Кто изобрел сусальное золото

Тончайшие золотые листы, представляют собой сусальное золото, позволяющие покрыть в прямом смысле слова любой предмет. Технологии этой более полутора тысяч лет – самые древние найденные листы для золочения были изготовлены в Китае 1700 лет назад.

сусальное золото

Как золото становится сусальным

С той поры прошло немало веков, созданы более современные способы производства сусали, однако основные принципы сохранились. Золотые слитки (чаще всего используется «чистый» металл — «четыре девятки», 999 пробы) раскатывается в плоские ленты, которые молотом (традиционно – ручным, в современном производстве – автоматическим) – отбиваются в тонкие пластинки.

Когда они станут не больше 2-3 мм толщиной, их нарезают на квадратики, из которых делают книжку («золотник»). Каждый листок золота перекладывается тонкой папиросной бумагой. Книжку вкладывают в оправку. Чтобы получить тончайшие листы (не больше 100 нм), нужно ударить по золотнику до 10000 раз. В результате из 2 кг чистого золота получается около 1 кг сусали.

Ручной способ изготовления сусального золота сегодня используется редко – физически сложная работа и невозможность получить тончайшие листы равномерной толщины делают такой процесс трудоемким и неэффективным. Поэтому используются автоматические молоты, наносящие удары с одинаковой силой. При этом есть два варианта процесса:

  • книжку под молотом вручную передвигает человек;
  • процесс полностью автоматизирован.

То, что в процессе задействованы промышленные роботы, позволяет получать высококачественное сусальное золото. Самую качественную сусаль производят в Италии и Германии. В Москве производство ведется на заводе по обработке специальных сплавов.

Каждый «золотник» должен иметь одинаковый вес. Поэтому весь процесс строго контролируется:

  • отлитый брусок имеет одинаковые размеры — 20*5*1 см;
  • он разогревается в печи и раскатывается в полосу, длина которой достигает 30 метров;
  • полосу нарезают на квадраты, создавая стопку – от 100 до 300 листов.

Тончайшие листочки размером 9,5*9,5 см используют для позолоты и для золочения мебели, икон, для наружных работ, хотя в последнем случае чаще используют имитацию – сплавы других металлов, покрытые сверху желтым лаком.

Читайте также:
Рдр 2 скупщик золота где найти

листы сусали

Применение сусального золота

Почему именно оно используется для позолоты скульптур и иных предметов интерьера? Причина в том, что в таком виде его легко нанести на любую гладкую поверхность. Сцепление с ней происходит на молекулярном уровне, поэтому позолота устойчива к воздействию внешней среды.

Листы сусального золота настолько тонки, что 1 граммом можно покрыть до 18 квадратных метров поверхности. Они сохраняют все свойства чистого золота:

Как делают сусальное золото

  • не окисляются на воздухе;
  • не вступают в реакцию с кислотами, щелочами и солями.

Поэтому золоченые купола церквей долгие годы и даже десятилетия сверкают на солнце, а покрытые сусалью статуи и элементы фонтанов, садовых и парковых скульптур, зеркальные и картинные рамы музейных экспонатов не подвластны времени.

купола, покрытые сусальным золотом

Каноничным материалом считается металл 960 пробы, имеющее цвет самородного драгоценного металла. Кроме него, производится листы других оттенков:

  • белое;
  • красное;
  • зеленое;
  • лимонное;
  • лунное.

Сусаль в частных интерьерах

Воплощение исторических стилей в современных интерьерах не обойдется без золоченой мебели, элементов декора. Барокко, Рококо и другие в качестве главного украшения воспринимали золочение. Поскольку сусальное золото легко «прилипает» к разным поверхностям – дереву, металлу, пластику, гипсу, полиуретану, не составит труда с помощью его воссоздать в стенах частного особняка или квартиры эпоху Возрождения, украсив лепной декор, лестничные марши, колонны, мебель или сантехнику золотом.

Возрождение Большого театра

Восстановление исторических памятников, имеющих элементы позолоты возможно с применением сусального золота. Яркий пример – реконструкция Большого театра, где были восстановлены поврежденные элементы лепного декора. Их изготавливали по технологиях XVII-XIX веков из папье-маше с последующим золочением. Сегодня всемирно известный Большой театр сияет золотом, принимая истинных ценителей искусства.

Сусальное золото в архитектуре

Более толстое сусальное золото используется для золочения уличных элементов архитектуры и ландшафтного дизайна. Благодаря ему блестят на солнце купола церквей и храмов, колонны и порталы дворцов, исторических архитектурных ансамблей Петергофа.

С помощью сусали проводилась реконструкция известной скульптурной группы в Петергофе – «Самсон, разрывающий пасть льву». Восстановление бронзовой скульптуры проводилось путем нанесения на бронзу нескольких слоев лака, завершающихся золочением.

Под бой курантов

Сусальное золото использовалось при проведении реконструкции Кремлевских курантов. Во время нее им были покрыты стрелки, цифры и обод циферблатов. Благодаря этому часам вернули вид, который был характерен для них в середине XVIII века. С большой ответственностью отнеслись лучшие специалисты золочения к такой тонкой, ювелирной работе.

Читайте также:
Церковь золото или серебро

Съедобное золото

Удивительно, но факт – золото применяют и в кулинарии. Тончайшее сусальное золото используется для украшения пищевых продуктов, кондитерских изделий, тортов. В Индии можно встретить сладости, обернутые листами сусального золота, а в Японии — заказать в дорогом ресторане «позолоченный кофе». Не редкость в европейских супермаркетах — алкогольные напитки, например, шампанское с мельчайшими хлопьями золота.

Имитация сусали

Поскольку стоит сусальное золото недешево (книжечка в 60 листов обойдется в сумму примерно 80 евро), часто применяют в декоре его имитацию – поталь. Подобные «заменители» — сплавы химических элементов, которые могут дать цвет золота. Это соединение меди и цинка, алюминия и серебра. После нанесения потали на изделия ее покрывают лаком.

Сусальное золото – уникальный по своим качествам материал, используется для придания предметам интерьера и наружным элементам архитектуры эстетичного вида. Восстановление исторических памятников и интерьеров, икон и предметов быта благодаря ему приобретают свой первозданный вид и роскошь.

Источник: lombardyinfo.ru

Кто изобрел сусальное золото

Сусальное золото и поталь – в чем отличие?

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Сейчас наряду с сусальным золотом используется поталь – между этими двумя декоративными отделками существует определенное внешнее сходство и в то же время есть кардинальные отличия.

Технология производства

Сусаль изготавливается из чистого золота, которое раскатывается до чрезвычайно тонких листов. Затем пластины в декоративных целях наносятся на купола, статуи. Этот химический элемент относится к мягким металлам, хорошо поддающимся ковке. Именно эти его свойства используются для создания сверхтонких пластин.

Сначала из золота готовят бруски, затем каждый из них раскатывают в полосу длиной до 30 метров. На следующем этапе каждая полоса нарезается квадратами, их укладывают один на один, перестилая специальной бумагой. Образуются стопки, каждая из которых содержит 100-300 листов золота.

Далее стопка помещается под специальный молот, который плющит золотые квадраты в лепешки. Процесс удара молотом повторяется около 2000 раз, в результате чего толщина каждой из лепешек уменьшается до нескольких микрон. Вновь повторяется процесс вырезания, теперь уже из лепешек, квадратов, которые вкладываются в специальную книжку. В ней может содержаться от 10 до 300 листов сусального золота.

Читайте также:
Из какого золота лучше покупать обручальные кольца на свадьбу

Всего при производстве этой декоративной шикарной отделки проводится до 30 различных операций. Самая важная из них – расплющивание, к тому же она и самая трудоемкая. Необходима четкая регулировка силы удара молота, установление определенной последовательности и направления ударов. Правильная технология позволит получить равномерное расплющивание, листы сусального золота будут одинаковой толщины, без выбитых участков или, наоборот, утолщений. В конечном счете, качество листов скажется на времени сохранности покрытия.

Раньше и сейчас

Технология изготовления сусального золота насчитывает более 1700 лет. Первыми в этом деле, как и во многих других технологиях, были китайцы. Сейчас же такое производство налажено во многих странах мира. За столетия технологии, естественно, изменились, в первую очередь это касается расплющивания.

Сначала использовался только ручной труд – специальный молотобоец наносил удары по стопке. Были в этом деле и признанные мастера, хотя ни один специалист в мире не обеспечит идеального расплющивания.

На смену человеку пришли автоматические молоты, которые, во-первых, облегчили его труд, во-вторых, процесс расплющивания проходил равномерно, как следствие, меньше брака было на выходе. Сила молотобойца была уже не нужна – удары наносил молот, но стопку должен был двигать все равно человек. Современные технологии позволили человеку практически устраниться от участия в таком тонком процессе. Молот автоматически наносит удары, робот, для которого разработана специальная программа, передвигает стопку золота. При этом тщательно соблюдается технологический процесс, идет постоянный контроль качества.

Имитация золота

Понятно, что использование сусального золота во многих случаях является слишком дорогим удовольствием. Во-первых, само по себе золото – довольно-таки дорогой металл, во-вторых, запасы его не бесконечны, в-третьих, технологии производства сложны. Поэтому издавна люди искали способы получения красивой декоративной отделки, подобной золоту, но гораздо ниже по стоимости. Изобретение потали, имитирующего сусальное золото, не было случайным, к нему люди шли целенаправленно!

В настоящее время существует несколько технологий производства потали. Согласно одной из них, вместо золота используют другие металлы, например алюминий, более распространенные, дешевые и ковкие, а также сплавы металлов. Самый распространенный вариант – сплав меди и цинка. После того как сплавы будут нанесены на изделие, их покрывают лаком желтого цвета, чтобы имитировать тон настоящего золота. Вторая технология потали предполагает использование химических соединений, которые добавляются в краски, имитирующие позолоту.

Читайте также:
Почему золото красит кожу в черный

Отличия сусального золота и потали

Учитывая все вышесказанное, можно отметить следующие моменты. Во-первых, поталь является имитацией сусального золота, используется наряду с настоящим драгоценным металлом для отделки различных покрытий, в том числе статуэток, багетов, рамок, карнизов. Поталь на порядок дешевле золотых листов, что позволяет создавать шикарные интерьеры по вполне приемлемым ценам. Тем не менее, этот материал менее долговечен в сравнении с золотом, поэтому, во-первых, применяется только в интерьерах зданий, во-вторых, требует покрытия лаком для увеличения времени использования.

Каждый хозяин при разработке дизайна дома волен сам принимать решение, поталь или настоящее сусальное золото использовать в отделке!

Похожие статьи:

Живопись в интерьере – красиво жить не запретишь

Живопись в интерьере – красиво жить не запретишь

Живопись активно применяться для украшения интерьеров стала не вчера – данное направление искусства насчитывает тысячи лет. Но, несмотря на многообразие дизайнерских вариантов декора жилых и рабочих помещений, существующих на сегодняшний день, картины и роспись стен остаются востребованными и популярными. Хотите создать неповторимый живой интерьер?

Особенности простых художественных карандашей

Особенности простых художественных карандашей

Выбор карандаша – один из важнейших подготовительных этапов в занятии живописью. Простые карандаши используются в первую очередь для создания эскизов и набросков, но могут применяться и в качестве основного инструмента в рисовании. Именно от задач, которые ставит перед собой художник, и будут зависеть параметры, которые необходимо учитывать при покупке карандаша. Если мастер планирует выполнять рисунок красками, а карандаш необходим только для первоначальной разметки, то для этих целей самым оптимальным будет использование твердого грифеля. Подробнее.

Дурной вкус в интерьере

Дурной вкус в интерьере

Массивная позолоченная лепнина, многочисленная габаритная мебель, художественная роспись в духе граффити, большое количество глянцевых поверхностей хоть и относятся к элементам декора, подходящим для оформления далеко не каждого дома, все же не всегда абсолютно неуместны. Но есть целый ряд приемов, которые не просто способны изуродовать любую обстановку, но и могут стать прекрасной демонстрацией понятия «дурной вкус».

Наборы пастели для живописи

Наборы пастели для живописи

Пастель – послушный материал, который даёт мастеру богатство оттенков и разнообразие приемов. Он надолго сохранит душу художника, не потускнеет, не состарится. Для создания художественных картин пастелью нужны мастерство и опыт: многие художники начинали рисовать этим простым и незатейливым на вид материалом в зрелом возрасте.

Читайте также:
Промприбор для добычи золота это

Источник: xn——6kcamcjqgkdybocvdqga5b6c4b2v.xn--p1ai

Сусальное золото на буддийских статуях

Есть в буддийской практике, например в Таиланде и Бирме, такой обычай – наклеивать на священные статуи, тонкие квадратики золотой фольги. В итоге, обклеенных идолов можно встретить практически во всех храмах. О чём же говорит этот «золотой ритуал»?

Сусальное золото на буддийских статуях

Сусальное золото на буддийских статуях. Photo credit: delafee

Специальные блестящие пластины из тонко раскатанного золота можно взять в любом из буддийских храмов, наряду с благовониями, цветами и свечками. «Конверт» — сложенный лист бумаги внутри которого золотой квадратик, можно получить взамен на пожертвование, таким образом выполнив одно из условий тайского обычая «тхам бун», который призывает совершать добро.

Сусальное золото на буддийских статуях

Изготовление сусального золота для храмов. Photo credit: Christopher Herwig, Flickr

Сусальное золото на буддийских статуях

«Золотой обряд» в одном из храмов Таиланда. Photo credit: Edward Swift, Flickr

Лирическое отступление

Буддисты считают, что добрые дела улучшают карму человека и наперед обеспечивают ему благополучие. Так, хорошие поступки в прошлой жизни, обязательно принесут счастье и удачу в настоящем. Добрые дела могут быть разными. Например, можно помочь знакомому или напротив, совершенно постороннему человеку. Поделиться едой с монахом или пожертвовать на храм и пр.

Но, что примечательно, ключевым условием «тхам бун» является то, что где-то там… хороший поступок будет засчитан только тогда, когда тот, кому оказывается помощь, готов «принять добро».

То бишь, в основе тайского «тхам бун» лежит абсолютное бескорыстие. Здесь не проходит вариант «медаль за добрые дела», более того, помогая кому-то, вы благодарны, что вам позволяют это сделать. Должна быть обоюдная готовность с одной стороны «принять», а с другой стороны «дать» — вот такая мудрая философия.

Возвращаясь к лоскуткам сусального золота на буддийских статуях… Сделав пожертвование и получив золотой листок его крепят к священной статуе. Делают это либо на удачу, либо загадав желание. Если человек хочет исцелиться от недуга, золотой листок крепят к той части тела статуи, которая соответствует больному месту.

Сусальное золото на буддийских статуях

Сусальное золото на буддийских статуях. Photo credit: flyertalk

Сусальное золото на буддийских статуях

Покрытый золотыми пластинами Будда. Photo credit: flyertalk

Источник: loveyouplanet.com

Рейтинг
Загрузка ...