Возникнув в эпоху эгейского искусства, декоративная металлообработка и золотое дело практиковались крупными художниками, например Фидием, и считались одним из главных искусств. Оно позволяло добиться резкой чёткости, необходимой для фигур и орнаментов, было ценно своим материалом и, в отличие от греческой скульптуры и архитектуры, всегда могло быть доступно частным лицам с дополнительным удовольствием личного владения.
Поскольку все металлы можно было выгодно использовать повторно, и, за исключением золота, они подвержены коррозии, выживание изделий было недолгим и зависело в основном от преднамеренного или случайного захоронения и подходящего химического контекста. Поэтому, хотя в музеях и других коллекциях имеется достаточное количество греческих металлических изделий, они не являются репрезентативными.
Регулярно использовались такие металлы, как золото, электрум, серебро и бронза. Золото, всегда самое драгоценное, использовалось в основном для украшений, во всяком случае, до середины четвёртого века, когда Македонское, а затем и другие эллинистические царства стали регулярно выпускать золотые монеты.
12 подвигов Геракла — Мудреныч (Мифы Древней Греции на пальцах)
Электрум, который представлял собой сплав золота с серебром и встречался в Лидии в естественных условиях, рассматривался как более низкий сорт золота. Он также был основной монетой некоторых азиатских греческих городов с конца седьмого по четвёртый век. Серебро, стандартное средство обращения в остальном греческом мире, было относительно более ценным, чем сейчас. Оно использовалось для изготовления дешёвых ювелирных изделий и более дорогой туалетной и столовой посуды. Бронза, искусственный сплав меди и олова с небольшим количеством свинца, была гораздо более распространена и, будучи гораздо более податливой, чем железо, оставалась обычным металлом для изготовления доспехов, сосудов и подставок, зеркал, дощечек на мебели и статуэток.
По стоимости соотношение золота и серебра колебалось между 15:1 и 10:1, а соотношение золота и электрума зависело от его предполагаемого состава; бронза была намного дешевле – в поздний эллинистический период, о котором у нас есть некоторые сведения, она стоила от 1:100 до 1:150 от равного веса серебра.
Наблюдались такие техники, как молотковая, штамповка и оттиск, рельеф, чеканка (или гравировка), инкрустация, эмалирование, золочение и серебрение, сплошное и полое литье, а также – только для ювелирных изделий – филигрань и грануляция. Соединения выполнялись путём фальцовки, пайки, сварки или клёпки. Молот, долгое время являвшийся основным методом изготовления сосудов и доспехов, должен был постоянно использоваться с позднего бронзового века, когда искусство металлурга было высоко развито, также как и гравировка и сплошное литье.
Другие декоративные техники появились вновь или были усовершенствованы в конце IX или в VIII веке под прямым или косвенным наставничеством восточных мастеров. Металлические изделия, конечно же, должны были оставаться отполированными и блестящими. Восхищение патиной бронзы, которая своей матовостью затемняет детали и, кстати, делает зеркала бесполезными, появилось не ранее римского периода, и является одним из наиболее очевидных случаев, когда современная оценка характера древнего искусства и архитектуры показывает себя досадно условной и неполной.
Древняя Греция за 18 минут
Ювелирные изделия
В начале железного века такие ювелирные изделия, которые делали греки, были простыми и не очень искусными, но в конце девятого века, когда роскошь стала возможной, производство внезапно увеличилось, а техника и стиль улучшились. Поскольку главной целью была демонстрация личного богатства и существовали ограничения на количество металла, которое можно было прилично носить, искусство ювелира всегда стремилось к замысловатости и виртуозности.
В ранних работах особое значение имела грануляция. К пятому веку формы фигур и орнаментов опирались на филигрань и эмаль; а в эллинистический период и ещё позже популярной стала инкрустация драгоценными камнями. В целом, для фигур стиль в ювелирных изделиях напоминает стиль в других видах изобразительного искусства, хотя на некоторых золотых кольцах VIII века восточный стиль появляется раньше, чем в вазовой живописи. Но в венках и подвесках, начиная с классического периода, часто наблюдается гораздо более близкое и чуткое копирование растительных форм.
В целом греческие украшения демонстрируют прекрасное мастерство, хорошее чувство дизайна и тонкость деталей, но в общем развитии искусства их значение было второстепенным: масштаб был слишком мал для полного использования человеческой фигуры.
Более крупные металлические изделия
Когда в начале восьмого века греческая металлургия возродилась, её наиболее впечатляющими изделиями стали большие треножники-чаши из бронзы. В этих предметах, которые, похоже, предназначались скорее для демонстрации, чем для использования, три длинные прямые ножки и две вертикальные кольцевые ручки прикреплены к ободу неглубокой открытой чаши.
Украшение обычно состоит из узких полос геометрического орнамента – особенно зигзагов и маленьких концентрических кругов, соединённых тангенциально (не похоже на кельтские изделия из металла), которые идут вниз по ножкам и вокруг ручек, а в некоторых сложных примерах на ручках также были изображены лошади или птицы, установленные на вершине, и человеческие фигуры либо там же, либо поддерживающие стороны. К концу века эти чаши на треножниках были вытеснены новым, менее открытым типом чаши с отдельной подставкой.
Модели и, возможно, некоторые из изготовителей пришли с Востока, вероятно, из Северной Сирии, но их стиль вскоре был имитирован на местном уровне и, поскольку греческий восточный стиль обрёл свои собственные каноны, почти так же быстро был адаптирован. Чаши имели две кольцевые ручки, снова прикреплённые к ободу, каждая из которых поворачивалась в гнезде на спине человекообразной птицы (или «сирены»), которая, согласно греческому вкусу, должна быть женского пола. Но гораздо более заметными были головы и шеи животных, обычно грифонов, шесть или четыре из которых взмывали вверх с плеча чаши.
Насадки на ручки отливались цельнолитыми, головы грифонов сначала отбивались молотком, а затем отливались полыми, разумеется, с последующей холодной обработкой. В декоративном отношении сочетание было непростым, и греки вскоре отказались от сирен, но грифоны допускали изобретательную элегантность и всё ещё производились в начале шестого века.
В седьмом веке, когда методы ведения боя изменились и бронзу стало легче достать, металлические шлемы, корселеты, поножи и другие защитные элементы стали более желанными, и некоторые из тех, кто мог себе это позволить, захотели украсить их, взяв за основу существующий набор фигур людей и животных; но хотя мастерство было хорошим, формы полей часто были неудобными и стали редкими в шестом веке.
В начале шестого века производители бронзовых сосудов стали отливать ручки, а иногда ножки и ободки, и, поскольку такие детали были цельными, они пережили повреждения и коррозию гораздо лучше, чем тонкие кованые тулова. Литье тулова для более крупных сосудов происходило гораздо медленнее и не было распространено до третьего века. В целом формы бронзовых сосудов основывались на гармоничных изгибах, поскольку греческие методы обработки тонкого металла не поощряли острых углов на корпусе, но в отличие от них тяжёлые ручки и ободки часто отливались и чеканились очень четко.
Обод и, если он был какой-либо высоты, ножка, могли иметь полосы простого рельефного орнамента – например, яйца, язычки или бисеринки. Тулово не нуждалось в подобном орнаменте для определения своей формы и часто, но не всегда, оставалось простым. Декоративное изобилие, как правило, концентрировалось на рукоятках и особенно на пластинах, которыми они крепились, хотя иногда сама рукоятка принимала «человеческую форму».
Ручные зеркала, около 6-8 дюймов в диаметре, были ещё одним важным продуктом бронзовых мастерских. На протяжении большей части шестого и пятого веков стандартным типом был гладкий литой диск из бронзы, слегка выпуклый с одной стороны и вогнутый с другой, с ободком из бисера. Для ручки и подставки вместе взятых использовалась цельнолитая человеческая фигура, вскоре обычно женская и задрапированная, стоящая фронтально в позах, более или менее известных в скульптуре того времени.
Чтобы переход от головы фигуры к ручке не казался слишком веретенообразным, с каждой стороны часто добавляли маленького крылатого юношу или животное, закреплённое на плече фигуры или на ободе диска, или на обоих. Подобное чувство дизайна проявляется и в патере, предмете, похожем на маленькую сковороду, хотя её ручка обычно имеет форму обнажённого юноши. В конце пятого века появился новый тип зеркала, диск которого был защищён крышкой и часто крепился на шарнирах. Для украшения на внешней стороне крышки прикреплялась голова или мягко эротическая группа, выполненная рельефно, а на внутренней стороне могла быть гравировка.
Больше информации о керамике Древней Греции, включая геометрическую, чернофигурную, краснофигурную и белофигурную технику, можно найти в статье Греческая керамика: история и стили.
Фигурки
Помимо того, что металлические фигурки служили приставками к другим предметам, они чаще всего изготавливались как самостоятельные изделия. Они, конечно, были в основном из бронзы и, если только не были большого размера, отливались цельными или почти цельными. Они предназначались для посвящения в святилищах и все чаще для частного владения. Бронзовые статуэтки, грубо отделанные и неуклюжие по дизайну, похоже, изготовлялись от случая к случаю на протяжении всего раннего железного века.
Затем, с восьмого века, объём производства стал намного больше, мастерство улучшилось и был создан последовательный стиль, параллельный стилю фигурок геометрической вазовой живописи. Ведущими типами были стоящие обнажённые мужчины и стоящие лошади. В седьмом веке мастера по металлу приняли дедальскую формулу для своих человеческих фигурок и, по мере становления скульптуры, в целом следовали её развитию для анатомических форм, хотя всегда позволяли себе большую свободу в выборе типов и поз.
Например, среди статуэток архаической греческой скульптуры регулярно появляются обнажённые женщины и интегрированные группы, хотя в скульптуре они не были приемлемы до четвёртого века. А в Эллинистической греческой скульптуре горбатые спины были представлены с полным уродством только на произведениях небольшого масштаба. Причины этого достаточно очевидны.
Во-первых, делать фигурки было намного быстрее и дешевле, чем статуи, поэтому эксперименты можно было позволить себе легче. Во-вторых, они не так подвергались публичному обозрению и, соответственно, правилам общественного приличия. В-третьих, их малый размер не создавал таких проблем с эстетической или механической сбалансированностью.
В целом, искусство изготовления металлических фигурок достигло своего наивысшего уровня в шестом и начале пятого века, когда формы скульптуры были ещё простыми и сильными. И хотя некоторые превосходные изделия были сделаны позже, среднее качество снизилось. Малый масштаб не позволял тонко обработать поверхность, которая начала приобретать значение в высококлассическом стиле греческой скульптуры. Танцовщица из Бейкера, выполненная в конце третьего века, является исключительным произведением для своего времени; неудивительно, что её размер превышает средний.
Влияние
Начиная с седьмого века греческая бронза оказывала сильное влияние на Этрурию, хотя этруски (у которых были собственные запасы меди) были технически высоко компетентны и поддерживали собственные традиции. В Испании местная металлообработка, как и скульптура, в конечном итоге показывает не очень глубокое греческое влияние. В других частях Европы вдоль северной границы греческого мира существовал рынок для греческой продукции, но местный стиль был слишком чужд, чтобы его можно было эллинизировать, хотя некоторые греческие мастерские, очевидно, пытались включить элементы скифского искусства в предметы для продажи на Украине.
На Востоке некоторые греческие компоненты можно обнаружить в персидском искусстве двора Ахеменидов с конца VI по конец IV века, но кроме этого до завоеваний Александра был лишь небольшой случайный экспорт. Затем, по мере того как новые эллинистические царства навязывали своим подданным греческую культуру, вкус к греческим изделиям из металла тоже стал нормой.
Любопытным свидетельством, хотя и относящимся к римскому периоду, является находка в Беграме в Афганистане запасов гипсовых слепков, с которых ремесленники делали факсимиле более ранних греческих бронзовых скульптур и предметов для местных заказчиков. Насколько греческая традиция сохранилась в этих краях, неизвестно, но основное влияние она оказала в странах Средиземноморья, где стиль римского периода непосредственно продолжил или развил эллинистические модели.
В эпоху Возрождения новое изучение греческого искусства и римского искусства, основанное на культуре центральной Италии, не имело греческих моделей для изучения; и когда в середине восемнадцатого века в Помпеях и Геркулануме были обнаружены эллинистические металлические изделия, в них обнаружилось лишь немного манерного подражания.
Источник: gallerix.ru
Сплав золота и серебра
Сплав золота и серебра начали применять в 3-ем тысячелетии до нашей эры. Это времена Древнего Египта. Его народ использовал драгоценную смесь, к примеру, для наверший пирамид фараонов. Их усыпальницы считались святынями, были неприкосновенны.
К 20-му столетию золотосеребряные верхушки со строений исчезли. Пара досталась археологам, а остальные – черным кладоискателям. Сплав 2-х металлов зовется электрон (с ударением на первый слог). Ознакомимся с его формулой, происхождением, особенностями.
История электрона
Сплав стал первым из драгоценных в истории человечества. Формулу не пришлось изобретать. Золото с серебром в природе соединяются естественным способом. Близ Нила, в Древней Лидии, самородки драгоценной руды не были дефицитом.
В греческих изделиях серебра было 40-54%. Этого хватало, чтобы сплав приобрел молочно-желтый цвет. За это ювелиры прошлого звали его белым золотом. Технологии его очистки еще не существовало, отделять серебро не умели.
Cплав золота с серебром называется электрон. Но, в ходу и имя электрум. Так проще отличать на слух состав от магниевого. Соединение магния, цинка и алюминия создали в начале 20-го века. Плотность сплава невысока, зато, высока прочность.
Название совпало с древним обозначением сплавом серебра и золота.
Кстати, о названии. «Электрон» переводится с древнегреческого, как «янтарь». В честь ли его цвета именовали сплав, или окаменевшую смолу назвали в честь металла, неясно. Известно только, что элементарную частицу электрон сравнили с янтарем. Дело в том, что минерал при контакте с шерстью, или шелком, всегда заряжается отрицательно.
Нюансы формулы и свойств электрума
Сплав золота и серебра название электрум имеет лишь в том случае, если белого металла в нем не меньше 15-ти и не больше 50-ти процентов. Такова формула природной разновидности самородного золота, которую геологи причисляют к минералам. Камень электрум официально занесен в справочник геммологов. Встречается в виде дендритов, то есть кристаллических образований.
Сплав золота и серебра плотностью около 14-ти граммов на кубический сантиметр и твердостью примерно в 3 балла. Это на балл, а то и полтора больше, чем показатель чистого золота. Именно поэтому древние водрузили на те же пирамиды детали смешанного состава.
Белый металл сделал сплав устойчивее к износу и прочнее. Электрум так же пускали на производство посуды и украшений. Они были тверже обычного золота, дольше служили. Первые в истории человечества лидийские монеты тоже были из металлического минерала.
Формула современного электрона расширена. Сплав научились получать искусственным путем. Поэтому, доля серебра в составе может доходить до 70%. В этом случае цвет смеси полностью теряет желтизну. При этом, у металла остается лучистый блеск и способность противостоять окислению, чем грешит обычное серебро.
С целью изменений свойств смеси технологи добавляют в нее и неблагородные компоненты. Так, встречается сплав серебра, меди и золота. Именно такая формула, кстати, у состава 585-ой пробы. Правда, она не относится к электрону, — белого металла использовано лишь 8% .
Медь в современные модификации древнего сплава добавляют, чтобы сделать его прочнее, доведя твердость до 4-5-ти баллов по шкале Мооса. Серебро играет традиционную роль – делает электрум не только тверже, но и более ковким. К тому же, белый металл понижает температуру плавления, облегчая работу металлургам и ювелирам.
Запасы природного электрума
В трактатах древности указано, что в Египет сплав поступал из Пунта. Так называли территорию в Восточной Африке. Завозили драгоценные слитки так же с Плоскогорья и с рудника восточнее Родезии. Об этом пишет, к примеру, Плиний.
Он же дал определение, что состав, в котором меньше 15% серебра считается золотом, а сплав, в котором белого металла больше 70% — серебром. Между этими «точками» и находится электрум.
Электрум упоминается и в «Одиссее». В Сказании понятие применяется в разговоре о золотых вещах, покрытых серебром. Однако, в современности такие почти не встречаются. Это в прежние века белый металл, порой, ценили выше злата.
Земли, богатые самородной разновидностью золота в 3000 до нашей эры сегодня таковыми не являются. Драгоценности, лежавшие на поверхности собраны во времена «лихорадок». Это одна из причин искусственного получения электрона. В природе его почти не осталось, тем более, в промышленных масштабах.
Небольшие самородки встречаются в Западной Анатолии. Так именуют одну из областей Турции. К тому же, натуральные образцы временами содержат ненужные примеси, к примеру, железо и ту же медь. Создавая электрон вручную, удается составить идеальную формулу, не тратить время на отделение мизерных долей «загрязняющих» веществ.
Источник: www.skupka23.ru
Алексей Царев
Не претендую на полноту и научность, потому как разбирался более «для себя»; но нащупал наконец некую логику, позволяющую продраться сквозь множество названий монет разных времен и народов.
На том пути, который деньги прошли от собственно товаров, реальных или символических — быков, беличьих шкурок, раковин, до, скажем, бумажных, никакой стоимости, кроме той, что в надписи на них, не имеющей, будет нас интересовать тот отрезок, когда деньги существовали в виде монет из ценных металлов и имели, в идеале, стоимость металла, в ней содержащегося.
Металлов этих, если не отвлекаться на экзотику, было только три: золото, серебро и медь; при этом только один из них выступал в конкретной денежной системе в виде основного, отправной точки отсчета.
Самой дешёвой меди удалось быть основой такой системы лишь в древности, да и то в более бедных странах, каким был (задолго до его расцвета) Древний Рим; самое дорогое золото, которое мы привыкли отождествлять с деньгами в первую очередь, стало вытеснять в качестве основного «денежного металла» все остальные только в Новое время — до этого его попросту было слишком мало, а сделанные из него монеты были слишком дороги для использования в обычном торговом обороте.
Дольше же всего и чаще всего основу монетных денежных систем составляло в меру дорогое и достаточно доступное серебро — так что фунт стерлингов это именно фунт серебра.
Еще одно замечание: первоначально главным для денежных систем было не количество монеток, а их вес, так что многим денежным единицам никакой монеты не соответствовало, она была бы слишком тяжела; пометки, надписи и рисунки на монеты первоначально наносили исключительно для удобства различения, но подтверждением их стоимости они стали позже — когда правительства освоили нехитрый, но весьма эффективный трюк писать на монете больший номинал, нежели сама стоимость монеты.
—
Греки «унаследовали» денежную систему от Вавилона, отсюда и такое количество в ней цифр 6 и 60. Базовый металл — серебро, основа — его вес.
Ассиро-вавилонское слово «мана», означающее «счет», превратилось в название единицы веса мина (ок. 440 г), 60 мин составляли талант (26,2 кг).
Как видим, зарыть свой талант в землю — труд не только порицаемый, но и нелегкий.
Талант и мина в денежном обращении были лишь расчетными единицами, а вот также «весовые» драхма и обол выступали и в качестве монет.
1 талант = 60 мин = 6000 драхм = 36000 оболов
1 мина = 100 драхм = 600 оболов
1 драхма = 6 оболов
На основе счета в драхмах и оболах выпускались серебряные монеты разных номиналов: в 10 (декадрахма), 4 (тетрадрахма), 2 (дидрахма) и 1 драхму; в 5, 4, 3, 2, 1 1/2, 1, 3/4, 1/2, 3/8, 1/4 и 1/8 обола.
Существовали также медные монеты — халк («медяк») и лепта (1/2 халка). Соотносились они с серебряными первоначально так:
1 обол = 6 халков = 12 лепт,
а затем, в связи с изменением цен на серебро и золото, уже так —
1 обол = 8 халков = 16 лепт.
Нетрудно заметить, что при этом самая мелкая серебряная монета в 1/8 обола (гемитетартеморий) стала равняться по стоимости медной монете в 1 халк.
Единственной золотой монетой, выпускавшейся в Греции, был статер, равнявшийся 20 серебряным драхмам. Эту монету чеканили редко.
Но вот соотношение стоимости золотой и серебрянной монет — 20 к 1 — запомните, оно нам еще пригодится.
—
Цены в Афинах были приблизительно следующие:
хлеб — 1 обол
овца — 8 драхм
галлон оливкового масла — 5 драхм
обувь — от 8 до 12 драхм
рабы — от 200 до 300 драхм (2-3 мины)
дома — от 400 до 1000 драхм (4-10 мин, т.е до 1/6 таланта)
Скульпторы и врачи зарабатывали до шести драхм в день, опытный работник мог рассчитывать на две, а чернорабочий — на одну драхму в день.
—
Изначально «денежными» металлами у племён Средней Италии были медь и бронза, поэтому изначально возникшая в Риме монетная система основывалась на медном весовом фунте (либра, ок. 240 г), соответствовавшему одному ассу, который делился на 12 унций.
К концу IV века до н.э. начинают выпускаться первые литые медные монеты — в 1 асс и в 6, 4, 3, 2 и 1 унцию.
Ближе к середине III века появляются, наконец, серебрянные монеты — денарии весом в 4 скрупула (ок. 4,5 г) и сестерции (четверть денария). Денежная система стала биметаллической, денарий в ней был приравнен к 10 ассам, «похудевшим» к тому времени в 6 раз, до 55 г меди.
Следующая реформа была проведена в конце III века до н. э. Вес асса был снова уменьшен и фактически был приравнен по весу к унции (1/12 либры, ок. 20 г). Вес денария был также снижен (до 3,9 г), а номиналы теперь соотносились в пропорции 1 денарий = 16 ассам.
К началу I века до н. э. римляне отказались от биметаллической системы, и, если вес денария не менялся, то медные ассы (по-прежнему равные 1/16 денария) стали весить меньше.
Существенные изменения в монетной системе происходят при Октавиане Августе, когда начинает систематически чеканиться золотой ауреус, приравненный к 25 денариям.
В это же время осуществляется пересмотр всей системы номиналов и материалов монет: сестерций (4 асса) и дупондий (2 асса) чеканятся из аурихалка (сплава золота и меди), а асс и квадранс (1/4 асса) — из бронзы.
Римская монетная система приобретает следующий вид:
1 ауреус = 25 денариям = 100 сестерциям = 200 дупондиям = 400 ассам
Дальше, однако, началась череда реформ и изменений, при этом выпускались не просто золотые или серебрянные монеты, а скажем, позолоченные или посеребренные, так что доверие населения к денежной системе было основательно подорвано.
Положение исправил только император Константин I Великий, который начал выпуск высокопробного золотого солида весом 4,55 грамм (1/72 фунта золота) и ввёл новый стандарт для серебряной чеканки, привязав стоимость серебряных монет к стоимости фунта золота: серебряный милиарисий стоил 1/1000 фунта золота или примерно 1/14 солида, а силиква — 1/1728 фунта золота или 1/24 солида.
После гибели Римской Империи эта система была унаследована Византией.
—
Карл Великий и единая европейская валюта
[4, 7, 8, 9]
Через 500 лет после Константина I император и король франков Карл Великий устанавливает в качестве денежно-весовой, денежно-счетной единицы и меры веса каролингский фунт (408 г), приказав чеканить из фунта серебра 240 денариев:
1 каролингский фунт = 20 солидам = 240 денариям,
или, говоря иначе — 1 единица золота = 20 единицам серебра = 240 единицам меди.
Так фактически появилась первая общеевропейская валюта.
—
Во Франции и Италии помнили о своем латинском происхождении и о том, что каролингский фунт происходил от римской либры.
Франция: 1 золотой ливр = 20 серебряным су = 240 медным денье,
Италия: 1 золотая лира = 20 серебряным сольдо = 240 медным денаро.
—
Это, кстати, не значит, что монеты назывались именно так!
Например, во Флоренции лиры, сольдо и денаро были только счётными денежными единицами, на деле же существовали только золотой флорин и серебряные денаро и кватрино (4 денаро).
Счет велся в золотых лирах (1 золотая лира = 20 золотых сольдо = 240 золотых денаро) и в серебрянных (опять, же 1 серебряная лира = 20 серебряных сольдо = 240 серебряных денаро), но вот стоимость у них была разная!
Если с золотой все было просто (1 флорин = 29/20 золотой лиры = 29 золотых солидов), то серебряная за 250 лет подешевела в 7 раз: если в 1250 г. 1 золотой лире соответствовало 20 серебряных солидов, то в 1500 г. — аж 140.
Иначе говоря, первоначально 1 флорин = 348 денаро (29/20 х 20 х 12), а к середине XVI века — 1 флорин = 2784 денаро (29/20 х 140 х 12).
—
В Англии тоже прижился каролингский набор монет:
1 золотой фунт стерлингов = 20 серебряным шиллингам = 240 медным пенсам.
Но вначале из каролингского фунта серебра (затем — из английского, ок. 454 г) чеканили 240 небольших серебряных монет весом около 1,7 г., которые были официально названы денариями, а позже получили название стерлинги. Пенни (пенсы) происходят от немецкого «пфеннинга».
Имеются две теории наименования британской денежной единицы.
По одной название стерлинг датируется около 1300 года и происходит от бытового названия серебряного норманского пенни, на котором имелись маленькие звёздочки (steorling — староанглийский).
По второй ранее использовалось название Easterling Silver («серебро с восточных земель»), которое обозначало характерный сплав серебра 925 пробы из которого изготавливались монеты в северной Германии (эту область англичане называли «Easterling», в XII веке она вошла в состав Ганзейского союза). Постепенно в речи название сплава сократилось до Sterling Silver и стало эквивалентом значения «монетное серебро».
Название фунт стерлинговокончательно закрепляется за денежной единицей с 1694 года.
Так же как и в Италии, фунт стерлингов — скорее не номинал монеты, а расчетная денежная единица (в отличие от шиллингов и пенсов).
В качестве монет чеканились соверены (стоившие от 20 до 22, и даже 30 шиллингов), а позже — гинеи (21 шиллинг).
—
В Германии же тоненькие кружочки денариев Карла в народе называли пфенниг («сковородочный», от слова «пфанн» — «сковорода»).
Пфенниг стал английским стерлингпенни, литовскими пенязями — монетами в 1/10 гроша Великого княжества Литовского, а затем и польскими пенендзами — деньгами.
Каролингский же фунт принял образ марки («знак») – меры веса и меры счета денег. Причем марка в точности равнялась 2/3 каролингского фунта, но в качестве меры счета денег вначале фигурировал гульден («золотой»), а позже — талер, равный полутора гульденам:
1 гульден = 20 грошенам = 240 пфеннигам
1 талер = 30 грошенам = 360 пфеннигам.
—
Даже славянам досталось «наследство» Карла Великого.
У западных и восточных славян (Польша и Киевская Русь) со времен киевского князя Владимира I Великого и польского князя Болеслава II Смелого в обращение вошла мера веса и счета денег, равная половине каролингского фунта, – гривна.
Источник: altsarev.livejournal.com