Поталь – декоративная пленка, при помощи которой имитируют золотую, серебряную, бронзовую поверхность. По внешнему виду она не отличается от сусального золота, но в разы дешевле. Форма выпуска материала – листы, хлопья, ленты. Средства для нанесения потали – клеи на различных основах. Клеящие составы применяют профессионалы и любители украшать домашний интерьер и быт.
Основные требования
Металлизированная фольга из алюминия, сплава меди и цинка имеет толщину в несколько микрон. Покрытие применяют для создания и реставрации художественных изделий, декора барельефов, решеток. При работе с поталью требуется точность в нанесении, так как при попытке поправить пленку она порвется. Удерживается фольга при помощи клея.
Клеящий состав должен иметь хорошую адгезию с материалом, на который наносится поталь, в твердом состоянии длительно сохранять свои свойства.
Какой клеящий состав подойдет
Клеи для потали имеют обобщающее название: мордан. Второе название, употребляемое производителями – микстион.
СДЕЛАЛА САМА КЛЕЙ для ПОТАЛИ. Недорого и Просто
По составу они бывают:
- спиртовыми;
- водно-акриловыми;
- масляными.
Выбор клеящего состава зависит:
- от площади декорирования;
- материала основы;
- внешних условий для работы;
- местонахождения художественного элемента;
- опыта работы с клеями.
Правильно подобранный клей – главное условие для качественного выполнения творческого замысла.
На водной основе
Недорогой, универсальный клей имеет 3 разновидности:
- водно-акриловую;
- пастообразную;
- твердую.
Водно-акриловый состав может быть преимущественно водный или акриловый. Клей на водной основе применяют для золочения через 15-60 минут после нанесения на поверхность. В течение получаса он теряет липкость. Конкретные сроки его использования зависят от температуры и влажности в помещении, толщины слоя, вида материала.
Водные клеи используют только в помещениях, при отсутствии запыленности и высокой сухости воздуха. Средства удобны и просты в применении при украшении небольших изделий и маломерных поверхностей. Нельзя допускать попадания состава на лицевую сторону потали.
Посмотрите также
Клеи на акриловой основе сохраняют липкие свойства в течение 1-2 часов, имеют лучшую адгезию, чем молочко. При работе с деревом, гипсом перед нанесением клея поверхности пропитывают специальным лаком. На лакированные, синтетические материалы клей наносится после обезжиривания и удаления пыли. Реставрационные работы с его помощью выполняют внутри помещений и снаружи.
Твердая форма представлена в виде карандаша. Карандаш – наиболее удобная форма для работы с хлопьями потали.
Пастообразный клей используют для декорирования пористых поверхностей (гипс, дерево) и не требующих грунтовки.
Масляный
Масляные клеи для потали выпускают на основе натуральных масел, (например, льняного) или животного жира (чаще всего кроличьего). Клеящие средства применяют профессионалы при проведении внутренних и наружных реставрационных работ. Масляные адгезивы полностью высыхают через 10-12 часов. Толщина слоя – не более 1 миллиметра.
Для уменьшения вязкости могут разбавляться скип@$
Для защиты покрытия наносят лак Sealer-123A.
Клей для трансферной потали Таир
Мордан на водной в основе, в состав которого входят:
- латексная эмульсия;
- глицерин;
- стабилизатор;
- консервант.
Клей удобен для золочения всеми видами потали. Объем упаковки: 100 миллилитров, 20 миллилитров.
- деревянные;
- металлические;
- стеклянные;
- пластиковые.
Поверхность промазывают клеем при помощи кисти. Через 3-10 минут, когда нанесенный состав станет бесцветным, приклеивают поталь. Излишки состава убирают сухой кистью. Разглаживают пленку мягкой кистью или ваткой, без нажима. Поталь закрепляют и защищают лаковым покрытием.
Мордан Ferrario
Средство для золочения поталью от итальянской фирмы Apa Ferrario. Аква-клей предназначен для большого объема работ, выпускается в упаковке объемом 1000 миллилитров. Время высыхания зависит от толщины нанесенного слоя, уровня влажности и температуры и колеблется от 1 до 12 часов.
Как изготовить своими руками
Клеевые составы достаточно дороги. Для домашних поделок можно изготовить состав из подручных средств.
Первый рецепт
В качестве компонентов для эмульсии используют крахмал, сахар, уксус и воду. В стакан с теплой водой добавляют 3 столовые ложки сахара и доводят до кипения. Затем вливают 1 столовую ложку уксуса и дают вскипеть. Отмерить картофельный крахмал и развести теплой водой: на 1/3 стакана – 1 столовая ложка воды.
Готовую суспензию тонкой струей влить в кипящий сироп, постоянно помешивая, пока не появятся пузырьки. Остывший клеевой состав по консистенции должен напоминать сметану.
Второй рецепт
Способ заключается в сгущении сливок коньяком. На 100 миллилитров жирных сливок добавляют столько же коньяка. Перемешивают без взбивания. Готовый состав наносят на подготовленную поверхность и выдерживают около часа, после чего используют поталь.
Как склеить трансферную поталь
Трансферная поталь – это лента, с которой напыление переносится на клеевую основу. Этот вид потали более плотный, чем листовой и в виде хлопьев, его можно брать руками, резать ножницами. Способ нанесения также имеет отличия.
Посмотрите также
Клеить трансферную поталь можно на лак и мордан на водной основе, для получения сплошной глянцевой поверхности или узоров. Лак на спиртовой основе быстро испаряется, поэтому весь красящий слой с ленты перенесется на поверхность частично.
Водный микстион дольше сохнет и имеет более вязкую консистенцию. Состав наносят на весь декорируемый участок или при помощи кисточки рисуют клеем по трафарету узор. Через 15-20 минут (по инструкции) отрезок от ленты прикладывается к поверхности матовой стороной и разглаживается пальцем/кистью/ваткой, в зависимости от площади декора. Спустя 2-3 минуты лента удаляется, оставив на поверхности красящий слой. Для его закрепления после окончательного высыхания клея наносится лак на спиртовой основе.
Дополнительные советы и рекомендации
Листовую поталь надо клеить в перчатках, чтобы не оставить на ее поверхности следы пальцев. Хлопья берут пинцетом или при помощи наэлектризованной кисточки. На первых опытах лучше заменить профессиональные составы домашним клеем. Это позволит освоиться с поталью без дорогостоящих морданов.
Источник: hozzi.ru
Техника золочения предметов ПОТАЛЬЮ. Делаем клеи для потали.
Техника золочения предметов поталью многим кажется дорогой и трудоемкой. В то же время золочение сусальным золотом – тончайшими (от 0,13 до 0,6 мк) листами золота – вполне доступно, даже в домашних условиях. Но сусальное золото стоит дорого, использовать его для хобби-проектов и тем более для изучения техники золочения нецелесообразно.
Для этого вполне сгодится поталь – недорогой имитатор сусального золота. Изделия, позолоченные поталью, выглядят практически так же, как и покрытые настоящим сусальным золотом – эффектно и богато. Ниже вы сможете ознакомиться с основными особенностями работы с поталью.
Полезное отступление для всех родителей малышей, которые любят все свое свободное и несвободное время проводить за компьютером! Дабы обезопасить своих детей от посещений нехороших и ненужных сайтов и проследить их действия за компьютером предлагаю вам установить на компьютер специальную программу Mipko Personal Monitor для мониторинга активности пользователей компьютера или ноутбука.
На официальном сайте https://www.mipko.ru/ вы сможете скачать данную программу, она отслеживает нажатия ребенка на клавиши, запущенные программы и операции с файлами, делает снимки экрана и сохраняет записи разговоров в Skype®, а так же перехватывает сообщения ICQ, ВКонтакте, Facebook®. Очень полезная штука, должна вам сказать) Об установке, настройке и работе с программами Mipko читайте на сайте mipko.ru.
Для начального изучения золочения вам потребуется купить: специальный клей, шеллак (защитный лак при золочении), кисть для клея, колонковую кисть, лампенезель (специальная кисть) и, собственно, саму поталь. Работать с поталью надо в непыльных комнатах, без сквозняков.
Общая техника золочения состоит из четырех основных этапов: 1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла).
Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность. 2. Нанесение клея. Рассматрим клеевое (полиментное) золочение, при котором получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков – левкаса, мордана, микстьена).
Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции. Существуют и специальные клеевые карандаши, более удобные для некоторых творческих проектов. 3. Нанесение потали. Нужную форму из потали вырезают на подушке для золочения специальным ножом позолотчика.
Фирменные инструменты позолотчика достаточно дорогие, поэтому вы можете использовать для подушечки кусок замши. Нож можно использовать и столовый, но желательно, чтобы он был широким и гибким.
На поверхность лист переносится специальной кистью (лампензелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем, проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания. В некоторых случаях (к примеру, при золочении металла) после накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты.
Поталь наносят обязательно внахлест. 4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали.
Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 ч.) полируют пемзой, лощилом, агатовым (или кремниевым) зубком, чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой.
Поверхность полируют до полной однородности – стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Общепринято поталь покрывать защитным слоем. Эту функцию выполняют шеллак или цапенлак. Кроме основной, золотой, поталь бывает серебреной, медной, бронзовой. Поталь продается листами и книжками. Листами дешевле, но обычно это наборы по 100 листов.
Наиболее удобный вариант – в книжках по 25 листов. В книжках поталь бывает свободная – каждый лист потали проложен тонкой пергаментной бумагой – и трансферной: каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу.
Работать с трансферной поталью проще, для новичков это наиболее удачный выбор. Лист берется вместе с бумагой (вам не понадобится лампензель) и может быть обрезан ножницами. Наконец, он переносится вместе с бумагой на объект. После этого можно удалить шелковую бумагу, и золочение закончено. Источник : babyblog.ru/community/post/DECOUPAGE/937311#
Особенности работы с поталью
- Чесночная настойка. Берём небольшую головку чеснока, режем её мелко или толчём. Заливаем примерно ста граммами самого недорогого коньяка и настаиваем примерно неделю (если невтерпёж, то хватит и 3-х дней) в темном месте при комнатной температуре. Отжимаем через тряпочку и можно работать. Кто-то клеит просто разрезанной долькой чеснока, но если поверхность не очень ровная, то частички чеснока могут забиваться в поры, тем самым испортив работу! А вот если по какой-либо причине у вас где-то не ложится краска (скатывается), чесночная долька очень даже выручит! Смазываем чесноком поверхность и краска прекрасно ляжет. Запаха чесночной настойки не стоит бояться. Выветривается быстро.
- Ассист — так в иконописи называется состав, употребляемый под золото. Я его применяю и для приклеивания потали. Только возни с ним поболе. Готовится из пива, лучше темного, которое наливается в посуду и томится на горячей плите до состояния густой клейкой массы, или из очищенных головок чеснока, которые в небольшой керамической посуде томятся в нежаркой духовке, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят до нужной густоты (чтобы лист потали не плавал — слишком жидко, или кисть оставляла на поверхности грубые полосы — слишком густо). Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий. Эту технику я использую для декора какими – нибудь узорами, надписями и др. Поверхность припорашивается тальком или мелким мелом с помощью ватки, излишки тальки сдуваются и прописывается ассистом (кисточка макается в ассист, как в краску) нужный узор или буква или ещё какая-нибудь загогулина. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильностью. Сделанный клеем рисунок нужно хорошо просушить. Далее берем кусок свежего ржаного хлеба, смятого в липкий комочек. Им берем поталь и, подышав на прописанный рисунок (чем восстанавливается клеяшая способность сусла), пристукиваем поталь по рисунку. Она пристает к суслу, её излишки забираются катышком хлеба. Когда работа закончена, недочеты в рисунке можно поправить краской. Для закрепления поталь покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Остатки мела смахиваются чем-нибудь мягким.
Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом. Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.
Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.
Отшлифовали! Теперь защищаем нашу красоту! Главный принцип-«Нет — лакам на водной основе!» Хотя некоторые пользуются ими, как финишными. Но потом, через некоторое время поталь темнеет, зеленеет, а однажды моя поталь вообще куда-то исчезла… Правда я грешу скорее всего на грунт, на который она была наклеена (шпаклевка).
Я и защищаю поталь, и гашу ее блеск, и придаю ей приятный оттенок с помощью марса масляного. Беру марс темный и марс светлый или марс средний и марс светлый. Смешиваю их в пропорции как Бог на душу положит – под настроение : потемнее или посветлее.
Потом добавляю Уайт –спирит так, чтобы не очень жидко получилось и покрываю работу этим составом — люблю прямо руками ( правда руки потом долго отмываются) или ваткой. Сохнет всё это безобразие довольно долго, но результатом я почти всегда довольна. Главное цвет подобрать. Кстати, это неплохой заменитель битумному воску или битумному лаку, разведенному Уайт –спиритом для полихромии.
Источник: www.liveinternet.ru
Как правильно подобрать клей для потали
Поталь — тонкие листы сплавов с включением драгоценных металлов. Материал применяется для серебрения и золочения гипсовой лепнины, керамики, пластика, картона, металла, дерева, стекла. Чтобы добиться качественного и красивого декорирования, необходимо правильно подобрать клеевой состав. В настоящее время для потали применяется клей на спиртовой, акриловой, масляной или водной основе.
Наибольшее распространение получили спиртовые варианты, чтобы сэкономить на материалах, зачастую используется акриловый микстион. Удобство работы со спиртовыми клеями объясняется тем, что спирт испаряется гораздо быстрее, чем вода.
Спиртовой
Состав на спиртовой основе характеризуется стабильной и длительной липкостью клеевого слоя (отлипом). Благодаря этому поталь можно приклеивать в течение 48 часов (продукты серии СП). После крепления потребуется покрытие поверхности защитными составами для повышения износостойкости.
Интересный факт
Изначально мордан — масляный клей для сусального золота. Однако со временем произошло расширение смысла, и сегодня на ценниках мордан — это любой состав как для сусального золота, так и для потали.
Масляный
По сравнению со спиртовыми аналогами, клеи на масляной основе характеризуются более низкой силой клейкости, что создает дополнительные трудности при работе. Масляные составы отличаются повышенной требовательностью к уровню влажности и температурному режиму в помещении. При работе с ними следует тщательно следить за толщиной наносимого слоя.
Совет! Для начинающих мастеров масляные морданы не подходят, так как работать с ними достаточно сложно.
Достоинства масляных микстионов:
- после затвердевания формируют очень прочную позолоту;
- дополнительное нанесение защитных средств (шеллака или лака) для повышения износостойкости необязательно.
Масляные быстросохнущие морданы содержат ускорители — сиккативы. Обычные масляные микстионы полимеризуются долго, до 12 часов, зато в составе у них меньше примесей и больше натуральных масел.
На упаковке всегда указывается время подсыхания — это период, который нужно подождать после нанесения клея и перед декорированием первым листом потали. Количество минут будет увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от температуры и влажности в помещении, толщины клеевого слоя, особенностей материала основания.
Совет! Если в комнате сухой воздух, то декорирование следует начать раньше, при повышенной влажности стоит изначально предпочесть быстросохнущий микстион.
Долгосохнущие продукты на масляной основе рекомендуется применять для экстерьерного декорирования в сухих и непыльных условиях, а также для золочения крупных деталей.
Быстросохнущие составы идеально подойдут для интерьерного декорирования, золочения мелких деталей, для декорирования в условиях повышенной влажности и там, где относительно много пыли.
На водной основе
В продаже представлены несколько разновидностей водно-акриловых составов, предназначенных для работы с поталью:
- клей имеет белый цвет, после высыхания становится бесцветным (встречаются пигментированные варианты, например, Permacoll);
- паста применяется для декорирования впитывающих и пористых поверхностей без имеющейся надежной грунтовки (гипс, дерево), после золочения пастой изделия будут матовыми;
- карандаш, маркер, тюбик — используется для тонких работ и художественного нанесения.
Обыкновенный продукт на водной основе имеет среднюю вязкость и в дополнительном разбавлении водой не нуждается. После нанесения слоя золочение допускается начинать через 15 минут, полчаса или час, обычно временной интервал указывается на упаковке. При этом следует учесть влажность и температуру в помещении, а также толщину нанесенного слоя.
Совет! Профессионалы рекомендуют высушивать клеевой слой в течение 8 часов, прежде чем приклеивать первый лист потали.
Для обычного мордана на водной основе требуется непористая, невпитывающая, загрунтованная и тщательно подготовленная поверхность.
Марки
В зависимости от того, какая цель преследуется, при выполнении работ применяется различный клей для потали:
- Ferrario представляет собой универсальный клеевой состав, предназначенный для работы с сусальным золотом и поталью. Средство необходимо нанести на поверхность тонким слоем и выдержать от 15 минут до получаса. После того как клей слегка подсохнет, разрешается приступать к золочению. После нанесения мордан Ferrario не утрачивает своих свойств на протяжении 2—3 часов, благодаря чему декорирование можно проделать без спешки и максимально аккуратно. Клей выпускается в баночках объемом 1000, 250 и 75 мл. Стоимость емкости 250 мл составляет приблизительно 1200 рублей.
- «Таир» — это состав, предназначенный для трансферной (фольга на пленке) и свободной листовой потали, а также в хлопьях. Клей «Таир» прозрачный, универсальный, изготавливается на водной основе и применяется для работы на деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях. Потребуется нанести на основание тонкий слой, несколько минут подождать и приступать к декорированию. Средство продолжительное время сохраняет клеящие свойства, благодаря чему работать с ним очень удобно. В продаже чаще всего «Таир» встречается в тубе объемом 20 мл, которая стоит приблизительно 150 рублей. Если планируются масштабные работы, то выгоднее приобретать емкость объемом 100 мл, ее цена составляет примерно 250 рублей.
- ColnerPermacollSize — специальный клей для глянцевого золочения, изготавливаемый на основе акрила. Характеризуется длительным сохранением адгезивных свойств, поэтому покрывать поталью обработанную поверхность можно на протяжении нескольких часов. Состав не содержит растворителей, и, если в этом возникнет необходимость, его допускается развести водой. Марка используется для декорирования икон натуральной или искусственной позолотой, а также разнообразных предметов интерьера и поделок. Permacoll бывает прозрачным бесцветным или красного цвета. Добавление пигмента позволяет видеть участки на поверхности, где был нанесен клей, контролировать толщину слоя и предотвратить появление промазней. Емкость 100 мл бесцветного состава будет стоить около 700 рублей, пигментированный продается по более высокой цене.
Чем заменить
Необязательно приобретать готовый клей. Опытные рукодельницы придумали несколько способов сделать микстион своими руками.
Совет! В древности при росписи икон в качестве клеящего состава мастера применяли сок чеснока. Подобным средством морданы заменяются и сегодня.
Существует два варианта изготовления клеевой смеси, которая послужит достойной заменой составу промышленного производства.
Рецепт 1:
- Смешайте 100 мл коньяка со 100 мл сливок высокой жирности.
- Нанесите смесь на декорируемую поверхность и оставьте для высыхания на период от получаса до часа.
- После того как клей подсохнет, начинайте золочение.
Рецепт 2:
- Растворите 70 г сахарного песка в 200 мл теплой воды, поместите на огонь и доведите до кипения.
- Добавьте одну чайную ложечку столового уксуса, хорошенько перемешайте и кипятите на протяжении 30 секунд.
- Постоянно помешивая массу, засыпьте в нее одну третью часть стакана крахмала (картофельного).
- После остывания коей должен загустеть до консистенции сметаны.
Подобный состав по своим характеристикам напоминает обычный ПВА, а после полимеризации становится прозрачным и практически незаметным на поверхности.
Совет! И все же самый удачный самодельный микстион уступает по характеристикам промышленным аналогам.
Инструкция по декорированию
Рассмотрим порядок действий при декорировании на примере состава «Таир»:
- Обезжирьте поверхность.
- Если она сильно впитывает нанесенные на нее смеси, то потребуется предварительное грунтование, например, клеевым составом (повышенной впитываемостью отличаются гипс и дерево).
- На сухую и чистую поверхность при помощи кисти нанесите тонкий слой клея и оставьте на 5—10 минут для подсыхания. По истечении этого времени состав должен стать прозрачным.
- Приложите внутренний лист трансферной потали, аккуратно разгладьте его с помощью ватного тампона, а лишний клей удалите.
- Резко сорвите пленку.
- После окончания декорирования как можно скорее вымойте кисточки теплой водой.
Совет! Чтобы обеспечить позолоте защиту от окисления, покройте поверхность специальным лаком. Для этой цели подойдут Daily ART или Ferrario.
Полезные советы
Несколько секретов от профессионалов:
- Продукт на водной основе целесообразно применять для небольшой площади. На высыхание подобного состава уходит 15 минут, и его можно наносить повторно, если с первого раза декорирование идеальным не получилось.
- Лак для покрытия после золочения или серебрения лучше предпочесть на синтетической основе, так как средства на воде окисляют позолоту. Подойдет любой продукт на основе синтетических смол, растворителей, а также акриловый лак в баллончике. Специально для потали предназначен шеллак.
- Сразу на поталь разрешается наносить витражные краски на сольвентной основе, которые обеспечивают защиту от окисления и выглядят при этом очень эффектно. Особенно выигрышно прием смотрится при работе со стеклом.
Источник: goodklei.ru