11:49 am March 18th, 2023
Золото, ртуть и кислота
Открытие Америки дало Европе гигантский приток золота и серебра, и эти благородные металлы стали движителем европейской торговли и экспансии.
Что представляет средний обыватель, прочитав эту фразу? Понятно, что чаще всего нам представляются старатели, которые ищут самородки, то есть уже готовые кусочки золота или серебра, которые нужно только немного переплавить, и – вуаля! – вот он, слиток, с которым можно идти в банк, к ростовщику, королю, патрону, и т.д.
На самом деле производство серебра – это полноценный технологический процесс, в мире только 20% серебра или золота находятся в самородном состоянии, остальное золото и серебро – это руда, из которой это серебро и золото надо добыть.
Вот давайте об этом и поговорим. И здесь нам не обойтись без такого процесса, как амальгамация и добыча… ртути. Да-да, путь к извлечению из руды серебра и золота начинается с добычи ртути. Ртуть добывают из киновари, которая с древних времен использовалась для получения красной пурпурной краски. Самое большое месторождение киновари находится в Испании, в местечке Альмаден.
КРАСНАЯ РТУТЬ. Миф или Реальность?!
Именно там камень дробят, собирают в чаны, варят, при нагреве из камня выделяются пары ртути, которые потом конденсируют и получается та самая чистая ртуть, которая нам потом понадобится для получения серебра или золота.
Итак, мы с вами решили запустить производство серебра в Новом Свете, скажем, на шахтах Перу. У нас уже есть ртуть, у нас есть целая гора с среброрудной рудой – Потоси, осталось дело за малым – организовать производство. Вроде бы ничего сложного, правда?
Как бы не так. Давайте рассмотрим процесс получения серебра, который был основным с 1557 по 1843 годы, когда главным был процесс амальгамирования .
Итак, мелко смолотую среброрудную руду мы обильно смачиваем водой, добавляем в нее поваренную соль (если руду мы определили как чистую, то есть содержащую большой процент серебра – то примерно 2% от веса кучи, если руда грязная – то 20% от массы), добавляем в смесь так называемый «магистраль» (смесь пережженного медного и серного колчеданов), и складываем в большие кучи на вымощенном плитами дворе. И после этого обильно поливаем эти кучи ртутью, ее нужно примерно столько, сколько серебра содержится в руде.
Все? Нет, это только начало. Потому как на эти кучи мы теперь выгоняем индейцев, скот, беглых преступников, в общем, всех, кого не жалко, расходный материал. Их задача – тщательно перетоптать, перемешать все эти кучи и запустить химическую реакцию. Ходят они по этой смеси примерно месяц.
Смысл самый простой – сернокислое железо, хлористое железо и хлористая медь вступают в реакцию с примесями, тогда как ртуть смачивает и принимает в себя серебро. Под воздействием температуры (мы с вами помним, что в Южной Америке жарко) и образуется та самая серебряная амальгама, то есть смесь чистого серебра и ртути.
Теперь эту амальгам у надо промыть, если друг она будет разделяться на шарики – ничего, добавим еще ртути, главное, чтобы полученная смесь у нас была одним цельным куском.
Золото из ртути.
Итак, половина дела сделана. Но теперь нам надо избавиться от ртути, дабы получить серебряный цемент, основу будущего чистого серебра. Делали это так – выдавливали через влажную ткань амальгам у до тех пор, пока серебро не отделится от ртути. Чаще всего делали эту операцию под водой, чтобы ртуть не разбрызгивалась, ведь потом ртуть можно собрать и использовать для нового процесса амальгам ации.
Ну а остатки ртути из серебра надо выпарить, обычно в перегонном кубе, похожем на самогонный аппарат, на открытом воздухе с подветренной стороны. Нагревание амальгамы производится в тигле. Пары ртути по трубке поступают в холодильник, где, остывая, превращаются в металлическую ртуть. Под открытый конец пароотводной трубки (после холодильника) помещается маленький заполненный водой контейнер так, чтобы ртуть капала в него по мере вытекания из пароотводной трубки.
Главное тут – нагревать амальгам у медленно, без кипения. Крышку тигля нужно хорошенько уплотнить, чаще всего это уплотнение делали смесью муки и воды.
Смысл самый простой – тигль с серебряной амальгам ой нагревается, ртуть испаряется и выходит из пароотводной трубки в емкость для сбора. Как только ртуть перестанет выходить из пароотводной трубки – считай дело сделано. На поверхности тигля как раз и образуется порошковое серебро. Далее чаще всего делали так – расплавляли полученное серебро в тигле и лили его в воду. В результате получался слиток фактически чистого серебра.
Между 1550 и 1800 годами в Латинской Америке подобным образом было добыто 136 тысяч метрических тонн серебра, для его производства было затрачено 196 тысяч метрических тонн ртути. Понятно, что смертность на серебряных рудниках была просто колоссальной, в середине XVII века считалось, что средняя жизнь горняка на выделке серебра составляет не более 12 месяцев. Описывая процесс очистки серебра от ртути около 1590 года, иезуит Хосе де Акоста писал так: «если дым или пар попадает к людям, открывающим горшки, они отравляются ртутью и умирают, или остаются в очень плохом состоянии, или теряют зубы».
Антонио де Уллоа, губернатор Уанкавелики (Перу) с 1758 по 1764 год, говорил, что детские заболевания в городе были частично вызваны «сернистым дымом, которым они постоянно дышат, исходящим из печей, в которых извлекают ртуть, которой так много, что летом с морозами образуется плотное облако, которое покрывает территорию города».
А вот описание Потоси в 1759 году анонимным писателем: «густое облако, которое образуется.. над городом, и это хорошо видно в любую ясную лунную ночь, это несомненно.. пары и ядовитые пары.. от мертвых животных, от куч мусора и другой мелкой рудной пыли, а также от ртутного дыма при сгорании и повторном плавлении серебра. Эта.. смесь плохих паров и паров не может быть полезной для здоровья».
Но может быть с золотом легче?
С одной стороны – действительно легче, ибо самородное золото попадается гораздо чаще, нежели самородное серебро. Однако не все так просто. Самое большое месторождение золото в XVII-XVIII веках находилось в Бразилии, в Минас Жерайс. Так вот, одним из самых богатых приисков был Ору-Прету, местность, которая переводится как «черное золото».
Смысл названия не в том, что тут добывается нефть, в XVIII веке нефть людям была без особой надобности, ну разве что оси колес на телеге смазать. Речь идет о настоящем золоте, только в смеси с оксидом железа. Именно здесь в 1710 году один из португальских охотников за сокровищами нашел тяжелые черные камни, которые на поверку оказались золотыми самородками с оксидом железа.
Понятно, что для продажи хотелось бы получить чистое золото. Но как это сделать?
Здесь поможет такая технология, которая называется аффинаж. Но прежде всего золото нужно смешать с цинком, причем в пропорции 1 к 1. На разогретую огнем буру помещается золото, и продолжает греться так, чтобы расплавленная бура полностью покрыла золотой лом или слиток. Когда образуется расплавленный шарик золота – туда добавляется цинк, который расплавляется вместе с золотом. Когда получим единое целое – дадим остыть смести и как можно лучше попробуем растолочь ее до состояния порошка.
И еще один компонент, без которого получить чистое золото невозможно. Это азотная кислота. Как ее получить?
Давайте с вами вспомним «Таинственный остров» Жюля Верна. Итак, чтобы получить азотную кислоту, нам нужна серная кислота и калийная селитра. А как получим серную кислоту? Цитата: «Для получения серной кислоты Сайресу Смиту оставалось произвести сухую перегонку: прокалить в закрытом сосуде кристаллы железного купороса для того, чтобы серная кислота выделилась в виде паров, а затем, конденсируясь, эти пары превратились бы в жидкую серную кислоту.
Для перегонки послужили приготовленные огнеупорные глиняные сосуды, в которые положили кристаллы железного купороса, и специально сложенная печь. Перегонку и конденсацию провели превосходно, и 20 мая, через двенадцать дней после начала всего процесса, в распоряжении Сайреса Смита был сильнейший реактив, который он рассчитывал употреблять позднее для самых разнообразных целей» .
Итак, мы с вами получили серную кислоту, обработали ею калийную селитру, и получили на выходе азотную кислоту. Теперь вплотную можем заняться очисткой золота.
Мы с вами помещаем наш золото-цинковый порошок в емкость, куда наливаем азотную кислоту, и начинаем медленный нагрев емкости, собственно процедура очистки золота азотной кислотой и называется аффинаж. Когда пары практически прекратятся, можно сказать, что на дне емкости у нас образуется золотой порошок, который нужно просто промыть. Но и это еще не все.
Очищенный осадок мы сливаем на чистую тряпицу, обильно посыпаем бурой и помещаем в тигель, желательно – предварительно прокаленный. Накрываем тряпицу с осадком в тигеле крышкой и начинаем калить до тех пор, пока бура не расплавится, а тряпица не истлеет. Далее снимаем крышку, и продолжаем плавить получившийся слиток то тех пор, пока не образуется шарик.
Подсыпем еще немного буры – ее задача показать нам, полностью ли мы смогли очистить золото от примесей или нет. Если есть примеси – бура примет зеленый или синий цвет. Если же цвет нормальный, желтый — можно сказать, что мы с вами получили чистое золото.
Как видим, и процесс аффинажа золота тоже далеко не безобидный для здоровья, и вдыхание паров азотной кислоты не способствует здоровью организма.
Для справки – на золотопереработке в Бразилии XVIII века на самом пике работало до 300 тысяч человек, из них 200 тысяч рабов, которые умирали в гигантских количествах.
Таким образом, экономическое благополучие Европы было вполне себе оплачено жизнями и смертями жителей Южной Америки, горняков Перу, Бразилии и Мексики, которые умирали ради того, чтобы в Европу шел бесперебойный поток песо, долларов, талеров, серебра и золота.
Ну и еще один вывод в окончание – наш совет попаданцу, если он перенесся в XVIII век и обнаружил где-то залежи серебра или золота – ты, милок, прежде всего озаботься тем, чтобы наладить производство ртути и азотной кислоты, ибо без них не получишь ты ни серебра, ни золота. Ртуть и азотная кислота на тот момент ценились гораздо больше, чем драгоценные металлы. Не побоимся сказать – на вес золота.
Comments |
Thread started by merzavoch-ka
From: an_nu_ta | Date: March 18th, 2023 11:01 am (UTC) | (Link) |
открытие Америки, как показывает современная практика добавила миру проблем. А вот не открывали бы ее)))
From: grigvas | Date: March 18th, 2023 11:56 am (UTC) | (Link) |
Люди любопытные, добрались бы в любом случае.
From: Юрий Гагарин | Date: March 18th, 2023 12:49 pm (UTC) | (Link) |
Либо индейцы бы добрались до Европы. И не факт что это не было бы веселее. Обычаи народные у них тоже весьма забавные были.
From: grigvas | Date: March 18th, 2023 01:04 pm (UTC) | (Link) |
ЕМНИП, этому воспрепятствовали бы ветра.
Дв и в технологиях индейцы отставали. Викинги на драккарах и коггах однозначно превосходили все, что могли сделать индейцы (бальсовые плоты, типа Кон-Тики?)
From: Юрий Гагарин | Date: March 18th, 2023 01:51 pm (UTC) | (Link) |
Был фантастический рассказ- когда у индейцев планерная авиация с бомбами, авианосцы и огнестрел, и тут их открывают португальцы 14 века. Потом индейцы гонятся за ними до Европы.
From: grigvas | Date: March 19th, 2023 06:54 am (UTC) | (Link) |
У Лукиных. Но там: а) сработали попаданцы, б) это был НЕ НАШ мир
Фантастика есть фантастика.
Источник: grigvas.livejournal.com
ТАЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Золото из ртути — миф или реальность?
Дабы не вводить в заблуждение, напомним нашим читателям, что с точки зрения современной науки получение золота из ртути возможно, с помощью ядерных реакций.
История Николы Фламеля, скромного переписчика книг из Парижа, до сих пор остается загадкой. Существует легенда о том, что этот человек еще в 14 веке разгадал тайну, которая веками будоражит умы людей – возможность искусственного изготовления золота.
А началось все с того, что в руки Фламеля попала древняя рукопись с непонятными знаками и символами. Расшифровать текст переписчик пытался более 20 лет, но безуспешно. Не мог помочь никто из знатоков древних языков, к которым Фламель обращался. Пришлось выезжать даже за пределы Франции.
Только в Испании, где Никола Фламель два года искал нужного человека, ему улыбнулась удача – он познакомился с настоящим знатоком древнеиудейского языка. Ученый, узнав о древней рукописи, немедленно отправился с Фламелем в Париж, переписчик не рискнул взять с собой в Испанию древний фолиант.
Но доехать до Парижа раввину не удалось: в пути он заболел и скончался в Орлеане. Правда, еще в дороге успел открыть Фламелю значение многих знаков древней иудейской символики. Вооружившись этими знаниями, Фламель приступил к расшифровке рукописи. Труды его даром не пропали: 17 января 1382 года Никола смог из ртути получить серебро, а вскоре увенчались успехом и опыты по изготовлению золота.
Может быть это просто легенда? Возможно, но тогда еще труднее объяснить факт, как скромный переписчик книг за короткое время превратился в одного из самых состоятельных людей Франции? В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли.
На собственные средства он построил несколько церквей, содержал сиротские приюты и больницы, жертвовал баснословные суммы на помощь бедным. Скончался Никола Фламель в 1419 году, завещав все свое состояние на благотворительные цели. До 1789 года в церкви Сен-Жак-ля-Бушери, где был похоронен Фламель ежегодно проводили процессию, чтобы помолиться о душе мецената.
Неудивительно, что дом Фламеля стал заветной целью искателей сокровищ. Новые хозяева обыскивали здесь каждый уголок, но безрезультатно. Найти ничего не удалось, как не удалось разгадать загадку: действительно ли Фламель владел секретом получения золота из ртути?
Прошли столетия, и в самом конце 19 века химик Стефен Эмменс сделал сенсационное заявление о том, что ему удалось получить вещество, практически идентичное золоту. Изготавливалось оно из серебра, а назвал его Эмменс «аргентаурум». Три пробных слитка были тщательно проверены в одной из лабораторий США и куплены по цене настоящего золота.
Правда, химик заявил в интервью, что не намерен пускать «аргентаурум» в массовое производство, так как это подорвет экономику всего мира. Но согласился провести публичную демонстрацию опыта в Париже на Всемирной выставке 1900 года. Увы, незадолго до сеанса ученый бесследно исчез – возможно, что кто-то посчитал его изобретение слишком опасным.
Дабы не вводить в заблуждение, напомним нашим читателям, что с точки зрения современной науки получение золота из ртути возможно, с помощью ядерных реакций. Это было научно обосновано и экспериментально доказано еще в 40-х годах прошлого века. Но такой изотоп получается неустойчивым и быстро распадается, а затраты на его изготовление превышают рыночную стоимость природного золота в сотни раз.
Источник: geogen-mir.livejournal.com
Амальгамация золотых руд и концентратов
Лекция № 6. Амальгамация золотых руд и концентратов Использование процесса амальгамации запрещено в странах СНГ с середины 80-х годов XX в. Однако этот способ широко применялся при обогащении золотосодержащих руд и россыпей в прошлом. Амальгамацию применяют при фазовом анализе на золото с соблюдением требований по технике безопасности.
В настоящее время в мировой практике амальгамация применяется в ограниченных объемах только для извлечения свободного золота из гравитационных концентратов, выделенных из коренных и россыпных руд. Использование амальгамации как способа обогащения рудного сырья ограничено прежде всего из-за вовлечения в переработку сырья, в котором золото связано, а также уменьшения доли крупного золота; достаточно высокими потерями золота в процессе обработки амальгамы и сильной токсичностью паров ртути, опасных для людей и окружающей среды.
Амальгамацией называют процесс извлечения благородных металлов, основанный на избирательном смачивании их ртутью. При амальгамации контакт измельченных зерен золотосодержащего минерального продукта или руды со ртутью составляет до 2 ч. Частички золота смачиваются ртутью и аккумулируются в ней, образуя амальгаму.
Минералы породы, цветные металлы, железо не смачиваются ртутью и в амальгаму не переходят, но могут влиять на процесс амальгамации. Этот процесс состоит из двух последовательных стадий: смачивание золота ртутью и диффузия ртути в золото. Первая стадия определяет показатели амальгамации, в которой участвуют три компонента: золото, ртуть и вода.
Величина смачивания золота ртутью определяется значением поверхностного натяжения на границе раздела фаз: золото — вода, золото — ртуть, ртуть — вода. Краевой угол смачивания является критерием смачивания; при полном смачивании он приближается к нулю. Фундаментальные исследования по смачиванию золота ртутью, выполненные И.Н.
Плаксиным, показали, что оно определяется химическим составом золота и ртути, состоянием их поверхности, потенциалом ртути. Золото с чистой поверхностью смачивается ртутью лучше, чем золото, содержащее примеси, которые образуют на отдельных участках поверхности оксидные пленки, повышающие поверхностное натяжение на границе золото — ртуть и уменьшающие поверхностное натяжение на границе золото — вода.
Ртуть не смачивает неблагородные металлы, поскольку они покрыты оксидными пленками. Свежеобразованная поверхность этих металлов, не успевшая окислиться, смачивается ртутью так же хорошо, как и золото. Химически чистая ртуть смачивает золото хуже, чем ртуть с примесями других металлов (до 0,1 %).
Превышение содержания примесей больше допустимых ухудшает смачиваемость золота вследствие образования на поверхности ртути оксидных пленок металлов. Для улучшения амальгамации золота иногда применяют сернокислую среду или нейтральную амальгаму. Оксидные пленки на поверхности золота и ртути растворяются в 3 %-ном растворе серной кислоты.
Натриевая амальгамация применяется для сырья, содержащего сульфидные минералы, металлическое железо, соли меди, мышьяка, сурьмы. Вредное действие сульфидных ионов устраняют добавлением в пульпу соединений свинца, которые после взаимодействия с ними выпадают в осадок. Вредное действие масел устраняют известью.
Состояние поверхности золота значительно влияет на смачиваемость. Свежеобнаженная поверхность золота при измельчении минерального сырья хорошо смачивается ртутью. Но при дальнейшем измельчении поверхность золотин покрывается слоем наклепанных частиц сульфидов, минералов породы, других компонентов, что значительно ухудшает смачиваемость и результаты амальгамации.
Поэтому контакт со ртутью и сам процесс амальгамации эффективнее проводить в момент вскрытия частиц золота (при измельчении). На смачиваемость золота влияет состояние поверхности ртути. Ртуть легко расслаивается на мелкие, несоединяющиеся капли, плохо смачивает частицы золота и легко выносится из процесса, теряясь с хвостами обработки.
Пемзование ртути, т.е. образование устойчивых капель (шариков) может быть следствием попадания в пульпу масел, углистых веществ, механического воздействия дробящей среды. Переизмельченные сульфиды, минералы породы экранируют частицы ртути, препятствуют их воссоединению и контакту с частицами золота.
Во избежание пемзования не следует допускать переизмельчения минерального продукта. Поляризация ртути позволяет уменьшить поверхностное натяжение на границе ртуть — вода, что улучшает смачиваемость золота ртутью. При катодной поляризации ртути из раствора выделяется газообразный водород, который восстанавливает оксидные пленки. Способ поляризации ртути из-з сложности и дороговизны не имеет промышленного применения.
Рекомендуемые материалы
Маран Программная инженерия
Программная инженерия
Техническое задание
Инженерная графика
Управление человеческими ресурсами
Управление персоналом
399 249 руб.
Иностранный язык в профессиональной деятельности.фг_БАК_рб_кс. Синергия
Английский язык
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Раны прямой кишки
- 6 — Арсениды, их аналоги и сульфоарсениды
- 16.1 Петровские реформы и их культурологическая оценка
- 36 Порядок создания, реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных производственных кооперативов
- 53 Международное положение Речи Посполитой
Свежие статьи
Как записать вебинар — 6 простых способов
Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана
Как и где студенту составить резюме?
Правила оформления презентации для студентов в 2023 году
Источник: studizba.com