стало дешевле.
Если и вам захочется внести магию золота в свой дом в «Arcangelo» вам с радостью помогут, независимо от того на сколько мал или велик будет ваш заказ. В любом случае высочайшее качество гарантировано.
Сусальное золото отлично вписывается в классический дворцовый интерьер при создании которого вполне возможно использовать точные копии элементов украшения того же Кремлевского Дворца или если хотите Версаля. Однако и любители современных дизайнерских течений используют сусальное золото, с успехом встраивая его в стиль хай тэк и подобные ему.
В последнем случае неоценим опыт итальянских дизайнеров и позолотчиков. Мастера из «Arcangelo» регулярно навещают Апенинский полуостров и следят за работами итальянских коллег, а Италия вторая страна на территорию, которой распространяется деятельность студии. Так, что если у вас есть квартира или дом в этой стране и вы хотите общаться на одном языке с мастерами, которые займутся ее интерьером, в «Arcangelo» есть такие люди!
Что значит слово «Like»
Если вы изучаете английский, то возможно, уже знаете, что означает слово like, но если вы не жили в Соединенных Штатах, вам может быть незнакомо несколько неформальных ситуаций использования этого слова. И даже если вы неплохо говорите по-английски, информация о неформальном применении этого слова будет вам полезна. Формальное использование Описание предпочтений Like — глагол, который используется для описания предпочтений.I like learning English on Italki. Мне нравится учить английский на сайте italki.I like hamburgers more… Читать далее…
Как улучшить результат письменного теста на знание английского
Многие студенты изучают английский язык, потому что хотят учиться в популярном заграничном университете или потому что хотят переехать работать в одну из этих стран. Для таких учащихся единственным способом достичь цели является сдача IELTS с балами 6.5, 7 или даже 7.5, в зависимости от курса, который они планируют изучать. Многим удается сдать IELTS на 5.5 или 6 балов, но затем они застревают: сколько бы они не пытались, набрать больше не получается.… Читать далее…
Хватит отговорок! 3 мифа об изучении языков, которые препятствуют вашему успеху
Энтузиазм — вот состояние души, которое Генри Форд считал предвестником и необходимым условием успеха. Твёрдо решив взяться за свой английский и представляя, как знание языка поможет вам в работе и в жизни, вы чувствуете прилив энтузиазма и приступаете к делу окрылённым. Но спустя какое-то время вы начинаете сомневаться в своих силах — этому способствуют популярные мифы, которые выдумывают окружающие бездельники, оправдывая свою лень. Но мы-то — не бездельники, верно? Давайте же поскорее разберёмся с этими заблуждениями, крадущими вдохновение у людей,… Читать далее…
10 самых популярных сокращений в английском интернет-сленге
Статья предоставлена сервисом изучения английского языка онлайн Italki. В наше время интернет-сленг чрезвычайно распространён и постоянно меняется (в отличие от разговорного языка). В интернете вы буквально повсюду встречаете их. Однако многих людей эти сокращения могут привести в замешательство.
Мои родители, хотя они и носители английского языка, до сих пор не имеют понятия, что же означают эти выражения. Использование сокращений помогает заменить длинные слова или выражения и имеет несколько истоков. Раньше, когда мобильные… Читать далее…
Источник: www.factroom.ru