При заведении тем обращать внимание 22.05.2023
1-в одной теме не должно быть разноплановых монет и предметов. Для Империи-отдельная тема, для СССР другая. Для крестиков одна, для колец другая. Смешивать в кучу не надо!
2-не стоит писать в уже существующие темы. Основание «чтобы не плодить новые темы» в данном случае очень плохое.
3-в заголовке даём максимальную информацию. Без сокращений.
4-если непонятно куда вставлять тему, пишем в наиболее подходящем разделе. При ошибке перенесём сами. Это несложно.
5-размер фото. Качественным и полностью информативным фото может быть и размер 100-200кБ. Необязательно делать фото размером с голубого кита. Качество фото никак не связано с размером.
6-при выкладывании находок указываем максимально точно размеры и вес. 7-в заголовке темы должно быть максимально точное и краткое описание предмета. 8-изображения размещать ровно, не с поворотами.
113. Сухая патина Золото на ПУ пене
———————————————-
за несоблюдение-минус в репу
Подписчики 0
Вопрос по типу патины + по золоту
Опубликовал Миша , 23 окт 2006, 07:04:56
В теме 7 сообщений
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Источник: coins.su
Покрытая патиной монета – достоинство или недостаток?
Сказочное очарование древним городам Европы придаёт не только изысканная старинная архитектура, но и верхушки башен притягательного зелёно-голубого цвета. Эту естественную краску бронзе дарит патина налёт, образовавшийся на меди, её сплавах или других металлах, подверженных окислению. Листовая бронза, которой кроют купола и верхушки башен, изначально имеет тёмно-коричневый цвет. Но через несколько лет в шоколадном море начинают появляться изумрудные острова, которые, разрастаясь, постепенно скрывают прежний цвет под яркой плёнкой.
Слово патина пришло к нам из итальянского языка, унаследовавшего его от латыни, где patina это небольшой предмет посуды, изготовленный из бронзы. Процессы окисления создают патину, состоящую из множества слоёв, но в разговорах под словом патина чаще всего подразумевают лишь верхний из них.
Из бронзы делали не только посуду, но и монеты. Поэтому люди быстро познакомились с патиной и на деньгах. Патина естественный и необратимый процесс. Его можно лишь замедлить, законсервировав предмет в среде, где окисление будет воздействовать на него крайне щадяще. Именно поэтому нумизматам рекомендуют хранить монеты в герметичных капсулах.
Патина золото
Виды патины
Для коллекционеров современной юбилейки патина чистое наказание. Чуть позабыл о новеньком биметалле или стальной десятке с гальванопокрытием, а штемпельный блеск уже исчез. Незаметно монета потемнела и стала тусклой. А вот древние монеты патина порой преображает в лучшую сторону. Нумизматы разделяют патину на несколько характерных видов:
- Естественная слой окислов на поверхности монеты,
- Кабинетная ровная патина, полученная длительным хранением монеты в деревянном ящике или кабинете (специализированном шкафчике для размещения предметов нумизматики),
- Радужная разноцветная патина,
- Пулевая подвид радужной патины, когда цвета меняются от светлых в центре к тёмным ближе к канту,
- Переливчатая подвид радужной патины, когда цвета меняются в зависимости от угла обзора,
- Песчаная — ровный бежево-желтый налет на монетах, долгое время находившихся в песке и подвергавшихся воздействию кремниевой кислоты,
- Искусственная наведённый слой, чтобы придать монете красоту и скрыть дефекты.
Выше представлена пара царских монет, на которых начала образовываться естественная патина. Первым меняют блеск на матовую окраску элементы рельефа, что особенно заметно по копейке. И, наоборот, если патиной покрыто монетное поле, а выступающие элементы выглядят светлыми (непатинированными), то это считается недостатком под названием кабинетный износ. Красивая естественная патина очень ценится и поднимает цену монеты.
Искусственную патину выявит тщательный осмотр подозрительного экземпляра. Например, видно, что патина легла поверх царапин и повреждений монетного поля или, напротив, не захватила его углубления. Необычные цвета и оттенки патины, а также резкие переходы от цвета к цвету тоже должны вызывать подозрения. Жёлто-коричневый дымчатый оттенок сигнализирует, что патину наводили табачным дымом.
Патина на монетах из меди
Наиболее часто коллекционеры сталкиваются с губительным действием патины на медных монетах. Её цвет зависит от условий хранения экземпляра. Характерный зелёный цвет придают монете образовавшиеся на поверхности металла сульфаты и сульфиды. Извлечённые из земли монеты имеют угольно-чёрный оттенок это оксид меди, затронувший её глубинные слои. Яркие зелёно-голубые островки тоже не радуют опытных собирателей, так как они могут перебраться с поражённых монет на другие.
Коллекционеры любят ровную однотонную патину, приятную на взгляд, где мелкие дефекты монетного поля не способны испортить общее впечатление. Именно такая патина часто зовётся кабинетная или благородная. Подобные монеты ценятся намного выше пёстрых или пятнистых.
Патина на медных монетах важна при грейдинге. Вместе с оценкой степени сохранности эксперт часто подтверждает тот или иной оттенок меди: BN (Brown), RD (Red) и RB (Red Brown). Этот параметр, зафиксированный на слабе, тоже способен повлиять на цену монеты.
Патина на монетах из медных сплавов
Традиционная оловянная бронза близка к меди по цвету. А так как медь в сплаве преобладает, то патина на бронзе, несмотря на более высокую прочность сплава, схожа с той, что образуется на чистом металле. Для примера мы взяли бронзовую монету поздней Римской империи, на которой отчётливо видно яркие вкрапления зелёного-голубого цвета. Это образование хлорида меди (воздействие на металл соляной кислоты).
Советские обиходные монеты старшей группы номиналов (от 10 копеек и выше) делали из медно-никелевых сплавов мельхиор (до 1957 года включительно) и нейзильбер (с 1961 года). Оборотные экземпляры просто тускнели, становясь серыми. Если же монеты попадали в агрессивную среду (влагу или землю), процесс преобразования поверхности шёл быстрее. Происходило омеднение монет (выступание меди на поверхности сплава), и патина уже по внешнему виду могла напоминать ту, что образуется на чистой меди.
Младшую группу номиналов от копейки до пятака сначала чеканили из золотистой алюминиевой бронзы, а затем из латуни. Латунь очень быстро теряла первоначальный лоск, темнея и тускнея. Показанные выше 5 копеек 1973 года демонстрируют как экземпляр, сохранивший штемпельный блеск, так и утратившую его монету.
С 2006 по 2014 год российские монеты 10 и 50 копеек делали из стали, плакированной сплавом томпак (разновидность латуни). Показанная выше монета хоть и сильно потемнела, но зато обзавелась необычной радужной патиной.
Патина на монетах из серебра
Радужную патину на серебряных монетах можно повстречать куда чаще, чем на меди. Раньше такое разноцветье могло очень сильно увеличить цену, так как подобный экземпляр очень выгодно смотрелся на фоне обычных монет, даже если те обладали штемпельным блеском. В настоящее время появилось множество способов наведения радужной патины. Однако искусственная патина выделяется яркими неестественными цветами, которые отпугивают опытных коллекционеров и привлекают разве что новичков.
Посмотрим и на классическую пулевую патину. Её название произошло от сходства монеты, которая обладает такой патиной, с одним из типов мишени для пулевой стрельбы. Монетное поле показанного выше советского серебряного полтинника как раз содержит плавные переходы патины от светлых тонов к тёмным, как на мишени.
Царские и ранние советские билонные монеты это серебро 500-й пробы. Легирующая добавка к драгоценному металлу медь. Из-за её наличия на монете может образоваться тонкий слой сульфида серебра патина малахитового цвета. Она снижает, а не повышает цену монеты, поэтому её стараются убрать.
Патина на монетах из золота
Чистое золото металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости. Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще серебро и медь, реже никель или молибден).
Взятая для примера пятирублёвка Николая II это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему всё та же медь. При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).
Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид. В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые Победоносцы. После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже. И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.
Патина на монетах из алюминия
Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой. Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска.
Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт. И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.
Патина на монетах из цинка
Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн. В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи. Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.
Нужно ли удалять патину?
Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз. А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют роговое серебро) сильно портят впечатление.
Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться. Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина это часть монеты. Её удаление приводит к размытию рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин.
Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс. Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.
Патина недопустима на коллекционных монетах качества Proof. Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины. Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона. Чистка монет Proof от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.
Патинирование монет
Коллекционеры, занявшиеся чисткой медных монет, обнаруживают, что после удаления патины медь приобретает неприятный на глаз рыже-алый оттенок. Чтобы придать монете приличный вид, прибегают к искусственному патинированию. Консервативные методы предполагают выдержку монеты в дубовых досках, на солнечном свете или в соседстве с серой, например, в банке с россыпью спичек.
Но умельцы знают и как навести патину быстро, используя нашатырный спирт, аммиак, марганец и медный купорос. Классическим для медных монет уже стало применение серной мази. Также монеты обжигают, затем покрывая слоем детского крема, но этот способ большинство коллекционеров считает варварским. Производители товаров для нумизматики, конечно же, не оставили эту нишу пустой, предлагая жидкости для наведения патины на различных металлах.
Каждый коллекционер сам делает выбор, какие монеты выбирать для своей экспозиции: исключительно в штемпельном блеске, очищенные от патины или, наоборот, только с её наличием. И всё же, встретив экземпляр с красивой и ровной патиной, не стремитесь немедленно её убрать. Возможно, она ждёт своего ценителя, который посчитает монету с ней удивительным произведением нумизматического искусства.
Источник: cennye-monety.ru
Патина на монетах
Слово «патина» пришло из итальянского языка и означает плёнку на любой поверхности, образовавшуюся под воздействием окружающей среды. Таким образом, патина может быть и на металлических, и на предметах из любого другого материала (даже камня). Обычно она позволяет судить о подлинности старинного предмета, антиквариата. В данной статье рассматривается патина на монетах, которая бывает нескольких типов.
Монета с кабинетной патиной
Даже хранящаяся правильным образом монета никогда не защищена полностью от окисления металла. Но если отсутствует (или максимально ограничено) воздействие воздуха, а материал хранилища не обладает агрессивными свойствами, то слой окислов будет ложиться аккуратно и медленно.
Такую патину называют «благородной» или «кабинетной» . Второе понятие используется среди российских коллекционеров и пришло из прошлых веков, когда коллекции хранились в мюнцкабинетах – специальных деревянных шкафчиках с выдвигающимися лотками. Дерево, бархат и лак воздействовали на металл, приводя к образованию красивого, но достаточно толстого налёта. В других странах иногда употребляется термин «кабинетный износ», означающий не бывшие в обращении монеты, но хранившиеся неправильным образом. Действительно, выбор отделки мюнцкабинета зависел не от желания обезопасить монеты, а от желания создать красивую оболочку коллекции.
Медная монета с серо-зелёной патиной
Если монета пролежала в земле, или на воздухе, а возможно даже под водой или ещё в какой-либо неблагоприятной среде, то она тоже получает патину, однако такая патина скорее всего будет некрасивой. В данном случае применяют термин «окисление металла». Окислы могут настолько сильно воздействовать на металл, что приводят к образованию выемок, которые становятся видны после чистки. Пятна окислов лучше вовремя удалить, иначе монета может испортиться. В некоторых кладах находят даже монеты с полностью исчезнувшим металлом (кристаллизовавшиеся), то есть остаётся только патина в виде монеты.
Задачей коллекционера является обеспечение монетам такого способа хранения, при котором будет образовываться хорошая привлекательная патина, свидетельствующая о возрасте экспоната и защищающая его от дальнейшего воздействия окружающей среды. Отсутствие патины не украсит старинную монету, скорее даст усомниться в её подлинности, поэтому намеренно смывать патину категорически не рекомендуется. Не следует принимать за патину грязь, забившуюся в труднодоступные места. Настоящая патина обязательно покрывает ещё и часть поля монеты без рисунка, а не только углубления.
Виды натуральной патины
Благородная патина на монете из обращения
На золотых монетах могут образовываться точки или полосы от оранжевого до коричневого цвета, это результат окисления меди – основного компонента в сплавах высокой пробы (червонного золота). Наличие наплывов патины (а не полос или точек) свидетельствует о том, что она скорее всего искусственная.
Чёрная патина на серебре
Серебро вначале покрывается желтоватой патиной, затем малиновой, потом сине-зелёной, а в конечном счёте появляется чёрная или тёмно-серая патина. Всё это результат взаимодействия с серой в самых разных её проявлениях.
Больше всего вариантов патины на медных монетах. Оксид меди образует коричневый или чёрный цвет, сульфаты и сульфиды дают зелёный цвет. Зеленоватые рыхлые наплывы («бронзовая болезнь») – это результат появления хлорида меди, который очень быстро приводит к повреждению металла. При удалении таких пятен образуются выемки.
Самой красивой патиной на меди является «малахитовая», образующаяся под действием углекислоты от контакта с воздухом. На поверхности монеты образуется тончайший слой из кристаллов малахита, имеющий сине-зелёный цвет.
Окислы, вызвавшие повреждение монеты
Современные монеты из медно-никелевых сплавов или нержавеющей стали слабо подвержены образованию налёта, цвет может варьироваться от серого до золотистого. Алюминий со временем тускнеет и покрывается сероватым налётом. Латунные монеты при контакте с воздухом темнеют уже через несколько месяцев, при правильном хранении этот процесс значительно замедляется. Некоторые экземпляры могут потерять цвет и стать почти белыми, а другие становятся коричневыми. Красноватый цвет латуни говорит о имевшем место воздействии химикатов.
В последнее время в России всё больше производится стальных монет с покрытием из цветного металла. В случае наличия малейшего, даже незаметного отверстия возникает контакт стали с воздухом или влажной средой, она ржавеет, а покрытие вспучивается. Такие монеты вряд ли когда-то похвастаются «благородной» патиной.
Виды патины на старинных монетах:
Пулевая патина. Красивый тонкий налёт в результате бережного хранения, изменяющийся от почти незаметного в центре к довольно тёмному по окружности. Часто отдельные участки имеют более тёмный цвет. Такой тип патины очень украшает монету и придаёт ей ценность.
Радужная патина. Представляет собой налёт, имеющий слегка отличающиеся цвета в разных частях монеты. В целом цвета должны быть схожими, и переходить плавно, без резких перепадов. Обычно это связано с неоднородным перемешиванием металлов сплава, особенно на старинных монетах. Технологии производства двухсотлетней давности далеко не всегда позволяли добиваться однородности металла, это помогает отличить оригиналы от подделок.
Переливчатая патина. Ровный налёт, который меняет цвет при изменении угла осмотра.
Монета с кладовой патиной
Кладовая патина. Образуется естественным путём при нахождении монеты длительное время под землёй в закрытой ёмкости. На медных монетах появляется очень толстый коричневый налёт, после удаления которого могут образоваться выемки. На серебряных монетах, как правило, появляется «роговое серебро» — выпуклые пятна из-за контакта с хлоридами, содержащимися в почве.
Песчаная патина. Образуется на медных монетах, долгое время пролежавших в песке. Имеет ровный желтовато-бежевый цвет.
Искусственная патина
Копия редкой монеты
Ценность патины для старинных монет приводит к её искусственному наведению. Такое может понадобиться в случае чистки, если монета приобрела неестественный для своего возраста блеск или цвет. Кроме этого, с помощью искусственной патины могут скрывать дефекты (царапины, выбоины, вмятины, «цветение металла»). Состаривание могут применять и при изготовлении копий редких монет, они почти во всех случаях легко распознаются по мелким деталям, даже при наличии красивого искусственного налёта.
Подкрашивание. Самый непрофессиональный способ, применяется при изготовлении дешёвых копий монет. Отличить можно по блеску (настоящая патина не блестит) или по заметному толстому слою тёмного вещества. Такая патина резко прерывается, а не плавно исчезает к центру. Новичка даже такой способ состаривания может запутать, но для нумизмата со стажем достаточно одного взгляда, чтобы узнать подделку.
Обжиг. Тоже недальновидный способ, поскольку слой гари отличить от патины сможет даже не совсем опытный коллекционер. Применяют паяльную лампу, нагрев на открытом огне газовой плиты, помещение в костёр и т.д.
Химические способы. Сводятся к созданию условий, при которых процесс старения ускоряется во много раз. Способов придумано множество, приведём только некоторые из них:
— на литр дистиллированной воды положить 80 г медного купороса и 5 г марганцевокислого калия, затем жидкость сильно нагреть (но не до кипения) и поместить монету на несколько минут;
— натереть монету серной мазью и смыть мыльным раствором с водой;
— погружение в серную кислоту, или другой раствор серы. Сера сильно воздействует на металл, вызывая быстрое окисление. Применяют даже серу, счищенную со спичек.
Народные методы. Здесь фантазия безгранична, но без выработки опыта скорее всего вместо состаривания получится просто испорченная монета. Монеты держат длительное время в неблагоприятной среде (тепло, влага, испарения, агрессивные жидкости), запекают внутри картофелины и т.д.
Определение искусственной патины:
— резкие перепады цвета, слишком сильное потемнение к краям или в труднодоступных местах;
— блеск патины (настоящая патина матовая и никогда не блестит);
— появление несвойственных металлу цветов (например красноватый цвет латуни) говорит о химическом воздействии;
— под ровным слоем патины обнаруживается царапина или выбоина;
— наличие патины только на высших точках рельефа.
Искусственная патина никогда не повышает ценность монеты, а в большинстве случаев только понижает её. У настоящей патины есть уникальный оттенок старины, который никогда не удастся повторить абсолютно точно. Исключение – способы ускорения естественных окислов, но для этого всё равно требуются годы.
Статью исправил и дополнил Admin, фотографии предоставлены пользователями сайта: Андрей_П, Монета100, 3715.
Источник: www.russian-money.ru