Инокопь или ассист (хотя ассист это на самом деле само вещество на которое клеется инокопь) — техника разделки одежд святого с помощью сусального золота.
Инокопь или ассист (хотя ассист это на самом деле само вещество на которое клеится инокопь) — техника разделки одежд святого с помощью сусального золота.
А́ссист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела.
Традиционно ассистом расписываются прежде всего одежды Христа, когда он изображается во славе: например, на иконах Воскресения, Вознесения, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.
С древности самыми стойкими способами приклеивания ассиста на Руси показали себя вывареное пивное сусло и высушеный чесночный сок. Греки, например, делали ассист еще и на сусло из гранатовых корок, что, кстати, популярно сейчас в Троице-Сергиевой Лавре.
Как состарить икону или картину
Способ положения ассиста, например на пивное сусло. Традиционный.
Припорошить одежды святого мелом, лишнее аккуратно сдуть. Капнуть на крышечку от банки пару капель воды, взять тонкую кисть, смочить ее водой и набрать немного сусла. Сусло должно быть практически твердым, как карамель, а не как мед. Тогда золото на ассист ляжет очень чисто и практически не будет сдираться (даже подкорректировать будет сложновато).
Сусло необходимо развести до нужной консистенции в зависимости от покрываемого элемента (нужно покрыть большое пространство или наоборот, тянуть тонкую линию). Кроме того, такое сусло хорошо тянется, края ассиста не рваные, как это часто бывает у некоторых иконописцев, использующих сусло выпаренное только до консистенции меда. Да, это значительно увеличивает срок изготовления сусла (мы например готовим сусло около месяца), зато и результат будет совершенно иным.
После того как сусло нанесли, ему необходимо высохнуть около 15 минут. После чего на горячее дыхание кладем кусочек золота и прижимаем. Особенно удобно это делать способом который показываем мы на наших уроках по золочению — на газетку. Когда заложили всю необходимую поверхность, аккуратно беличей кисточкой прижимаем и потихоньку очищаем лишнее золото.
Остатки золота не выкидываем! Во-первых, в том месте где золото на сусло не приклеилось с первого раза, на горячее дыхание мы легко можем положить его в недостающее место и опять прижать. Во-вторых — мы можем использовать его для производства творенки (твореного золота), которое традиционно используется не для ассиста (!), а для золотопробельного письма (когда пробела на одежде прописываются не белилами, а твореным золотом, а потом еще и полируется агатовым зубком). Подробнее о твореном золоте можно прочитать в другой нашей статье по ссылке.
Как состарить дерево. Эффект потертой краски
Как приготовить сусло — сначала мы берем натуральное пиво высокой плотности, обычно, но не всегда, чем дороже тем лучше =) На медленном огне долго вывариваем его, обычно около 12-18 часов, так чтоб оно не кипело. Желательно это делать на даче, так как запах горячего пива не для слабонервных, либо с хорошо работающей вытяжкой.
После чего, когда пиво достигнет консистенции меда перелить его в баночку и сушить до консистенции твердой карамели. У нас обычно на это уходит около месяца. Мы готовим пивное сусло сразу большой партией, поэтому если нет желания варить сусло самостоятельно или нет времени ждать, вы можете приобрести его у нас. Баночка содержит 12-15 гр, этого хватает на очень долгое время, на год, наверное, интенсивной работы. Хранить его желательно с неплотно закрытой крышкой, чтоб сусло высыхало все больше, но пыль не попадала.
Альтернативные варианты нанесения инокопи (ассиста).
Хочу оговориться, что каждый из этих способов имеет ряд недостатков, порой очень существенных. Мы рекомендуем обратиться к традиционному способу на сусло или чесночный сок.
Вариант первый, самый из них приемлемый. Это написание ассиста с помощью твореного золота.
Оно представляет из себя краску из натурального золота, которую наносят тонкой кистью. Традиционно творенка используется для написания золотой парчи на одеждах некоторых святых и золотопробельного письма (о чем мы писали выше в этой статье). Инокопь (ассист) же предполагает нанесение золота листовым методом, а не как краской (выглядит это в итоге совершенно иначе).
Кроме того, лучи у инокопи соединены обычно вместе и тянутся, растягиваются от места соединения. Добиться такого эффекта легко с помощью сусла, и намного сложнее- твореным золотом. Некоторые мастера раньше писали инокопь творенкой, но классикой это не стало.
Сейчас же, грубо говоря, творенку используют вместо инокопи часто тогда, когда не умеют (а скорее боятся) пользоваться суслом, хотя как видно из этой статьи, это совершенно не сложно. С другой стороны, такая имитация инокопи не отвалится со временем, ее можно даже наполировать. Но эффект совершенно иной.
Вариант второй — использование «молочка» Doratura — спиртового или на водной основе акрилового клея для золота.
Преимущества работы с ним — легко купить в художественном магазине, легко наносить состав на икону. Минусы использования этого состава в качестве ассиста — любой художественный состав на основе акрила имеет срок «жизни» не более 25 лет. Именно по этому мы не используем в своей работе акриловые грунты, левкасы, о чем подробно описали в этой статье, как выбрать левкас. Так же из-за состава, такой ассист легко снимается с поверхности, как жевательная резинка.
Кроме того, ассист на такое «молочко» получается крайне мутным.
К сожалению многие выбирают этот состав для работы сейчас, не учитывая, что будет с этой иконой через несколько десятилетий, не говоря уже веков. Скорее всего, происходит это из-за того, что достать готовое к использованию пивное сусло для ассиста сложно, а варить самостоятельно — трудозатратно. Мы пытаемся решить эту проблему и принести в массы преимущество золочения на пивное сусло, как это делали иконописцы древности. Вы можете купить его у нас, либо изготовив самостоятельно по инструкции указанной выше.
Вариант третий — катастрофический. На одном из мастер-классов ученица рассказала, как обучают ассисту у них в иконописной мастерской. Вначале золотят всю доску, после чего пишут поверх золота икону и ВЫСКРЕБАЮТ ПИГМЕНТЫ до золота в местах где должен быть ассист, таким образом у них получается инокопь. Это очень сильное нарушение иконописного процесса!
Писать по золоту категорически нельзя! Этому мы посвятили отдельную статью, будем надеяться чем больше учеников иконописцев прочитают эти статьи, тем больше сохранится икон, написанных ими.
Огневое золочение на бронзовых литых иконах, крестах и складнях
Патина на медной иконе для старообрядцев — это загрязнение, которое нужно удалить. Икона должна сиять. Именно поэтому, часто применялось огневое золочение или серебрение бронзовых икон, крестов, складней.
Отношение старообрядцев к медным литым иконам сильно отличается от отношения к иконам коллекционеров. Патина на медной иконе для старообрядцев — это загрязнение, которое нужно удалить. Икона должна сиять. Именно поэтому, большая часть бронзовых икон дошла до нас в «замоленном» виде.
Перед каждым православным праздником медные иконы, складни и киотные кресты чистили грубыми абразивами — песком, толченым кирпичом и др. От этого терялся первоначальный рельеф иконы, фрагменты одежды, надписи, декоры и орнаменты, а у особо рьяных хозяев вместо ликов Святых можно увидеть абсолютно гладкие поверхности. Чтобы этого не происходило, а икона всегда сияла и радовала глаз своей сохранностью, применяли огневое золочение.
Позолота или золочение — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.
Какие существуют виды золочения?
Огневое золочение
Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.
Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.
Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой технике являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.
Достоинство — высокая коррозионная стойкость. Недостаток — высокая токсичность. Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора погибло около 60 человек от отравления парами ртути. Мастера — позолотчики редко доживали до 30 лет.
Пример огневого золочения на бронзовой иконе Святого Николая Чудотворца
В большинстве случаев, именно этот способ использовался для золочения бронзовых икон, крестов, складней. Золото толкут в порошок, потом растворяют его в ртути, пока ртуть не превратится в творожную массу, затем, жесткой кистью макая в эту творожную массу, этот состав наносят на предмет, сильно втирая, а потом уже кладут на угли и греют, пока ртуть не испарится. Поэтому, огневое золочение можно отличить от гальванического, наличием у огневого золочения «разводов» -что могли остаться от кисти при нанесении.
Огневое золочение видео:
Золочение на масляной основе
Также на мордан, на микстьен, на отлип — применяется для озолочения металлических поверхностей (памятники, ограды, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Золочение на мордан получается матовым, в случае, если поверхность под нанесение позолоты подготовлена не соответствующим образом, либо с ним работает не опытный мастер.
Позолота на «гульфарбу»
Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон.
Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты.
Золочение на глиняной основе
Также на полимент — применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудный, длительный и дорогой вид золочения. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке.
С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины — болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой.
Золочение с использованием средств на водной основе
Применяется для золочения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения.
Твореное золото
Твореное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Твореное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.
Возникновение материала — твореное золото — непосредственно связано с развитием иконописи. Древнейшие сохранившиеся иконы датируются VI в. При создании этих икон древние мастера уже использовали твореное золото. Техника нанесения твореного золота на икону пришла на Русь из Византии в конце Х в. вместе с искусством иконописи.
Мастера алтарной живописи применяли его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.
Русские художники-иконописцы, говоря о процессе смешения красок для росписи икон, вплоть до конца ХIХ в. употребляли выражение «тереть краски». А сами краски именовались «твореными». С начала ХХ в. твореными стали называть только краски из порошков золота и серебра, смешанного со связующим. Отсюда и названия материалов — творёное золото, творёное серебро.
Твореное золото изготавливается из листов сусального золота 960-й пробы. В старину мастера-позолотчики изготавливали твореное золото самостоятельно. Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивали с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу.
В чистое чайное блюдце мастер насыпал гуммиарабик, доливал несколько капель воды и размешивал указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Затем в блюдце переносят лист золота и уже растирают вместе со связующим веществом. Стадия ручного творения — очень трудоемкий процесс, который длится, как правило, в течение полутора часов. Сегодня твореное золото производится промышленным способом на высокоточном оборудовании. Но и сегодня некоторые мастера-позолотчики предпочитают изготавливать твореное золото своими руками.
Современные технологии
В современном виде технология, как правило, основана на принципе гальваники, что позволяет получать тончайшие покрытия из золота. Иногда для этих целей используется сусальное золото. Применяется для золочения различных поверхностей. Позолота как технологический приём широко распространена в ювелирном деле. Гальванический процесс основан на электроосаждении золота.
В основном этим процессом предусматривается применение цианистых электролитов, которые очень вредны. В настоящее время разработаны и получили широкое распространение кислые нецианистые электролиты, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель.
Позолоченные иконы или киотные кресты имеют большую ценность для коллекционеров, чем обычная не позолоченная меднолитая пластика — именно за счет самого факта наличия позолоты и сохранности рельефа покрытого золотом. Поэтому, часто нечистые на руку продавцы медной пластики делают современное гальваническое золочение бронзовых икон, крестов и складней, для повышения их конечной цены при продаже. При покупке будьте очень внимательны, чтобы не нарваться на подделку! На данный момент определенных признаков отличия старой от новой позолоты пока не существует.
Даже маститые специалисты могут ошибаться в определении наличия/отсутствия позолоты, глядя на фотографии. Поэтому выкладываю фото предметов в данную статью, по первому же взгляду на которые ошибиться просто невозможно.
P . S .: если у Вас есть медная пластика с огневым золочением, можете прислать фото, с удовольствием размещу его в данной статье.
- Русская икона.Показывает Андрей Болдырев.Уникальная меднолитая пластика. Видео.
- Русская икона.Показывает Андрей Болдырев. Андрей Кириков: Московская меднолитая икона. Видео.
- Русская икона.Показывает Андрей Болдырев. О гуслицком медном литье. Видео.
- Медная панагия — нагрудный знак архиереев
- Медный киотный крест из бабушкиного сундука
- Конкурс на лучшее литературное произведение, посвященное меднолитой пластике
Источник: www.mednyobraz.ru
Как самостоятельно состарить зеркало в домашних условиях: выглядит стильно и винтажно
Я в детстве очень любила книги и фильмы, которые рассказывали о жизни прошлых столетий. Когда в кадре показывали старинные зеркала, я думала: вот вырасту и обязательно куплю себе такое такое. Вот я выросла, но оказалось, что старинные зеркала купить не так-то просто. Хорошо, что есть химическая промышленность, которая помогает воплотить мечту в реальность. Я делаю копию старинного зеркала.
Необходимые материалы
Так как зеркало — это материал искусственный, то его изменение потребует большого списка химических материалов. Прежде чем браться за дело и состарить зеркало для личного пользования, купите в магазине следующие материалы:
- перчатки резиновые;
- очки защитные;
- защитную поверхность типа резинового коврика;
- зеркало в раме;
- соляная кислота;
- аэрозольная краска;
- пластмассовый шпатель;
- бумажные салфетки;
- хлопковые тряпки;
- пульверизатор.
Кстати, насчет краски. Я предлагаю вам пойти по моему пути, уже проверенному, и использовать краску цвета состаренного золота, можно бронзы. Смотрится отменно. Еще раз хочу напомнить про меры предосторожности. Всегда помните, что работаете с химией.
Не подпускайте к рабочему месту детей и животных. Работайте в хорошо проветриваемом помещении.
Подготовка зеркала
Постелите под зеркало защитный материал, чтобы защитить поверхность вокруг. Возьмите зеркало, с помощью специальных инструментов выньте его из рамы. Раму ни в коем случае не ломаем, ведь мы ее не выбрасываем, а временно снимаем. Переверните зеркало обратной стороной, протрите от пыли и грязи.
Дайте высохнуть, если делали это влажной тряпкой или губкой. Теперь на поверхность наносим специальную краску или раствор, который размягчает верхний красочный слой.
Это нужно для того, чтобы добраться до самого слоя зеркала. Наносим раствор толстым слоем и выжидаем время воздействия. У каждого состава свое время, такая информация содержится на этикетке. Когда время подойдет, с помощью шпателя снимаем верхний размягченный слой. Счищаем его как можно тщательнее.
Протираем поверхность сухой тряпкой.
Наносим кислоту
Нанесение и работа с кислотой — один из основных моментов в целом при состаривании зеркала. Используем соляную кислоту. Начну с того, что еще раз уточню: работу не в коем случае не начинаем без защитного снаряжения, это маска, очки и резиновые перчатки. Соблюдайте технику безопасности.
Затем берем баллон с кислотой, кстати, хорошо будет, если вам удастся купить маленький объем соляной кислоты. Переливаем состав в распылитель. Надеюсь, вам не надо напоминать, что после использования мы этот распылитель утилизируем безвозвратно.
Переливаем в распылитель и наносим кислоту на ту сторону зеркала, которую мы очистили. Время действия кислоты — всего одна-две минуты, поэтому действуйте быстро. Сделайте несколько нажатий в разных местах, лучше всего ближе к краям. После того как кислота разъест отражающий слой в нужной мере, вытираем поверхность сначала салфетками бумажными, затем тряпкой.
Наносим краску
Итак. Следующий этап. После того как мы высушили поверхность, смотрим, достаточно ли нам получившегося рисунка.
Другими словами, нравится ли вам тот общий вид выжженного кислотой рисунка. Если нет, можете провести операцию еще раз, но с использованием меньшего количества кислотного раствора. Снова не забываем использовать защитные средства. Сушим поверхность.
Теперь пришла очередь наносить краску. Я хочу акцентировать ваше внимание на том, что обезжиривать поверхность не надо, так как кислота стала лучшим обезжиривателем. Теперь наша задача — равномерно нанести золотую или бронзовую краску, уж какую вы там выбрали, на поверхность. Опять же делаем это частично, небольшими порциями, чтобы получить идеальный результат.
Внутренняя поверхность не должна быть залита краской. Ее задача — оттенить кислотный рисунок. В этом и суть состаривания, которое мы делаем своими руками. Начинайте также от края и двигайтесь к середине. Дайте высохнуть.
Вставляем в раму
Раму, которую мы сняли в самом начале, можно также немного почистить от пыли и грязи. Не более. Если переусердствовать, можно испортить результат, которого мы добивались все это время. Можете даже с помощью нулевой наждачной бумаги немного затереть углы. Вставляем наше зеркало в раму, закрепляем тыльную сторону картером или плотной бумагой.
Все.
Источник: fb.ru