Когда именно в русском женском костюме появился кокошник неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица. За него платили баснословные суммы и передавали из поколения в поколение. Его запрещали и возрождали снова. В нашем обзоре рассказ об истории русского кокошника.
Женский головной убор — «кокошник». Владимирская губ. Вторая половина XVIII в.
Кокошником называют старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы или опахала. Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке. Существует несколько версий того, как кокошник пришёл в русский народный костюм.
Женский головной убор — «кокошник». Костромская губерния, первая четверть XIX в.
Девушка в свадебном кокошнике.
Одна из популярных версий появления кокошника – византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент. Правда, такие венцы могли носить только незамужние девушки. Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало.
КВН Незолотая молодежь — Кадышева и Red Hot Chili Peppers
Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. Так и пошла традиция высоких женских головных уборов.
Женский головной убор — «кокошник». Европейская часть России. Конец XVIII — начало XIX в.
Подражать высшему сословию начали и другие слои населения, и уже через некоторое время костюм русской красавицы не обходился без кокошника, расшитого бисером, золотом или жемчугом. Кокошники были девичьи, не закрывающие волосы, и женские. Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.
Девичий головной убор «коруна». Архангельская губ., с.Холмогоры. Конец XVIII в.
Русский костюм с кокошником.
Правда, есть и монгольская версия происхождения кокошника, приверженцы которой утверждают, что у монгольских женщин был похожий головной убор. Так или иначе, но кокошник стал органичной частью русского костюма замужних богатых женщин.
Вологодская губерния XVIII в.
Русская красавица в кокошнике.
Главная особенность кокошника – гребень. В различных русских губерниях его форма была различной. Например, в Костромской, Псковской, Саратовской, Нижегородской и Владимирской кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской губернии носили кокошники-полумесяцы. В других областях были «златоглавы», «каблучки», «наклоны», «кокуи» и «сороки».
Женский головной убор — «кокошник». Московская губ. Вторая половина XVIII в.
Красавица в кокошнике, расшитом камнями и жемчугом.
Кокошник плотно прилегал к голове и закрывал волосы, заплетенные в косы. По сути, кокошник был этаким веером из плотной основы, который пришивался к шапочке. Позади него спускались ленты. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. В будни же ограничивались ношением повойника.
Rompasso — Ignis (Official Video)
Архангельская губерния XVIII в.
Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная «лягушка» – символ плодородия. по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение.
А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом кокошник был ещё и оберегом, который носили роскошные русские красавицы в национальных костюмах.
Калужская губ. Конец ХVIII в.
Расшитые кокошники.
Изготавливали кокошники в больших сёлах, в городах или при монастырях мастерицы-кокошницы. Сначала они расшивали золотом и серебром дорогую ткань, а затем натягивали ее на берестяную основу. Доволько часто кокошники расшивали жемчугом. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству, часто они использовались несколькими поколениями.
Жемчужный кокошник.
Петр I запретил боярышням носить этот головной убор, но как свадебный атрибут кокошник в русской моде сохранился. А при Екатерине, когда возродился интерес к российским древностям и русской истории, вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.
Источник: kovlam.livejournal.com
Вот тебе кокуй, с ним и ликуй! эксклюзив
Говоришь о кокошнике, и перед глазами всплывают нежные «снежинки» на детсадовском утреннике или открыточный образ Снегурочки. Но на поверку оказывается, что кокошниками называют целый ряд традиционных женских головных уборов: и кичку, и каблук, и шишак… — На Снегурочке вы видели корону. Вспомните, «Царевну-Лебедь» Врубеля. У неё как раз такой головной убор. А на лоб спускается жемчужная ряска. Это корона или коруна. — Анна Носова – научный сотрудник отдела фондов Тверского государственного объединенного музея помимо фондовых материалов и профессиональных справочников, в качестве дополнительных и очень наглядных источников использует живописные исторические портреты. — Конечно, художник, прежде всего, передавал характер, показывал личность, событие и точность деталей отходила на второй план, — признает тверской искусствовед. — Но отвергать художественные полотна при изучении костюма никак нельзя. В запасниках нашей Тверской картинной галереи есть портреты ржевских купчих первой половины XIX века – такой же, как у них, головной убор можно видеть на портрете работы Венецианова. Коруна была самым торжественным из всех девичьих уборов — твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором обрамлял лицо словно нимб. Она имеет околыш, который украшался золотным шитьем, бисером, цветным стеклом. Для твердости формы использовалась либо бумага в несколько слоев, либо картон. Основа обшивалась богатой тканью – парчой или атласом. Льняная подложка придавала конструкции ещё большую твердость и позволяла декорировать лицевую сторону нарядной вышивкой. Название, безусловно, происходит от слова «корона». Форма венца одна из древнейших. И старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами. Кокошники имели множество вариантов конструкций и украшений. В той или иной губернии преобладал свой тип кокошника с местным названием: кокошко, кокуй, златоглав, шеломок, копытень, шишак, ряска, капок, каблучок. Коми-пермяки заимствовали кокошники у русских Северного Прикамья, но подошли к вопросу творчески. Коми-пермяцкие кокошники отличаются пологим лицевым околышем, острыми углами, отсутствием золотого шитья, а также расположением лицевой стороны. Украшенная часть кокошника – гребень — обращена не вперёд, как у русских, а вниз или слегка приподнята, отчего похожа на козырёк фуражки. До сих пор на севере Пермского края такой кокошник дополняет праздничный костюм коми-пермячки. Не рада баба повою, а рада покою Смена головного убора с девичьего на женский называлась окручивание. Вместо одной косы волосы заплетали в две и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы. Сверху голову покрывали тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — выи, отчего и головной убор замужней бабы именовался повоем. Этнографы считают, что в основе ритуала лежит поверье о магической силе женских волос. Волосы на голове и теле мужатицы позволялось видеть только ее мужу-повелителю. На люди замужняя женщина должна была появляться только с покрытой головой. Срывание же головного убора считали оскорблением и карали внушительным штрафом. Повойник в разных землях называли по-своему: шамшура, волосник, сдериха, повоец, подубрусник. Обычно надевался он под сороку, кокошник, намётку, но позже – к концу 19 века — стал использоваться самостоятельно. Правда, как и сорока с кикою прикрывался платком. Выходить на улицу или находиться в доме при посторонних в одном повойнике считалось неприличным. Самой же хрестоматийной приметой замужнего статуса была рогатая кика. Для твердости в неё вставляли бересту, дощечку, толстую кожу, или простегивали шапочку в форме рогов, лопатки, копытца. Многослойная кика помимо повойника, предполагала позатылень (надевался сзади кички), начельник и сороку. Позатылень прикрывал шею, плечи и спину. Начельник — передняя налобная часть кики украшалась вышивкой и шёлковыми лентами. Кика могла дополняться жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус – поднизью или очельем. Сорока – свое рода чехол из холста или другой ткани – покрывала кику и повторяла её форму. Позже сорока тоже стала самостоятельным головным убором. Она имела самые разные конфигурации — полумесяца, обращенного вверх рожками, с одним рогом и вовсе без рогов. В некоторых губерниях бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течение жизни. Чем женщина моложе — тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Богато украшенные кики носились только по праздникам. В обычные дни головные уборы замужних женщин напоминали праздничные только по форме. Для удобства их ладили из простых и лёгких материалов. И в пир, и в мир — Ещё один примечательный кокошник – шишак. Обычно он встречался в Смоленске. Но оказалось, что и в Тверской губернии в XIX веке этот головной убор тоже носили, — делится открытием сотрудник Тверского государственного объединенного музея Анна Носова. – Тому подтверждение картина Тыранова «Портрет ржевской купчихи». Встречался шишак в Ржевском, Торопетском и Торжокском районах. Это удлинённый конусообразный головной убор украшали над лобной частью «шишками», сплетенными из жемчуга или бисера. Их количество иногда достигало сорока. Когда сваха надевала шишак на новобрачную, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике. Поверх кокошника обязательно надевали платок, который широким ровным клином спускался на спину. Чтобы платок лучше лежал, под него подкладывали накрахмаленный плат. Такое покрывало или фата доходило почти до пят.
Нарядный шишак был своего рода вложением средств, так как стоил дорого и при необходимости его могли разобрать на бусины, продать целиком или «сдать в аренду» для свадебного обряда. И всё-таки вынужденное расставание с кокошниками было невероятной редкостью. Праздничный головной убор берегли и передавали по наследству. Кокошнику-шишаку по декоративности не уступало убранство жительниц Великих Лук. Их цилиндрический головной убор в виде плоскодонной круглой шляпки имел поля из четырёх жемчужных заборов или ряски – поднизи из жемчуга. Для жесткости и красивых фалд поднезь нанизывали на конский волос. За свою долгую историю кокошник побывал не только частью народного костюма, но и стал символом патриотизма. Его носили боярышни, боярыни и царицы. В восемнадцатом веке моду на кокошники в женском придворном костюме возвращала Екатерина II. В девятнадцатом — после побед русской армии над Наполеоном, на волне гордости за Отечество знатные дамы вновь щеголяли в сарафанах с ампирной талией и кокошниках. К началу XX века по всему миру стали невероятно популярны тиары и диадемы в стиле «кокошник». Есть версия, что первую такую тиару заказала сестра Марии Федоровны Александра Датская после того, как та стала русской императрицей (речь о супруге Александра III, матери императора Николая II – прим. ред.). К слову есть подобное украшение и у нынешней королевы Великобритании Елизаветы II. После революции многие русские аристократки взяли с собой в изгнание платья в русском стиле и маскарадные кокошники. Расшитый драгоценными камнями символ русскости вдали от родины, как и века назад, становился капиталом владелицы. К тому же, балы a’la Russe в Европе тогда стали особенно популярны. А пару лет назад знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд, представляя коллекцию Дома Chanel, предложил прически-кокошники. И на одном из самых колоритных снимков фотосета «Незнакомка в Москве» супермодель Наоми Кэмпбелл позировала на столичной крыше в роскошной шляпке, стилизованной под кокошник. Тэги
- головной убор
- кокошник
Поделитесь статьей
Выставка «Кокошник. Традиции красоты» откроется в музее-заповеднике «Коломенское» 12 апреля. Экспозиция развернется во Дворце царя Алексея Михайловича, в нее войдут .
- 06.04.2023 15:48
Владельцы сети кофеен Stars Coffee, которая пришла на смену покинувшей Россию компании Starbucks, поменяли логотип.
- 18.08.2022 17:30
Стартовал бесплатный онлайн-квест «Традиции народов России». Акция предназначена для школьников 1-11 классов, он будет проводиться до 30 августа.
- 15.06.2022 13:16
Депутат Хельга Пирогова из Новосибирска пришла на очередную сессию горсовета в красном кокошнике. Собрание состоялось 27 октября, фотографию в кокошнике .
- 27.10.2021 12:02
Иркутский художник-модельер Светлана Бекарева создала коллекцию кокошников.
- 05.01.2021 13:27
Тест к 8 марта: Что носят женщины разных народов
- 07.03.2018 11:49
Какие комплименты говорят любимым мужчины разных национальностей
- 07.03.2016 11:50
Полотенце на голове — для защиты и красоты
- 17.10.2014 11:29
Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки — только по праздникам
- 27.04.2013 14:48
Белорусский костюм близок русскому и украинскому, но все же это самостоятельное явление
- 17.07.2012 03:29
Костюм русской знати от крестьянского отличался только богатством убора и качеством ткани
- 16.07.2012 15:49
Источник: nazaccent.ru
Что носили русские женщины под кокошником
У русского кокошника непростая судьба. Петр Первый запрещал не только бороды, но и традиционные женские головные уборы, убежденный, что они помешают привить европейский стиль одежды.
Мода и интерес к кокошникам вернулись при Екатерине II, которая, напротив, симпатизировала стилю «а ля рюс». Но, увы, изначальная культура ношения кокошника оказалась забытой, и только археологи смогли восстановить некоторые утерянные элементы народного костюма.
На картинах (которые, конечно, появились уже в 18-19 веках, когда уже толком не помнили, как русские женщины носили кокошники) часто рисовали головной убор, надетый непосредственно на волосы.
Такое могли носить только незамужние девушки, замужней женщине показывать волосы было неприлично. Но при этом, девушки как раз носили украшенные головные уборы очень редко, чаще – ленты в волосах или обручи («коруны»), а настоящий кокошник надевали впервые на свадьбу. Поэтому изображение народного головного убора, надетого прямо на косу – романтизированная версия, которая симпатично выглядит, но традиции не соответствует.
Фрагмент картины К.Маковского «Под венец» — судя по головным уборам, в компании присутствуют как замужние женщины, так и девушки (у кого коса выпущена из-под праздничного кокошника).
Поскольку сложноукрашенные традиционные головные уборы, кокошники, кики, сороки, носили взрослые замужние женщины, все волосы у этих женщин должны были быть полностью и тщательно прикрыты и собраны под убором.
Ответ на вопрос, что именно носили русские красавицы под кокошниками и как выглядели эти предметы одежды, дали археологи – например, при раскопках в Московском Кремле. Там были найдены замечательно сохранившиеся «нижние» вязаные шапочки, которые надевали непосредственно на волосы под кокошник или другой головной женский убор.
Волосник с золотым шитьем из раскопок московского Симонова монастыря
По своему применению эти шапочки, как выяснилось, назывались «волосники». Те, что были найдены в Кремле, были из шелка и расшиты золотыми нитями – они принадлежали женщинам из высокопоставленных семей.
По московским волосникам получилось идентифицировать остатки похожих шапочек, которые попадались и ранее, но сохранились так плохо, что сразу их предназначение понять было сложно. Их вязали или плели из ниток, а по всему низу такой шапочки шла полоса ткани, так называемое «очелье», от слова «чело» (то есть «лоб»).
Волосник из раскопок в Московском кремле, с плетением золотыми нитями и шелковым очельем (полосой по всему нижнему краю), 16 век
Волосник должен был надежно и плотно сидеть на голове, чтобы он не соскользнул, его затягивали веревочкой. Сверху уже надевался настоящий головной убор, платок, кика или кокошник, платок мог надеваться еще и дополнительным слоем между волосником и кикой. Вся эта конструкция (которая изначально, по видимому, пошла от намотанного на голове платка-полотенца) должна была скрыть волосы, поскольку показать их, то есть опростоволоситься, считалось для замужней женщины неприличным.
Интересно, что посторонние люди не могли видеть волосник, это было настоящее «нижнее белье», но только для головы, нижний головной убор. Разве что нижний край очелья мог выглядывать, обрамляя лицо.
Отреставрированный волосник из Нижнего Новгорода (14 век)
Но при этом волосник все равно старались украсить, ярким шелком, замысловатым плетением, плоской вышивкой, а богатые дамы – золотым и серебряным шитьем. И это интересный феномен, очень похожий, действительно, на современное желание носить красивое и дорогое нижнее белье, даже если его некому показать.
На одном из эскизов «боярышень» кисти Константина Маковского изображен головной убор, в котором шелковое очелье волосника выглядывает из-под кокошника, прикрывая лоб.
Но дело было не только в стремлении русской женщины «порадовать себя» красивой вещью, которую могли увидеть только домашние. Люди всегда старались украсить те места, которые казались им ключевыми и важными – головные уборы, рукава, воротники, окна, двери, крыши.
Так важные места защищались от зла и недобрых взглядов, ведь красота отпугивает лихо и отваживает беду.
Источник: dombusin.livejournal.com