А) ценные бумаги; Б) всеобщий эквивалент всех товаров; В) средство платежа; Г) золото.
2. В какой стране впервые были выпущены бумажные деньги?
А) Россия; В) Франция; Д) Китай;
Б) США; Г) Индия; Е) Египет.
3. Какая страна последней прекратила обмен банкнот на золото?
А) Россия; В) Франция; Д) Китай;
Б) США; Г) Индия; Е) Египет.
4. Какие товары в древности выполняли роль денег?″
А) скот; В) редкие ракушки; Д) драгоценные камни;
Б) алмазы; Г) меха; Е) дерево.
5. В какой стране впервые была применена десятичная денежная система?
А) Индия; В) Египет; Д) США;
Б) Китай; Г) Россия; Е) Франция.
6. Назовите первую русскую денежную единицу:
А) рубль; Б) гривна; В) копейка; Г) алтын; Д) полушка; Е) полтина.
7. Первая банкнота в Европе была отпечатана:
А) во Франции; Б) в Берлине; В) в Мадриде; Г) в Стокгольме; Д) в Мюнхене.
8. Денежная система, при которой роль денег выполняют одновременно золото и серебро, называют системой:
Украинцы уже не смогут обменять доллары? Что происходит? Что делать со старыми долларами?
А) монометаллизма; Б) биметаллизма; В) вариант. А и. Б; Г) нет правильного ответа.
9. В основные элементы современной денежной системы входят:
А) меха; Б) золото и серебро; В) бумажные деньги; Г) драгоценные камни; Д) разменная монета.
10. Все ценное, что человеку, фирме, фирме, государству принадлежит на правах собственности называют:
А) пассивом; Б) активом; В) средством накопления; Г) деньгами.
11. Прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег называют:
А) покупкой; Б) бартером; В) торговлей; Г) сделкой; Д) нет правильного ответа.
ЗАДАНИЕ № 2. ОПРЕДЕЛИ ФУНКЦИЮ ДЕНЕГ В ПРИВЕДЕННЫХ СЛУЧАЯХ.
1. Безработный получает пособие по безработице. В этом случае деньги выполняют функцию:
А) средства обмена; Б) средства платежа; В) средства накопления сбережений.
2. Дантист говорит своему пациенту: ″За пломбирование каждого зуба вам придется заплатить 500 рублей″. В этом случае деньги выполняют функцию:
А) средства платежа; Б) средства обмена; Г) средства измерения стоимости.
3. Пациент заплатил дантисту 1000 р. За два запломбированных зуба. В этом случае деньги выступили в роли:
А) средства измерения стоимости услуги врача; Б) средства платежа; В) средства обмена.
4. Домашняя хозяйка, получив заработную плату мужа за месяц в размере 1000 руб. и израсходовав 800 р., отложила 200р., чтобы в будущем приобрести стиральную машину. В этом случае 200 р. выступают в роли:
А) средства платежа; Б) средства накопления сбережений; В) средства обмена.
ЗАДАНИЕ № 3. Укажите, какое определение выражено в перечисленных терминах и понятиях.
_____________________________КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ _______________________________
1. эмиссия денег, 4. бартер,
2. наличные денежные средства, 5. активы,
3. безналичные денежные средства; 6. ликвидность.
_____________________________ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ____________________________________
ПРОСТОЙ СПОСОБ ПРОВЕРИТЬ ДОЛЛАРЫ
А. все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.
Б. прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег.
В. Бумажные деньги и разменная монета.
Г. выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков.
Д. суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и используемые для расчетов путем изменения записей в банках о том, кому какая сумма таких денежных средств принадлежит.
Е. степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: ″ ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ″.
1. На основе исходных данных определи значения денежных агрегатов М0, М1, М2, М3.
Сберегательные бесчековые депозиты предприятий ……………………………….. 167
Средства на счетах бюджетных организаций ……………………………………… 37 5 баллов
Резервы коммерческих банков в центральном банке ……………………………….. 408
Срочные мелкие депозиты населения ………………………………………………… 98
Средства на счетах общественных организаций …………………………………….. 62
Неденежные ликвидные активы в банках ……………………………………………. 15
Наличные деньги в обращении ……………………………………………………….. 538
Срочные деньги в обращении ………………………………………………………… 203
Депозиты до востребования населения ………………………………………………. 25
Краткосрочные государственные ценные бумаги …………………………………… 38
Средства государственного бюджета ………………………………………………… 851
Срочные крупные депозиты предприятий …………………………………………… 538
Депозиты до востребования предприятий …………………………………………… 85
Деньги в кассах предприятий ………………………………………………………… 25
Средства местных бюджетов ………………………………………………………….264
Ценные бумаги с большим сроком погашения ……………………………………… 72
2. Сколько бартерных цен существует на рынке с 25 товарами? 1 балл
3. Сумма цен продаваемых товаров — 192 млн. руб. Среднее число оборотов денежной
единицы — 6. Какое количество денег необходимо для обращения? 1 балл
4.Сумма цен продаваемых товаров — 120 млн. руб. Среднее число оборотов денежной
единицы — 5. В обращении находилось бумажных денежных знаков на 16 млн. руб.
Затем было выпущено дополнительно бумажных денежных знаков на 20 млн. руб.
Во сколько раз обесценится каждый бумажный рубль? 2 балл
5. Как изменилась покупательская способность денежных доходов населения, если
за январь — август 2003 г. цены потребительских товаров возросли на 96%? 2 балла
6. Инфляция на острове Манн привела к росту цен в 1,5 раза. Предложение денег
возросло с 40 млн. до 45 млн. пиастров. Улучшение работы банков позволило увеличить
обращения денег на 20%. На сколько процентов изменился объём продаж? 3 балла
7. Что можно сказать об изменении скорости обращения денег, если денежная масса
выросла на 12% , объём производства упал на 15% , а индекс цен составил 1,3? 2 балла
ТЕСТЫ НА ТЕМУ: «Д Е Н Ь Г И».
1. Деньги служат в качестве…
А) единицы счета; Б) средства платежа; В) средства накопления; Г) все вышеперечисленного.
2. Прямой обмен товара без использования денег в экономике носит название…
А) бартера; Б) безналичного расчета; В) свободной торговли; Г) несостоятельности рынка.
3. Скорость обращения денег равняется…
А) сумме выданных банковских кредитов, деленной на их количество;
Б) индексу цен, скорректированному с учетом реального валового внутреннего продукта;
В) среднему количеству платежей, в которых участвует каждая денежная единица в течение года;
Г) среднему числу переводов безналичных денег, приходящемуся в год на один коммерческий банк.
4. Если в России будет дополнительно напечатано 500 млн.р. бумажных купюр, то прирост
количества денег в обращении в России может достигнуть…
А) 500 млн. руб.; Б) 2,5млрд. руб.; В) 480млн. руб.; Г) 100млн. руб.
5. Отличие наличных денег от других активов в том, что…
А) номинальная стоимость наличных денег уменьшается в результате инфляции;
Б) наличные деньги наиболее ликвидны;
В) номинальная стоимость наличных денег увеличивается в результате инфляции;
Г) наличные деньги лучше других активов выполняют функцию сохранения ценности.
6. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно…
А) всему населению страны; Б) продавцам, торгующим в рассрочку;
В) клиентам банка, взимающего фиксированный процент; Г) правительству страны.
7. От внезапного роста темпов инфляции выгадают, скорее всего…
А) люди, живущие на фиксированную пенсию; Б) владельцы страховых полисов, застраховавшие свою жизнь;
В) вкладчики сбербанков; Г) люди, получившие беспроцентный заем.
8. Дефляция — это…
А) снижение общего уровня цен в экономике; Б) снижение темпа инфляции;
В) падение курса национальной валюты; Г) снижение покупательской способности денег.
9. «Годовой темп инфляции в стране составил 300%». Это означает, что средний уровень цен в стране за
А) вырос в 3 раза; Б) вырос в 4 раза; В) вырос в 2 раза; Г) не изменился.
10. Какое из следующих утверждений о ценности денег является верным?
А) ценность денег, находящихся в обращении, определяется величиной золотого запаса страны;
Б) в условиях инфляции ценность денег возрастает;
В) ценность денег определяется затратами на их эмиссию;
Г) ценность денег определяется стоимостью тех товаров и услуг, которые можно на них приобрести.
11. Эмиссия денег означает….
А) выпуск денег в обращение; Б) изъятие денег из оборота; В) обмен денег на товары или услугу;
Г) выдачу денег с депозита.
12. Все компоненты денежного агрегата М2…
А) являются компонентами денежного агрегата М3, но могут не являться компонентами денежного агрегата М1;
Б) являются компонентами денежного агрегата М1, но могут не являться компонентами денежного агрегата М3;
В) являются компонентами денежных агрегатов М1 и М3;
Г) не являются компонентами ни денежного агрегата М1, ни денежного агрегата М3.
Источник: for-teacher.ru
Почему весь мир отказался от золотого стандарта?
Золото использовали в товарно-денежных отношениях с глубокой Античности. Классический золотой стандарт, когда бумажные деньги могли по фиксированному курсу обмениваться на равное количество золота, перестал существовать во время Первой Мировой войны.
Окончательно мир отказался от денежной системы в 1971 году. Почему это произошло? Можно ли вновь привязать валюту к золотому стандарту и на что способен национальный золотой резерв?
Фото: Photo Bc / Dreamstime
Почему золото выбрали денежной единицей?
Золото – это довольно редкий металл, что обуславливает его высокую стоимость при небольшом весе. Кроме того, он долговечен, не подвержен окислению и коррозии.
Есть и другие драгоценные металлы – платина, серебро, палладий. Но исторически золото используется дольше и шире, к тому же именно золотые монеты ценились выше всех остальных.
Почему золотые монеты заменили бумагой?
Само по себе золотое обращение в Средние века выявило ряд неудобств. Металл тяжелый и при больших сделках передавать его было непросто. К тому же, некоторые недобросовестные покупатели и продавцы подделывали монеты, что подрывало доверие к деньгам.
С ростом населения и развитием торговли выявилась ещё одна проблема: общей массы монет стало банально не хватать. Если у государства нет достаточных запасов золота, то оно не может чеканить новые монеты. Торговля, а вместе с ней и экономика замедлятся.
Периодически государство переходило на чеканку серебряных и медных монет, но они пользовались меньшим доверием, чем золотые, к тому же их тоже нельзя было произвести сколько угодно
Бумажные банкноты решали эти проблемы. Их начали печатать в Европе во второй половине XVII века. Каждая такая бумажка была обеспечена желтым металлом и могла легко обменяться по стабильному фиксированному курсу. Именно это и называют золотым стандартом.
Как изменялся золотой стандарт в мире?
В течение XX века возможности обмена банкнот на золото стали ограничиваться. После Первой Мировой войны провести такую операцию могли только состоятельные люди, поскольку обмену стали подлежать лишь слитки и не менее 12,5 кг каждый.
В 1944 году люди были лишены и этого. В результате конференции в Бреттон-Вудсе представители 44 государств договорились привязать к золоту американский доллар. Возможность обменивать доллары на металл осталась только у государств в лице центральных банков.
Система просуществовала до 1971 года и пала. Американцы напечатали кучу необеспеченных денег и если бы кто-то потребовал их конвертировать, то выполнить это требование США бы не смогли.
В начале 70-ых Франция, Швейцария и другие страны обменяли большое количество своих резервов в долларах на золото. Это подкосило и без того шаткий фиксированный курс доллара к золоту
Почему остальной мир отказался от золотого стандарта?
Теоретически, не важно, что там произошло в США, привязать свою валюту к золоту может любое государство, но делать этого никто не будет.
Размеры товарно-денежных отношений стали настолько велики, что в несколько раз превзошли размеры всех запасов золота на планете в принципе. Да и банкноты уже не в состоянии обеспечить всю потребность в денежных единицах, их вытесняют безналичные расчёты.
Сегодня золото ушло на второй или даже десятый план. Настоящая основа современной экономики – это нефть, производственные мощности, и высокие технологии. У кого это всё есть, тот и сильнее.
На что сегодня способно золото?
Несмотря на утрату главенствующих позиций, золото до сих пор ценится как ценный актив. Многие страны хранят свои сбережения в этом металле, наряду с долларами, евро и другими валютами.
У России накоплено чуть больше двух тысяч тонн золота. Это 128,5 миллиардов долларов. На сколько времени этого хватит стране?
Кроме того, продать все 2 тысячи тонн сразу невозможно. Никто металл так не купит, потому что он перенасытит мировой рынок и обвалит цены на всё остальное золото.
Источник: dzen.ru
Практическая работа по теме История и сущность денег
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: История и сущность денег.
ЗАДАНИЕ № 1. ВЫБИРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1. Что такое деньги?
А) ценные бумаги; Б) всеобщий эквивалент всех товаров; В) средство платежа; Г) золото.
2. В какой стране впервые были выпущены бумажные деньги?
А) Россия; В) Франция; Д) Китай;
Б) США; Г) Индия; Е) Египет.
3. Какая страна последней прекратила обмен банкнот на золото?
А) Россия; В) Франция; Д) Китай;
Б) США; Г) Индия; Е) Египет.
4. Какие товары в древности выполняли роль денег?
А) скот; В) редкие ракушки; Д) драгоценные камни;
Б) алмазы; Г) меха; Е) дерево.
5. В какой стране впервые была применена десятичная денежная система?
А) Индия; В) Египет; Д) США;
Б) Китай; Г) Россия; Е) Франция.
6. Назовите первую русскую денежную единицу:
А) рубль; Б) гривна; В) копейка; Г) алтын; Д) полушка; Е) полтина.
7. Первая банкнота в Европе была отпечатана:
А) во Франции; Б) в Берлине; В) в Мадриде; Г) в Стокгольме; Д) в Мюнхене.
8. Денежная система, при которой роль денег выполняют одновременно золото и серебро, называют системой:
А) монометаллизма; Б) биметаллизма; В) вариант. А и. Б; Г) нет правильного ответа.
9. В основные элементы современной денежной системы входят:
А) меха; Б) золото и серебро; В) бумажные деньги; Г) драгоценные камни; Д) разменная монета.
10. Все ценное, что человеку, фирме, фирме, государству принадлежит на правах собственности называют:
А) пассивом; Б) активом; В) средством накопления; Г) деньгами.
11. Прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег называют:
А) покупкой; Б) бартером; В) торговлей; Г) сделкой; Д) нет правильного ответа.
ЗАДАНИЕ № 2. ОПРЕДЕЛИ ФУНКЦИЮ ДЕНЕГ В ПРИВЕДЕННЫХ СЛУЧАЯХ.
1. Безработный получает пособие по безработице. В этом случае деньги выполняют функцию:
А) средства обмена; Б) средства платежа; В) средства накопления сбережений.
2. Дантист говорит своему пациенту: За пломбирование каждого зуба вам придется заплатить 500 рублей. В этом случае деньги выполняют функцию:
А) средства платежа; Б) средства обмена; Г) средства измерения стоимости.
3. Пациент заплатил дантисту 1000 р. За два запломбированных зуба. В этом случае деньги выступили в роли:
А) средства измерения стоимости услуги врача; Б) средства платежа; В) средства обмена.
4. Домашняя хозяйка, получив заработную плату мужа за месяц в размере 1000 руб. и израсходовав 800 р., отложила 200р., чтобы в будущем приобрести стиральную машину. В этом случае 200 р. выступают в роли:
А) средства платежа; Б) средства накопления сбережений; В) средства обмена.
ЗАДАНИЕ № 3. Укажите, какое определение выражено в перечисленных терминах и понятиях.
_____________________________КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ _______________________________
1. эмиссия денег, 4. бартер,
2. наличные денежные средства, 5. активы,
3. безналичные денежные средства; 6. ликвидность.
_____________________________ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ____________________________________
А. все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.
Б. прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег.
В. Бумажные деньги и разменная монета.
Г. выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков.
Д. суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и используемые для расчетов путем изменения записей в банках о том, кому какая сумма таких денежных средств принадлежит.
Е. степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ .
1. На основе исходных данных определи значения денежных агрегатов М0, М1, М2, М3.
млрд. ден. ед.
Сберегательные бесчековые депозиты предприятий .. 167
Средства на счетах бюджетных организаций 37 5 баллов
Резервы коммерческих банков в центральном банке .. 408
Срочные мелкие депозиты населения 98
Средства на счетах общественных организаций .. 62
Неденежные ликвидные активы в банках . 15
Наличные деньги в обращении .. 538
Срочные деньги в обращении 203
Депозиты до востребования населения . 25
Краткосрочные государственные ценные бумаги 38
Средства государственного бюджета 851
Срочные крупные депозиты предприятий 538
Депозиты до востребования предприят 85
Деньги в кассах предприятий 25
Чековые депозиты .. 188
Средства местных бюджетов .264
Ценные бумаги с большим сроком погашения 72
2. Сколько бартерных цен существует на рынке с 25 товарами? 1 балл
3. Сумма цен продаваемых товаров — 192 млн. руб. Среднее число оборотов денежной
единицы — 6. Какое количество денег необходимо для обращения? 1 балл
4.Сумма цен продаваемых товаров – 120 млн. руб. Среднее число оборотов денежной
единицы – 5. В обращении находилось бумажных денежных знаков на 16 млн. руб.
Затем было выпущено дополнительно бумажных денежных знаков на 20 млн. руб.
Во сколько раз обесценится каждый бумажный рубль? 2 балл
5. Как изменилась покупательская способность денежных доходов населения, если
за январь – август 2003 г. цены потребительских товаров возросли на 96%? 2 балла
6. Инфляция на острове Манн привела к росту цен в 1,5 раза. Предложение денег
возросло с 40 млн. до 45 млн. пиастров. Улучшение работы банков позволило увеличить
обращения денег на 20%. На сколько процентов изменился объём продаж? 3 балла
7. Что можно сказать об изменении скорости обращения денег, если денежная масса
выросла на 12% , объём производства упал на 15% , а индекс цен составил 1,3? 2 балла
Источник: lib-5.ru