Слайд 1Тема учебного проекта:
Система древнерусских саженей
Творческое название:
«Золото Древней Руси»
Автор проекта: Дебердеева
Дамира, ученица 10 А класса МОУ СОШ №2
Руководитель проекта Долгова Зинаида Александровна, учитель математики
г.Петровск Саратовской области – 2010 г.
Слайд 2«Золото Древней Руси»
Слайд 3Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они
прекрасны. Платон
Владимир — Золотые ворота Древней Руси (серия Тайны Большого Золотого кольца России)
Слайд 4Введение. Актуальность исследований
В двадцатом веке, все жилые
сооружения строились с использованием метрической системы мер. Объекты с использованием
метрической системы мер, которая, как нынче стало известно, омертвляла здания и сооружения, порождала в них стоячие волны, губительно действующие на организм человека, были не только не гармоничны, но даже не идеальны. Древнерусская система мер была утрачена и заменена стандартным метром. Поэтому изучение древнерусской числовой системы не только пополнит наши знания, но и даст ответы на давно тревожащие нас вопросы.
Слайд 5 Современные строители и проектировщики — люди практичные,
стоят на земле крепко, как и возводимые ими здания.
Слайд 6 Но и древние
зодчие тоже были людьми практичными. А о том, что они
свое дело знали, говорят дворцы и храмы, которые прошли через тысячелетия и дожили до наших дней, удивляя потомков не только гармонией и красотой, но и благодатными ощущениями, которые возникают внутри этих древних строений, словно они живые.
Слайд 7
Меня давно интересовал вопрос, почему все древнерусские
сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под
соломенной кровлей на столько красивы и гармоничны?
История Золотой Орды на пальцах
Слайд 8Гипотеза:
В основе древнерусской числовой
системы заложены пропорции Золотого сечения, поэтому архитектурные конструкции, создаваемые по
древнерусским мерам длины, являются гармоничными и соразмерными человеческому телу.
Слайд 9Предмет исследования: пропорции Золотого сечения в архитектуре сооружений Древней Руси.
Объект
исследования: древнерусские храмы, церкви, здания, построенные с использованием системы саженей.
Цель
работы: выявить гармоничность построек с точки зрения Золотого сечения.
Задачи:
Проанализировать различные аспекты изучения данной темы. (Осуществить поиск и отбор информации о Золотом сечении в геометрии, в архитектуре древних построек, православном зодчестве).
Исследовать пропорции в архитектуре церквей, храмов исторических памятников, с точки зрения Золотого сечения и сделать выводы на основе полученных фактов.
Оформить результаты исследования.
Слайд 10 Свою работу я начала с знакомства
с древнерусскими мерами длинны. Возможно в них причина великолепия и
красоты построек.
Из энциклопедий я узнала, что на Руси в качестве единиц измерения использовался набор инструментов под общим названием «сажени». Саженей было несколько десятков, разной длины, и что особенно необычно, они были несоразмерны друг другу .
Слайд 11
Слайд 12Тогда у меня возникли следующие вопросы:
Почему саженей было много?
Как
ими пользовались?
Какую роль играли сажени при построении зданий?
Слайд 13
Почему саженей было много?
Изучая материалы геометра Черняева, архитектора
Пилцкого можно сделать вывод, что в Древней Руси существовала строгая
система саженей. И при чем они были соразмерны, и относились к друг другу в определённой пропорции. Это и является причиной возникновения множества видов саженей.
Слайд 14 В «Сказании о Соломоне и
Китоврасе» точно отражено, что саженей было несколько, и применялись они
при постройке здания одновременно. Длина откладывалась в одной сажени, ширина – в другой, высота – в третьей, внутренние размеры – в четвертой. При возведении нескольких этажей для каждого из них применялись сажени разной длины.
Как ими пользовались?
Слайд 15Какую роль играли сажени при постройке зданий?
Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами
была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела. При использовании системы древнерусских саженей, сооружения приобретают гармоничный и живой характер.
Слайд 16
Издревле русские постройки славились своей простотой, гармоничностью, красотой
и долговечностью. Их архитектурные формы идеальны. Русские зодчие обладали высочайшим
мастерством строительства, прекрасно разбирались в архитектурном пропорционировании.
Самая простая и самая совершенная из возможных систем пропорционирования, изначально заложенная в структуру древнерусских саженей — пропорционирование по золотому сечению.
Слайд 17Попробуем доказать это!
Доказательством может служить кратность всех
саженей(кроме царской и церковной) золотому числу Ф= 1,618033989. .
Покажем это, поделив последовательно величины пяти самых больших саженей на пять самых маленьких:
Ф = 284,8/176 = 258,4/159,7 = 244/150,8 = 230,4/142,4 = 217,6/134,5 = 1,618.
Для доказательства пропорциональности числу Ф оставшихся царской и церковной саженей достаточно удвоить длину кладочной и простой саженей и разделить полученные результаты на длину царской и церковной саженей:
Ф = 159,7×2/197,4 = 150,8×2/186,4 = 1,618.
Слайд 18А это значит:
Что пропорции, базирующиеся на золотом
сечении, отличаются исключительно высокими эстетическими качествами и определяют наивысшую соразмерность
между целым и его частями. Из этого следует, что все древнерусские сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под соломенной кровлей, несли в себе элементы гармонии золотого сечения.
Слайд 19Начинать от Бога!
Кроме всего этого, священный
объект по каждой координате имел два размера: один —
мирской, а другой — скрытый, сакральный. В мирском варианте учитывалось четное количество каких-то саженей — 12, 14, 16. Сакральная высота подразумевала стремление к Богу и должна была иметь нечетное количество саженей, кратное 7. Семь — число Христа, священное, сакральное число.
Слайд 20 Эти правила были настолько законспирированы,
что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве,
церковью Вознесения в Коломенском, даже нынешние крупные архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.
Слайд 21«Русский Всемер»
Человек хорошо запоминает не более
семи предметов. А «Всемер» вмещает в два раза больше, плюс
сложное сочетание групп. К тому же в своей повседневной практике зодчий пользовался в основном набором из трех-пяти саженей. О существовании прочих он со временем забывал.
Особенность «Всемера»:
задавая по одной шкале высоту в одной из саженей, мы автоматически получаем «сопряженные» размеры для длины и ширины в других саженях.
Слайд 22Как исчезли сажени?
Наша древняя измерительная
система стала портиться со времен Петра I, который русскую казенную
сажень перевел в точной пропорции с английскими футами. В казенную сажень уложили семь английских футов.
К началу XIX века только в церковном строительстве сохранилась исконная древнерусская система сажень. Сейчас же церковь строит, как и все прочие, используя метрическую систему измерения.
Слайд 23Итоги:
Итак, мы обладаем инструментом сказочных
возможностей. С помощью «Всемера» мы можем создавать любые объекты в
рамках «золотых пропорций»; появляется реальная возможность контролировать правильность протекания самых различных технологических процессов, связанных с материальным производством. То есть сами соотношения этих процессов можно сделать внутренне красивыми, совершенными, поскольку будут подчиняться «золотому мерилу», сохраненному для нас зодчими Древней Руси.
Слайд 24 Если говорить о сегодняшнем дне строительной
отрасли, то, конечно, трудно изменить множество технологических параметров строительной индустрии.
Но это возможно при работе фирм по индивидуальным проектам. И в перспективе будущности, как мне кажется, лежит именно проектирование построек с помощью систем древнерусских саженей, базирующихся на пропорциях Золотого сечения.
Слайд 25Заключение
Я думаю, что эта работа
является мини-пособием для изучения применения Золотого сечения в основе Русских
саженей в архитектуре. Возможно, не всё подробно, но в проекте затронуты все опорно-полагающие аспекты. Секрет того могучего эмоционального воздействия на человека красоты древнерусских построек, которые восхищают человечество и до сих пор.
Источник: theslide.ru
Когда появилось золото на руси
Каждый из нас не раз слышал, что золото обладает такими физическими свойствами, как мягкость, пластичность, высокая теплопроводность и низкое электрическое сопротивление. Кроме того, золото является тяжелым металлом, что обуславливается его высокой плотностью. Но для ювелирной индустрии принципиально важным качеством является именно мягкость металла.
Это свойство делает невозможным производство ювелирных украшений из чистого золота: такие изделия легко деформируются и не могут быть практичными. Поэтому для придания драгоценному металлу нужных свойств (прежде всего прочности) используются примеси – добавки других металлов. Так появляется понятие пробы.
Во всех странах существуют нормы и стандарты к ювелирной продукции и другим изделиям, изготовленным из драгоценных металлов. ГОСТы устанавливают требования к внешнему виду и составу благородных сплавов, как следствие – существующие виды проб. Таким образом, пробы драгоценных металлов регламентируются государством законодательно и с помощью органов пробирного контроля – в России эти функции выполняет Пробирная палата.
Цифры пробы обычно указываются в клейме, поэтому эти два термина неразрывно связаны. Исключением являются некоторые украшения импортного производства: где проба в каратах проставляется рядом с аббревиатурой производителя, но не заключается в контур.
О том, как возникло клеймо, и появилась проба.
Стандарты проб драгоценных металлов сегодня известны многим, однако мало кто задумывается, что проба и клеймо имеют свою историю происхождения. Проведем краткий экскурс в историю возникновения клейма и пробы.
На Руси первые клейма появились только в середине 17 века – гораздо позже, нежели в соседних государствах. В сохранившихся исторических документах содержаться сведения о пробирной части европейских стран, датированные еще 9-12 столетиями. На клеймах того времени был изображен двуглавый орел – широко распространенный символ нашего государства.
Такое клеймо служило своего рода стандартом качества и не содержало цифр пробы. Тем не менее, русские купцы и ювелирных дел мастера определяли пробу золота и других драгоценных металлов опытным путем: по мягкости металла и по изменению цвета при накаливании.
Следующим витком в развитии ювелирной индустрии стал указ Петра I, изданный в феврале 1700 года. В этом документе впервые обозначены пробы золота, которые, однако, не были определены количественно, отчего имели необычные названия: выше червонного, против червонного и ниже червонного.
Кроме того указом назначались пробирные старосты на местах, отбиравшиеся из наиболее умелых и благонадежных мастеров — прототип современной Пробирной палаты. В их обязанности входили собственно процедура испытания (апробирования) и клеймения ювелирных изделий , а также ведение контроля над ювелирными лавками. Со временем функции пробирных мастеров стали выполнять пробирные палатки, штат которых состоял из управляющего округом, помощника управляющего, пробиреров и помощников пробиреров. Контроль над пробирными учреждениями был возложен на Пробирного Инспектора, состоящего при отделе Промышленности.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что царское правительство всячески содействовало развитию ювелирной промышленности, предоставляя мастерам льготы и снижая пробирные пошлины. Кустарное производство ювелирных изделий также поощрялось: кустари имели возможность пойти в училище и поднять свой уровень мастерства. Одновременно со столь объемлющим покровительством ювелирной отрасли, государство строго контролировало всех субъектов, занимающихся производством и торговлей изделий из драгоценных металлов, дабы не допустить распространения фальшивой и некачественной продукции на территории страны. Все владельцы ювелирных мастерских подлежали обязательной ежегодной регистрации, проверке и снятию оттиска именника . Только по прошествии данных процедур, ювелирные мастера имели право представлять изготовленные ими изделия к испытанию и клеймению. Ведение столь грамотной «ювелирной политики» свидетельствует о дальновидности и понимании важности «золотой» индустрии для государства в целом.
Далее — когда появилась первая система измерения проб ювелирных металлов: золотниковая система проб золота
Другие статьи:
Источник: www.bee-gold.com
Когда появилось золото на руси
При заведении тем обращать внимание 22.05.2023
1-в одной теме не должно быть разноплановых монет и предметов. Для Империи-отдельная тема, для СССР другая. Для крестиков одна, для колец другая. Смешивать в кучу не надо!
2-не стоит писать в уже существующие темы. Основание «чтобы не плодить новые темы» в данном случае очень плохое.
3-в заголовке даём максимальную информацию. Без сокращений.
4-если непонятно куда вставлять тему, пишем в наиболее подходящем разделе. При ошибке перенесём сами. Это несложно.
5-размер фото. Качественным и полностью информативным фото может быть и размер 100-200кБ. Необязательно делать фото размером с голубого кита. Качество фото никак не связано с размером.
6-при выкладывании находок указываем максимально точно размеры и вес. 7-в заголовке темы должно быть максимально точное и краткое описание предмета. 8-изображения размещать ровно, не с поворотами.
———————————————-
за несоблюдение-минус в репу
Источник: coins.su