Целью написания курсовой работы является углубление и систематизация знаний по теоретическим и практическим вопросам в области анализа конъюнктуры мирового рынка золота.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
Рассмотреть понятие конъюнктуры рынка и ее виды;
Изучить факторы, определяющие конъюнктуру рынка;
Определить основные источники информации, методы измерения и показатели рыночной конъюнктуры;
Выяснить особенности мирового рынка золота;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты анализа конъюнктуры мирового рынка золота 5
1.1 Понятие и виды конъюнктуры рынка 5
1.2 Факторы, определяющие конъюнктуру рынка 7
1.3 Источники информации, методы измерения и показатели конъюнктуры рынка 9
2 Практический анализ конъюнктуры мирового рынка золота 13
2.1 Особенности мирового рынка золота 13
2.2 Факторы, влияющие на стоимость золота 14
2.3 Добыча и потребление золота в мире 16
2.4 Динамика мировых цен на золото 21
Растворитель припоя, не подъедает ли золото
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Прикрепленные файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова»
Кафедра мировой экономики и статистики
Зав. кафедрой________________ ____
ф.и.о., личная подпись
«_____» _______________ _____ г.
« АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА»
ф.и.о., личная подпись
«_____» _______________ _____ г.
Ф.и.о., группа, подпись
«_____» _______________ _____ г.
1 Теоретические аспекты анализа конъюнктуры мирового рынка золота 5
1.1 Понятие и виды конъюнктуры рынка 5
1.2 Факторы, определяющие конъюнктуру рынка 7
1.3 Источники информации, методы измерения и показатели конъюнктуры рынка 9
2 Практический анализ конъюнктуры мирового рынка золота 13
2.1 Особенности мирового рынка золота 13
2.2 Факторы, влияющие на стоимость золота 14
2.3 Добыча и потребление золота в мире 16
2.4 Динамика мировых цен на золото 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
На всех этапах эволюции экономической системы изменялась роль золота в соответствии с проводимой правительствами стран политикой, при этом производство, обращение и использование драгоценных металлов всегда выступали важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики. В современных условиях золото перестало быть основой денежного обращения, но является составной частью золотовалютных резервов государств и необходимым ресурсным компонентом важнейших отраслей: электроники, телекоммуникаций, приборостроения, медицины. Поэтому существует потребность в организации рынка золота, эффективность функционирования которого оказывает воздействие на финансовый рынок и на структуру экономики.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в ней анализируются противоречивый рынок, а именно мировой рынок золота. В отличие от остальных видов рынка он является чрезвычайно нестабильным. Нельзя заранее с точностью прогнозировать будущий скачок его оценок. Ведь это зависит не только от ценовых факторов, но и также от различных других неценовых факторов. Сегодня золото продолжает оставаться средством выравнивания платежного баланса на международном рынке.
Если вытащишь ЗОЛОТОЙ СЛИТОК, ТО ОН ТВОЙ!
Целью написания курсовой работы является углуб ление и систематизация знаний по теоретическим и практическим вопросам в области анализа конъюнктуры мирового рынка золота.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
- Рассмотреть понятие конъюнктуры рынка и ее виды;
- Изучить факторы, определяющие конъюнктуру рынка;
- Определить основные источники информации, методы измерения и показатели рыночной конъюнктуры;
- Выяснить особенности мирового рынка золота;
5) Отметить факторы, влияющие на стоимость золота;
6) Рассмотреть структуру добычи и потребления золота в мире;
7) Проследить динамику цен на золото.
Для достижения поставленной цели и решения основных задач в работе написано две главы: в первой главе рассматриваются теоретические аспекты анализа конъюнктуры мирового рынка золота, вводятся основные категории, понятия, взаимосвязи; во второй главе на базе статистических показателей проводится практический анализ конъюнктуры, определяются факторы, влияющие на золото, прослеживается динамика цен.
При написании курсовой работы использовались учебники по маркетингу, лекционный материал, интернет-источники, а также статистические данные исследовательских компаний.
1 Теоретические аспекты анализа конъюнктуры мирового рынка золота
1.1 Понятие и виды конъюнктуры рынка
Термин «конъюнктура» происходит от латинского conjungo – соединяю, связываю.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент либо на ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает следующее:
- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
- сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции развития рынка;
- уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;
- масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
- уровень коммерческого (рыночного) риска;
- силу и размах конкурентной борьбы;
- положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла;
В тоже время существует и другое понимание рыночной конъюнктуры. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию. Второе определение можно рассматривать как уточняющее, направленное на выявление причинно- следственных связей в рыночной конъюнктуре.
Оценка и анализ рыночной конъюнктуры представляют собой необходимое условие коммерческой деятельности на всех уровнях управления, а также требование политики регулирования рынка.
Главная цель изучения конъюнктуры рынка – определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки «ясно» до отметки «шторм» и носят информационно-предупреждающий характер как для предпринимателей, так и для органов управления (для каждого из них на своем уровне управления, в масштабах своего интереса и своей компетенции) [3, с.598-599].
Конъюнктура рынка дает представление о ситуации, складывающейся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно- природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.
Предмет исследования конъюнктуры рынка – массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.
Исследование рыночной конъюнктуры характеризуется широким использованием качественных, атрибутивных и альтернативных оценок, обзоров описательного характера, применением ориентировочных характеристик и косвенных расчетов, логических выводов, использованием предварительной и прогнозной информации, экспертных оценок, сценариев развития. Все они отлично сочетаются с количественными расчетами и моделями. Выводы и оценки по результатам исследования конъюнктуры увязываются с текущим управлением и планированием, так называемым контроллингом, оперативным исправлением допущенных ошибок, гибким реагированием на изменение ситуации, поиском скрытых резервов и т.д.
Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: 1) вариабельность, 2) цикличность, 3) динамичность. Рынок подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным, он очень гибок в своем развитии, чутко реагирует на события в социально-экономической сфере, весьма зависим от политических и психологических факторов, от слухов, паники.
Рынок динамичен, изменчив, его границы расширяются или сужаются, в нем происходят различные структурные сдвиги, и, самое главное, меняются цены и объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке. Состояние рынка на данный момент всегда связано с ситуацией предшествовавшего отрезка времени. Из этого можно сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых важных мест занимают выявление и анализ динамических тенденций рыночных процессов[4, с.112].
Изучение конъюнктуры рынка может быть как интегральным, так и дифференцированным по локальным рынкам.
Изучается конъюнктура рынка товаров и услуг в масштабах всей страны и отдельных ее регионов, конъюнктура рынка всей товарной массы (массы услуг) и каждого товарного рынка (рынка отдельных услуг). Следует учитывать конъюнктурные взаимосвязи локальных рынков.
Субъектами изучения рыночной конъюнктуры могут быть коммерческие рыночные структуры (их маркетинговые подразделения), государственные органы (в том числе статистические), общественные организации, научные учреждения [3, с.599-600].
Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определить вид конъюнктуры. Конъюнктура бывает благоприятной, неблагоприятной или устойчивой.
Благоприятная конъюнктура характеризуется высокой динамикой спроса и растущими ценами (спрос превышает предложение).
Неблагоприятная конъюнктура характеризуется низким уровнем спроса, наблюдается тенденция к снижению цен (предложение превышает спрос).
Устойчивая конъюнктура характеризуется стабильными объемами продаж и стабильными ценами (спрос равен предложению).
Таким образом, конъюнктура – сложное и быстро меняющееся явление. Оно складывается из множества единичных элементов и действий. Она описывается определенным набором качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке.
1.2 Факторы, определяющие конъюнктуру рынка
Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Рассмотрим главные детерминанты и факторы, определяющие те или иные ее проявления.
Предложение – важнейшая категория рынка и, соответственно, первый, исходный показатель рыночной конъюнктуры.
Предложение – это объем товаров (продуктов и услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене.
В качестве детерминантов предложения на рынке выступают ценовые факторы, в частности цена данного товара или услуги, а также цены на другие товары и услуги, цены сырья и ресурсов, инфляционные ожидания продавцов и покупателей. К ним относятся налоги и дотации на сырье и готовую продукцию, число конкурентов на рынке, особенности технологии и проявления научно-технического процесса.
Между предложением и спросом в определенных ситуациях существует связь: спрос порождает предложение, но и предложение некоторым образом влияет на спрос: в частности, на рынке покупателя предложение ориентируется на спрос. Эта аксиома современного маркетинга должна учитываться в ходе конъюнктурного анализа. Однако справедлива и другая позиция, согласно которой в определенных ситуациях предложение в свою очередь порождает спрос – в частности, новый привлекательный товар сам завоевывает рынок, порождая новый спрос.
Одним из показателей предложения и в то же время его детерминантой выступает производственный и сырьевой потенциал (уровень производственных возможностей), т.е. способность производства обеспечить соответствующий объем и структуру предложения.
Действия фирмы в отношении потребителя могут выстраиваться по аналогии с действиями ее конкурентов (ориентация на предложение), но важнее, если фирма сможет сформировать собственные индивидуальные отношения с потребителями (ориентация на спрос). Покупательский спрос является важнейшей категорией рынка. Задача прогнозирования уровня и объема спроса в ряде случаев может решаться посредством соотнесения содержания спроса на конкретный товар в конкретной нише, занимаемой фирмой, с имеющимися тенденциями изменения рыночной конъюнктуры [3, с.603-605].
Покупательский спрос – это потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке.
Под потребностью понимают желание или необходимость обладать (пользоваться) данным продуктом (услугой), нужным для самого производства жизни (в производственной сфере – обеспечение производственного цикла) и поддержания определенного уровня жизни.
Спрос – чрезвычайно гибкое явление, он чутко реагирует на различные воздействия. К детерминантам спроса в первую очередь относятся ценовые факторы, включая и инфляционные ожидания потребителей, а так же их ценовые предпочтения.
Закон спроса, который теория «экономикс» выражает графической моделью, соответствующий гиперболической кривой, описывает зависимость спроса от изменения цены (при прочих равных условиях). Если цена растет, то спрос предъявляется на меньшее количество товара.
Однако с неменьшей силой на спрос влияет фактор дохода (покупательной способности) потребителей, а следовательно, и (опосредовано) налоги, и процентные ставки. Спрос имеет определенные пределы, ограничиваемые насыщенностью рынка, т.е. наличием у потребителей ранее купленных и используемых в течение какого-то времени товаров. Часть своих потребностей население удовлетворяет за счет нетоварных источников, например из собственного хозяйства. Факторами спроса являются также качество товара и его оформление (дизайн), широта товарного ассортимента, определяющего возможность выбора; физический и моральный износ товаров, которые уже используются в домашнем хозяйстве.
Источник: www.referat911.ru
Конъюнктура рынка золота
Конъюнктура рынка золота, как и любого другого товара, определяется соотношением предложения и спроса на него в разных сферах экономики. Объемы поступления золота зависят от уровня развития золотодобывающей промышленности, а тот в свою очередь – от состояния ее минерально-сырьевой базы. В интегрированном виде конъюнктура выражается в цене золота, на которую помимо вышеперечисленных факторов влияют экономическая и политическая ситуация как в конкретной, производящей драгоценные металлы или потребляющей их в значительных количествах, стране, так и в мире в целом.
Конъюнктура рынка золота, как и любого другого товара, определяется соотношением предложения и спроса на него в разных сферах экономики. Объемы поступления золота зависят от уровня развития золотодобывающей промышленности, а тот в свою очередь – от состояния ее минерально-сырьевой базы. В интегрированном виде конъюнктура выражается в цене золота, на которую помимо вышеперечисленных факторов влияют экономическая и политическая ситуация как в конкретной, производящей драгоценные металлы или потребляющей их в значительных количествах, стране, так и в мире в целом.
Цена золота напрямую или опосредованно зависит от состояния рынка энергетических ресурсов (прежде всего, нефти) и курса основных мировых валют. К числу показателей, оказывающих влияние на конъюнктуру золотого рынка, также относятся: распределение запасов золота, степень либерализации экономики и влияния на нее государства, возможность выхода производителей золота на мировой рынок драгоценных металлов, методы решения возникающих нормативно-правовых проблем.
. Российский рынок золота: формирование и специфика
Развитие рынка золота в России с конца 90-х годов XX века по настоящее время
В настоящее время ситуация изменилась: Центральный банк РФ и кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами, имеют право осуществлять экспорт аффинированного золота в виде стандартных и мерных слитков из России, а также с 2002 г. согласно Указу Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О порядке ввоза в РФ и вывода из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней» экспортировать золото разрешено недропользователям и производителям.
Основным рынком сбыта российского золота является западноевропейский регион. Традиционно Россия, как и СССР, реализует золото на Лондонском рынке драгоценных металлов и является крупным поставщиком золотых слитков в Италию. Недостаточно развиты коммерческие связи со странами Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, располагающими значительным потенциалом, операции с ними носят индивидуальный характер и совершаются через посредников.
Особенности российского рынка золота
Основой российской золотодобывающей промышленности являются золотодобывающие предприятия, размещенные на огромной территории от Урала до Чукотки, в основном, в отдаленных и малоосвоенных регионах страны, не имеющих постоянных путей сообщения и являющиеся основными образующими очагами жизнедеятельности населения на огромных территориях.
Будучи шестой в мире по производству золота — ни самим этим количеством, ни его периодическими изменениями, Россия существенного влияния на мировой рынок золота не оказывает. А вот российские ресурсы и запасы драгоценного металла привлекают внимание многих золотодобывающих компаний, в том числе самых крупных.
Особенностью минерально-сырьевой базы золота России, благоприятно отражающейся на конъюнктуре российского золотого рынка, является значительное количество недостаточно изученных ресурсов в виде перспективных площадей, рудных полей и месторождений. По этому показателю с ней могут сравниться только Китай, Монголия и страны Латинской Америки, тогда как ведущие золотодобывающие страны (Китай, США, Канада, Австралия) такими ресурсами не обладают. При сохранении позитивной динамики цены на золото мировая золотодобывающая отрасль будет стремиться охватывать все новые территории. Два наиболее привлекательных с этой точки зрения региона сейчас — это Россия (вместе с рядом стран СНГ) и Китай.
Вместе с тем, при значительных прогнозных ресурсах в России увеличивается дефицит разведанных и подготовленных к освоению запасов, особенно легкообогатимых богатых руд.
Вторая менее благоприятная особенность МСБ российского золота — значительный удельный вес россыпного золота. При этом его запасы в главных золотодобывающих регионах быстро истощаются, а разведуемые и резервные месторождения отличаются низким качеством «песков», да и размещены преимущественно в труднодоступных районах Чукотки, Якутии, Магаданской и Иркутской областей.
Россия — единственная страна-продуцент драгоценных металлов, в которой россыпные месторождения играют такую важную роль. До 1993 года доля коренного золота в общей добыче в России была всего лишь 15-17%. Но по мере истощения целых россыпных районов и провинций и с совершенствованием технологии извлечения золота из коренных руд структура его добычи меняется в пользу рудных месторождений. С введением в эксплуатацию крупных (Олимпиадинское, Кубакинское), а затем и средних месторождений богатых и легкообогатимых руд она неуклонно возрастала и с 2002 г. стала больше половины общей добычи металла (55% в 2004 г.).
Одной из основных причин, сдерживающих развитие золотодобывающей промышленности, является чрезвычайная раздробленность отрасли. В 2001 г. золото добывали в 24 субъектах Российской Федерации 553 предприятия.
Естественно, мелкие и средние предприятия не имеют достаточных финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением новых месторождений. Весьма проблематичным является для них получение крупных кредитов у российских кредитных организаций, не говоря уже о привлечении кредитов зарубежных банков. Мелкие предприятия не имеют достаточных средств для приобретения новой высокопроизводительной землеройной техники, большегрузных автосамосвалов, погрузчиков и т.д.
Заметный рост добычи золота из коренных месторождений наряду с изменением организационной структуры отрасли являются характерными особенностями современного состояния российской золотодобычи.
С 1999 г., после продолжительного периода спада производства золота в России в 90 е гг. прошлого столетия (в 1998 г. этот показатель достиг «исторического» минимума — 110 т), его добыча и производство ежегодно увеличивались. В 2000 г. золотодобывающие предприятия почти вышли на уровень добычи 1992 г. (136,2 т), а в 2002 г. по общему производству превзошли этот показатель — 174,2 т. Это произошло благодаря благоприятным внешним факторам (высокая цена золота на мировых биржах), либерализации внутреннего российского рынка, а также радикальным структурным изменениям золотодобывающей отрасли.
Прирост добычи золота в России сдерживается медленным освоением крупных коренных месторождений золота, начало разработки которых откладывается на многие годы. Так, месторождение Сухой Лог в Иркутской области с запасами более тысячи тонн золота и стоимостью порядка 14 млрд долларов не передается в освоение с 2000 г. Претенденты до сих пор ждут условий акционирования. Добыча золота в 2005-2009 гг., по мнению председателя Союза золотопромышленников В. Брайко, может быть стабилизирована, если недропользователям будет позволено за счет собственных средств организовать поиск и разработку новых золоторудных объектов. А увеличить объемы добычи можно только с вводом новых мощностей рудника имени Матросова в Магаданской области и месторождения Сухой Лог в Иркутской.
В настоящее время государственная стратегия развития минерально-сырьевой базы страны определена правительством РФ в долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. По условиям этой программы, государственное финансирование геологоразведочных работ к 2010 году будет увеличено до 19,1 миллиарда рублей, а к 2020 году — до 26,5 миллиарда в год. Предполагается, что государство будет также стимулировать горнодобывающие предприятия проводить геологоразведку за счет собственных средств. До 2015 г. войдут в строй около 50 рудных и комплексных месторождений, что позволит увеличить добычу золота на 50-60 процентов — до 262 тонны в год.
Однако эффект от заявленной стратегии проявится через достаточно длительное время, т.к. компенсировать организационные, технические и кадровые потери геологоразведочных и добычных работ за короткий срок не удастся.
Современное состояние рынка золота в России
Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке золота, а золотодобывающая отрасль — одним из крупных источников поступлений иностранной валюты в российскую экономику.
К тому же во многих странах-продуцентах в отличие от России крупные неразрабатываемые месторождения представляют большую редкость. Все это открывает перед российской золотодобывающей отраслью благоприятные перспективы, позволяет ожидать роста объема производства драгоценных металлов, так и расширения внутреннего потребления, прежде всего в ювелирной промышленности. Продолжится, по-видимому, и консолидация предприятий, что позволит снизить производственные издержки и уменьшить себестоимость золота в целом по стране. Можно быть уверенным — пока мировая цена на золото растет, поток инвестиций в золотодобывающую промышленность не иссякнет.
Потерь по золотовалютным резервам у России нет, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. Также Путин сообщил, что в течение последних трех лет Россия выводила золотовалютные резервы из наиболее рискованных инструментов. При этом, по словам Путина, доходность от размещения средств золотовалютных резервов в оставшиеся инструменты была невысокой, но потерь нет.
ЧТО ОЖИДАЕТ РЫНОК ЗОЛОТА?
Особенно это касается золота, которое в 2013 году доставило немало неприятных переживаний держателям активов, упав в цене практически на треть – до 1200 долларов за тройскую унцию.
В первом квартале 2014г. котировки драгоценного металла демонстрируют рост (примерно 13%), находясь в районе 1360 долларов за унцию (подробнее –аналитика золото).
Более того, ещё в середине февраля американский деловой канал CNBC отметил – опционные трейдеры ставят на золото, открывая контракты на достаточно круглые суммы и рассчитывая на рост драгоценного металла до конца года.
Сбудутся ли ожидания – покажет время.
Источник: www.myunivercity.ru
Введение
В данной работе рассматривается тема «Конъюнктура мирового рынка золота».
Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjungo — соединяю, связываю. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Рынки золота — особые центры в некоторых странах, где происходит регулярная продажа золота. Представлены объединениями банков и специализированных фирм по торговле золотом, его очистке и изготовлению слитков. Главные международные рынки золота — Лондон и Цюрих.
Цена золота на этих рынках выступает как его мировая цена.Конъюнктура рынка золота, как и любого другого товара, определяется соотношением предложения и спроса на него в разных сферах экономики. Объемы поступления золота зависят от уровня развития золотодобывающей промышленности, а тот в свою очередь — от состояния ее минерально-сырьевой базы. В интегрированном виде конъюнктура выражается в цене золота, на которую помимо вышеперечисленных факторов влияют экономическая и политическая ситуация как в конкретной, производящей драгоценные металлы или потребляющей их в значительных количествах, стране, так и в мире в целом.
В частности, цена золота напрямую или опосредованно зависит от состояния рынка энергетических ресурсов (прежде всего, нефти) и курса основных мировых валют. К числу показателей, оказывающих влияние на конъюнктуру золотого рынка, также относятся: распределение запасов золота, степень либерализации экономики и влияния на нее государства, возможность выхода производителей золота на мировой рынок драгоценных металлов, методы решения возникающих нормативно-правовых проблем.Золото всегда привлекало в качестве инструмента для инвестирования, но ипотечный кризис сосредоточил на нем фокус внимания инвесторов. Резкий подъем цен на драгоценные металлы пришелся на август прошлого года, когда ипотечный кризис в США оказал негативное влияние на курс американской валюты. Так, например, с начала 2011 года золото показало рекордный рост до отметки $1030 за тройскую унцию. Несмотря на то, что впоследствии цены отступили от своих максимумов, по сравнению с 2010 годом, позиции золота заметно улучшились.
Цель работы — подробно рассмотреть основные тенденции, царящие на рынке этого металла. Целью работы также будет не только выявление основных закономерностей, но и долгосрочный взгляд на этот металл, и прогнозирование дальнейшей динамики цен.
Мировое производство золота
Мировые запасы золота оценены USGS в 50,7 тыс. т на 01.01.2011 г. Наибольшее количество запасов сосредоточено в Австралии, доля которой занимает 14%. Достаточно заметные запасы можно отметить в Южной Африке с долей 12%, Чили с долей 7%, США с долей 6%, Индонезии с долей 6% и Бразилии 5%.
Конъюнктура рынка золота, как и любого другого товара, определяется соотношением предложения и спроса на него в разных сферах экономики. Объемы поступления золота зависят от уровня развития золотодобывающей промышленности, а тот в свою очередь — от состояния ее минерально-сырьевой базы. В интегрированном виде конъюнктура выражается в цене золота, на которую помимо вышеперечисленных факторов влияют экономическая и политическая ситуация как в конкретной, производящей драгоценные металлы или потребляющей их в значительных количествах, стране, так и в мире в целом.
В частности, цена золота напрямую или опосредованно зависит от состояния рынка энергетических ресурсов (прежде всего, нефти) и курса основных мировых валют. К числу показателей, оказывающих влияние на конъюнктуру золотого рынка, также относятся: распределение запасов золота, степень либерализации экономики и влияния на нее государства, возможность выхода производителей золота на мировой рынок драгоценных металлов, методы решения возникающих нормативно-правовых проблем.
Мировой рынок золота в широком плане охватывает всю систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира — производство, распределение, потребление. Иногда это понятие рассматривается и в более узком плане — в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях. При этом следует иметь в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во-первых, купля-продажа наличного металла в слитковой форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так называемым «бумажным золотом» анализируются в рамках деятельности золотых бирж.
Особенностями рынка золота является то, что, во-первых, золото используется фактически всеми государствами в качестве страхового и резервного фонда. Учтенные государственные запасы золота, сосредоточенные в Центральных банках и резервах МВФ, составляет сегодня более 31000 т. значительная часть этих запасов может быть выставлена на продажу.
Во-вторых, еще большие объемы золота имеются у населения (ювелирные украшения, монеты и др.). Часть этого золота — по крайней мере, в виде лома — также поступает на рынок. В результате вырисовывается следующая картина. Основная доля в предложении золота приходится на его добычу. Но объемы добычи обладают значительной инерционностью, соответственно предложение добытого золота из года в год имеет относительно небольшую вариацию — значительно меньшую, чем предложение золотого лома, продажа золота банками и инвесторами.
Источник: studentopedia.ru