Какое золото было на эдинбурге

Даже спустя 76 лет после окончания Великой Отечественной войны тему помощи союзников СССР все еще окружают мифы. Например, бытует мнение, что Москва оплачивала программу ленд-лиза золотом. Этот миф возник в том числе в результате гибели английского крейсера «Эдинбург» в 1942 году. Об этом пишет Владимир Нагирняк в журнале «Профиль».

На борту крейсера, шедшего из Мурманска в Великобританию, находилось свыше 465 советских золотых слитков весом более пяти тонн. Все это богатство упокоилось на дне морском вместе с «Эдинбургом». Но кому предназначался ценный груз?

Полярные конвои

Первые поставки военных грузов в рамках помощи СССР союзники начали в 1941 году. Кратчайший путь лежал через Баренцево море, поэтому Мурманск и Архангельск стали портами, принимавшими конвои. В первой половине 1941-го из Великобритании туда пришло семь конвоев, шесть из которых были обозначены литерами PQ. При возвращении они уже именовались QP. Ни одно судно из их состава не было потеряно по дороге в СССР и обратно, так как изначально немцы полностью игнорировали судоходный трафик между Великобританией и советскими северными портами.

Самые удачливые кладоискатели Золото крейсера Эдинбург

В начале войны с СССР командование военно-морских сил Германии не уделяло особого внимания Арктике, отрядив для действий против советского Северного флота лишь несколько эсминцев, подводных лодок, тральщики и сторожевые корабли. Но в 1942 году ситуация изменилась. Немцы перебросили в Северную Норвегию тяжелые корабли, включая линкор «Тирпиц», и увеличили там свои подводные силы. Теперь для союзников проводка каждого конвоя становилась трудной флотской операцией.

Первым погибшим судном из состава полярных конвоев стал английский транспорт «Вазиристан», потопленный 2 января 1942-го немецкой лодкой U-134. В том же месяце другая субмарина отправила на дно английский эсминец «Матабеле». После этого из-за участившихся нападений немецких военно-морских и военно-воздушных сил, базировавшихся в Норвегии, потери транспортов союзных конвоев и их кораблей охранения стали привычным делом.

В марте 1942-го союзники понесли в Арктике первые серьезные потери во время проводки PQ-13. Два судна из его ордера были потоплены самолетами, еще два транспорта записали на свой счет немецкие подводники, а один пароход был уничтожен немецкими эсминцами. В бою с ними получил повреждения английский легкий крейсер «Тринидад». А уже в апреле пострадал QP-10, потерявший четыре транспорта из-за нападений подлодок и авиации. Однако этим апрельские бедствия для союзников не закончились.

Драма «Эдинбурга»

Английский военно-морской флот играл главную роль в охране полярных конвоев, обеспечивая их безопасность по пути в СССР и обратно. Так как с момента первых проводок существовала угроза нападения немецких надводных кораблей, конвои имели обязательный крейсерский эскорт. Был он и у конвоя QP-11, вышедшего из Мурманска 28 апреля 1942 года. Его непосредственное охранение осуществляли 12 военных кораблей, включая крейсер «Эдинбург».

Это видео удаляют со всех ресурсов! Эдинбург Тайна утраченного золота

На этом корабле находился командующий 18-й эскадрой крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер. Среди моряков про него ходило поверье, будто любой корабль под его флагом ждет несчастье. Именно Бонэм-Картер был на «Тринидаде», когда этот крейсер получил повреждение от своей же торпеды в бою с немецкими эсминцами. Поэтому экипаж «Эдинбурга» не ждал от своего адмирала ничего хорошего.

Утром 30 апреля QP-11 атаковала немецкая подлодка U-88. Хотя атака и не увенчалась успехом, Бонэм-Картер был очень обеспокоен угрозой нападения субмарин. Считая, что высокая скорость и противолодочный зигзаг — лучшая защита от вражеских торпед, адмирал приказал командиру крейсера покинуть конвой, чтобы идти отдельно от его ордера. Но, как показали дальнейшие события, это решение стало роковой ошибкой.

Пытаясь помешать проводке конвоя, немцы стянули к нему свои субмарины. Одна из них, U-456 Макса Тайхерта, обнаружила «Эдинбург» еще до полудня. Она преследовала крейсер несколько часов, лишь в 16:18 Тайхерт оказался в удачном положении для торпедной стрельбы, чем и воспользовался. Две торпеды попали в крейсер, нанеся ему тяжелейшие повреждения. Но добить «Эдинбург» U-456 не дали английские эсминцы, пришедшие на помощь своему флагману.

Несмотря на повреждения, «Эдинбург» держался на плаву, что позволило английским и советским кораблям организовать спасательную операцию для его буксировки в Мурманск. Но этому помешали три немецких эсминца, вышедшие из Норвегии для уничтожения «раненого» крейсера после доклада U-456 о своем успехе. Они обнаружили «Эдинбург» и его сопровождение рано утром 2 мая. Разыгрался бой, в котором англичанам удалось дать отпор нападавшим — немецкие корабли потеряли один эсминец и были вынуждены ретироваться.

Однако во время боя в «Эдинбург» попала еще одна торпеда. Крейсер еще держался на плаву, но шансы отбуксировать его в Мурманск стали минимальны, поскольку корабль мог разломиться пополам. Находиться на нем было небезопасно, поэтому Бонэм-Картер приказал кораблям сопровождения снять с крейсера команду и потопить его торпедой. В 08:52 2 мая «Эдинбург» затонул вместе со своим золотым грузом.

Читайте также:
Спейс инженер где найти золото

Кто был получателем золота?

Находившееся на «Эдинбурге» советское золото продолжает оставаться предметом споров на тему: платил ли СССР за американский ленд-лиз? Крейсер действительно вышел из Кольского залива, имея на борту ящики с 465 золотыми слитками стоимостью свыше $ 6 млн. Но американцам они не предназначались, да и на момент гибели крейсера программа ленд-лиза на Советский Союз еще не распространялась.

Сразу после нападения Гитлера Москва обратилась к США с просьбой предоставить кредит на закупку американских военных материалов. Но президент Рузвельт не мог ее удовлетворить, не имея поддержки Конгресса и американской общественности. Тем не менее он обеспечил советскую сторону средствами для первых закупок, обязав министерство финансов купить у СССР золото за наличный расчет. Речь об увеличении американской помощи пошла лишь после проведения Московской конференции в сентябре 1941 года. На ней представители Америки и Британии обсудили с советским правительством, что ему необходимо для войны с Германией.

Хотя Рузвельт и не мог распространить программу ленд-лиза на Советский Союз, в начале ноября 1941-го он предоставил Сталину беспроцентный кредит в $ 1 млрд для оплаты поставок вооружения и сырьевых материалов. Условия его погашения предусматривали начало выплат долга лишь через пять лет после окончания войны. Второй миллиард на таких же условиях президент предоставил в феврале 1942-го. А летом того же года СССР уже стал получать помощь от США в рамках ленд-лиза, обнулившего оба займа Рузвельта Сталину и сделавшего их частью этой программы.

Таким образом, золото «Эдинбурга» не предназначалась американцам, так как весной 1942-го СССР получал от них товары в рамках кредитов, которые не предусматривали оплат во время войны. Кроме того, уже широко известно, что и сама программа ленд-лиза не была коммерческой сделкой. Общая сумма поставок по ленд-лизу составила почти $ 11 млрд, из которых после победы Москве было предложено оплатить лишь десятую часть за оставленную у себя технику и оборудование.

Однако во время войны Советский Союз получал помощь не только из Америки, но и из Великобритании. Причем англичане совершали поставки советской стороне по двум схемам. К примеру, по сообщению Наркомата внешней торговли СССР, с 22 июня 1941-го по 30 апреля 1944 года Лондон отправил своему советскому союзнику 1150 тыс. тонн военных и гражданских грузов. Из них одна часть была поставлена без всякой оплаты в рамках военной помощи, а другая предоставлялась на основе Соглашения между СССР и Великобританией о взаимных поставках, кредите и порядке платежей.

Данное соглашение советская и английская стороны заключили 16 августа 1941 года. Изначально оно предусматривало получение Москвой товарного кредита на 10 млн фунтов. Но его условия не были похожи на американские.

Согласно заключенному договору, 40% английских поставок Советский Союз оплачивал Великобритании сразу валютой или золотом, а оставшуюся часть был обязан погасить в течение семи лет. В мемуарах Анастас Микоян упоминал, что по соглашению от 16 августа 1941-го Советский Союз получил от Великобритании товаров на сумму 60 млн фунтов. Поэтому не остается сомнений, что золотой груз крейсера «Эдинбург» был частью оплаты СССР товарного кредита, взятого у англичан.

В 1981-м Великобритания и Советский Союз заключили с английской компанией «Джессоп Марин Рикавериз» контракт на поиск и подъем утонувшего золота. Погибший крейсер удалось обнаружить на глубине 250 метров, после чего работы по извлечению из его трюма золотых слитков продолжались пять лет. За это время со дна Баренцева моря было поднято 460 слитков золота общим весом 5474,6 кг. Часть из них получили подрядчики в качестве платы за проведенную работу, а оставшаяся часть поделена: 1/3 — Великобритании, 2/3 — СССР.

В завершение стоит отметить любопытный факт. В послевоенное время в советских официальных источниках занижалось значение ленд-лиза, но не утверждалось, что эта программа имела корыстный мотив. А вот художественная литература такими рамками себя не ограничивала. В своей повести о судьбе конвоя PQ-17 Валентин Пикуль прямо утверждал, что золотом «Эдинбурга» советское правительство «стало расплачиваться с союзниками за поставки по ленд-лизу». Результатом столь вольного обращения с историческими фактами стало рождение еще одного мифа о Великой Отечественной войне.

Подумайте сами.

Золото на «Эдинбурге» было не понятно для кого. Автор высказывает предположение. ИМХО это была не единственная передача золота на Запад.

«В послевоенное время в советских официальных источниках занижалось значение ленд-лиза, но не утверждалось, что эта программа имела корыстный мотив».

Ну раз при СССР не говорилось о корыстной составляющей скажу сейчас (и не я первый) — корысть имела место тогда, она и сейчас имеет место во всех делах этих аглосаксонских союзничков и «благодетелей человечества».

> veldinc` А почему не учитывают поставки стратегического сырья из СССР в США? Через тихоакеанский маршрут поставляли лес, уголь, марганец и др. А почему не учитывают то, что до 1944 года СССР в одиночку сражался со всей европой под управлением нацистов, которым те же США поставляли стратегические товары, в том числе, подшипники, радиоаппаратуру, горючее и т.д. Вообщем, англосаксы как всегда.

Читайте также:
Как получить золото в shadow fight 2

Ну да ну да. Обратный Лендлиз составил аж 2.155 миллиона долларов. Или примерно 1/5000 часть от Лендлиза. Ну или 0.0002%. Бритты вон, обратно отлендлизили амерам на 6,75 миллиардов долларов например.

Учите матчасть.

А можете мысль шире развернуть? Очень интересно, в чем корысть. Спасибо.
> Claytronics

> veldinc` А почему не учитывают поставки стратегического сырья из СССР в США? Через тихоакеанский маршрут поставляли лес, уголь, марганец и др. А почему не учитывают то, что до 1944 года СССР в одиночку сражался со всей европой под управлением нацистов, которым те же США поставляли стратегические товары, в том числе, подшипники, радиоаппаратуру, горючее и т.д. Вообщем, англосаксы как всегда.

Ну да ну да. Обратный Лендлиз составил аж 2.155 миллиона долларов. Или примерно 1/5000 часть от Лендлиза. Ну или 0.0002%. Бритты вон, обратно отлендлизили амерам на 6,75 миллиардов долларов например.

Учите матчасть.

Источник: www.warandpeace.ru

Советское золото, гибель крейсера «Эдинбург» и мифы о ленд-лизе

Даже спустя 76 лет после окончания Великой Отечественной войны тему помощи союзников СССР все еще окружают мифы. Например, бытует мнение, что Москва оплачивала программу ленд-лиза золотом. Этот миф возник в том числе в результате гибели английского крейсера «Эдинбург» в 1942 году. Об этом пишет Владимир Нагирняк в журнале «Профиль».

На борту крейсера, шедшего из Мурманска в Великобританию, находилось свыше 465 советских золотых слитков весом более пяти тонн. Все это богатство упокоилось на дне морском вместе с «Эдинбургом». Но кому предназначался ценный груз?

Полярные конвои

Первые поставки военных грузов в рамках помощи СССР союзники начали в 1941 году. Кратчайший путь лежал через Баренцево море, поэтому Мурманск и Архангельск стали портами, принимавшими конвои. В первой половине 1941-го из Великобритании туда пришло семь конвоев, шесть из которых были обозначены литерами PQ. При возвращении они уже именовались QP. Ни одно судно из их состава не было потеряно по дороге в СССР и обратно, так как изначально немцы полностью игнорировали судоходный трафик между Великобританией и советскими северными портами.

В начале войны с СССР командование военно-морских сил Германии не уделяло особого внимания Арктике, отрядив для действий против советского Северного флота лишь несколько эсминцев, подводных лодок, тральщики и сторожевые корабли. Но в 1942 году ситуация изменилась. Немцы перебросили в Северную Норвегию тяжелые корабли, включая линкор «Тирпиц», и увеличили там свои подводные силы. Теперь для союзников проводка каждого конвоя становилась трудной флотской операцией.

Первым погибшим судном из состава полярных конвоев стал английский транспорт «Вазиристан», потопленный 2 января 1942-го немецкой лодкой U-134. В том же месяце другая субмарина отправила на дно английский эсминец «Матабеле». После этого из-за участившихся нападений немецких военно-морских и военно-воздушных сил, базировавшихся в Норвегии, потери транспортов союзных конвоев и их кораблей охранения стали привычным делом.

В марте 1942-го союзники понесли в Арктике первые серьезные потери во время проводки PQ-13. Два судна из его ордера были потоплены самолетами, еще два транспорта записали на свой счет немецкие подводники, а один пароход был уничтожен немецкими эсминцами. В бою с ними получил повреждения английский легкий крейсер «Тринидад». А уже в апреле пострадал QP-10, потерявший четыре транспорта из-за нападений подлодок и авиации. Однако этим апрельские бедствия для союзников не закончились.

Драма «Эдинбурга»

Английский военно-морской флот играл главную роль в охране полярных конвоев, обеспечивая их безопасность по пути в СССР и обратно. Так как с момента первых проводок существовала угроза нападения немецких надводных кораблей, конвои имели обязательный крейсерский эскорт. Был он и у конвоя QP-11, вышедшего из Мурманска 28 апреля 1942 года. Его непосредственное охранение осуществляли 12 военных кораблей, включая крейсер «Эдинбург».

На этом корабле находился командующий 18-й эскадрой крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер. Среди моряков про него ходило поверье, будто любой корабль под его флагом ждет несчастье. Именно Бонэм-Картер был на «Тринидаде», когда этот крейсер получил повреждение от своей же торпеды в бою с немецкими эсминцами. Поэтому экипаж «Эдинбурга» не ждал от своего адмирала ничего хорошего.

Утром 30 апреля QP-11 атаковала немецкая подлодка U-88. Хотя атака и не увенчалась успехом, Бонэм-Картер был очень обеспокоен угрозой нападения субмарин. Считая, что высокая скорость и противолодочный зигзаг — лучшая защита от вражеских торпед, адмирал приказал командиру крейсера покинуть конвой, чтобы идти отдельно от его ордера. Но, как показали дальнейшие события, это решение стало роковой ошибкой.

Пытаясь помешать проводке конвоя, немцы стянули к нему свои субмарины. Одна из них, U-456 Макса Тайхерта, обнаружила «Эдинбург» еще до полудня. Она преследовала крейсер несколько часов, лишь в 16:18 Тайхерт оказался в удачном положении для торпедной стрельбы, чем и воспользовался. Две торпеды попали в крейсер, нанеся ему тяжелейшие повреждения. Но добить «Эдинбург» U-456 не дали английские эсминцы, пришедшие на помощь своему флагману.

Читайте также:
Что такое духовное золото

Несмотря на повреждения, «Эдинбург» держался на плаву, что позволило английским и советским кораблям организовать спасательную операцию для его буксировки в Мурманск. Но этому помешали три немецких эсминца, вышедшие из Норвегии для уничтожения «раненого» крейсера после доклада U-456 о своем успехе. Они обнаружили «Эдинбург» и его сопровождение рано утром 2 мая. Разыгрался бой, в котором англичанам удалось дать отпор нападавшим — немецкие корабли потеряли один эсминец и были вынуждены ретироваться.

Однако во время боя в «Эдинбург» попала еще одна торпеда. Крейсер еще держался на плаву, но шансы отбуксировать его в Мурманск стали минимальны, поскольку корабль мог разломиться пополам. Находиться на нем было небезопасно, поэтому Бонэм-Картер приказал кораблям сопровождения снять с крейсера команду и потопить его торпедой. В 08:52 2 мая «Эдинбург» затонул вместе со своим золотым грузом.

Кто был получателем золота?

Находившееся на «Эдинбурге» советское золото продолжает оставаться предметом споров на тему: платил ли СССР за американский ленд-лиз? Крейсер действительно вышел из Кольского залива, имея на борту ящики с 465 золотыми слитками стоимостью свыше $ 6 млн. Но американцам они не предназначались, да и на момент гибели крейсера программа ленд-лиза на Советский Союз еще не распространялась.

Сразу после нападения Гитлера Москва обратилась к США с просьбой предоставить кредит на закупку американских военных материалов. Но президент Рузвельт не мог ее удовлетворить, не имея поддержки Конгресса и американской общественности. Тем не менее он обеспечил советскую сторону средствами для первых закупок, обязав министерство финансов купить у СССР золото за наличный расчет. Речь об увеличении американской помощи пошла лишь после проведения Московской конференции в сентябре 1941 года. На ней представители Америки и Британии обсудили с советским правительством, что ему необходимо для войны с Германией.

Хотя Рузвельт и не мог распространить программу ленд-лиза на Советский Союз, в начале ноября 1941-го он предоставил Сталину беспроцентный кредит в $ 1 млрд для оплаты поставок вооружения и сырьевых материалов. Условия его погашения предусматривали начало выплат долга лишь через пять лет после окончания войны. Второй миллиард на таких же условиях президент предоставил в феврале 1942-го. А летом того же года СССР уже стал получать помощь от США в рамках ленд-лиза, обнулившего оба займа Рузвельта Сталину и сделавшего их частью этой программы.

Таким образом, золото «Эдинбурга» не предназначалась американцам, так как весной 1942-го СССР получал от них товары в рамках кредитов, которые не предусматривали оплат во время войны. Кроме того, уже широко известно, что и сама программа ленд-лиза не была коммерческой сделкой. Общая сумма поставок по ленд-лизу составила почти $ 11 млрд, из которых после победы Москве было предложено оплатить лишь десятую часть за оставленную у себя технику и оборудование.

Однако во время войны Советский Союз получал помощь не только из Америки, но и из Великобритании. Причем англичане совершали поставки советской стороне по двум схемам. К примеру, по сообщению Наркомата внешней торговли СССР, с 22 июня 1941-го по 30 апреля 1944 года Лондон отправил своему советскому союзнику 1150 тыс. тонн военных и гражданских грузов. Из них одна часть была поставлена без всякой оплаты в рамках военной помощи, а другая предоставлялась на основе Соглашения между СССР и Великобританией о взаимных поставках, кредите и порядке платежей.

Данное соглашение советская и английская стороны заключили 16 августа 1941 года. Изначально оно предусматривало получение Москвой товарного кредита на 10 млн фунтов. Но его условия не были похожи на американские.

Согласно заключенному договору, 40% английских поставок Советский Союз оплачивал Великобритании сразу валютой или золотом, а оставшуюся часть был обязан погасить в течение семи лет. В мемуарах Анастас Микоян упоминал, что по соглашению от 16 августа 1941-го Советский Союз получил от Великобритании товаров на сумму 60 млн фунтов. Поэтому не остается сомнений, что золотой груз крейсера «Эдинбург» был частью оплаты СССР товарного кредита, взятого у англичан.

В 1981-м Великобритания и Советский Союз заключили с английской компанией «Джессоп Марин Рикавериз» контракт на поиск и подъем утонувшего золота. Погибший крейсер удалось обнаружить на глубине 250 метров, после чего работы по извлечению из его трюма золотых слитков продолжались пять лет. За это время со дна Баренцева моря было поднято 460 слитков золота общим весом 5474,6 кг. Часть из них получили подрядчики в качестве платы за проведенную работу, а оставшаяся часть поделена: 1/3 — Великобритании, 2/3 — СССР.

В завершение стоит отметить любопытный факт. В послевоенное время в советских официальных источниках занижалось значение ленд-лиза, но не утверждалось, что эта программа имела корыстный мотив. А вот художественная литература такими рамками себя не ограничивала. В своей повести о судьбе конвоя PQ-17 Валентин Пикуль прямо утверждал, что золотом «Эдинбурга» советское правительство «стало расплачиваться с союзниками за поставки по ленд-лизу». Результатом столь вольного обращения с историческими фактами стало рождение еще одного мифа о Великой Отечественной войне.

Читайте также:
Богатство нации определяется наличием золота

Источник: tehnowar.ru

Крейсер «Эдинбург». Поиски золота

Заработок в интернете без вложений

Тем днем, 8 октября 1981 г., мурманский порт жил своей обычной жизнью. Не было торжественной музыки оркестров, не полоскались на ветру яркие флаги расцвечивания. А тем временем в порту происходило знаменательное событие. Туда доставили огромные ценности — пять с половиной тонн золота, которые 39 лет назад покинули Мурманск на борту английского крейсера «Эдинбург». Во главе конвоя из 13-ти вымпелов за двое суток он успел пройти 250 миль, когда 30 апреля 1942 г. в его правый борт попали 2 торпеды, выпущенные немецкой подводной лодкой.

Крейсер потерял управление, однако продолжал держаться на плаву. Потому «Эдинбург» было решено отбуксировать обратно в Мурманск вместе с его бесценным грузом. Главную роль сыграло то, что золото перевозили в артиллерийском погребе и его перегрузка на один из кораблей конвоя заняла бы много времени. Увы, как в скором времени выяснилось, это решение было далеко не лучшим.

Спустя 36 часов последовала атака германских эсминцев, во время которой крейсер получил новые повреждения. Опасаясь, как бы он не попал в руки врага, командование конвоя приказало затопить крейсер «Эдинбург».

Поиски «золота Эдинбурга»

За прошедшие годы неоднократно предпринимались попытки достать это золото, отправленное СССР союзникам в уплату за военные поставки. Но все, кто занимался поисками клада, включая английские, советские, немецкие и норвежские фирмы, несмотря на большие затраты, так ничего и не смогли добиться. Потому, когда водолаз-глубоководник Кейт Джессоп загорелся идеей добраться до русского золота, коллеги сочли это несерьезным со стороны известного подводного аса.

Если даже удастся отыскать крейсер в студеном штормовом Баренцевом море, доказывали они, это все равно ничего не даст. Золото надежно спрятано в артиллерийском погребе, самом труднодоступном месте на корабле. Его броня достаточно крепка, чтобы можно было применить апробированный способ резки корпуса при помощи подрывных зарядов. Ну а добраться до погреба в жестком скафандре по бесконечным коридорам, да еще в ледяной воде, тем более невозможно.

Однако ни скепсис, ни насмешки не подействовали на Джессопа. Шесть лет он собирал и вводил в ЭВМ любую информацию, относящуюся к «Эдинбургу». На ее основе был разработан настолько впечатляющий, а главное, весьма реальный план спасательной операции, что энтузиаст смог убедить британское правительство заключить с ним контракт на ее проведение. Под него Джессоп получил кредиты и организовал компанию «Джессоп марин рикавериз лимитед». Ее поисковое судно «Стефанитурм» водоизмещением в 1400 тон«, оснащенное новейшей аппаратурой, сравнительно быстро смогло обнаружить «Эдинбург».

Подводная съемка и визуальное обследование, проведенное опытнейшими глубоководниками, дали довольно обнадеживающие результаты: крейсер лежал на боку вверх пробоиной на глубине 235 метров. Через эту пробоину водолазы вполне могли проникнуть внутрь судна, при этом по счастливому стечению обстоятельств как раз недалеко от артиллерийского погреба.

Крейсер Эдинбург, золото-1

«Я нашел золото!»

…Превозмогая почти невыносимое давление воды на 235-ти метровой глубине, достигавшее 23 атмосферы, Джон Росье, 27 летний водолаз из Зимбабве, первым приблизился к корпусу «Эдинбурга». Немного передохнув, медленно, буквально сантиметр за сантиметром он стал пробираться к артиллерийскому погребу, осторожно шаря впереди себя вытянутой рукой. Из-за ила и мазута вода была до такой степени мутной, что в ней ничего не было видно даже при свете мощного фонаря. Больше всего Росье боялся что наткнется на снаряды, почти 40 лет пролежавшие на дне Баренцева моря: они могли взорваться даже от легкого прикосновения.

ЧИТАТЬ на сайте: В поисках Эльдорадо. Золотой город был?

Вот наконец и артиллерийский погреб. Перед тем как войти туда, водолаз остановился. Мелькнула мысль, что, наверное, такое же чувство испытывает дрессировщик перед клеткой со львами. Но там он хоть видит опасность, а здесь предстоит действовать на ощупь. Луч света упирается в плотную зеленую мглу, как в стену.

Собравшись, Росье заставил себя сделать первый шаг. Он не знал, сколько прошло времени — ему казалось, целая вечность, как вдруг рука коснулась острого угла металлического ящика. Его стенки были так изъедены морской водой, что водолаз с легкостью, как сквозь бумагу, просунул пальцы внутрь ящика. Нет, в нем лежали не снаряды, а массивные прямоугольные бруски.

На мгновение радость находки заставила Росье забыть обо всем, кроме тяжелых слитков металла. «Я нашел его! Я нашел золото!» — закричал он в микрофон, вмонтированный в шлем.

Операции по подъему золота

Так начался многодневный поединок английских водолазов с немыслимой глубиной, ледяным холодом и затаившейся рядом смертью. И выйти в нем победителями им удалось прежде всего потому, что Кейт Джессоп до мелочей продумал организацию подводных работ. Прежде всего, подобно космонавтам, водолазы должны были пройти специальную подготовку.

Читайте также:
Кольца золото 15 размер

Кроме этого, на протяжении 2-х дней перед погружением они не покидали барокамер, в которых постепенно создавались условия, соответствующие тем, что ждали их на дне. Их базой-убежищем там был сферический колокол, висевший в 15-ти метрах над артиллерийским погребом «Эдинбурга». Постоянную глубину его погружения в штормовую погоду обеспечивало особое устройство, которое компенсировало колебания по вертикали висящего на направляющих тросах колокола.

Крейсер Эдинбург, золото-2

Одновременно в колоколе спускались по два водолаза. Каждая смена работала под водой несколько часов. Это был предел человеческих возможностей. Несмотря на тщательный отбор и специальную тренировку, на дне глубоководники испытывали страшную усталость и постоянную сонливость. Из-за огромного давления у них развивался нервный синдром, вызывавший судороги мышц.

А это сильно затрудняло поиски слитков, когда одно неверное движение рядом с затаившейся в артиллерийском погребе смертью могло привести к катастрофе.

Найденные золотые слитки по нескольку штук складывали в капроновую сетку, которую осторожно поднимали на поверхность. «Наша работа была до ужаса медленной и изматывающей, все равно что поднимать вручную увесистый груз на крышу высоченного небоскреба при сильном ветре», — так поздней рассказывал о том, что ему довелось испытать, Мэл Уильямз, ветеран-глубоководник, отнюдь не склонный к преувеличениям. Но другого выхода не было. Именно благодаря строжайшим мерам безопасности за все время операции по подъему золота не произошло ни одного несчастного случая.

Да, на дне водолазам приходилось несладко. Но. и на поверхности у команды спасателя хватало забот. Ветер, волны, течения постоянно сносили дрейфовавшее судно. Эти отклонения фиксировали два гидроакустических буя, опущенные на глубину.

По их сигналам установленная на борту спасателя так называемая система динамического позиционирования определяла величину отклонений и через ЭВМ давала корректирующую команду подруливающим устройствам, которые возвращали судно в заданную точку над крейсером. Потому команда спасателя все время несла круглосуточную вахту. Впрочем, на долю моряков и водолазов все же выпадали редкие дни отдыха, когда разыгрывался шторм, эта хитроумная система переставала действовать и работы на дне приостанавливали.

ЧИТАТЬ на сайте: Декларация независимости США (1776)

В ходе «операции века», как окрестили журналисты спасательные работы на «Эдинбурге», компания Кейта Джессопа установила абсолютный мировой рекорд подводного кладоискательства: впервые свободно плавающие водолазы удачно выполнили столь сложные и крупномасштабные работы на такой большой глубине. В качестве вознаграждения «Джессоп марин рикавериз» было выплачено 35 миллионов долларов из общей суммы в 81 миллион, в которую был оценен золотой груз, поднятый со дна Баренцева моря. Остальные деньги были поделены в пропорции один к трем между Англией и Советским Союзом.

Крейсер Эдинбург, золото-3

Подводная эпопея продолжается

Но подводная эпопея с русским золотом на этом не закончилась. Была версия, по которой в Мурманске в 1942 г. на «Эдинбург» было погружено не пять с половиной, а 10 тонн золотых слитков. В частности, командовавший в те времена Северным флотом адмирал А.Г. Головков написал в своих мемуарах: «Крейсер добили британские корабли, и он пошел на дно вместе с грузом золота, составлявшим около 10-ти тонн».

Свидетельство было довольно серьезным поводом продолжать работы на крейсере. Но «Джессоп марин рикавериз» предпочла переключиться на поиски затонувших в Карибском море испанских галеонов с сокровищами конкистадоров. Потому она уступила контракт на «Эдинбург» одному из своих партнеров, британской компании «Вартон Вильямс».

Ее решение вернуться к «Эдинбургу» было продиктовано трезвым расчетом. Если даже версия о 10-ти тоннах не подтвердится, там еще оставалось 34 золотых слитка из официально подтвержденных пяти с половиной тонн. Следовательно, игра стоила свеч. Тем более что методика спасательных работ на крейсере была отработана в деталях.

Но прошло 5 лет, прежде чем из английского порта Абердин в августе 1986 г. в Баренцево море отправился специальный водолазный корабль «Дипвотер-2». Установленные в ходе первой экспедиции точные координаты затонувшего судна позволили сразу же выйти в точку над «Эдинбургом». К этому моменту за время перехода водолазы уже успели пройти в судовых барокамерах подготовку к глубоководным погружениям. И 4 сентября были начаты спасательные работы.

Крейсер Эдинбург, золото-4

Как и предполагали, за 5 лет на крейсере во всех его отсеках и трюмах осело много ила, который сильно мешал вести поиски первый раз. Были вынуждены заново расчищать и отсасывать его, прежде чем заняться обследованием соседнего с артиллерийским погребом отсека, куда могли бы погрузить вторые 5 тонн золотого груза, если он в действительности существовал. Работая газовыми резаками, водолазы осторожно вскрыли переборку и смогли проникнуть в этот отсек. Увы, там их ждало разочарование: все помещение занимали ящики с пороховыми зарядами, которые пришлось перекантовывать на протяжении полутора суток, чтобы убедиться в отсутствии золота.

Не оставалось ничего другого, как вернуться в артиллерийский погреб и сантиметр за сантиметром в буквальном смысле ощупать его. В итоге, работая попарно, 12 водолазов-глубоководников совершили 23 погружения и нашли еще 29 слитков. Куда девались пять остальных, установить так и не удалось.

Источник: shtorm777.ru

Рейтинг
Загрузка ...