Как сделать из соломы золото

Слева: Плетеная корзина с крышкой. Справа: Работа мастера Веры Чурейны, Ивьевский район Слева: Работа мастера Елены Малышевой, Островец. Справа: Соломенный «паук» — сувенирный бренд Быховского района Беларуси Плетение шляп — исконное белорусское ремесло Аксессуары из соломки — современный тренд

Ремесло тысячелетий

Исследователи считают, что предки белорусов начали использовать солому как материал для плетения на рубеже II–I тысячелетий до н.э. Тогда соломоплетние входило в обряды, связанные с культом хлеба и плодородия. Один из самых древних видов соломоплетения — спиральное плетение.

Его технология достаточно проста: пучки соломы укладываются по спирали и соединяются лентами из лианы, корнями хвойных деревьев, льняными или конопляными нитями. Такой прием позволяет сужать или расширять объем изделия, делать сферические емкости.

Интересно, что пластичность и золотистый цвет соломки довольно рано стали вызывать ассоциации с золотом, а потому плетение использовалось для создания церковного убранства. Например, в конце XVIII — первой трети XIX века в Белорусском Полесье (Дрогичинский и Кобринский районы Брестской области) сложилась локальная художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных церквей. Сегодня два экземпляра иконостасных соломенных ворот начала XIX века хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь и один — в Гродненском государственном историко-археологическом музее-­заповеднике. Царские врата иконостасов полесских церквей — это образцы соломо­плетения высокой сложности, вершина мастерства соломоплетельщиков Беларуси.

Аппликация из золотой соломки. Народные промыслы Кубани.

Царские врата иконостаса из соломки, XIX век

До XIX века в Беларуси были популярны соломенные шляпы. Считается, что плетение шляп — исконное белорусское ремесло, которое развивалось самостоятельно и не подвергалось влиянию европейских традиций. Сегодня соломенные аксессуары и головные уборы по-прежнему используются как элемент национального белорусского костюма на различных праздниках.

Новая жизнь старой традиции

Несмотря на сложные исторические события ХХ века, соломоплетение в Беларуси процветало: соломенные вещи продавались на рынках, они пользовались спросом и у крестьян, и у горожан как оригинальное украшение традиционного интерьера.
В 1960–1980-е годы соломоплетение в Беларуси вышло на новый уровень, а его популярность шагнула за пределы респуб­лики. Это было связано с тем, что соломенные сувениры и декоративно-утилитарные изделия из соломы теперь выпускались масштабно на фабриках художественных промыслов в Бресте, Могилеве, Чечерске. К тому же в этот период работали такие яркие мастера, как Вера Гаврилюк, Таисия Агафоненко, Лариса Лось, Лидия Главацкая, Тамара Павловская, которые расширили приемы выразительности соломоплетения и создали отдельный жанр анималистической скульптуры. Народные мастера трудились при поддержке художественных фондов Белорусской ССР и имели возможность участвовать в выставках на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.

туториал как получить золотую соску и золотые сумку (название карты в описание)

Национальное достояние

Современные мастера-плетельщики умеют превращать соломку в неповторимые шедевры. Из их рук выходят изящные головные уборы: картузы, шляпы-брыли, кокошники. Они делают различную утварь: короба, бочки, корзины, шкатулки. Из соломки плетут игрушки и украшения. Некоторые изделия имеют сакральный смысл, например, «жатвенные венки» или «пауки» — рождественские подвески из соломы.

В XXI веке потенциал соломоплетения как объекта историко-культурного наследия стал очевиден. В 2017 году статус историко-культурной ценности Республики Беларусь получила традиция изготовления соломенных «пауков» в Быховском районе Могилевской области, в 2019 году таким же образом была отмечена традиционная технология спирального плетения в Витебской области.

Читайте также:
Раз что такое сусальное золото

Всего различают четыре основных вида художественной обработки соломки: спиральное плетение, плетение прямых и объемных плетенок, соломенная пластика (аппликация), конструирование из соломин («пауки»). В художественном соломоплетении используется широкий диапазон технологических приемов. Это применение витых и плоских плетенок, ромбических вставок, жгутиков, косых срезов, различные переплетения плоских соломинок, формирование объемных фигуративных изделий на специальном каркасе, спиральное плетение из соломенных жгутов, стянутых ивовой оплеткой или шпагатом, и иные приемы обработки соломы и формирования изделий, дающие возможность добиваться обилия форм и чрезвычайной декоративности произведений.

В XXI веке белорусское соломоплетние выходит на мировой уровень. В 2020 году Министерство культуры Республики Беларусь совместно с Белорусским университетом культуры и искусств подготовили номинацию «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» для включения в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В марте 2021 года она была представлена Секретариату Конвенции по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Досье Беларуси будет рассмотрено на 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, которая пройдет в Марокко с 28 ноября по 3 декабря 2022 года.

В случае успеха «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» станет пятым белорусским объектом в Списке всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В нем уже представлены рождественский обряд «Колядные цари» деревни Семежево, торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской в Будславе, весенний обряд «Юрьевский хоровод» в деревне Погост и культура лесного бортничества Беларуси.

Сохранение и развитие соломоплетения — одно из приоритетных направлений деятельности государства по охране культурного наследия. В Беларуси на законодательном уровне регламентирована работа ремесленников и ремесленных объединений, обеспечена защита их прав, и гарантировано получение определенных преференций, включая налоговые льготы и возможности различных поощрений (присуждения звания «Народный мастер» или авторские награды).

Художественные практики соломоплетения являются живой традицией, которая непрерывно обогащается. В стране налажена система обучения ремеслу, передача знаний о технологии обработки материала, преемственность художественных традиций.
По всей стране действует сеть образовательных и культурных учреждений для детей и взрослых, где можно обучиться соломоплетению. Проводятся выставки и фестивали ремесел и народного творчества, в том числе конкурсы по соломоплетению в рамках фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске. Соломоплетение изучается в Белорусском государственном университете культуры и искусства, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, других учебных заведениях страны.

Государственные музеи приобретают произведения мастеров соломоплетения и формируют музейные коллекции. Наиболее значительные коллекции изделий из соломки экспонируются в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Республики Беларусь, Музее древнебелорусской культуры, крупных региональных музеях.

Национальная академия наук Беларуси, кафедры этнологии и фольклора ведущих вузов страны, а также региональные центры фольклора занимаются идентификацией, изучением и продвижением соломоплетения.

Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире. Они являются национальным достоянием Республики Беларусь и одной из самых ярких форм художественной традиции белорусов.

Г. Н.Ходор, консультант управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Беларусь

Источник: unesco.ru

Мастер-класс «Золотая соломка»
методическая разработка по технологии по теме

Мастер-класс по обучению основам аппликации из соломки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Мастер-класс по теме:

Подготовила и провела:

педагог дополнительного образования

ТЕМА МАСТЕР – КЛАССА: «Золотая соломка»

ЦЕЛЬ: Обучение основам аппликации из соломки и развитие интереса к данной технике.

Познакомить с техникой выполнения аппликации из соломки.

Обучить приемам наклеивания соломенных лент.

Развитие художественного вкуса, через декоративное оформление композиции.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Теоретические аспекты проблемы.

Техника выполнения аппликации.

Рефлексия участников мастер-класса.

Читайте также:
Имеет ли свойство растягиваться золото

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: педагогическая мастерская.

ОБОРУДОВАНИЕ: материал для практического занятия.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Соломка, клей ПВА, ножницы, ручка, калька, эскизы, утюг, кисточки, салфетки, лотки для мусора, образцы готовых работ.

Ход мастер – класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие наши гости!

Тема сегодняшнего мастер – класса: «Золотая соломка».

Эпиграфом нашего мастер-класса я взяла слова китайской пословицы:

“Скажи мне — я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это,

И это станет моим навсегда»

Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, фантазии, мышления и трудолюбия. Работа с этим материалом увлекательна и интересна. Делать аппликацию из соломки научились очень давно. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к VIII – началу IX веков.

В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Аппликацию из соломки применяли для украшения мебели и других предметов, сейчас это называется «инкрустации мебели».

В настоящее время аппликация из соломки заняла прочное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. Чтобы овладеть этим видом декоративно-прикладного искусства, нужны увлеченность, терпение и немного выдумки и фантазии. Этот вид работы требует большой усидчивости, аккуратности и картина из соломки, выполненная вашими руками, будет хорошим подарком на праздник. Аппликация из соломки делается из простого природного материала, который буквально лежит под ногами, общедоступен, не стоит ни копейки.

Тем, кто собирается заняться аппликацией из соломки, хочется сказать: техника аппликации довольно проста, это творчество под силу даже детям. На нашей выставке представлены работы наших воспитанников.

Соломка — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя) .

Стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Стебель делится на 4-5 междоузлий-колен. Ржаная соломка имеет широкую природную цветовую гамму оттенков зелёного, жёлтого, золотистого цветов. Натуральная окраска зависит от условий произрастания растения, времени заготовки и условий хранения.

Пшеничная соломка — короче, грубее и толще ржаной.

Овсяная соломка — мягка, красива, с оттенком жёлтого цвета, однако у неё короткий стебель.

Заготовку соломки производят в период с конца июня — начала июля и до глубокой осени. Собирают растения вручную, срезая их серпом или ножницами под корень, для того чтобы не помять и не поломать стебли. Солома, оставшаяся на поле после комбайна не годится для работы, сжатую солому связывай в снопы и сушат под навесом в течении 1-2 недель.

Чтобы солома приобрела золотистый равномерный оттенок, её раскладывают тонким слоем на солнце не несколько дней, предохраняя от попадания влаги.

Высушенные соломины нарезают на междоузлия, удаляя узелки и сразу сортируют по длине» толщине, цвету и хранят в сухом тёмном месте.

Для аппликации использует в основном 2 средние части стебля.

Очень красив по цвету стебель во время цветения: бледно-зелёный с акварельной сединой. Чтобы сохранить зеленоватый оттенок следует сушить солому в тени.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ИЗ СОЛОМКИ

а) Подготовка соломки.

Прежде чем начать выполнение аппликации из соломки, её нужно правильно подготовить. Необходимое количество соломы перед началом работа замачивают в холодной или горячей воде (10-15 минут), для того, чтобы при распластывании она не крошилась. Расщепление соломки можно производить как ножницами, так и косяком или перочинным ножом. Соломинку держат в левой руке, нож — в правой. Стебель расщепляют остриём ножа от себя вдоль волокон.

б) Крашение соломки.

Цвет в инкрустации и аппликации соломкой имеет больше значение, хотя применяется условно и декоративно. Солома очень хорошо воспринимает разнообразные оттенки — от насыщенных до лёгких чуть заметных.

Читайте также:
Специи золото Индии отзывы

Для крашения можно применять анилиновые красители. В красящий раствор добавляют немного соли — для закрепления краски, соды — для получения более интенсивного цвета. Загружаем соломку в горячий красящий раствор в металлическую ёмкость, закрываем крышкой и выдерживаем при t = 90-100˚ С от 20 до 90 минут в зависимости от желаемой интенсивности цвета, постоянно помешивая палочкой.

Раствор остужают и промывает соломку в холодной воде не менее 2 раз. Хорошо подержать соломку в уксусном растворе 10-15 минут. Это предохранит пальцы от прилипания в процессе работы.

Сухую крашеную соломку упаковывают в отдельные пучки и хранят в сухом месте.

Для получения коричневого цвета соломку можно прогладить горячим утюгом или положить её на несколько минут в горячую духовку.

в) Отбеливание соломки.

Для получения более равномерного оттенка стебля, удаления пятен сероватости применяют отбеливание соломки:

— вода -3 л., гидропирит — 18 таблеток. Поставить на огонь на 1 час и медленно помешивать;

— с помощью бытовых отбеливающим средств типа «Иней», «Лилия», «Белизна”. Отбелённую соломку промывают и сушат вертикально.

г) Технология выполнения аппликации из соломки.

После того, как солома хорошо подготовлена, все инструменты заточены и отполированы, можно приступать к работе.

Расщеплённую и разглаженную соломку наклеивают с помощью клея ПВА или «Столяр» на тонкий лист мягкой бумаги способом настала.

Набор настила, иногда необходимо заполнить большую плоскость большим настилом соломки. Подготовленную ленту 5-10 мм наклеивают вплотную без зазоров на увлажнённый клеем участок и осторожно протирают. Меняя направление, соломку можно выложить по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом надо следить за плотностью и чистотой срезов.

Разработанный рисунок переводят на декорируемую плоскость через копировальную бумагу, а отдельные элементы, например, лепесток цветка, на настил или обратную сторону. Затем вырезаем ножницами элемент узора и приклеиваем на подготовленную плоскость.

— Сейчас я предлагаю вам попробовать сделать декоративную аппликацию из соломки. Для работы с соломкой, я приготовила необходимый материал, который нам понадобится: соломка, , ножницы, клей ПВА, ножницы, ручка, калька, эскизы, утюг, кисточки, салфетки, лотки для мусора, образцы готовых работ.

— Своим детям, я всегда напоминаю технику безопасности, хоть вы и взрослые люди осторожность никогда не помешает.

Последовательность выполнения аппликации из соломки:

Работа с эскизом (перевод на кальку, направление соломки);

Наклеивание соломки на отдельные детальки;

— А теперь попробуем сделать небольшую аппликацию. По ходу работы всем участникам мастер-класса оказываю помощь.

В завершении все участники мастер класса демонстрируют свои работы.

— Все молодцы, у всех получилось маленькое произведение искусств. Сегодня мы познакомились с техникой аппликация из соломки, выполнили декоративную аппликацию.

Завершением работы мастер – класса рефлексия. Я предлагаю вам взять в руки цветок желаний (соломенный цветок) и высказать свое мнение по работе мастер – класса.

Лобачевская О. В. Плетение из соломки. — М.,«Плетение из соломки».2000. 208с.

Фитч. Б. Дизайн и декор из соломки. Феникс. Р /Дону. 2004.

95с.

Федотов Г. Л. Из соломы трав и камыша. Сделай сам. 1992. №3.

Яковлева К. Е. Что можно сделать из соломки. Знание. 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Приемы работы с соломкой»

В данной презентации обясняются приемы работы с соломкой.Наглядно показано какая часть растения идет на заготовку ,какие растения подходят для данного рода рукоделия и даются другие полезные советы дл.

Творческий проект «Изготовление картин из соломки»

Меня заинтересовало изготовление картин из соломки злаковых растений.У меня возникло желание изготовить картины из соломки и познакомить детей с данной технологией. Из обыкновенной со.

Читайте также:
Что такое мягкое золото расплавленное золото меха пушных зверей пух редких птиц
технология аппликация соломкой

Аппликация – прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на соответствующий фон. Аппликации бывают плоскостными и объемными. Объемная аппликация – многократное нало.

Разработка занятия по теме: «Оформление изделия декоративным орнаментом» в технике «аппликация из соломки»

Разработка практического занятия в студии «декоративная обработка материала», в технике инкрустации из соломки, для детей с ограниченными возможностями. .

Технологическая карта изготовления котенка в технике «чесаной соломки»

Технологическая карта изготовления котенка в технике «чесаной соломки» Применяется эта техника для имитации оперения птиц и меха животных. Эта техника состоит в следующем: разглаженные соло.

Творческий проект «Использование природного материала — соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки». презентация

В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал — соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор.

Коррекционно-развивающее занятие. ТЕМА: «Кукла из соломки или ниток». Изготовление поделки. Традиционные ремесла.

ЦЕЛЬ: обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями;обучение приему отмеривания нитей для пучка;развивать мышление, память, речь, мелкую мот.

Источник: nsportal.ru

Народный мастер Ольга Реут создает солнечные чудеса из соломки

Работы талантливой Ольги Реут из Городка покоряют с первого взгляда. Белорусское золото полей — соломку — она превращает в воздушных пауков, изящные головные уборы и даже… туфельки для Золушки.

50 оттенков золота

Ольга Леонидовна — член Белорусского союза мастеров народного творчества и одна из немногих, кто стоял у истоков Городокского Дома ремесел и фольклора. Здесь она уже почти 30 лет, подсчитывает наша героиня:

Все это время веду кружок по соломоплетению, ремеслу, к которому подтолкнул случай. После института, а по профессии я учитель начальных классов и изобразительного искусства, устроилась художником-оформителем в библиотеку. Однажды на продажу нам принесли симпатичный ободок для волос из соломки. Проще было открыть кошелек, но коллеги мотивировали: «У нас есть книги о поделках из соломки, у тебя — подходящая специальность. Попробуй, вдруг получится»

Первый блин, то есть обруч, вышел не комом. Девушке предложили пройти курсы по соломоплетению. Вскоре Ольга уже учила работе с легким природным материалом других. Из плюсов соломки — результат виден буквально с первых занятий. Даже новичку под силу путеводная звездочка-оберег или простенький золотистый паук.

Ко мне на занятия в кружок ходят и малыши, и пенсионеры, — улыбается Ольга Леонидовна. — Самым взрослым участникам за 70, и они еще полны энергии. Взять хотя бы мою маму Тамару Григорьевну, которая переняла от меня тонкости ремесла. Кстати, она получила церковное благословение и сейчас, как и я, плетет оклады для икон

Нюансов в соломенном искусстве все же хватает. Начнем с заготовки, говорит собеседница:

Когда кружок только открывался, нам повезло сделать стратегический запас. Хозяин одной из деревенских хат отдал несколько снопов, которыми передумал крыть крышу. Несколько лет мы отработали на этом материале. Конечно, уже давно заготавливаем солому сами, выезжая на поле всей командой

22

Никакого комбайна — только олдскул, только серпы! Важно собрать солому в правильное летнее время, чтобы была восковой спелости, не билась дождями. Именно такая нужна для плетения. Позже, уже срезанная, она дойдет до кондиции под солнышком. Пару зеленых снопов тоже оставят — для красоты будущих изделий. Ольга Реут уверена:

Чем больше оттенков в поделках, тем интереснее. Природа — выдумщица: наше золото полей бывает не только привычных желтого, зеленого, но и фиолетового, розового, лилового и других цветов

Паучок на счастье

Творческая жилка Ольги Реут — это наследственное. Ее мама — настоящая рукодельница, а папа Леонид Петрович был художником слова, главным редактором местной газеты. Наша героиня вспоминает:

С детства я рисовала и вышивала. Маленькая, пока мамы не было дома, не раз тайком садилась за ее швейную машинку. Позже освоила мягкую игрушку, лоскутное шитье. С последним связана любопытная история. Бабушка со стороны отца тоже владела этой техникой, а рассказал об этом симпатичный лоскутный ковер на семейном снимке

С соломкой у Ольги Реут любовь не с первого взгляда. Вначале был интерес, желание разглядеть в ремесле искру, перспективу, признается она:

Многие мои воспитанники уже сами яркие мастера. Некоторым соломоплетение помогло найти дело жизни, кто-то стал ремесленником и предлагает хенд-мейд-изделия на продажу

Ольга Леонидовна замечает, что лично ей ближе не сувенирное, а традиционное направление. Дом ремесел и фольклора как раз подготовил проект по сохранению и развитию ­аутентичных технологий соломоплетения и спирального плетения Городокского района.

Читайте также:
Консоль золото и стекло

23

Соломка не только теплый, душевный материал, но и вполне традиционный. Наши предки считали его эквивалентом золота, а потому без тени сомнения могли пустить на роскошное церковное убранство. Например, на царские ворота — главные врата иконостаса в православном храме

Среди работ Ольги Реут и ее учеников — немало посвященных церковным и народным праздникам.

Смотрите, традиционный паук, — подхватывает золотистую красоту мастерица. — Такой соломенный оберег у славян — атрибут Рождества. Вся семья садилась и дружно плела эту конструкцию. Ее размещали в самом почетном месте дома — красном углу

Считалось, за год такой паучок забирает в свои соломенные сети все беды и несчастья, чтобы вместе с ними сгореть в ярком пламени. У Колядной недели, а она заканчивалась на Крещение, — свои традиции и символика. Например, хождение со «звездой», делится Ольга Леонидовна:

Для этого вполне подойдет наша восьмиконечная Вифлеемская звезда из соломки. Между прочим, Дом ремесел и фольклора разработал и проводил собственный обряд колядования

Без оригинальных колядных масок козы и козла не обходилось! Обычно их делали из кожи, бересты, дерева, но городокская мастерица привычно взялась за соломку. Теперь ее изделия — гвоздь любой фольклорной программы и фотосессий.

Корона и туфельки для… Золушки

При умении, усидчивости и старании из соломки рождаются шедевры. От элегантных картин и посуды до замысловатых плетеных шкатулок, цветов и декора. Конек Ольги Реут — соломенные головные уборы. Именно за них она неизменно удостаивается конкурсных наград, в том числе во время «Славянского базара в Витебске». Чего только нет в списке мастерицы: картузы, намитки, шляпы-брыли, даже соломенные митры священно­служителей. Городокчанка бережет первый сделанный ею головной убор:

Это солнечный брыль из соломки, мой подарок отцу на 60-летие. Папы уже нет, но убор словно хранит его ­тепло…

Авторская разработка умелицы — свадебный венок невесты, тоже из соломки. За основу взят старинный оригинал, увенчанный цветами из воска. Головными уборами от Ольги Реут можно полюбоваться на подворье «Города мастеров» во время «Славянского базара». Изделия Городокского Дома ремесел и фольклора не остаются незамеченными.

Заглядывают к нам и звезды, — продолжает Ольга Леонидовна. — Из самого памятного — встреча с Людмилой Зыкиной, Надеждой Бабкиной. Мою корону «для княгини» купили гости фестиваля из Италии. Девушка с трудом решилась на примерку «экзотики», но, надев, просияла. Белокурые локоны, золото соломки — ну точно царица!

А однажды мастерица получила заказ на туфельки принцессы. Романтичный покупатель решил необычно порадовать возлюбленную. Вышли не хрустальные, а соломенные башмачки для Золушки.

Источник: slavtradition.com

Рейтинг
Загрузка ...