Полвека тому назад, 18 марта 1969 года, в США состоялась премьера фильма «Золото Маккенны». В американском прокате кинолента провалилась, зато в Советском Союзе вестерн стал культовым для нескольких поколений зрителей
Если спросить у жителей постсоветского пространства от 50 лет и старше, видели ли они фильм «Золото Маккенны», то практически в 100 процентах случаев ответ будет утвердительным. Причем чаще всего он будет сопровождаться светлой и мечтательной улыбкой. Представители же мужской части аудитории почти наверняка добавят к этому с лукавым блеском в глазах нечто подобное: «Там же, помнишь, еще индианка голой купалась…»
В целомудренном и строгом по части эротических переживаний советском обществе точеная фигурка и совершенно ничем не прикрытая попа танцовщицы Джули Ньюмар, исполнившей роль индианки Хеш-Ке, показанные на многочисленных широких экранах 1/6 части суши, стали событием, мягко говоря, из ряда вон выходящим. Пацанва ломилась в кинотеатры, пытаясь всеми правдами и неправдами, приподнимаясь на цыпочки и норовя сменить подростковый фальцет на солидный басок, обойти церберов-контролеров, строго блюдущих ограничения фильма категории «16+».
ФИЛЬМ «ЗОЛОТО МАККЕННЫ». ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
Удивительная история, но для многих советских мальчишек это было первое вот так запросто увиденное обнаженное женское тело. Если угодно, дебютный эротический опыт массового поражения! Поэтому тот факт, что роль главного злодея в «Золоте Маккенны» сыграл блистательный Омар Шариф, запомнил далеко не каждый. А попу Хеш-Ке — все без исключения.
Могла ли понять Джули Ньюмар, прославившаяся в США прежде всего ролью Женщины-кошки в сериале «Бэтмен», какую бурю страстей вызвал ее скромный образ у возбужденных братских народов Советского Союза? Нет, конечно. Она же была по сути дела с другой планеты. Кстати, удивительно, как скорое на размахивание ножницами кинематографическое начальство оставило сцену, исполненную неподдельного эротизма, в прокатной версии фильма? Может быть, это было оговорено условиями контракта? Не знаю, не знаю…
Впрочем, конечно же, не одни лишь прелести американской аборигенки манили в кинотеатры миллионы зрителей (за несколько прокатных волн по СССР похождения шерифа Маккенны в исполнении Грегори Пека посмотрело под 64 миллиона человек — фильм стал четвертым среди самых востребованных зарубежных лент всех времен и народов), советским людям просто нравились вестерны. Ведь по сути это же эпос, былины и сказки США — главного врага, таинственного, непостижимого, а значит, по всем понятиям интересного.
К тому же в фильме хватало погонь, стрельбы, красивых пейзажей, всего того, что у нас проходило под рубрикой «про индейцев и ковбойцев». В принципе потребность советского народа в такого рода зрелищах успешно удовлетворяли кинематографисты ГДР и главный апач соцлагеря югослав Гойко Митич. Но, видимо, чего-то в их произведениях все же не хватало, некой подлинной американистости, что ли. При всем уважении каньоны, снятые в натуральном виде в Аризоне, выглядят убедительней косящих под них крымских и хорватских скал.
Но это в СССР, куда «Золото Маккенны» добралось только через 5 лет после премьеры, то есть в 1974 году, фильм был обречен на успех. В американском и европейском прокате ленту ждало сокрушительное фиаско. Кинокритики считают, что вялый интерес западной публики к картине был вызван общей тенденцией в обществе.
Людей интересовали другие проблемы, навеянные Вудстоком и тому подобными передовыми проявлениями массовой культуры. В общем, было не до классического вестерна с его хорошими и плохими парнями. Пусть те даже и за горой золота охотились. Короче, не ко времени кино пришлось.
Продюсер фильма, о котором мы чуть позже скажем подробнее, был в шоке. Бизнес-проект рушился на глазах, как проклятые индейскими вождями скалы на пути нечестивых гринго. Но внезапно ковбойский фильм выстрелил там, где не ждали, а именно в Индии. Эта страна как раз переживала бум кинотеатров, в которых начали устанавливать кондиционеры, стало быть, у зрителей появлялись шансы дожить до конца сеанса в тропическую жару. А тут еще и прекрасная кинокартина с конями, стрельбой и полетами кондоров подоспела.
Индийский успех несколько взбодрил создателей «Золота Маккенны», да и позволил отбить некоторые затраты. И тут случилось совсем удивительное — фильм начал свой триумфальный прокат в СССР. То, что это случилось, — несомненная заслуга продюсера. И персона эта весьма занимательная.
Когда кинолента добралась до советских экранов, публика взволнованно заметила в титрах среди чужого киношного люда уютное сочетание имени-фамилии — Дмитрий Тёмкин. Это и был продюсер фильма.
Тёмкин родился в Кременчуге Полтавской губернии в 1894 году в крепкой сионистской семье. Дело в том, что его папа Зиновий и дядя Владимир были видными деятелями движения сионистов-ревизионистов международного уровня. Дмитрий же, благодаря усилиям мамы преподававшей игру на фортепиано, с детства тяготел к музыке. Вплоть до того, что в раннем вундеркиндовском возрасте стал студентом Санкт-Петербургской консерватории. Там ему некоторые предметы преподавал, например, Николай Римский-Корсаков, чье имя консерватория носит теперь.
Революция 1917 года открыла перед Тёмкиным большие возможности. А он ими стал охотно пользоваться. Например, выступал постановщиком массовых зрелищ в духе эпохи, наподобие «Мистерия освобожденного труда» на 1 Мая. В 1920 году Дмитрий Тёмкин создал грандиозную инсценировку «Взятие Зимнего дворца», в которой участвовали 1000 статистов, 125 артистов балета и 500 музыкантов.
В принципе в советской музыкально-театральной тусовке талант из Кременчуга пользовался авторитетом. Скажем, его ценил выдающийся композитор, уроженец Донбасса Сергей Прокофьев, с которым они корешились еще со студенческих времен.
Скорее всего, и в советских реалиях Тёмкин состоялся бы как музыкант и организатор шоу, но все же его тянуло за кордон. Надо полагать, и родня склоняла к отъезду из Страны Советов. Так Дмитрий в 1921 году перебрался к папеньке, который к тому моменту уже вполне прилично чувствовал себя в Берлине. А чуть позже Тёмкин-младший оказался в Париже, где пересекся с Федором Шаляпиным.
Великий русский певец посмотрел на способности Дмитрия Тёмкина и посоветовал тому не засиживаться в Европе — мотать в Америку. Там-де настоящий размах для творчества. Тёмкин послушался. И со временем стал одним из самых знаменитых композиторов Голливуда. Довольно сказать, что он больше 20 раз номинировался на «Оскар» и четырежды становился его обладателем.
Еще 8 раз Дмитрий Тёмкин получал премию «Золотой глобус». Недурно для парня из Кременчуга, верно?
Причем именно музыка к вестернам была коньком Тёмкина. Понятное дело, местная пресса приставала к композитору с вопросами, как, мол, он, эмигрант из России, а так чутко уловил эстетику американских равнин? «Так, а степь — она степь и есть», —отвечал многократный оскароносец, вспоминая малороссийские просторы.
Единственный раз в жизни Дмитрий Тёмкин выступил в роли кинопродюсера. Это как раз и был случай с фильмом «Золото Маккены». Опыт был признан голливудским композитором крайне неудачным, больше он в это амплуа не встревал. Скорее всего, зря. Хватка у Тёмкина на самом-то деле явно имелась.
Согласитесь, спасая провалившийся в США и Европе фильм, суметь запустить его в прокат в СССР — это надо было продемонстрировать чудеса предприимчивости.
Опять-таки Дмитрий Тёмкин ловко воспользовался удачным стечением обстоятельств. В 1969 году «Мосфильм» работал над фильмом «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. В производстве участвовала и американская сторона, чьи интересы представлял Тёмкин. Проект оценивался в 8 миллионов долларов, что очень существенно по тем временам.
Кроме того, Дмитрий Тёмкин участвовал в фильме и в качестве композитора. Благодаря «Чайковскому» эмигрант из Кременчуга первый и последний раз после отъезда за кордон в 1921 году посетил Советскую Россию.
Фильм о гениальном русском композиторе не стал, если честно, шедевром. Кто его сегодня помнит? Разве специалисты. Но, во-первых, Тёмкин был очередной раз номинирован на «Оскар» за лучшую адаптацию музыкальной темы для этой ленты. Статуэтку он тогда не получил, но тем не менее.
Во-вторых, связи в советских кинематографических кругах позволили ему, когда пришла пора, продвинуть на наш рынок «Золото Маккенны».
Еще важный момент. Среди прочих несомненных достоинств фильма он снабжен отменным музыкальным оформлением. Уж в этом-то со-продюсер Тёмкин толк знал, как вы догадываетесь. Причем он решил не смешивать функции. Музыку сам писать не стал, в съемочную группу был приглашен композитор Куинси Джонс.
Визитной карточкой фильма стала песня «Старый гриф-стервятник». Для советского проката русский текст написал поэт Леонид Дербенев, а спел о золоте, которое манит, но непременно обманет, популярнейший в ту пору Валерий Ободзинский.
Нашей публике песня в адаптированной версии пришлась по вкусу. На концертах по всему Союзу от Ободзинского требовали: «Маккенну давай!» Он и давал. Эта композиция зачастую использовалась для красивого завершения программы. Забавно, что те зрители, которым доводилось потом видеть фильм с англоязычной версией песни (а случалось и такое), были разочарованы, плевались, мол, совести у американцев нет, такую отличную песню Ободзинского испохабили. Прекрасная наивность, святая простота…
Источник: www.discred.ru
10 интересных фактов о фильме «Золото Маккены»
Один из самых известных и культовых вестернов в нашей стране. В американском прокате лента объявилась в 1968 году. До советского проката «Маккена» добрался в 1974 году.
Главные роли сыграли Грегори Рек, Омар Шариф, Камилла Спарв, Джули Ньюмар и Телли Савалос. Поставил ленту режиссер Дж. Ли Томпсон, ответственный за фильмы «Битва за планету обезьян»(1973) и «Улицы в огне».
Интересные факты:
1. В сцене плавания актриса Джули Ньюмар должна была быть в набедренной повязке по сценарию. Но когда пришло время съёмок актриса сняла её и прыгнула в воду. Режиссер не стал спорить с Ньюмар и к радости всех актеров, спокойно отснял эпизод.
2. Первоначальная версия «Золота Маккены» шла более трёх часов. Студия приказала урезать ленту до двух часов. Именно эта версия и попала в кинотеатры.
3. Джули Ньюмар должна была стать Женщиной кошкой в третьем сезоне сериала «Бэтмен», но из-за затянувшегося производства «Золота Маккены» она выбыла из проекта.
4. Кинокомпания Columbia Pictures купила часть каньона для съёмок фильма. Сейчас такое тяжело представить, но в те годы часть каньона действительно взорвали.
5. Известный режиссер Джордж Лукас, позже поставивший «Звездные войны» был среди членов съёмочной группы фильма «Золото Маккены». Спустя много лет в интервью Лукас заявлял, что «Маккена» один из его любимых фильмов и он сильно повлиял на его творчество.
6. Водоем с водопадом показанные в фильме – рукотворные. Для их создания на площадку доставили несколько цистерн с водой.
7. Роль Маккены первоначально предлагали Клинту Иствуду. Но Иствуд ознакомившись со сценарием отказался от предложения.
8. Грегори Пек, которого подписали на главную роль после отказа Иствуда, был очень недоволен получившимся фильмом. Он называл его одним из самых ужасных вестернов.
9. Хотя в американском прокате «Золото Маккены» с треском провалилось, в советском и индийском прокатах лента стала большим хитом. В Индии «Золото Маккены» и вовсе был самым кассовым зарубежным фильмом до начала девяностых.
10. Грегори Пек первоначально тоже отказался от главной роли в фильме. Но его смог убедить изменить свое мнение режиссер Дж. Ли Томпсон, с которым они вместе работали над фильмом «Пушки острова Наварон»(1961).
11. На съёмки фильма по приглашению Грегори Пека приезжал Роберт «Бобби» Кеннеди, который в 1968 году баллотировался на пост президента США.
Производственный бюджет фильма 7 миллионов долларов. Кассовые сборы в американском прокате 3 миллиона долларов. В советском прокате «Золото Маккены» посмотрело 63 миллиона человек.
Источник: picturehistory.livejournal.com
Интересные факты о фильме «Золото Маккены» (1968)
«Золото Маккенны» — американский приключенческий вестерн 1969 года с Грегори Пеком и Омаром Шерифом в главных ролях. Картина основана на одноименном романе Уилла Генри. В основу произведения легла легенда о потерянном золоте Адамса.
На роль Маккенны планировали взять либо Клинта Иствуда, либо Стива МакКуина, но им сделали более интересные предложения представители других картин и, наконец, неподражаемый Грегори Пек (известный российскому зрителю по «Убить пересмешника» и «Римские каникулы»), согласился сняться в фильме.
Омара Шерифа пригласили на роль Джона Колорадо после оглушительного кассового успеха «Лоуренса Аравийского» 1962 года и «Доктора Живаго» 1965 года.
Натурные съёмки картины проводились в Аризоне, в национальных парках Каньон-де-Шей и Глен-Каньон.
Первоначально фильм смонтировали длиною 3 часа, но позже студия Columbia Pictures дала указание сделать фильм значительно короче. В итоге осталось 128 минут.
Молодой аспирант Университета Южной Калифорнии Джордж Лукас присутствовал на съёмках картины, которая по его словам оказала большое влияние на его будущие произведения.
При бюджете в 7 млн. долларов в прокате по Соединенным Штатам картина собрала всего 3 млн. Это был невероятный провал! Критики разгромили «Золото Маккенны».
Однако на помощь пришёл дружелюбный Советский Союз. Картину показали в 1973 году на Московском международном кинофестивале и она была благосклонно встречена зрителями. А в 1974 году вышла в широкий прокат после дубляжа «Мосфильма», главных героев озвучивали Владимир Дружников и Анатолий Кузнецов. Также Леонид Дербенев написал новый текст для песни «Старый гриф-стервятник», которую исполнил Валерий Ободзинский. 63 млн. советских зрителей посмотрели «Золото Маккенны», это добавило ещё 22 млн. долларов в копилку сборов фильма.
Неожиданный успех пришёл к картине и в Индии, где картина оставалась главным голливудским блокбастером до выхода «Парка Юрского периода» и «Титаника».
- ← Занимательные факты о фильме «Скала» (1996)
- Занимательные факты о фильме «Воздушная тюрьма» (1997) →
Источник: in-w.ru