Возможна.Только проблема будет с расчеканенным фоном.Нужно потом будет сверху слегка прочеканить,если Вам нужен четкий рисунок.
Регистрация: 16.05.2006 Сообщения: 750 Откуда: Ульяновск
Сообщение № 3226 • 19 Июл 2006 09:13
спасибо вобщемто с чеканкой как раз вопрос и был
Регистрация: 07.08.2009 Сообщения: 24 Откуда: Москва
Сообщение № 57306 • 07 Авг 2009 21:42
Восстановление позолоты легко произвести с помощью электрохимической металлизации.
Позолота, восстановление позолоты
Поможем всем.
Звоните (926) 85-85-085
_________________
Позолота стала дешевле http://www.vipaurum.com
Регистрация: 06.02.2009 Сообщения: 72
Сообщение № 64859 • 31 Окт 2009 15:48
Положил золото на мордан(итальянский 12-и часовой) Размер иконы 1,2 х 1.1 м. Позолоты довольно много — от всего размера иконы одна четвертая часть.
Ничем золото не защитил, думал если что то не так — прикрою кусочками. И так вышло: при доделке лика и доличного повредил позолоту. В местах потертостей положил золото опять на мордан. Но получилось очень плохо – эти пятна выделяются, смотреть не хочется.
Реставрация иконы Св. Глава Иоанна Предтечи
Делать нечего – покрыл все опять морданом и перезолотил. Теперь вот на распутье: как не испортить работу, которая стала в 2 раза дороже, в любом смысле. Икону еще нужно дорабатывать. Если покрыть белком (приготовленным путем взбивания и т. д.)- я пробовал, трескается, — может белок необходимо развести дистиллированной водой.
Позолота стоит уже неделю. Покрыть олифой — не поднимется ли золото с первого слоя? Или может быть попробовать еще подождать. Ведь перекрывать 3-й раз у меня не хватит сил, да и накладно.
Кто сталкивался с такой ситуацией подскажите, пожалуйста.
Источник: www.icon-art.info
Реставрация окладов
Изначально иконописная традиция не подразумевала добавления к образу каких-либо дополнительных деталей. Возникновение первых окладов относится к XII веку, киоты для икон появились ещё позже. Со временем, однако, эти элементы убранства прочно вошли иконописную традицию, дали начало целым направлениям православного декоративно-прикладного искусства.
Оклад — накладное украшение лицевой поверхности иконы, обычно металлическое. Оклад может быть украшен эмалью, инкрустирован драгоценными камнями, покрыт чеканными узорами, зернью или сканью. К XVII-XVIII векам искусство создания окладов достигло своей вершины. Одновременно защищающие и украшающие образ, они стали важной частью икон.
Однако, по мнению ряда искусствоведов, широкое применение окладов имело губительные последствия для иконописи: древние шедевры скрывались под пластинами металла, оставляя видимыми лишь лики и руки Святых, а новые иконы писались в общих чертах, с подробной проработкой лишь видимых частей. Есть ли у оклада литургический, богословский смысл, который оправдывает его «украшательство»?
До сияния. Как отмыть старинную икону
Безусловно, есть. Символика окладов всецело восприняла символику иконописи и стала её частью. Золото и серебро, скрывающее одежды Святых или фон иконы — символы Божественной благодати и Небесной чистоты. Металлические детали прекрасно передают ощущение света, которые должен исходить от Святого образа. Драгоценности на окладе символизируют духовное богатство, а растительные узоры — вечную жизнь и цветение.
Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского уже много лет занимается реставрацией окладов, наряду с реставрацией икон.
Реставрация оклада — отдельная нетривиальная задача. Прежде всего, требуется удалить загрязнения с металла, обработав его специальным составом. Темнеет от времени не только серебро, но и латунь. Меняет свой вид и золото, особенно с примесями. Однако чистка возвращает металлу первозданный блеск.
Сложнее вернуть форму помятым или повреждённым тонким листам, из которых зачатую изготовлены оклады. Иногда части оклада бывают утрачены, требуется с нуля восстановить недостающий фрагмент. Возвращённый на икону, оклад прочно укрепляется на ней. В данном случае по периметру иконы выложен витой серебряный шнур, удерживающий фрагменты оклада.
Отдельная , очень сложная и деликатная задача — реставрация окладов из медной фольги, так называемых фолежных окладов, популярных в конце 19-начале 20 веков. Эти оклады, появившиеся как недорогая альтернатива металлическим изделиям, поражают своей красотой, ажурностью и изяществом композиции. Будучи очень хрупкими, такие оклады вставлялись в специальные «глухие» — неоткрывающиеся киоты. Поскольку помятую фольгу очень сложно, практически невозможно, восстановить, фолежные оклады, как правило, признаются не подлежащими реставрации. Однако в ряде случаев, особенно при наличии и удовлетворительной сохранности всех частей изделия, такие оклады можно отреставрировать в нашей мастерской.
Один из самых тонких моментов реставрации оклада — работа с накладным венцом. Этот элемент, нимб Святого, зачастую выполнен из другого металла или в другой технике, чем остальная часть оклада. Он может быть ажурным или с городчатым краем. Хрупкость венца делает его особенно уязвимым для повреждений и требует от реставратора ювелирной аккуратности в работе. Венец возвращается мастером на икону в последнюю очередь.
Примеры реставрации окладов
Икона Пресвятой Богородицы (реставрация металлического оклада)
Реставрация оклада
Восстановление оклада
Киоты с иконой в ризе и окладе из фольги — фолежные киоты
Фолежное украшение иконы — риза и оклад появились в восьмидесятых-девяностых годах XIX века. Появились, как альтернатива окладу металлическому — изделию достаточно дорогому, приобрести которое многим было не по силам и средствам. Бюджетный, «народный» оклад изготавливали из медной фольги, которая была достаточно плотной, хорошо держала форму, и была значительно дешевле чеканного или литого оклада из латуни и, тем более, из серебра. Одевали фолежные оклады, как правило, на щепные подокладные иконы. Это небольшая тонкая дощечка, на которой рисовали контуры фигуры, а тщательно прописывали только лики святых, ручки и ножки.
В истории иконописания это время было непростым. Набирала силу фабричная продукция — печатная икона на картоне или на металлическом жестяном листе. Печатная икона была дешёвой и доступной. Но. Душа икона оживает в руках иконописца, движимых молитвой и человеческим сердечным теплом.
Промышленная печатная икона так и не смогла победить, — повторить ту жизнь и любовь, вложенную руками иконописца в даже самую простую, но такую родную и близкую душе живописную икону, украшенную «обычной» фольгой. Обычной! Эти оклады своей красотой и изяществом могли поспорить даже с самыми дорогими литыми из серебра окладами.
Смотришь на волшебное кружево фольги и кажется, что без ангела за плечом сделать такую красоту невозможно. Фолежные оклады и изготавливали в основном в монастырях. Сколько в них труда и терпения, филигранности и точности. Вот только было это чудесное кружево настолько нежным и хрупким, что мастера и создавали «глухие» киоты, которые закрывали так, чтобы их нельзя было потом открыть.
У глухого киота нет дверцы, как у обычного киота. Изготавливался он так. Сначала собирались боковые и задняя стенка, затем они склеивались столярным клеем. Затем к задней стенке крепилась икона, чаще при помощи гвоздей, реже — клея. Потом устанавливали с огромной осторожностью все части фолежного оклада и вставлялось стекло.
И всё это закрывалась запорной рейкой, которая прибивалась гвоздями. Стык стекла с рамой киота замазывали шпаклёвкой, чтобы внутрь не попадали ни пыль, ни влага. Далее киот красили и лакировали. Такой киот не был предназначен для того, чтобы его когда-нибудь открывали. Он служил защитой для иконы, а также нежной и хрупкой фольги.
Ведь если фольгу смять, то вернуть ей идеальное состояние невозможно. Фолежные оклады не были предназначены для реставрации. И всё же. Несмотря на все сложности процесса, и, конечно, в зависимости от состояния оклада, помятую медную фольгу можно привести в первоначальный вид, особенно, если все части и детали оклада есть в наличии.
Чуткие руки мастера расправляют помятости, подклеивают, подкрашивают восстанавливают детали оклада. Но это очень деликатная, осторожная и бережная работа. Можно легко повредить то, что ещё сохранилось. Одно неловкое движение, и красоты станет меньше. Поэтому киоты с фолежными окладами берут в реставрацию очень немногие мастерские.
И вот, если всё удаётся, возвращается не просто красота, а маленькое чудо, которое наши предки создали с любовью к Богу и к людям.
Источник: www.st-alipy.ru
Реставрация икон: этапы, нюансы, секреты
Многие старинные иконы представляют не только историческую, но и художественную ценность. Однако время их, как и любые другие произведения искусства, не щадит. Для того, чтобы дать образам вторую жизнь, существует особое мастерство – реставрация икон. Им занимаются профессионалы с внушительным опытом: именно они знают, как вернуть иконе утраченную ценность, восполнить убыль и при этом не навредить изначальному воплощению авторского замысла.
Процесс реставрации иконы
Икона в ультрафиолетовых лучах
Процесс состоит из нескольких этапов. Опишем их последовательно.
Этап первый: исследование
На этом этапе реставраторы изучают состояние иконы и разрабатывают план ее восстановления. К примеру, для того, чтобы узнать, сколько слоев было нанесено поверх авторского и оценить их качество. Если доска активно использовалась, многие годы находилась в храме, к ней прикладывались тысячи верующих, логично предположить, что она быстро истиралась и изображение приходилось подновлять не раз и не два. Встречаются иконы с десятью и даже более слоями.
В данной процедуре могут применяться методы с использованием лучей ультрафиолетового либо инфракрасного спектра. Однако наиболее полную картину дает рентгенография – она «видит» все, кроме красок на свинцовой основе.
Кстати, нередко случается, что некоторые элементы «верхних» слоев представляют собой более значимую художественную ценность в иконописи, нежели те, что находятся под ними. Как правило, это орнаменты и задние планы. В подобных случаях коллегия реставраторов может принять коллективное решение о том, чтобы не удалять такие элементы, даже если они написаны не рукой создателя произведения.
Также в процессе исследования определяется состояние подрамника и оклада. После этого мастера решают, нужно ли заменять эти детали на новые или можно восстановить оригинальные.
Параллельно с художественными экспертами икону исследуют бактериологи. Если на холсте обнаруживаются споры грибка, его устраняют с помощью специальных деликатных антисептиков, не способных навредить самому изображению.
Очистка иконы перед реставрацией
Этап второй: подготовка к работе
После того, как проведены исследования и определен порядок восстановления, нужно правильно провести подготовку иконы к реставрации. Для этого произведение следует:
- очистить то пыли и загрязнений;
- устранить коробление, возникшее вследствие неправильного хранения;
- провести раздублировку.
Этап третий: раскрытие
Данный этап – наиболее сложный и тонкий. Мастеру необходимо максимально аккуратно и деликатно добраться до авторского изображения, постепенно удаляя все остальные, нанесенные поверх него. И при этом не повредить начальную запись: неправильное раскрытие – наиболее частая причина нанесения иконам непоправимого вреда.
Для снятия слоев используются самые разные химические составы, в основном, органические растворители и разбавители. В работе применяются специальные инструменты и приспособления – пинцеты, скальпели, тонкие тампоны на деревянных черенках, электрошпатели с разными насадками, дистиляторы и другие. Если для трудноудаляемого участки пигмента либо олифы необходимо сделать компресс с растворителем, используется мягкая натуральная байковая ткань.
Восстановление авторской записи
Многие процессе осуществляются под лупой, желательно, с подсветкой, или даже под микроскопом – чтобы ненароком не удалить лишнего и тем самым не снизить ценность иконы.
Помещение, в котором ведутся подобные работы, должно быть чистым, сухим, с хорошим освещением и без сквозняков. Также важен для реставрационных мастерских температурный режим: температура ниже +10 или выше +20 градусов может навредить старинному произведению.
Этап четвертый: восстановление
Все вышеперечисленные этапы являются одинаково ответственными, но восстановительный все же – наиболее значим. Добравшись до слоя, который подлежит сохранению, реставратор получает возможность воочию оценить объем убыли. И только после этого принимается решение о том, что и как восстанавливать.
Здесь есть несколько моментов, следование которых является своеобразным признаком высокого мастерства реставратора. Во-первых, вмешательство должно быть минимальным. Недопустимо переписывать часть записи, можно лишь аккуратно подновить отдельные мелкие детали.
Кстати, именно по причине несоблюдения этого правила у ценителей старинных образов возникают претензии к церковной реставрации. Зачастую культовые иконы в церковных мастерских переписываются «щедрой рукой», без стремления сохранить авторскую запись. Ибо задача в данном случае – восстановить хорошо работающий предмет религиозного культа, а не уникальное художественное произведение.
Во-вторых, важно там, где это возможно, использовать краски, лаки, клеи и другие составы, идентичные тем, которые применялись автором иконы. Хотя если, к примеру, авторское изображение наносилось грубыми и жесткими масляными красками, вполне разумно заменить их более утонченной акварелью.
Восстановление оклада иконы
После того, как обновление авторского изображения завершено, холст натягивают на подрамник и оклеивают тонкой прозрачной папиросной бумагой, пропитанной рыбным клеем. Это позволяет выровнять наружную поверхность иконы, устранить мелкие дефекты.
На последней стадии реставрации старинных икон их тонируют и лакируют. Эти операции не только обеспечивают иконе визуальную привлекательность, но и защищают ее от внешних воздействий.
Реставрация других элементов
Если элементы из дерева имеют незначительные повреждения, например, мелкие трещины или отверстия от гвоздей, их не обязательно менять. Такие дефекты можно заполнить липовыми опилками, сохранив старую основу.
Оклады также подлежат реставрации: их тщательно очищают от загрязнений, используя те же составы и инструменты, что и для полотен, устраняют деформации, восполняют утраченные детали – жемчуг, бисер, мозаику, драгоценные камни, накладные элементы, покрывают золотом либо серебром, если такое покрытие было на ризе изначально, но со временем стерлось.