Нередко мы отдаем в ювелирную мастерскую свое любимое украшение – почистить, например, или же сделать на размер больше или меньше.
Но как показывает практика уголовных дел – нередко мы можем попасть на нечестных на руку ювелиров.
С какими частыми схемами мошенничества может столкнуться рядовой человек и как от них защититься – поговорим далее.
Основные способы обмана в ремонтных мастерских ювелирных изделий.
Первое – это само воровство золота из ювелирного изделия. Например, в цепочке это может быть присвоение поломанного звена цепочки и замена его припоем, которое соответствует пробе золота, вырезанный кусок от кольца или сережки.
Мастер знает, как «снять» хоть полграмма с изделия.
Важно! Для защиты от такой схемы – взвешивайте всегда ювелирное украшение как до сдачи на ремонт, так и после приема отремонтированного украшения.
Также мастер при ремонте ювелирного изделия, инкрустированного натуральными камнями меняет на искусственные подделки.
Как воруют ЗОЛОТО в ювелирках
Тем более, современное оборудование позволяет вырастить искусственные камни настолько искусно, что их не отличишь без экспертизы от настоящих.
Как избежать замены на подделку? Опытные мастера говорят о таких вариантах решения проблемы:
1. Потребуйте от ювелира замера характеристик камней в вашем присутствии – все они должны быть отображены в квитанции, которую вам дают на руки.
2. Можно попросить мастера вынуть камни из изделия до ремонта, если это не навредит самому изделию.
Несколько реже, но также возможна и порча камней, замена их на низкосортные минералы.
Если есть сомнения – можно отнести изделие на комплексную экспертизу.
Еще одна схема мошенничества – обеднение сплава золота
Самый древний способ мошенничества и чаще всего применим к простым и без изысков украшениям – кольцам или браслетам.
Суть ее состоит в том, что сам сплав на пару процентов разбавляют медью либо серебром.
Потому так важно, чтоб до сдачи изделия в ремонт и после его принятия на нем стояло клеймо, подтверждающее качество сплава.
Важно! Если клеймо будет подделано – это криминально наказуемое дело и при появлении даже малейшего сомнения изделия после ремонта всегда можно сдать на экспертизу в соответствующую государственную лабораторию.
Завышение расходного материала в процессе ремонта
В ювелирном деле существуют такие понятия как возвратные и безвозвратные потери – в принципе уже из самого названия можно судить о том, что они собой представляют.
Но еще раз стоит уточнить, что к возвратным потерям относят крупные отходы, которые можно собрать после ремонта.
А вот безвозвратные потери – это пыль и мелкая стружка, и так далее.
На практике, ювелирный мастер теряет на изделии в процессе ремонта не более 2-6% от массы изделия, если это крупный перстень или массивная цепочка – не более 9%.
Если же после ремонта мастер говорит, что безвозвратно потеряно более 10 части изделия – перед вами мошенник.
Девушка устроилась в ювелирный магазин, чтобы его ограбить — похищены абсолютно все драгоценности
И как следствие – если такая ситуация имела место быть, не стоит соглашаться на это.
Просто вызываете правоохранителей и разбираетесь на месте, так сказать не отходят кассы.
Как можно обезопасить себя от нечестных ювелиров?
Перед тем, как посетить ювелирную мастерскую, покажите свое украшение и закажите оценку у геммолога-оценщика, который и выдаст свое письменное заключение по изделию, с указанием всех его характеристик.
После приема с ремонта изделия-также проведите проверку на соответствие предыдущим качествам.
Если возможно, то просите мастера в мастерской провести ремонт в вашем присутствии.
Но если это невозможно в силу техники ремонта – берите на вооружение другие методы и способы оградить себя от обмана.
Также лучше всего иметь своего собственного, проверенного ювелира или же обращайтесь только к тому, кого вам посоветуют ваши друзья или знакомые.
Если мастер дорожит своей репутацией он никогда не пойдет на обман, теряя клиентов и постоянный источник дохода.
И никогда не искушайтесь на дешевые и недорогие акции – так мастер завлекает нового клиента и новую жертву, богатея на вашем же украшении.
Источник: dzen.ru
О чем молчат ювелиры?
Один из основных проблемных вопросов ювелирной отрасли – это «О чём умалчивают ювелиры?». На эту тему найдется мало статей в интернете, об этом не разговаривают сами ювелиры, этот процесс скрыт, а информацию по данному аспекту приходится буквально собирать как пазл.
Те, кто вплотную коснулся ювелирного дела или работал на промышленном производстве не понаслышке знаком с мошенничеством в этой области. Этот вопрос тревожной нотой звучит уже не первое десятилетие, но остро поставить его так и не удаётся.
Нередко из-за недобросовестных работников у клиентов складывается негативное отношение к российской ювелирной отрасли в целом, покупатели теряют доверие. Репутацию в ювелирном деле приходится нарабатывать годами, чтобы заслужить уважение среди хотя бы небольшого клиентского сегмента.
Главные уловки ювелирных мошенников. Сложился ряд наиболее часто возникающих обманок среди ювелиров, о которых и расскажем далее. Итак,
В процессе ремонта ювелирного изделия, мастер ворует часть золота у клиента.
При уменьшении диаметра кольца или цепочки нечестный на руку ювелир попросту оставляет срезанный с задней поверхности отрезок золота себе, или отдает Вам всего половину. Такого обмана можно избежать, предварительно взвешивая изделие, что должно входить по умолчанию в процедуру ремонта.
Но, помните, что при повторном взвешивании отремонтированного изделия, оно должно быть сухим. Мокрое золото набирает в весе.
Завышенные расценки на ремонт и изготовление образцов.
При приёме заказа на изготовление или ремонт изделия, ювелир отмечает в квитанции процент безвозвратных потерь. Эта цифра отображает процент безвозвратно утерянного золота при работе над ним: это микроскопическая пыль, которую отфильтровать невозможно.
Таким образом, стоимость таких потерь включают в итоговую цену за работу. Но даже при совершении мельчайших деталей процент безвозвратных потерь не может составлять более 9 процентов.
Таким образом, цифра, превышающая эту отметку, указывает на явное воровство Вашего золота. Будьте внимательны!
Подмена драгоценных камней дешевыми подделками.
Далеко не все клиенты ювелирных мастерских хорошо разбираются в камнях, поэтому отличить рубин от шпинеля, а изумруд от зеленого кварца могут немногие. Отсюда вытекает следующий пункт воровства – замена драгоценного камня более дешевым вариантом или некондицией.
Уберечь себя и свою собственность от такого посягательства сложнее, чем в прочих пунктах. Но можно предпринять меры предосторожности. Так, перед сдачей изделия мастеру, попросите его произвести точные замеры параметров камня и внести их в квитанцию (размер, диаметр, вес).
Также сами лично или с помощью самого ювелира рассмотрите камень под лупой на предмет сколов, трещин, рассмотрите грани.
Если дефекты имеются, их тоже следует внести в квитанцию. Также можно попросить вынуть камни из изделия сразу же и отдать их Вам на хранение. Более того следует отметить, что на данный камень у Вас есть соответствующий экспертный документ доказывающий его подлинность.
Эти меры повышают шанс того, что ювелир-мошенник не станет связываться с подобной кражей.
Некорректное выращивание бриллиантов. Несоответствие камней мировым стандартам.
Мошеннические действия закрепщиков (мастера, которые вставляют бриллиант в изделие) встречаются в основном на промышленных предприятиях, где товарооборот выше. Такие нечестные мастера вставляют в отверстие камень, чуть меньшего диаметра, чем полагается (на 1-2 мм меньше).
Такую уловку крайне сложно обнаружить, зато за время таких махинаций, мошенник выращивает себе ворованный бриллиант.
Что касаемо качества бриллианта, то его определяют по 4 параметрам: вес в каратах, чистота, цвет и огранка. Существует две системы подобной оценки: отечественная и американская. И в геммологических таблицах каждой системы указаны разные величины по двум характеристикам: это цвет и чистота.
Таким образом, тот камень, которому поставит оценку «4» американский специалист, в России посчитают на «удовлетворительно».
По этой причине стоимость одного и того же камня, привезенного, к примеру из-за рубежа будет различаться стоимость при покупке и последующей геммологической экспертизе в России.
Такие варианты возможны как случайно, так и сознательно с мошеннической целью. Во избежание такой ситуации перед покупкой камня четко установите, какой системы оценки качества бриллианта придерживаетесь Вы сами и следуйте в дальнейшем только ей.
Ещё один параметр, на который нужно обратить внимание – это огранка. Чаще всего на бриллианты наносят 57 граней. Однако, некоторые ювелиры при работе с мелкими камнями наносят 17, что выходит примерно в 5 раз дешевле.
Тип огранки всегда указан на бирке при покупке изделия.
Добавление в состав золотого изделия сторонних дешевых сплавов.
Ну, и, наконец, самый древний из всех видов ювелирного мошенничества – это обеднение золотого состава. На данную характеристику указывает клеймо о пробе. Так, золотое изделие 585 пробы содержит 58,5 % золота в составе, 750 проба – уже 75 % золота.
Наносить такое клеймо в нашей стране может только Пробирная плата министерства финансов РФ. Изготовление поддельного оттиска – дело уголовно наказуемое.
Следуя таким нехитрым правилам при сотрудничестве с ювелирными мастерскими, Вы обезопасите себя от воровства и излишней нервотрепки.
Источник: typicaljeweler.com
Как не стать жертвой нечестных ювелиров
Случай помог узнать, как нас обманывают недобросовестные ювелиры. Обращение в обычную ювелирную мастерскую стало для нашего читателя поводом для приключения и хождений по инстанциям. Как не пасть жертвой мошенничества, корреспондент «ИП» узнал у специалистов
— Уже почти месяц я не могу разобраться с одной ювелирной мастерской и вернуть свои деньги, — пожаловался улан-удэнец Алексей нашей редакции. — А все началось с желания иметь «печатку».
И форма, и вензель на ней виделись Алексею так же ясно, как и день, в который он обратился в одну из ювелирных мастерских в центре города. «Какая-нибудь «шарашкина контора» вряд ли будет находиться в самом центре», — решил он. И ошибся.
«Жалуйся, куда хочешь!»
Поначалу ничто не предвещало конфликта. Мастер согласился с эскизом, повысив плату за сложность. Были обговорены сроки исполнения заказа. На том и разошлись. В указанный срок Алексея ждало небольшое разочарование.
— Мастер заболел гриппом, — сообщила приемщица.
И заказчик отправился восвояси ждать нового срока. В том, что прежнее разочарование лишь цветочки, Алексей убедился через неделю. Держа в руках изготовленное изделие, он не сразу смог понять, почему кольцо должно принадлежать ему. Полет художественной мысли ювелира совсем не соответствовал эскизу.
— Кустарно выполненное изделие действительно было «печаткой», но настолько грубой, что асимметрия сторон была видна невооруженным глазом. Вместо литого вензеля поверхность украшала гравировка. Причем мастер нанес ее в избытке даже там, где его не просили, — рассказывает Алексей.
Более того, с него попросили две тысячи рублей дополнительно. Каково же было удивление Алексея, когда он увидел на квитанции приписку. В ней значилось, что количество драгоценного металла уменьшилось на 9 процентов.
— Вы уверены, что ничего не перепутали? Это не мое кольцо, — попытался вежливо урегулировать ситуацию опешивший клиент.
Взгляд приемщицы уперся в него, не оставляя сомнений: это его кольцо. Кто хоть раз бывал в подобной ситуации, знает, как порой трудно что-либо доказать.
— А где проба? — продолжал недоумевать клиент.
— Пробу мы поставим вам позднее, дней через 5 — 10 принесите кольцо, — последовал ответ.
Такое решение Алексея не устраивало. Он потребовал возврата денег и золотого лома, но в ювелирной мастерской стояли на своем: кольцо выполнено согласно эскизу, потери золота в 9 процентов оправданны. В подтверждение слов клиенту указали на стенд, где расписано количество потерь при переплавке. Изучив документ, клиент удивился еще больше.
— Как же так?! Ведь здесь указано 9 процентов потерь для изделий с драгоценными камнями, а у меня просто «печатка». Кроме того, из ваших же документов видно, что это максимум! — возмутился Алексей.
По его воспоминаниям, приемщица ухмыльнулась: «Скажи «спасибо», что 10 процентов не взяли». На требование Алексея вернуть ему деньги и золото ему ответили:
— Золото вернем за вычетом потерь, а 30 процентов предоплаты останутся у нас, вы ведь отказались от кольца, а мастер работал.
Алексей не стал доплачивать оставшуюся сумму и ушел из мастерской с обещанием во всем разобраться.
— Жалуйся, куда хочешь! — донеслось ему вслед.
Надзор без контроля
Шел не первый день разбирательств, когда Алексей обратился в редакцию.
— Моя угроза обратиться в СМИ и прокуратуру возымела действие, и мне вернули деньги и металл, но я не хочу, чтобы люди ошибались так же, как я, — сказал Алексей.
За разъяснениями мы решили обратиться в надзорные органы.
— Потери при переработке драгоценных металлов действительно происходят. Раньше были нормы потерь, утвержденные Минбыта. Сейчас этот документ утратил силу, и ювелиры фактически диктуют свои условия. Теперь можно установить любой процент потерь, и мы ничего не докажем, потому что нет такого нормативного документа, который устанавливал бы эти нормы при изготовлении ювелирных изделий, — говорит и.о. начальника Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора Александр Чернов.
Пару лет назад вступил в силу Федеральный закон №294, отменяющий право этого ведомства проверять ювелирные мастерские. Теперь проверку может проводить только прокуратура.
— Превышение процента потерь можно рассматривать как хищение. С прокурором мы за год проводим в среднем около десяти проверок, а необходимо сотни. Так что теперь мы, по большому счету, не знаем, сколько ювелирных изделий изготавливают в нашем регионе. Даже городские мастера-ювелиры не всегда приносят изделия на клеймение. Сейчас нет порядка: захочет ювелир — сдаст на клеймение, — сетует Валерий Богданович, главный контролер Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора.
Если ювелирная мастерская выдала изделие не в срок и без оттиска пробирного клейма, да еще отправляет самостоятельно ставить клеймо — такой мастерской нельзя доверять. Безусловно, есть мастерские, которым можно доверять на сто процентов. Как правило, это те, кто давно зарекомендовал себя на рынке. Если клиент забрал изделие без клейма, а при проверке оказалось, что проба ниже, следует обратиться в прокуратуру.
— Важно сохранить квитанцию. Процент потерь должен указываться сразу и в граммах, а не только в процентах. Покупая изделие с рук, человек может столкнуться с тем, что оттиск пробирного клейма, взятого из одного изделия, впаян в изделие более низкой пробы. Об этом покупатель может не догадываться годами, — говорит Богданович.
Невыгодно быть вором
— На обороте квитанции обязательно должен быть эскиз. Его отсутствие — серьезная ошибка. Если выбрано изделие из каталога, записываются выходные данные издания. Если эскиза нет, то и претензии нельзя предъявить. Вместе с изделием клиент получает и квитанцию с эскизом.
Ювелиру невыгодно быть вором и терять репутацию. Подмешивать в изделие металл более низкой пробы в Бурятии не будут. Я ручаюсь, — говорит председатель БРО ВТОО Союза художников России Владимир Русских. — А вот импортные изделия грешат тем, что пустотелые могут быть изнутри залиты смолой. Брать с клиента 30 процентов можно лишь в том случае, если работа над изделием остановлена по желанию заказчика. Теперь, если изделия на руках у клиента нет, он ничего не сможет доказать.
По мнению Владимира Русских, Алексей должен был забрать изделие и бесплатно провести независимую экспертизу. Затем на основании экспертизы подать в суд, и он выиграл бы дело.
Договор раз и навсегда
— Квитанция — договор, заключенный раз и навсегда. Ответственность за его нарушение предусмотрена Законом «О защите прав потребителей». Поэтому следить за ее заполнением надо особенно тщательно. Все графы бланка, выдаваемого ювелирам Ремесленной палатой, должны быть заполнены разборчиво. Если возникла претензия к изготовителю, необходимо предъявить ее письменно, перечислив все недостатки, и сразу указать, чего вы добиваетесь — возмещения средств или переделки, — говорит юрист общества защиты прав потребителей Александр Федченко.
После консультации у специалистов Алексей, конечно, имел право обратиться в прокуратуру, но очевидность отсутствия доказательств заставила его махнуть на это дело рукой.
— Теперь буду умнее и другим советую, — сказал он на прощание.
Источник: www.infpol.ru