Кто есть золото мифология

Золото — один из самых дорогих металлов на планете и символ богатства. О нем слагали легенды, писали книги и сочиняли притчи. Впрочем, нередко древние мудрецы и предостерегали потомков: золото — источник не только благополучия и власти, но и безумия.

Мифология золота

Золото ценилось людьми во все времена, с тех пор как его научились осознанно добывать, то есть более 5 тысяч лет назад. Уже жители Древнего Египта понимали ценность этого редкого металла, считали его непременным атрибутом богов и складывали о нем легенды. Воплощением верховного божества египтян, солнечного бога Ра, считался золотой теленок, который каждое утро появлялся на небе. Согласно другой легенде, Ра был смертным создателем всего сущего, однажды состарившимся и обратившимся в золотую россыпь.

В мифологии других древних цивилизаций также отражена ценность золота. Например, у северных племен существовали поверья о Золотой бабе — богине тишины, покоя и домашнего благополучия. В скандинавской мифологии у жены Тора, второго по значимости бога после Одина, были волосы, выкованные гномами из чистого золота. Молодость все боги Асгарда черпали из золотых яблок, которые росли в саду богини Идунн. Когда великан Тьяцци украл яблоки, боги едва не погибли.

Перед тобой я тот, кто я есть, золото теряет вес ⚖️

Похожий символ присутствует и в древнегреческих легендах. Золотые яблоки, охраняемые Гесперидами, некогда вырастила богиня земли Гея и подарила их в день свадьбы Зевсу и Гере, а позже Гераклу предстояло выкрасть их и совершить один из своих подвигов.

У эллинов впервые появляется и мотив коварства золота — об этом свидетельствует история царя Мидаса. Однажды в дар от бога Диониса он получил возможность превращать все, к чему прикасается, в золото. Радость Мидаса длилась недолго — вскоре он понял, что его ждет голодная смерть, ведь еда и напитки тоже становились золотыми. В конце концов, Дионис сжалился над царем и избавил его от «дара».

Золото индейцев

Золото действительно играло огромную роль в жизни древнейших цивилизаций, однако его разрушительная сила стала в полной мере проявляться гораздо позже, и одним из показательных примеров здесь служит история завоевания конкистадорами империи инков. В 1531 году завоеватель Франсиско Писарро прибыл на территорию индейцев, где его отряд взял в плен одного из местных правителей, Атаульпу. В качестве выкупа инки на протяжении трех месяцев собирали золото и приносили его в покои Писарро, но спасти жизнь вождя им не удалось.

Ослепленные увиденной роскошью, испанцы продолжили движение вглубь континента в поисках сокровищ. Дух инков уже был подорван смертью Атаульпы, а потому захватить столицу империи, Куско, не составило труда.

По свидетельствам очевидцев, город буквально сверкал от золота: из драгоценного металла были сделаны облицовка храмов, статуи, фигуры животных и даже деревья в саду, а главную площадь обрамляла золотая цепь длиной 250 метров. Но и этого конкистадорам было недостаточно. Они были знакомы с историей о городе Пайтити — его часто отождествляют с мифическим Эльдорадо, — где инки спрятали несметные богатства: даже дома и дороги там были сделаны из золота. Тысячи людей отправлялись на поиски загадочных сокровищ, и далеко не все из них возвращались из этих экспедиций. Тем не менее все новые и новые отряды пускались в путь — печальная участь предшественников их не останавливала.

«Власть золота» ч.1 — Золото Древнего мира

Золотая лихорадка

Значительный вклад в мировой запас золота, который на сегодняшний день составляет чуть меньше 170 тыс. тонн, внесли старатели времен золотых лихорадок. Первая и одна из самых масштабных «эпидемий» началась в Бразилии в 1690 году. В общей сложности в ней приняло участие примерно 900 тыс. человек из Португалии и стран Африканского континента. В «золотоносных» центрах скапливалось огромное количество людей, среди которых было очень просто затеряться преступникам, предпочитавшим воровать, а не добывать дорогостоящий металл самостоятельно. Особенно опасно было находиться на площадях, где занимались сбытом золота, — они были местом не только сделок, но и жестоких расправ.

Читайте также:
Где ЦБ покупает золото

Менее масштабными, но куда более известными стали золотые лихорадки на территории Северной Америки. Их было несколько, но самые знаменитые проходили в американской Калифорнии и у берегов реки Клондайк, что на северо-западе Канады.

Калифорнийская золотая лихорадка началась в 1848 году с находки плотника Джеймса Маршалла, работавшего на лесопилке Джона Саттера. И Маршалл, и Саттер пытались скрыть обнаруженное ими месторождение, но вскоре информация о нем все же распространилась по штату и далеко за его пределы, а позже были найдены и более «богатые» точки. В итоге Саттер разорился — все работники разъехались, прибывшие поселенцы воровали зерно и скот, а Маршалл, не заработав ни цента, поскольку нашел золото на чужой земле, постепенно сошел с ума. Из-за массовых переездов рабочих, деятельность заводов и фабрик не могла поддерживаться на прежнем уровне, сотни людей во время путешествий попадали в кораблекрушения и серьезно заболевали, уровень безопасности в некоторых городах значительно снижался. Непросто в те времена пришлось и индейским племенам: многие из них проживали на «золотых» территориях и были вынуждены покинуть дома с приходом старателей.

О клондайкской лихорадке 1896–1898 годов мы знаем прежде всего из рассказов Джека Лондона. Он также не устоял перед возможностью быстро разбогатеть и отправился на северо-запад Канады. Там будущего писателя постигла судьба многих его предшественников и последователей: добравшись до приисков, он не нашел золота, но из-за суровых погодных условий не смог сразу вернуться домой. Лондону пришлось дожидаться весны, борясь с бедностью — он потратил всю наличность, — цингой и обморожением. К счастью, ему удалось выбраться, но так повезло далеко не всем.

Золотое безумие не обошло стороной и Россию — в первой половине XIX века оно пришло в Сибирь. Драгоценный металл в этом регионе обнаружил крестьянин Егор Лесной в 1828 году. О находке, которая держалась в тайне, узнал купец Андрей Попов и послал к Лесному людей с целью выведать у него место добычи золота. Отряд вернулся ни с чем, а когда Попов сам отправился к отшельнику, то обнаружил того убитым. Тем не менее месторождение все же удалось отыскать, и вскоре в Сибири повторилась калифорнийская история: люди бросали работу и семьи, лавки закрывались, ремесла прекращали свое существование — все хотели мыть золото.

Современные богачи

В наше время легкие деньги продолжают манить людей, но теперь для этого даже не приходится рисковать жизнью — достаточно купить лотерейный билет. Порой победители становятся обладателями по-настоящему сказочных сумм и не могут справиться с внезапным богатством.

В июне 1997 года Билли Боб Харрел — младший выиграл в лотерею 31 миллион долларов. Харрел был добропорядочным христианином и поначалу тратил деньги с умом: обзавелся ранчо, купил себе и жене новые автомобили, помогал родственникам, пожертвовал 10% выигрыша церкви. Однако 1,5 года спустя ему начало казаться, что победа — это происки дьявола в попытках погубить его душу. Эта мысль окончательно свела Харрела с ума, и он умер, успев потратить только 12 миллионов.

Сумма, которую получил еще один счастливчик, Кертис Шарп, была гораздо меньше — всего 5 миллионов, — но этого оказалось достаточно, чтобы вскружить ему голову. Быстро привыкнув к роскошному образу жизни, он бездумно тратил деньги направо и налево, не думая о последствиях. От полного разорения его спасло только то, что в свое время он не бросил работу, и, обанкротившись, он стал получать пенсию.

Читайте также:
Что подарить на 55 лет женщине золото

Безработный англичанин Майкл Керрол в 2002 году выиграл 9,7 миллиона фунтов стерлингов (более 15 миллионов долларов) и тратил их не глядя: на спортивные автомобили, особняки, футбольные ставки и вечеринки. В 2010-м Керрол остался без денег и устроился на работу мусорщиком. Впрочем, англичанин ни о чем не жалеет: он уверен, что сейчас гораздо счастливее, чем во времена, когда был миллионером.

Несмотря на то что некоторым счастливчикам не удается с умом распорядиться выигрышем, истории известны примеры вполне удачных вложений, которые действительно меняли жизни победителей в лучшую сторону. Например, канадец Раймонд Собески в 2003 году стал обладателем 30 миллионов канадских долларов и почти год не приходил за деньгами. По его словам, это время он потратил, чтобы получить консультацию финансовых специалистов и закончить все дела. В итоге Собески поделился деньгами с семьей, купил собственную ферму и отправился путешествовать.

Фото: Getty Images

Источник: www.vokrugsveta.ru

Золото в мифологии человечества

Золото у людей в древнем мире, всегда имело особое значение. В мифах и легендах, золото стало самым распространенным металлом, неизменным спутником богов. Чаще всего золото у древних людей ассоциировалось с богатством, властью и силой. Мифы рассказывают о многочисленных символических предметах, сделанных из золота.

Характерно, что у многих древних народов Земли, золото всегда сравнивалось с Солнцем. До нас дошли древние египетские мифы о том, что золото произошло от Солнца, которое давным-давно пролилось на Землю золотыми каплями дождя. Для древнего египтянина символом Солнца был золотой теленок, которого ранним утром, рождает Нут — богиня неба. К полудню этот теленок взрослеет и становится быком — воплощением бога Ра. Поздно вечером богиня Нут проглатывает солнечного быка, а утром вновь рождает золотого теленка — Солнце.

Интересна легенда исхода из Египта израильского народа. Древний народ Израиля, получив свободу и выходя из Египта, имел при себе много золота, накопленного и похищенного перед уходом. Позднее это золото использовали, чтобы отлить громадную статую золотого тельца, ставшего для беглецов идолом. Именно с тех пор, любой предмет из золота, изображающий тельца стал считаться людьми — символом богатства.

Люди до сих пор восхищаются легендарными подвигами Геракла — сына Зевса и смертной женщины. Совершая свой двенадцатый подвиг, Геракл должен был достать три золотых яблока, которые росли на золотом дереве. Эти золотые яблоки росли на краю земли в саду титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод. Выполнив этот самый трудный и последний приказ царя Эврисфея, Геракл наконец-то получил свободу.

В древней греческой легенде царь Мидас попросил великого бога Диониса сделать так, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось бы в золото. Но недолго он радовался этому чудесному дару. Вскоре, Мидас понял, что он может умереть от голода, так как еда, у него во рту тоже становилась золотой. Испугавшись, он попросил бога забрать обратно этот коварный дар. Дионис приказал Мидасу искупаться в истоках реки Пактолы, тем самым смыть со своего тела этот дар и свою вину.

С тех пор, эта река стала очень богата на золото. По-разному рассказывают древние мифы историю о Золотом Руне, которую наверняка знает или слышал почти каждый житель Земли. Золотое Руно стало символом процветания и благоденствия жителей Колхиды (восточного побережья Черного моря). Его охранял в тайной роще громадный и свирепый дракон. Древнегреческий герой Ясон, во главе с другими героями Эллады, сумел завладеть Золотым Руном, и увезти его в Грецию.

Читайте также:
Перец золото сибири описание сорта

У древних инков золото ассоциировалось с богом солнца Инти, который обычно изображался в виде золотого диска. В мифологии инков, легендарный инка Манко Капак, швырнул золотой жезл себе под ноги и когда тот был поглощен землей, основал в этом месте город Куско. Первый правитель инков, Манко Капак называл себя и свою жену Мама Окльо — детьми бога солнца Инти.

Бог грома и бури Тор, в германо-скандинавской мифологии, имел золотой волшебный молот. При помощи него, он защищал людей от великанов и чудовищ. У его жены Сив, богини плодородия были очень длинные золотые волосы, выкованные гномами.В ирландском фольклоре описывается мифическое существо — лепрекон.

Это небольшой коренастый человечек немного похож на гнома, но одет во все зеленое. Легенда гласит, что у каждого лепрекона есть горшок золота. Человек, поймавший лепрекона, может легко заставить его показать то место, где он спрятал свое сокровище. Выведать, где хранится горшок с золотом, можно разговаривая с пленником не спуская с него глаз.

У древних славян была известна богиня покоя и тишины — Золотая Баба. Удивительному и загадочному позолоченному идолу до сих пор поклоняются на севере Западной Сибири, народы ханты и манси.

Эти люди верят, что им помогает богиня, которая жила в Сибири много сотен лет назад, а после смерти превратилась в золото. Охота за Золотой бабой продолжается и в наши дни, одни ищут бесценную мифическую реликвию, а другие просто золото.

Поделитесь в социальных сетях

Источник: strangeplanet.ru

Кто есть золото мифология

Золото в западноевропейской мифологии

Золото занимает значительное место в западноевропейской мифологии. И, как ни странно, связано это не с изобилием, а со скудостью его запасов в европейских землях. Ещё Корнелий Тацит писал о германцах, что «в серебре и золоте боги им отказали».

В отличие от греческой мифологии, представляющей собой достаточно стройную систему взаимосвязанных сказаний, в европейских мифах много пластов, в которых хаотично переплетены сюжетные линии, одновременно присутствуют различные местные варианты одного и того же сюжета, дополняющие, а часто исключающие друг друга.

Но как и в греческой мифологии, золото — неизменный спутник богов, в первую очередь богов плодородия — ванов. К ним относились бог Ньёрд и его дети — Фрейр, олицетворявший урожай, богатство и мир, и Фрейя, богиня любви и красоты, жена бога Ода. Золотыми слезами оплакивала отъезд мужа Фрейя. Примечательно, что её дочерей звали Хнос (Драгоценный Камень) и Герси-ми (Сокровище). В скандинавской мифологии золото считалось слезами, оставленными Фрейей.

Непосредственное отношение к культу плодородия и к золоту имел Тор — в германо-скандинавской мифологии бог грома и плодородия, божественный богатырь, защищавший богов и людей. Золотыми, по некоторым версиям, были волшебный молот Тора и волосы его жены Сив.

Ваны противопоставлялись асам — основным богам, особенно в мифе о первой войне, положившей конец золотому веку, трактуемому в скандинавских сказаниях не только как эпоха покоя и благоденствия, но и буквально — как время, когда весь материальный мир был сотворён из золота. Поводом к войне явился приход от ванов к асам злой колдуньи Гулльвейг (Сила Золота), воплощавшей жадность к золоту. Асы забивали её копьями и трижды сжигали, но она вновь возрождалась.

Асы были окружены золотом. Верховное скандинавское божество Один (или Вотан — в германской традиции) в золотом шлеме восседал в Асгарде — золотом небесном обиталище. Одину принадлежало волшебное золотое кольцо Драупнир; золотом, драгоценным оружием, тремя жизнями и даром поэзии оделил он героя, могучего воина-викинга Старкада. Золотой была и Вальхалла — дом убитых воинов в Асгарде.

Читайте также:
Можно ли забрать заявление из полиции о краже золота

Сюжет о золотых яблоках в германо-скандинавской мифологии, вероятнее всего, заимствован из античного мифа. Золотыми молодильными яблоками, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость, владела богиня Идунн — жена бога-скальда Браги.

Волшебные золотые атрибуты богов — волосы Сив, молодильные яблоки Идунн, золотое кольцо Одина Драупнир, обладавшее свойством порождать себе подобных, ожерелье Фрейи Брисингамен — являлись объектом вожделения великанов ётунов и карликов, именовавшихся также тёмными альвами или тёмными эльфами.

Карлики — маленькие человекоподобные существа — обитали под землёй, в горах и лесах. Наделённые сверхъестественной силой, они жили значительно дольше людей. В недрах земли карлики, владевшие горным делом и кузнечным ремеслом, хранили сокровища — драгоценные камни, металлы и в первую очередь золото, из которого ковали волшебные кольца и оружие. Искусный мастер, властитель тёмных альвов Вёлунд изготовлял кольца с каменьями и прочие чудесные изделия из «красного золота».

Германо-скандинавский фольклор рисовал карликов злыми и опасными цвергами, английский — добрыми и приветливыми гномами, в ирландских мифах они представали лукавыми проказниками — сидами. Цверги сделали золотое ожерелье Брисингамен для Фрейи, выковали золотые волосы богини Сив, изготовили золотое копьё Гунгнир. С людьми карлики, независимо от их нрава, поддерживали дружественные отношения и даже обучали их ремёслам.

В европейских мифах о золоте часто встречаются драконы — крылатые летучие змеи — покровители и хранители сокровищ. Так, герой эпоса VII-X вв. Беовульф, вождь гаутов, вступил в бой с драконом, опустошавшим окрестности за то, что кто-то позарился на охраняемый им клад.

Некогда этот клад обнаружили люди, но их племя погибло, и последний из оставшихся в живых вновь закопал сокровище в землю. Там его и нашёл дракон, пролежавший на золоте 300 лет. За победу над драконом Беовульф поплатился жизнью. Прах его похоронили в кургане вместе с кладом, возвращённым в землю.

В мифе о Беовульфе в соответствии с древнейшей германо-скандинавской традицией сокровища воплощают власть, принадлежащую тому, кто владеет золотом. Везение, удача властителя могли распространяться и на подданных: награждая воинов оружием и драгоценными предметами, вождь передавал им частицу своего могущества. Поэтому тема золота буквально переполняла героический эпос. Сиял золотом Хеорот (Олений зал) — королевский чертог, сопоставляемый с Асгардом; блистало золотое священное кольцо, на котором давали клятвы; золотыми гривнами и браслетами, витым и пластинчатым золотом, оружием и другими сокровищами наделял правитель своих приближённых.

Мотив одаривания «жарким золотом, кровью добытым», дружины или подданных часто встречается в европейском эпосе. Так, умиравшая Брюнхильд наделяла служанок золотом; королева Гудрун «золото сеяла. челяди кольца дарила червонные; судьбе покорясь, раздавала сокровища».

Позднее в европейских мифах начал звучать новый мотив — мотив осуждения золота. Над кладом, доблестно добытым Беовульфом, тяготело древнее заклятие, несущее смерть всем, кто его нарушит. И лишь возвращение сокровищ в землю избавило людей от соблазна и гибели.

Под влиянием христианского неприятия золота в германо-скандинавских мифах его стали упоминать не прямо, а иносказательно. Драгоценный металл называли «огнём Эгира» (морской великан, «гость богов» Эгир освещал пиршественный зал асов блестящим золотом), «Рейнахолмами», «поклажей Грани» (коня Сигурда), «сверканьем моря», «пламенем вод», «кольцами», «красными кольцами», «сокровищами Рейна».

Тема заклятого золотого клада, нёсшего смерть его обладателям, развивалась в германских и скандинавских мифах и эпических сказаниях, посвящённых Сигурду (Зигфриду). Его главным подвигом явилась победа над драконом Фафниром.

Мифы о Сигурде восходят к сюжету о сокровище карлика Андвари, отнятом странствующими асами — Локи, Одином и Хёмдаллем. Сокровище, над которым тяготело заклятие, было выплачено асами в качестве выкупа Хейдмару за его сына Отра, убитого Локи.

По прошествии некоторого времени сыновья Хейдмара, Фафнир и Регин (последний был карликом и искусным кузнецом), стали требовать у отца золото, полученное за погибшего брата. Хейдмар им отказал, и тогда Фафнир убил отца и забрал всё золото, превратившись в дракона, из-рыгающего яд. Днём и ночью Фафнир-дракон сторожил сокровище. Но Регин подговорил юного воина Сигурда убить брата.

Читайте также:
Можно ли погнуть золото

Избавившись от Фафнира, Регин замыслил недоброе и против Сигурда. Однако герой, научившийся понимать птичью речь, узнал о его коварстве и отрубил Регину голову. Нагрузив своего коня Грани сокровищами, он отправился к бургундскому королю Гьюки и женился на его дочери Гудрун.

Счастье Сигурда было недолгим: по наущению королевы Брюнхильд братья Гудрун, Гуннар и Хёгни, убили героя. Но на этом цепь смертей владельцев золотого клада не прервалась — Гуннара и Хёгни предал мучительной смерти злой и коварный властитель Атли, стремившийся завладеть сокровищем. А вскоре проклятие клада настигло и его: Атли умер от руки Гудрун, мстившей за братьев. В конце концов клад нашёл своё последнее пристанище в водах Рейна.

Двойное значение золота (как источника власти и несчастья) получило дальнейшее развитие в германо-скандинавских мифах о нибелунгах, многие сюжеты и герои которых уже присутствовали ранее в песнях о Сигурде. Кто же такие нибелунги? В германо-скандинавских мифах нибелунгами, или нифлунгами, в первую очередь названы изначальные обладатели клада, который затем отбил Сигурд — король «страны нибелунгов». Согласно более поздним мифам, отражённым в эпосе, название нибелунгов распространялось на всех, кто владел сокровищем после смерти Сигурда, в том числе и на бургундских королей Гибихунгов (Гьюкунгов в германо-скандинавских мифах), убивших Сигурда и отобравших добытый им клад.
Заметки

Сюжеты западноевропейской мифологии были положены в основу многих художественных произведений («Нибелунги» К. Ф. Хеббеля, «Воины Хельгеланда» Г. Ибсена), а также оперной тетралогии Р. Вагнера («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов»).
* * *

Джон Р. Р. Толкин, талантли-вый английский филолог и знаток мифов, использовал в своём творчестве ключевые символы европейских верований — волшебные Кольцо и Меч.
* * *

Ётунов не следует путать с троллями — великанами, обитавшими внутри гор и хранившими там сокровища; если ётуны выступали против богов, то тролли вредили людям.
* * *

Самым популярным героем «золотых» германо-скандинавских сюжетов был Локи. Он бился об заклад, что цвергам не создать для асов лучших сокровищ, чем те, что выковали «сыновья Ивальди». Но цверги — братья Брокки Эйтри приняли вызов и сработали вепря Гуллингбурсти (Золотая Щетинка) для Фрейра, золотой молот Мьёльнир для Тора и золотое кольцо Драупнир, порождающее себе подобных («восемь колец на девятую ночь из него возникают»), для Одина. Локи, чтобы избежать расплаты, скрылся от цвергов в башмаках-скороходах.

Плутоватый Локи постоянно строит козни другим богам. Он заманивает в лес богиню Идунн и отдаёт её; вместе с золотыми молодильными яблоками во власть великана Тьяцци. Путешествуя с Одином и Хёмдаллем, Локи добывает роковое сокровище карлика Андвари, с которым связаны похождения героев мифов Сигурде и «Песни о нибелунгах».

Обернувшись блохой, Локи похищает ожерелье Фреи — Брисингамен. Он срезает у Сив золотые волосы, но помогает её мужу Тору вернуть похищенный великанами золотой молот. Одна из жён Локи великанша Ангрбода родила чудовищ — змея Ёрмунганда, хозяйку царства мёртвых Хель, живущую под одним из корней гигантского ясеня Иггдрасиля, и волка Фенрира, поглотившего Одина.
* * *

Несколько другую, хотя также подчёркивающую фатальную роль клада, версию мифа излагает норвежская «Сага о Тидреке»: смертельно раненный Хёгни успел зачать сына, который вырос при дворе гуннского короля Атли и заманил его в горную пещеру, где было спрятано золото. Запертый там король умер голодной смертью близ столь желанного сокровища.

Источник: www.valdaygold.ru

Рейтинг
Загрузка ...