Когда открыли золото на чукотке

На Чукотке золото буквально под ногами. Казалось бы, самый выгодный бизнес: бери лопату и копай из земли вечные ценности. Но не так все просто.

ЗОЛОТО

ЗОЛОТОЕ ВРЕМЕЧКО

Когда в Москве частное предпринимательство доступно было только цеховикам и спекулянтам, примерно в пятистах километрах от Певека, в поселке Комсомольский, совершенно официально образовалась даже не бригада, а артель. Золотоискатели так и назвали ее «Артель Чукотка». И жила она без всяких партсобраний и лозунгов «выполним — перевыполним».

Слово начальника — закон, и никакой тебе совковой расхлябанности. На прииске — дисциплина, в мастерских — порядок, в общежитиях — трезвый образ жизни. Ах, да, еще в теплицах — круглый год помидоры и огурцы.

Советская власть, конечно, не от хорошей жизни разрешила артели. Сначала золото добывала дешевая рабочая сила — заключенные, а потом, после развала ГУЛАГа, оно начало обходиться слишком дорого. Геологи найдут драгоценный металл, ГОК (горно-обогатительный комбинат) нагонит техники, а его там может оказаться с гулькин нос. Или отработанное месторождение, золотые песчинки там еще попадаются, но возиться с ним невыгодно. А тут потомственные старатели пороги обивают — разрешите; да и разрешили в 1965 году.

Изъятое золото

Газеты стыдливо умалчивали о золотодобытчиках: не к лицу строителям развитого социализма было рыскать в поисках золота по бескрайним просторам родины. Но точно знаю, что уже тридцать лет назад председатель старательской артели Леонтий Милинский на Чукотке слыл человеком не просто известным, а легендарным. На зависть бюджетникам хозяин чукотского золота разъезжал на серой «Волге». В тундре среди «КамАЗов» и «БелАЗов» легковушка — никакое не средство передвижения, а очевидная роскошь. Завораживало и само слово «старатель» — блестящее, иностранное, с привкусом джеклондоновской романтики.

Больше десятка лет назад и я впервые заинтересовалась самым выгодным делом: добычей золота. В старатели, правда, не пошла, зато об артели узнала многое.

Первую в СССР старательскую артель при ГОКе «Комсомольский» на самом деле организовал фронтовик Григорий Михайлов вместе с тремя сыновьями. У них, как оказалось, золотая лихорадка — наследственная — еще прадеды золото на Лене мыли, с кого началось — и не упомнят.

— У этого человека было хобби — поработать год на месторождении, а потом перебираться на другое, — рассказывает Леонтий Милинский, — не мог он спокойно сидеть на месте.

Сам Леонтий Илларионович работал тогда механиком, и когда ему предложили взять власть в свои руки, поставил условие — беспрекословное подчинение, полнейший авторитаризм и никакой демократии. Причем надо представить, кто ехал покорять Север. Отправлялись на Чукотку, в основном, люди самостоятельные, тертые калачи, привыкшие сами принимать решения.

Среди артельщиков кого только не было — и бывший директор резинового завода, и замдиректора крупного южного ресторана, инженеры и филологи, даже олимпийский чемпион по легкой атлетике. Так что представить себе таких мужей в роли дисциплинированных пионеров довольно сложно. Только что строем не ходили, а так на 6 — 7 месяцев — монастырское терпение и послушание, строжайший сухой закон. Работа — 11 часов в день, без выходных и праздников. Чтобы добыть 1 килограмм золота, им нужно промыть 2000 кубометров золотоносных песков.

Добыча золота на Чукотке 90ые годы 20го века. Часть 1.

Зато когда промывочный сезон заканчивался, пружина разжималась, народ шел в разгул. Некоторым удавалось добраться только до Певека или Магадана — спускали все заработанное, а потом, притихшие, возвращались в родную артель. Кстати, в единственном ресторане Певека не разрешалось курить за столиками, и полный зал суровых старателей беспрекословно подчинялся этому требованию. Позволила себе ослушаться только я — на холод выходить совсем не хотелось — и на меня с неприкрытым удивлением стали взирать видавшие виды мужики.

Читайте также:
Золото намыть своими руками

Текучки кадров в «Чукотке» практически не было. В эту артель попасть всегда было непросто и тогда, когда зарплата старателей казалась запредельной — от 600 до 1000 рублей, если разбить деньги за промывочный сезон по месяцам, и сейчас, когда совсем так не кажется. Теперь в среднем они получают от 5 до 8 тысяч рублей, а билет до Певека стоит 7 тысяч, то есть получается, что два месяца приходится работать только на то, чтобы оплатить проезд. И тем не менее некоторые работают уже больше 20 лет, образовались даже целые династии.

— Затянула меня Чукотка, — вспоминает бригадир токарей Михаил Голубин. — Осенью 1975 года приехал сюда на пару-тройку лет подзаработать, уже двадцать минуло, а я все здесь.

БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ

Зимой Милинский мотается из Москвы на Чукотку, так что застать его бывает сложно. Друзьям и знакомым говорит, что освоит еще два месторождения, и тогда можно на покой — в следующем году ему исполняется 70 лет. Верится, правда, с трудом — в метро бы ему место не уступили. Элегантный костюм, дорогой галстук, перстень-печатка с крупными бриллиантами.

Курит одну за другой «Данхилл», сначала с мундштуком, потом — надоедает, начинает просто смолить сигарету за сигаретой. Предлагает чай. Я отказываюсь. Во-первых, не представляю себе его в роли заботливой хозяйки офиса, во-вторых, жалко терять золотое время: рядом народ толпится, собираются обсуждать новое месторождение.

Больше всего меня интересует вопрос: выгодно ли сейчас добывать золото, тем более на Чукотке, где каждый грамм обходится очень дорого. ГОК, кстати, давно обанкротился, что, собственно, меня ни-

сколько не удивило. У них управленцы сидели в двухэтажном здании, а организация работ — не в сравнении с «Чукоткой». Здесь даже за годы различных пертурбаций даже количество людей не уменьшилось. Как было 800, так и осталось. И теплицы общей площадью 2000 га не сократились, и молочная ферма, и 500 поросят по тундре летом бродят.

Так что артель живет, несмотря ни на что. Может быть, потому, что ей все время приходилось приспосабливаться. При советской власти, когда ничего было нельзя. На 35 процентов плана старатели получали балансовые запасы, а все остальное приходилось искать самим.

Сейчас другие проблемы. Раньше все золото, которое добывали, сдавали государству через Гохран по 80 копеек за грамм, зато государство авансировало производство — золотодобытчики получали дизельное топливо, технику, продовольствие до того, как расплатятся с поставщиками.

Теперь артели обязаны продавать драгоценный металл через уполномоченные коммерческие банки по цене Лондонской биржи. На этом золотодобытчики теряют в общей сложности около 1,5 — 2 процента, или около 14 рублей с грамма, но кредиты у банков брать не выгодно — слишком высокая процентная ставка. Свободные деньги нужны на завоз топлива, продовольствия, техники и запчастей. А кроме того, чтобы добыча не остановилась, надо готовить новые месторождения на 2 — 3 года вперед, на это тоже нужны средства. И все усугубляется северным завозом.

— Нам на промывочный сезон нужно около 7 тонн дизельного топлива, — говорит Леонтий Милинский, — минимальный груз, который везет судно, 15 тонн, поэтому нам приходится ждать, когда округ будет завозить дизель для своих нужд. В этом году у нас «вылетело» все лето. Деньги для территории выделили поздно, в результате топливо пришло только в октябре. Сами удивляемся, как успели свыше тонны золота добыть.

Читайте также:
Если в кварце золото

Ситуация усугубляется, когда цены на золото начинают падать. Так произошло летом 1998 года, когда за тройскую унцию на Лондонской бирже давали 292 доллара. И многие крупные компании, в том числе в Южной Африке, Австралии приостановили добычу. Тяжело пришлось и «Чукотке», тем более что официальный курс в России был тогда 6,2 рубля за доллар. Выкарабкались, благо, цены на золото поползли вверх и достигли 320 — 360 долларов за тройскую унцию.

Чтобы добыча обходилась дешевле, необходимы дороги. Около ста артельщиков работают в строительно-дорожной бригаде. В общей сложности они уже проложили свыше 1000 км. Сейчас дорожники ведут отсыпку транспортного полотна от Певека до нового месторождения «Валунистый». В перспективе трасса соединит три порта — Эгвекинот, Анадырь и Певек.

— Мы могли бы еще и прибыль получать, — говорит начальник «Чукотки», — если бы округ полностью с нами расплачивался, но мы понимаем, что денег у них немного, поэтому работаем на перспективу. Как когда-то вводили кислородную станцию и электростанцию, которая позволила удешевить подачу электроэнергии почти в два раза, и строительство собственной обогатительной фабрики мощностью до 50 тысяч тонн руды в год.

Так что добывать драгоценный металл выгодно, потому что если есть в нашей жизни хотя бы что-то стабильное, то это золото.

Татьяна ЯКОВЛЕВА

На фотографиях:

  • Леонтий Милинский, начальник артели старателей «Чукотка». Человек, знающий про золото все.
  • В материале использованы фотографии: Александра ЛЫСКИНА, Владимира СМОЛЯКОВА

Источник: www.kommersant.ru

Территория.Здесь открыли золотые запасы Чукотки.

Долина реки Ичувеема и Каатырь в Чаунской тундре имеет какой — то особый и загадочный пейзаж. Изрезанные хребты, напоминающие лунные пейзажи.

Множество рек и ручьев с трудно произносимыми названиями и, что-то еще такое, что заставляло и заставляет людей оставаться тут навсегда по своей воле.

Да, именно здесь, осенью 1950 года началась история золотой Чукотки, бывшей тогда частью большой Магаданской области.

Именно здесь трудился главный инженер Чаунской экспедиции — Николай Чемоданов, на Территории которой и развиваются все события. Именно сюда приехал О. Куваев в 1958 году и именно по тем событиям и был написан роман «Территория».

А Николай Чемоданов — тот самый прообраз чукотского геологического начальника в этом нашумевшем романе.

Да и пожалуй, эта та самая большая Колыма, которая как символ эпохи, оказалась вылита в граните романа Олега Куваева.

А тем самым первым «золотым» ручьем Чукотки, где и обнаружили первые самородки золота, стал ручей Беспокойный на хребте Ичувеем.

С него и началась вся последующая и почти семидесятилетняя история золотодобычи этого самого восточного региона России, это и было первое открытое россыпное месторождение золота в Чаунском районе

И вот уже, в 1959 году близ ручья Беспокойный, в долине Ичвууем был основан поселок Комсомольский и прииск Комсомольский. Основными поселенцами стала молодежь по комсомольским путевкам.

В поселке был аэродром, частные одноэтажные дома, один пятиэтажный многоквартирный дом, спорткомплекс и одноименный Комсомольский ГОК.

В 1989 году поселок насчитывал немногим менее менее 4 тыс. жителей.

Но в 1991 году, как и во многих поселках Чукотки, да и всего Крайнего Севера жизнь круто изменилась. Комсомольский ГОК прекратил свою работу, учитывая убыточность плановой экономики и низкую экономическую эффективность, а жители начали покидать поселок.

В 1998 году Комсомольский был окончательно ликвидирован.

Но вернемся немного назад, в начало 1960-х годов. Именно в этом поселке была образована старейшая и некогода крупнейшая старательская артель Чукотки с одноименным названием «Чукотка». Удивительный факт, но именно здесь, силами комсомольцев наряду с госпредприятиями, существовали кооперативы золотодобытчиков, которые выбивались из существующей в то время плановой экономики. У них была своя техника, свой председатель и артель показывала выдающиеся результаты, намывая до 8 кг золота в год на человека.

Читайте также:
Сколько золота в оперативной памяти ddr

Более 40 лет, практически с самого её основания, бессменным руководителем этой артели старателей был легендарный Леонтий Мелинский.

Человек — легенда, с его именем была связана целая эпоха.

За время его многолетнего руководства артелью старателей «Чукотка», был отлажен не только старательский промысел в этом районе, но и построено более 1000км дорог на Чукотке, включая летнюю автодорогу Эгвекинот — Певек, десятки мостов, сотни километров ЛЭП и запущен ГОК на прииске Валунистый уже в 2000-х годах. В 2008 году артель Чукотка добыла свои рекордные 2 тонны золота — это был лучший результат за 40 с лишним лет существования артели.

В конце 1990-х запасы россыпного золота становились все менее рентабельными и артель освоила для себя новый вид добычи золота — рудный. Так началась история прииска Валунистый и строительство ГОК на Валунистом.

Но вновь все изменилось в 2009 году после ухода из жизни Л. Мелинского, или как его здесь называли «дед».

Некогда большое и успешное хозяйство начали «растаскивать» многочисленные артели и золотодобывающие компании.

И сейчас от некогда крупнейшей артели с численностью сотрудников более 1200 человек, осталось не более 400 человек в летний сезон на россыпных месторождениях. Да и добыча золота за прошедшие 10 лет сократилась почти в 10 раз.

База артели в Комсомольском в зимний период представляет собой печальное зрелище. Десяток человек, охраняющих технику от разворовывания и подготавливающих инфраструктуру к летнему сезону добычу, когда на вахту приедут несколько сотен золотодобытчиков.

Трудно представить, но в конце 2000-х у артели был огромный парк современной тяжелой техники, горно-обогатительный комбинат, ферма, завод железобетонных изделий и многое другое. А сейчас не осталось почти ничего — только груда металлолома.

Но несмотря на все трудности и события последних лет, артель пытается выживать, строить зимние дороги и помогать, тем кому нужна помощь — здесь Арктика. Вот так и нас пригласили в гости в теплую и «ламповую» столовую, пока на улице бушевала пурга.

Ну а после провели небольшую экскурсию по — оставшемуся хозяйству предприятия. Котельная, небольшая ремонтная мастерская, двухэтажный барак и огромная стоянка некогда работающей тяжелой техники

Сейчас же, в зимнее время, артель поддерживает в расчищенном состоянии участок автодороги Певек — Комсомольский — Эгвекинот до месторождения Майский с помощью старенького К-700 да одного бульдозера. 157 километров автодороги постоянно заметает многометровыми переметами, ведь пурга здесь обычное явление.

В летнее же время через Комсомольский проходит дорога не только на Эгвекинот, но и на Билибино. Вот такая это важная транспортная артерия Чукотки, построенная некогда этой артелью.

А месторождение Майское — сейчас одно из пяти крупнейших месторождений золота не только на Чукотке, но и в России, разрабатываемое с 2009 года Полюс — Золотом. Оно было открыто еще в 1972 году, но разработка его началось только в 1999 году. Хотя это уже другая история…

Источник: www.drive2.ru

Результаты поездки на Чукотский полуостров в 1900 г

Открытие в 1898 году золота на берегу Берингова пролива на мысе Ном в Аляске привело к производству изысканий подобного же рода и на нашем берегу того же пролива. Право на эти изыскания было предоставлено на особых условиях В.М.Вонлярлярскому, который при участии английских капиталистов устроил для производства изысканий особую экспедицию. Ее возглавил автор этого доклада.

Экспедиция выехала в апреле 1900 года из Петербурга и прибыла 10 мая в Сан-Франциско, где произошла окончательная организация и ее снаряжение. Зафрахтованный пароход «Самоа» — деревянное каботажное судно в 500 тонн — оказалось вполне подходящим и надежным для предстоящего плавания. Большое число запасов всякого рода и особенно угля, по большей части погруженного прямо на палубу (за неимением места в трюме) совершенно изменило мореходные качества судна, — сделало его качку необычайно стремительною и крайне неудобною для жизни.

Читайте также:
Безналичное золото что это

Рабочими были наняты китайцы, так как все на месте убеждали, что американцы, как приисковые рабочие, крайне неудобны и непокладисты; но и тут не обошлось без затруднений, так как часть набранной команды отказалась ехать, а при найме новых китайцев пришлось встретиться с такими формальностями местных законов по вопросу о выезде китайцев, что их удалось скоро преодолеть только благодаря помощи Императорского русского посольства в Вашингтоне. Вообще, и китайские рабочие оказались не из лучших, а командир судна, норвежец по происхождению, принявший американское подданство, некто Янсен, отличался больше грубостью и хитростью, чем морскими познаниями, которые он заменял смелостью и нахальством. Совершенно иными качествами отличались русские рабочие, доставленные на место военным транспортом «Якут» в числе 12 человек, а также камчатские казаки и матросы с «Якута» в числе 5-и человек. Это были все действительно дисциплинированные люди, работавшие не покладая рук, несмотря на тяжелые условия. Особенно замечательно решительное влияние этих русских людей на американцев.

27-го мая экспедиция, наконец, выступила из Сан-Франциско в составе 10 русских, 23-х иностранцев, в т.ч. 14 китайцев. Угля было взято на 60 ходовых дней, запасов — на 6 месяцев. План работ был таков: произвести беглый осмотр побережья между бухтами Провидение и Св.Лаврентия; выбрать место для разведок; собрать у жителей сведения, не пробовали ли где-либо уже работать американцы. Затем, оставив на берегу рабочих, предполагалось посетить мыс Ном для ознакомления с характером и особенностями месторождений золота на американском побережье.

Погода стояла на переходе хорошая. 12 июня подошли к берегам Чукотскаго полуострова и только тут встретили туманы и льды, не помешавшие однако войти в бухту Пловер (залив Провидение), где уже стояло на якоре судно, оказавшееся пароходом «Progress» владивостокского купца Бринера с партией для поисков золота в Гижиге в Охотском море. Льды, встреченные там за 40 миль от берега, не пустили судно, которое, будучи железным пароходом, не могло рисковать идти сквозь льды. Однако судну удалось все-таки произвести поспешные поиски золота по некоторым местам вдоль берегов Чукотского полуострова, но безуспешные.

Чукчи, встреченные у мыса Чаплина, оказались очень развитыми людьми, знающими достаточно по-английски. Тут, однако, произошло некоторое недоразумение по вопросу о сборе этнографической коллекции для Императорской академии наук.

Американская команда, не стесняясь никакими заявлениями, перекупала все интересное раньше, чем оно могло дойти до членов экспедиции, взявших на себя это поручение, и, несмотря ни на какие меры, желание наживы было настолько преобладающим чувством среди американцев, что пришлось просто избегать захода в чукотские поселения. Вообще, американские рабочие оказались очень плохи. Они непременно желали немедленно при первых же поисках золота найти его в изобилии; неудачи первого же момента возбуждали ропот и неудовольствие, нежелание работать. Пришлось в самом начале работы прибегнуть к угрозам отправить нежелающих работать обратно при первой возможности.

От мыса Чаплина свернули в пролив Сенявина, но масса льдов, там стоявших, заставила повернуть к заливу св. Лаврентия. Побывав у мыса Новосильцева и усмотрев там берег, докладчик пришел к заключению, дававшему надежду, что и на русском берегу, также как и на американском, надо ожидать золото.

Несмотря на то что уже был конец июня, транспорта «Якут» не было, и потому было решено идти к американскому берегу, к мысу Ном, где американцы надеялись получить сразу точные указания, в каком именно месте на русском берегу надо искать золото. Так как это посещение входило в планы экспедиции, то и было решено совершить его немедленно. Но, как и надо было ожидать, никаких точных данных там не было, да и не могло быть: американцы работы на русской стороне Берингова пролива не производили, и все их данные основывались на одних вымыслах и слухах.

Читайте также:
Почему отказались от золота

Возвратившись обратно к русскому берегу, встретили, наконец, транспорт «Якут» в бухте Провидения. По уходе транспорта было начато обследование берегов залива св. Лаврентия, не давшее, однако, положительных, результатов. Тогда работы были продолжены систематически вдоль берега от мыса Литке до мыса Дежнева, причем, наконец, было найдено место, где на намывной полосе берега встречено присутствие золота при условиях, совершенно одинаковых с таковыми же у мыса Ном.

Отсюда экспедиция перешла в Ледовитый океан и вошла в Колючинскую губу в конце июля, но свежесть погоды и обширность поля льдов заставили вернуться скорее в Берингов пролив, чтобы продолжать поиски там. 1 августа снова обогнули мыс Дежнева и стали перед мысом Кунтугелен, но тут американские рабочие окончательно отказались работать и пришлось обходиться одними русскими. Оказалось, что россыпи у мыса Кунтугелена давали около 11/2 (6 г) золотника золота в пуде песку. Прямого экономического значения эта россыпь конечно не имеет. Но она важна как показатель золотоносности; очевидно, поисковые работы надо направить вверх по береговым речкам.

Между тем, недоразумения с командиром судна и рабочими вынудили окончательно покинуть судно, перенести груз на «Якут», и вся русская часть экспедиции перешла на него же, причем, конечно, пришлось отказаться от продолжения работ.

Переходя к описанию самой местности, докладчик обратил внимание на то, что Чукотский полуостров, нанесенный на карту впервые еще в 1745 году, с тех пор все еще мало изучен. Крупную работу по исследованию полуострова выполнила экспедиция Биллингса в 1791 году, — единственная экспедиция, посетившая внутренность страны. Много для картографии берегов сделал Литке за свои плавания в 1828 году, а также немного ранее — Коцебу. Со стороны суши подходили близко к Чукотской земле Врангель и Майдель, а за последние годы — Гондатти, объехавший побережье до мыса Дежнева.

На основании всех данных, собранных этими путешественниками, можно думать, что западная часть Чукотского полуострова является развитием Анадырского хребта, сохраняющего направление по параллели. Восточная же часть, по-видимому, иного характера: здесь хребет расплывается и понижается.

Геологические данные дают указания, подтверждающие предположение о бывшем здесь прежде соединении Азии и Америки.

Что касается золотоносности Чукотского полуострова, то несомненно, что геологические данные вполне подтверждают надежду найти здесь золото. Можно ожидать, что в области водораздела между Ледовитым океаном и Беринговым проливом, к востоку от Колючинской губы, а также в хребте к северу от Анадырскаго хребта, несомненно можно ожидать присутствия золота.

Практические результаты экспедиции не могли быть обширны вследствие неудачных условий, в которых она очутилась. Тем не менее удалось обследовать геологическое строение полуострова, выяснить связь его с таковым же на американской стороне пролива. Доказано широкое распространение золота на Чукотском полуострове. Работы американцев на мысе Ном наглядно показали, что никакие климатические условия, как бы они тяжелы ни были, не могут поставить серьезных препятствий для горных работ. Ввиду этого было бы непростительною экономическою ошибкой не предпринять подобных же работ и на нашем берегу Берингового пролива.

Уникальные посетители статьи: 4188, комментариев: 3

Комментарии, отзывы, предложения

Genhttps://zolotodb.ru/article/11021″ target=»_blank»]zolotodb.ru[/mask_link]

Рейтинг
Загрузка ...