«Дары волхвов» или «поклонение волхвов» — упоминание в Евангелии от Матфея, известный сюжет о магах, которые пришли поклониться младенцу Иисусу с особенными подарками. Христиане и католики празднуют это событие 6 января, как день Богоявления, хотя в текстах эта дата варьируется.
Ладан, золото, смирна
Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423
Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю.
Рождество Иисуса Христа и «предвидение» волхвов в подарках :золото ,ладан ,смирна.
С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы… Кроме того, золото — это и символ мудрости («золотые слова», «молчание — золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей — мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.
Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы.
Что же касается чина Первосвященника… Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом — вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.
Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти. А за Его смертью последует Воскресение — то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.
Дары волхвов: что подарили младенцу Иисусу волхвы?
Автор фрески
Джотто ди Бондоне, итальянский художник и архитектор. Он родился в XIII веке в семье простых людей: его отцом был кузнец (по другой версии — крестьянин). По легенде, у мальчика был врожденный талант к живописи, который однажды заметил великий художник Чимабуэ и принял его в свои ученики. С их работой связана такая история. Мастер и ученик вместе расписывали фреску.
Чимабуэ ушел на обед, а Джотто в это время нарисовал муху. Вернувшись, живописец несколько раз пытался ее отогнать и только потом понял, в чем дело. Так ученик превзошел своего учителя.
Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.
Джотто становится известным художником: ему доверяют роспись собора Сан-Франческо в Ассизи. Он был знаком с Данте, дружил с Боккаччо. Джотто, несмотря на то, что ему приписывают ту или иную школу, был чрезвычайно самобытен. Вершиной его творчества считается роспись часовни Скровеньи, в которой есть сюжет с поклонением волхвов Христу.
Где искать рождественских волхвов?
Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека.
Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.
А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему?
Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор — именно там теперь находятся их мощи.
Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе.
И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики — Кёльнский собор. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трех волхвов и находятся по сей день.
Творение Ботичелли
И на Западе, и в России рождественские сюжеты привлекали внимание многих художников. «Поклонение волхвов» Сандро Ботичелли – одна из самых европейских картин на эту тему. Причем прославленного мастера, видимо, так привлекал этот сюжет, что за свою жизнь он написал не менее семи версий картины. Но, пожалуй, самая известная была написана ориентировочно в 1475-1478 годах, сохранилась до наших дней и находится в галерее Уффици во Флоренции.
В центре многолюдной картины – Богородица с Младенцем. Она восседает среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского. Позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на Спасителя. На этом евангельские герои на картине заканчиваются, остальные персонажи – жители Флоренции и современники Ботичелли.
В образе волхвов он изобразил трех членов семейства Медичи: Козимо Старого, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей – Пьеро ди Козимо (коленопреклоненный волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Все трое ко времени написания картины были уже мертвы, а Флоренцией успешно управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи «Великолепный», также изображенный на картине вместе со своим братом Джулиано. В эти годы во Флоренции зрел заговор против клана Медичи – покровителей наук и искусств. Художник дает понять, что жители города поддерживают правящее семейство.
Картина написана по заказу состоятельного флорентийца Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы, члена гильдии искусств и ремесел города Флоренции и придворного Медичи, для часовни в базилике Санта-Мария-Новелла. Считается, что Боттичелли изобразил заказчика справа в светло-синем одеянии, указывающим на себя и смотрящим прямо на зрителя. Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в желтой мантии у правого края картины.
Обращение именно к этому сюжету в творчестве Сандро не случайно. Семья Медичи состояла в одном из самых влиятельных религиозных братств Флоренции – Братстве трех волхвов, которое устраивало проходившее через весь город многолюдное костюмированное шествие, сильно напоминавшее языческий карнавал. А в центре картины – Богоматерь с Младенцем. И как же важно не забыть, к Кому и зачем приходят с востока волхвы.
B+С+M
Фото Валерия Близнюка
Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии.
Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен.
«Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу — навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок — благословение.
На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.
Сами же Дары волхвов — золото, ладан и смирна — хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.
Фрагмент слуцкого пояса в орнате священника
Наличие слуцкого пояса в былые времена указывало на высокий статус, ведь этот аксессуар был очень дорогостоящим и бесподобно красивым. В Беларуси сохранилось не так много слуцких поясов, два из них находятся в фонде музея. Пока они не выставляются, хотя в скором времени, возможно, будут.
Какое-то время назад сотрудники музея и мастера рукоделия объединили усилия и восстановили технику создания таких поясов. Так была сделана первая копия одного из поясов, хранящихся в музее. Ее подарили Президенту Беларуси. И с тех пор такие сувениры являются популярными подарками на высшем уровне.
И хотя целый пояс увидеть в музее пока невозможно, в экспозиции представлены несколько их фрагментов. Например, украшенный частью пояса, орнат, то есть одеяние священника. Когда пояс изнашивался, становился старым, его часто использовали как вставки в одежде. Особенно после прихода советской власти, когда носить пояс, как признак высшего класса, было запрещено.
Орнат, представленный в музее, был пошит еще в XVIII веке, его удалось найти в костеле Вороновского района. Для пошивки этого пояса использовался шелк, металлические нити и бархат.
Бытовые предметы вековой давности
В коллекции музея много бытовых предметов прошлых столетий. То, что использовалось белорусами в различных промыслах и просто для ежедневной работы. Многие из них были частыми подарками от мужчин женщинам и наоборот.
Например, если бы уже столетие назад в Беларуси праздновали 8-е марта, подарки любимым женщинам мужчинам пришлось бы делать своими руками. И это была бы либо украшенная резьбой верхняя часть прялки, либо самодельная деревянная расческа, а, может, даже палка с узорами, чтобы делать крепкий сноп изо льна. Ну а трудолюбивые белорусские девушки к приходу весны обязательно бы запаслись разукрашенными пряниками, чтобы было веселее «гукаць» весну. В музее, кстати, есть такие соленые пряники 50-летней давности. Пробовать на вкус не советуется, а вот полюбоваться можно.
Борть и ступа из Чернобыльской зоны
В отдельном зале музея выставлена коллекция предметов, которые были собраны в Чернобыльской зоне. Это экспозиция об отдельном пласте культуры и истории Беларуси. Здесь можно увидеть все то, что в прошлом веке вы бы нашли в любом доме, и что после трагедии стало бесполезным и даже опасным. Сейчас все собранные предметы – не радиоактивны, они прошли специальную обработку.
В коллекции можно найти борть в цельном стволе дерева. Раньше бортники вырезали в деревьях дупла и создавали подходящие условия для пчел, чтобы те там поселились. Также в экспозиции есть бочка из деревянного ствола и ножная ступа и многое-многое другое.
Ссылки
- ^ a b Шиллер, Гертруда ; Селигман, Джанет (1971). Иконография христианского искусства, Vol. I: Воплощение Христа, детство, крещение, искушение, преображение, дела и чудеса,
(английский перевод с немецкого), стр. 100–114 и фиг. 245–298. Лондон: Лунд Хамфрис. OCLC 59999963 - Эйнсворт, Мариан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: Ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее
, стр. 35-37, 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , google книги
Источник: 9219071962.ru
Четыре Дара Каспара, Мельхиора и Бальтазара
Жизнь — это путешествие. От рождения до смерти путь отмечен знаками. В начале путешественники принимают подарки, в конце — раздают. Из Евангелия от Матфея известно, что младенец Иисус в начале своего земного пути принял Дары трёх волхвов: золото, ладан и смирну, а в конце — отдал свою жизнь, чтобы победить смерть и даровать праведным надежду на вечную загробную жизнь.
Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Христа, сохранившаяся до наших дней. Волхвами и их Дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество. Для инфоцентриста принятие даров —получение информации о главном в жизни: об искусстве управления энергией, материей и информацией в окружающем пространстве и времени.
Незадолго до своего Успения Божия Матерь Дева Мария передала святыни двум благочестивым родственницам. До IV века Дары волхвов хранились в Иерусалиме, а впоследствии оказались в Византии, откуда были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. В 1200 году о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломник» архиепископ Новгородский Антоний. После завоевания Константинополя турками в 1453 году вдова султана Мурада Второго, дочь сербского князя Мария Бранкович перевезла их на Афон, где они хранились до настоящего времени.
Золото представляет собой 28 небольших подвесок в форме прямоугольников и различных трапеций, украшенных неповторяющимся изящным филигранным орнаментом. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины размером с маслину, состоящие из смеси ладана и смирны. Таких бусин сохранилось около семидесяти.
Дары хранятся в 10 серебяных ковчегах в ризнице Афонского монастыря св. Павла и для поклонения паломников отделяется только их часть. По свидетельству монахов монастыря, Дары исцеляют бесплодных, душевнобольных и бесноватых.
Дары волхвов пребывали в Москве в Храме Христа Спасителя с 7 по 13 января и каждый мог увидеть их в интервале времён с 8 часов утра до 10 часов вечера. С 14 по 17 января 2014 года Дары волхвов находились в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, с 18 по 24 января 2014 — в Минске, а с 25 по 30 января 2014 года — в Киеве.
Евангелист Матфей не упоминает количества, имен и титулов волхвов, и сообщает лишь о том, что они прибыли в Иерусалим с востока во дни царя Ирода, ведомые Вифлеемской Звездой, которая указывала время и место рождения Иисуса.
Волхвы — славянский перевод используемого в Евангелии греческого слова. μάγοι., которое в западной литературе интерпретируется как «маги», «волшебники» (magi), «мудрецы» или «цари». В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: персидские (зороастрийские) жрецы и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа (маги).
Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский; в результате чего стали создаваться изображения волхвов в царских венцах. Поскольку волхвы считаются покровителями путешественников, упоминания о них часто входили в названия гостиниц (например, фр. Hotel Les Trois Rois — Отель «Три Короля»). В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день).
У Беды Достопочтенного впервые появляются имена трёх волхвов — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Их можно найти на мозаике VI в., которая находится над приалтарной частью левой колоннады храма Сант-Аполлинаре-Нуово в итальянском городе Равенна,
Поздние неканонические предания повествуют о четвертом волхве, по имени Артабан, который в своем путешествии помогал всем страждущим, потому дошел до Иисуса через 33 года, к его распятию. В Сирийской церкви существует сказание о 12-ти волхвах, прибывших в Иерусалим с огромной свитой.
Следует отметить, что существует множество вариантов имен волхвов: Каспар: Аппелликон (греческий), Магалат (еврейский), Caspar, Gaspar, Jaspar, Jaspas, Gathaspa — 60-летний белобородый мудрец в восточной одежде из страны купцов (Индия или Средиземноморье), принёсший в дар золото; Мельхиор: Америн (греческий), Галгалат (еврейский), Melchior, Melichior) — 40-летний персидский мудрец, принёсший в дар ладан; Бальтазар: Дамаскон (греческий), Серакин (еврейский), Balthazar, Balthasar, Balthassar, (Вифисарей, в ранних рукописях) — 20-летний арабский мудрец, принёсший в дар смирну; Артабан: Вифисарей, Bithisarea — намеревавшийся принести Иисусу сапфир, рубин и жемчужину, но не успевший ко времени.
Рождественские волхвы и их Дары символично указывают на особенности жизненного пути Спасителя. Сми́рна (древне-греческое μύρρη, ми́рра, от устаревшего арабского مر, мурр, ми́рро) — Дар 20-летнего мавра Бальтазара — отмечает начало человеческого бытия, неизбежно завершающегося смертью.
Смирна — камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев из семейства Бурзеровые (Burseraceae), в особенности от Commiphora myrrha (мирры), маслянистую вытяжку которой в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего, поскольку она обладает антисептическими свойствами. Этот дар предвосхищает искупительную жертву Христа — перед погребением тело Спасителя было умащено благовонным составом из смирны и алоэ. В рамках инфоцентрической парадигмы смирна символизирует материю. Материя неизбежно присутствует в начале жизни и поэтому ее символ принёс самый молодой волхв.
Ла́дан (древне-греческое λήδανον, λάδανον; латинское Olibanum — олибанум или олибан; арабское. لُبَّان — ливан, lubbān) — дар 40-летнего перса Мельхиора проповедующему священнику, так как Иисусу предназначалось в зрелости стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Для инфоцентриста, очевидно, что второй дар волхвов символизирует информацию.
Ла́дан — ароматическая древесная смола, получаемая с деревьев рода Босвеллия: Ладанного дерева (лат. Boswellia sacra), Boswellia carterii и др. из семейства Бурзеровых (лат. Burseraceae), растущих на Аравийском полуострове (в Йемене и Омане) и в Восточной Африке (в Сомали), одно из древнейших благовоний, используется для воскурения при богослужениях и в парфюмерии. Принесенные Богу и Человеку, ладан и смирна впоследствии были соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая. Для инфоцентриста эта символика очевидна: материя не жива без генетической информации, а проповедь передаётся через пространство и время благодаря своему семантическому содержимому.
Золото — царский дар 60-летнего Каспара из страны купцов, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём. Многие источники интерпретируют золотой Дар как подношение Царю Иудейскому, однако не исключено, что они предназначены Царю Второго Пришествия. Смысл орнаментов на 28 золотых пластинах различной формы остается загадкой, однако может быть обнаружен посредством инфоцентрического анализа символических аналогий. Для инфоцентриста золото — символ свободной энергии, предназначенной для передачи в пространстве и времени. Не исключено, что орнаменты обозначают различные формы энергии.
Дары преподносились в порядке, обратном хронологической последовательности символов: сначала Каспар вручил будущему Царю золото (энергию), потом Мельхиор передал ладан (информацию) будущему Учителю Нового Завета, и в завершение Бальтазар подарил Младенцу Иисусу смирну (материю) для предстоящего упокоения плоти. В отличие от первых трёх, четвертый Дар волхвов был нематериальным, но исторически наиболее значимым: мудрецы спасли новорожденного Христа, скрыв его местонахождение вопреки приказу царя Ирода. Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, встревоженный пророчеством о рождении конкурента — Царя Иудейского, тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и велел им вернуться, определив местонахождение Иисуса.
Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду, игнорировали его приказ и вернулись на родину. Согласно преданию, впоследствии все волхвы были крещены апостолом Фомой, который благовествовал в Парфии, стали проповедниками Евангелия. В западных сказаниях упоминается даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов.
Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и упокоены в Константинополе, а в V веке перемещены в Милан. В настоящее время золотой ковчежец с мощами волхвов находится в Кельнском соборе. После исчезновения своевольных волхвов царь Ирод приказал истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев возрастом до 2 лет от указанного волхвами времени появления Вифлеемской Звезды. Младенец Иисус избежал гибели, поскольку Ангел Господень явился во сне Иосифу, велел бежать с Младенцем и Матерью Его в Египет и пребывать там до смерти Ирода. Таким образом, четвёртый рождественский дар волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара (контроль) создал условия для возникновения и распространения Христианства.
Источник: www.informyst.pro
Дары волхвов
На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами.
Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки — золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?
Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано — они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение.
Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова. Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов — все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию.
При чем же здесь волхвы? Дело в том, что они, по одной из версий, были родом из Месопотамии. С этой землей была связана история ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне и предсказал в том числе такие подробности, как время прихода Мессии. Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось.
Иудеи же, в свою очередь, очень хорошо знали Ветхий Завет, одна из книг которого — как раз Книга пророка Даниила. Для иудейского сознания вполне логично было получить сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу.
Ладан, золото, смирна
Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423
Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю.
С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы. Кроме того, золото — это и символ мудрости («золотые слова», «молчание — золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей — мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.
Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы.
Что же касается чина Первосвященника. Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод.
Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом — вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.
Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти.
А за Его смертью последует Воскресение — то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.
Где искать рождественских волхвов?
Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека.
Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.
А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему?
Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор — именно там теперь находятся их мощи.
Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе.
И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики — Кёльнский собор. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трех волхвов и находятся по сей день.
B+С+M
Фото Валерия Близнюка
Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии. Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери.
Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен. «Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу — навещать соседей.
Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок — благословение. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.
Сами же Дары волхвов — золото, ладан и смирна — хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.
Источник: ruskline.ru