Золотая Баба сегодня фигурирует только в мифах и легендах. Предположительно именно она являлась главным идолом, которому поклонялись в древности народы Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.
Мифы о золотом идоле
Самое раннее упоминание о золотом идоле встречается в XIII столетии в скандинавской «Саге об Олаве Святом», входящей в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной». Сага рассказывает, что около 1023 года норвежские викинги во главе со знаменитым Ториром-Собакой отправились в поход в Биармию (Бьярмаланд) – так звалось легендарное государство, раскинувшееся в IX-XII веках в районе Северной Двины, Вычегды и верховья Камы.
На Руси его именовали Пермью Великой. Им удалось тайно проникнуть в святилище бьярмов – Йомали, охраняемое шестью шаманами. Там они увидели много сокровищ и большую позолоченную статую. На шее идола была драгоценная цепь, на голове — золотая корона, украшенная двенадцатью различными изображениями. На коленях лежала чаша, наполненная перемешанными с землей серебряными монетами.
История славян на пальцах
Викинги набрали с собой столько денег и сокровищ, сколько смогли унести. Напоследок один из них, Карли, отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.
Сведения о культе поклонения Золотой бабе мы находим и в Софийской летописи за 1398 год в связи со смертью епископа Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.
В XV веке новгородцы-ушкуйники, побывав в уральских землях с товарами, принесли известия о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» .
Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местная шаманка попыталась задержать ее, так как считала себя здешней хозяйкой.
Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Дерзкая же шаманка упала навзничь и обратилась в камень.
Якутский эпос описывает медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы начинала издавать звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучала в небо голубое сияние.
У ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.
Культ «золотой богини» у славян
Похоже, поклонялись Золотой бабе и в Древней Руси. В языческих преданиях славян упоминается Храм Золотой Бабы, расположенный «в стране Обдорской, при устье реки Обиго» (вероятно, имеется в виду река Обь). Она считались покровительницей беременных женщин и повитух. Ей приносили в жертву золото, серебро и меха. Поклониться идолу приезжали даже чужестранцы.
Почему боятся славян? Алексей Умнов-Денисов. Полная версия интервью
Исследователи древнего славянства считают, что Золотая Баба являлась главной среди Рожаниц – богинь, отвечающих за человеческую судьбу.
По мнению большинства исследователей, речь шла о мансийской богине Сорни-эква, имя которой в переводе означает «Золотая женщина». Князь Н.С. Трубецкой, занимавшийся этнографией, считал, что это Калташ-Эква, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума, покровительствующая всему живому и определяющая судьбу каждого человека.
Где искать Золотую бабу?
Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Довольно подробную информацию об этом можно прочитать в книгах о Руси европейских путешественников XVI века. Правда, сведения о местонахождении святилища Золотой Бабы достаточно противоречивы. К примеру, М. Меховский в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой «при проникновении в Скифию» . А вот С. Герберштейн в 1549 году, А. Гваньини в 1578 году и Д. Флетчер в 1591 году указывают, что он спрятан вблизи устья Оби.
В своих записках, сделанных во время путешествия по России, римский посланник Сигизмунд Герберштейн сообщает: «Рассказывают, а, выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи – это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже виден снова еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук, вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра» .
На одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba).
В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками во главе с атаманом Брязгой статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.
В 1961 году статую будто бы обнаружили в окрестностях поселка Юильск в верховье реки Казым, примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Но она оказалась не золотой, а деревянной, сверху покрытой серебром. Поэтому пошли слухи о подмене. Тем не менее, все, кто имел дело с идолом, умерли один за другим. Хотя понятно, что информация совершенно непроверенная… К тому же «Юильский идол» вскоре исчез.
Где сейчас таинственная Золотая Баба, если она действительно существует, неведомо. Может, идол спрятан в одной из потаенных уральских пещер в ожидании своего часа…
Источник: russian7.ru
ценности славян
19. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья /Сост. М.А.Маслин. М., 1990.
20. Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998.
Ценности древних славян
Ну что ж. Пришла, вероятно, пора раскрывать некоторые таинственные и умело завуалированные картины истории России. И сейчас я расскажу тебе про ценности древних славян. И ценности это необычные. Для нашего с тобой времени необычные, да и для того.
В те далекие времена, все «цивилизованные» страны находясь в процветании и блаженстве, создали себе изумительный культ — КУЛЬТ ЗОЛОТА.
Богачи всю дорогу прессовали бедняков, наживаясь на них и сколачивая себе состояние. Бедняки тоже от них не отставали — ценность золота была повсюду. И не было ему достойного эквивалента — ни в моральном, ни в материальном плане. Люди разлагались. Вот таким вот образом, золото и стало универсальной валютой.
Штука-то заразная.
За золото можно было купить все.
Но только не у древних славян.
У них были иные ценности и зависимости от золота не наблюдалось, как сказал бы врач, а соответственно со стеклянными глазами за ним никто и не гонялся.
Представь, что у тебя много золота и всяческих иных драгоценностей. И, допустим, тебе нужен мех или деготь (не важно). Так тебе эти вещи на эти побрякушки никто менять и не будет. Зачем, спрашивается, древнему славянину то, что в хозяйстве, в быту ему не пригодится? А сдать кому-то или на что-то обменять он не сможет.
Никому ведь не надо.
Золотой кубок, к примеру, был в первую очередь сосудом для напитков. С таким же успехом можно бы было смастерить золотые грабли.
Нет. Ну, конечно же, в обществе древних славян различные драгоценности были. Как же без них? Я тебе уже рассказывал про гостеприимство и, соответственно, через земли древних славян проходило и много торговых обозов, и судов. И общение с заграницей, как никак, было.
Да только все равно ценности у древних славян были иные. Золото , конечно же, использовалось. В качестве украшения, например использовались золотые монеты. Девченки всегда любили наряжаться.
Жертву языческим богам приносили в виде золота и различных ценностей. Боги любили это дело, пока не появились назойливые христиане, которые рьяно и напористо проповедовали свою религию. Например, дунайские славяне, начали приносить в жертву их.
И добрые, миролюбивые приверженцы христианской религии прекрасно справлялись с задачей, поставленной дунайскими славянами. Но это уже другая история.
Ну, да ладно. Мы ведь сейчас не об этом. Что касается золота, то оно было еще и платой за найм в войнах, потому как, несмотря на ценности древних славян и то, как древние славяне этим дорожили, они все равно воевали. Я уже рассказывал тебе, что правители соседних государств постоянно нанимали древних славян.
Приходили, значит, и говорили, что, мол, там-то там-то надо прикуралесить таких-то нехороших. Ну и, соответственно, платили еще золотом.
Так вот, после таких разборок, древние славяне-то награды свои домой не несли. Нее. Не подумай, что заначка. Просто не знали, что с этим делать и зарывали в землю. Так вот, просто и не напрягаясь.
Известны еще по летописям времена, когда древние славяне, разнося все на своем пути аж до Константинополя дошли. Так тоже все разнесли, кстати. Правители пытались откупаться золотом, но не получалось и, в итоге, давали разрешение (если это конечно можно назвать разрешением, а не платой за здоровье) селиться там, где победителям будет удобно.
И вот тут-то мы и натыкаемся на основные ценности древних славян, которые никакое золото заменить не сможет.
Земля. Быт. Мир. Покой. Уют. Любовь.
Природа.
Все это, как я тебе уже говорил, почиталось и ценилось. Это было настоящим богатством, а не бессмысленное коллекционирование всевозможного барахла. К этому древние славяне и шли.
Мир в представлении древних славян
Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Как у любых язычников, у славян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов — идолам. Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов, как например Зевс в античной культуре.
Основными богами были:
ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX – X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.
СТРИБОГ — Род — Святовит — Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу.
ДАЖЬБОГ — Солнце — сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» — русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».
СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле — символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец.
Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «хорошо» — «солнечно».
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:
- Праздник первых ростков — 2 мая.
- Моления о дожде — с 20 по 30 мая.
- Ярилин день — 4 июня.
- Моления о дожде — с 11 по 20 июня.
- Праздник Купала — 24 июня.
- Моления о дожде — с 4 по 6 июля.
- Отбор жертв для праздника Перуна — 12 июля.
- Моления о дожде — с 15 по 18 июля.
- Праздник Перуна — 20 июля.
- Начало жатвы — 24 июля. Моления о прекращении дождей.
- «Зажинки», окончание жатвы — 7 августа.
Источник: studfile.net
Украшения древних славян
Славянский народ славился искусством изготовлять различного рода украшения. Большинство украшений, по их мнению, имели особое значение и определенную функцию. Так они защищали своих близких и родных людей от злых духов и страшных болезней. Украшения и обереги занимали особое место в жизни славян, с помощью них человек проходил общение с природными силами.
Распространенные украшения древних славян
Одной из самых распространенных форм украшений являлись изделия из костей животных. Такое изделие можно было встретить на каждом человеке. Но помимо костяных украшений, для охраны души и тела славяне изготавливали изделия из металла и драгоценных камней. Старославянские мифы хранили в себе секрет, который роднит серебро и золото с богами и солнечным светом.
Изделия из драгоценных камней надевали не только для красоты. Выходит, что украшения древних славян имели магический и религиозный характер. Стоит отметить, что женские украшения носились намного чаще, чем мужские.
Славянские мастера никогда не подрожали соседям и изготавливали только уникальные украшения, такие как гривна, височные кольца, серьги, браслеты, подвески, обереги, бусы и различного рода амулеты. Самыми первыми украшениями, которые появились у славян, считаются браслеты и серьги. Славянские браслеты назывались по своему — обручами. Их украшали драгоценным камнем, жемчугом и золотой цепочкой.
То, что мы сегодня считаем украшением для древнего славянского народа носило магический характер. Славянские обереги разделяются на мужские и женские аксессуары. Обереги с «солнечной» символикой в основном изготавливались из желтых сплавов и предназначались для женщин. Мужчины же носили обереги без символики.
Славянские украшения в наше время
Все, что древние славяне носили в те века, имело для них большую ценность. На сегодняшний день можно приобрести полные копии украшений древних славян за хорошую цену. Они являются не только удобными, но вполне красивыми. Ценителям исторических украшений такие аксессуары будут по душе.
Источник: ruyan-master.ru