С обстоятельствами гибели крейсера «Эдинбург» связано много легенд.
Повреждённый подлодкой
Есть версия, что немцы, зная о миссии «Эдинбурга», выслали на его уничтожение своего лучшего подводного аса-снайпера. Или версия, что англичане специально бросили корабль, который вполне мог быть ими спасён.
28 апреля 1942 года из Мурманска на запад отправился конвой QP-11 в составе 13 транспортов. Их охраняли лёгкий крейсер «Эдинбург» под флагом контр-адмирала Стюарта Бонэм-Картера, шесть эсминцев, четыре сторожевика и вооружённый траулер.
«Эдинбург» принадлежал к крейсерам типа «Белфаст» и считался одним из самых новых: он вошёл в состав британского флота в июне 1939 года. Первый день плавания прошёл спокойно, но утром следующего над конвоем появились самолёты-разведчики противника. Командующий немецким флотом Норвежского моря адмирал Хуберт Шмундт бросил на перехват семь подводных лодок, которым было приказано в первую очередь выбить корабли эскорта с их сильным зенитным вооружением. После этого на транспортные суда с воздуха обрушились бы торпедоносцы.
History of the golden cruiser Edinburgh
30 апреля субмарина U-456 обнаружила шедший противолодочным зигзагом «Эдинбург». U-456 долго выбирала позицию для атаки и, в конечном итоге, выпустила по нему три торпеды. В 16:18 две из них попали в цель. Одна пробила правый борт корабля под самым мостиком, а вторая буквально разворотила корму. «Эдинбург» лишился двух винтов, руля и мог теперь передвигаться со скоростью всего 3,5 узла, с трудом сохраняя управляемость. Бонэм-Картер решил вернуться в Мурманск, приказав эсминцам «Форсайт» и «Форстер» сопровождать крейсер.
Атакованный эсминцами
Адмирал Шмундт счёл, что настало удачное время для нападения и, видимо, из-за ухудшившейся погоды приказал эсминцам Z-7 «Герман Шёман», Z-24 и Z-25 выйти на поиски конвоя. На следующий день после полудня они обнаружили конвой и атаковали его. Им удалось потопить лишь одно судно — советский пароход «Циолковский». Добиться большего не дал британский эскорт, оказавший яростное сопротивление. И тогда Шмундт перенаправил своих «охотников» на другую цель — они получили приказ искать повреждённый «Эдинбург».
За 30 часов, миновавших после встречи с U-456, «Эдинбург» в сопровождении эсминцев прошёл лишь 60 миль. Ранним утром 2 мая, когда британский отряд находился в 185 милях от Кольского полуострова, сигнальщики заметили в дымке на горизонте три низких силуэта. Это и были германские эсминцы. Завязался бой.
В начале его «Эдинбург» огнём носовых башен потопил Z-7, но дальнейший ход боя был для англичан не столь удачен. Ещё одна немецкая торпеда попала в крейсер, на сей раз снова под мостик, но по левому борту. Оба английских эсминца тоже получили повреждения. Но и у немцев был повреждён ещё один эсминец, и командир их флотилии приказал отойти.
Идти своим ходом «Эдинбург» больше не мог — его корпус стал буквально медленно разламываться надвое. Вечером к месту боя подошли из Мурманска четыре английских траулера и советский сторожевик СКР-28 «Рубин». Шансов на спасение крейсера не было никаких, и адмирал Бонэм-Картер приказал его экипажу перейти на эсминцы и подошедшие корабли. После этого «Форстер» и «Форсайт» выпустили в обречённый корабль по торпеде, и через несколько минут он затонул.
Золото «Эдинбурга»
Лавры победителя «Эдинбурга» адмирал Шмундт отдал командиру подлодки U-456 Максу-Мартину Тайхер-у, сочтя его вклад в гибель крейсера более существенным, чем атака эсминцев. Однако наградой за британский крейсер для Тайхерта стало лишь упоминание его имени в германской прессе, а спустя год он вместе с U-456 и её экипажем погиб в районе Азорских островов.
В декабре 1943 года его посмертно наградили Рыцарским крестом. Если бы немецкое командование знало о золотом грузе «Эдинбурга», то Тайхерт, следует полагать, получил бы эту награду ещё при жизни. Не был он и никаким выдающимся асом подводной войны. В подплав Тайхерт пришёл с эсминцев в июне 1940 года.
До встречи с «Эдинбургом» он совершил на своей подлодке три похода, в ходе которых сделал пять торпедных залпов, выпустив в общей сложности девять торпед. Цели достигла лишь одна из них: 30 марта 1942 года ею был повреждён американский транспорт «Эффингем» из северного конвоя PQ-13.
Опасная операция
Сейчас обсуждают
- Золотой универмаг Второва
- Семлёвское озеро и наполеоновский клад в Смоленской области
- Неожиданно найденные клады
- Унгерн фон Штернберг: барон и его клады
- Как найти клад и разбогатеть?
- Подводные клады
- Курьёзы с кладами
- Пароход Республика и его золото
Извлечь из «золотого крейсера» его драгоценный груз решили только много лет спустя. Специалист по водолазным работам Кейт Джессоп, глава британской фирмы «Джессоп Марин Рикавериз», по архивным материалам установил точные координаты последнего боя «Эдинбурга» и то место в крейсере, где лежали золотые слитки. В мае 1981 года в Баренцево море вышло специальное судно.
Оно буксировало подводный аппарат, оснащённый широкополосным гидролокатором, который «прощупывал» морское дно на 500 метров по сторонам от излучателя. После обнаружения на 250-метровой глубине объекта под воду спустили телевизионную установку и сняли видеофильм, на кадрах которого отчётливо виднелся корпус военного корабля. Идентифицировав его как крейсер типа «Белфаст», англичане сделали вывод, что «Эдинбург» найден.
На смену первому судну пришёл «Стефанитурм», обычно обслуживавший морские нефтепромыслы. Достигнув заданной точки, моряки установили вокруг крейсера три акустических буя-ответчика, с которых бортовой компьютер судна считывал информацию о силе и направлении ветра и волн. Он же автоматически управлял двумя гребными винтами, подруливающим устройством и тремя выдвижными поворотными рулевыми колонками, так что судно, невзирая на погодные условия, удерживалось на месте либо по просьбе водолазов смещалось в сторону порой на считаные сантиметры. Под водой же работали 12 профессиональных водолазов: англичан, австралийцев и новозеландцев, которых целую неделю готовили к операции в барокамерах.
Первоначально в погреб боезапаса, где находилось золото, планировали проникнуть через пролом, возникший от взрыва торпеды. Но вскоре выяснилось, что сделать это невозможно — на пути водолазов оказалось хаотическое нагромождение исковерканного металла. По этой причине пришлось прорубить лаз в 16-мм обшивке над броневым поясом крейсера.
Добравшись до погреба, водолазы увидели прогнутую палубу, куски арматуры, обломки снарядных ящиков, тросы, снаряды и патроны, и всё это покрывала вязкая смесь ила с мазутом. Водолазам приходилось в одиночку, подсвечивая переноской, резать и выносить куски металла, находящиеся рядом с боеприпасами. Как считали специалисты, разорваться они не могли, но всё равно подобное соседство вряд ли можно было назвать приятным. При этом работы велись на большой глубине, под огромным давлением и почти в полном мраке.
Лишь 16 сентября австралиец Росси передал на поверхность первый слиток золота. Всего же в тот раз был извлечён 431 слиток — каждый весом от 11 до 13 килограммов. С грузом золота на борту «Стефанитурм» отправился в Мурманск, где его ждали представители СССР и Великобритании. Джессоп и его команда получили причитающееся им вознаграждение, а слитки разделили между советской и английской сторонами в пропорции 3:1 — таковы были доли страховки за груз, выплаченные ещё в 1942 году.
Участники экспедиции смогли вернуться к месту гибели «Эдинбурга» лишь спустя пять лет. Теперь право проведения глубоководных работ было передано английской фирме «Вартон Уильямс», которая в предыдущий раз участвовала в поисках как фирма-партнёр. На сей раз на поверхность было извлечено ещё 345 килограммов золота.
Всего же в ходе двух экспедиций водолазы подняли 95% золотого груза «Эдинбурга». Так что операция совершенно справедливо была признана одной из самых успешных в истории поисков затонувших сокровищ, пусть на сей раз совсем не древних, а очень даже современных.
Источник: www.bagira.guru
Золото «Эдинбурга» и операция британских спецслужб
В 1981 году со дна Баренцева моря британской компанией были подняты почти 5 тонн золота с затонувшего крейсера «Эдинбург». Однако британцев интересовало не только золото.
Секретный груз «Эдинбурга»
Британский крейсер «Эдинбург» прибыл в Мурманск в феврале 1942 года в составе конвоя PQ-11. Поход был удачным, не было потеряно ни одного судна. Счастливые моряки отдыхали, готовясь к не менее опасному походу в обратную сторону — домой. В ночь на 27 апреля раздался сигнал боевой тревоги.
Поднявшиеся на палубу моряки увидели, что причал блокирован солдатами в форме войск НКВД. На пирс начали прибывать грузовики и моряки стали поднимать на борт небольшие, но очень тяжелые ящики. Один из ящиков упал на палубу – и из него вывалились золотые слитки.
В первый же день Великой Отечественной Войны Черчилль объявил о своей поддержке СССР. Великобритания начала оказывать Советскому Союзу техническую помощь: в воюющий СССР пошли грузы военного и гражданского назначения.
Однако помощь была небезвозмездной. Согласно соглашению от 16 августа 1941 года 40% британских поставок СССР оплачивал золотом. Это золото и грузили на «Эдинбург» — 93 ящика (465 слитков), общим весом 5,5 тонн на общую сумму более 100 миллионов долларов.
28 апреля в составе конвоя QP-11 крейсер покинул Мурманск. Корабль нес флаг контр-адмирала Стюарта Бонэм-Картера, которому и была поручена доставка золотого груза.
Последний поход «Эдинбурга»
Легкий крейсер «Эдинбург» не был старым корытом, он был спущен на воду в 1939 году, был хорошо вооруженным и быстроходным. Однако в составе конвоя все корабли идут со скоростью самого тихоходного из транспортов. Крейсер лишался своего главного преимущества.
30 апреля Стюарт Картер принял решение покинуть конвой и добираться до английских берегов самостоятельно, надеясь на свою скорость и противолодочные зигзаги. Капитан «Эдинбурга» Хью Фолкнер имел противную точку зрения, однако вскинул руку к фуражке и ответил: «Есть, сэр!» Будущие события показали, что Фолкнер был прав.
В 10:12 вахтенный офицер германской субмарины U-456 доложил командиру об обнаружении тонкого столба дыма. Капитан-лейтенант Макс Тайхерт дал команду идти на сближение и в 11:20 разглядывал в перископ борт английского крейсера. Прозвучала команда: «Боевая тревога! Торпедная атака!» — завыли клаксоны.
Несколько часов Тайхерт сопровождал крейсер, выбирая позицию для атаки. В 16:18 прозвучало «Залп!» — и три торпеды, оставляя за собой бурун, помчались к «Эдинбургу». Первая прошла мимо, вторая ударила в правый борт. Третья попала в корму, крейсер лишился руля и двух винтов.
На помощь поврежденному крейсеру подошли эсминцы и взяли кренящийся на левый борт «Эдинбург» под охрану. Но и немцы не собирались терять свою добычу: три эсминца кинулись искать поврежденный корабль, чтобы добить его.
2 мая они настигли «Эдинбург» — под охраной эсминцев тральщики буксировали крейсер обратно в Мурманск. Начался бой, в ходе которого «Эдинбург» получил третью торпеду и начал погружаться в воду. Адмирал Картер приказал команде покинуть судно. Смертельно раненый корабль быт добит торпедой. 5,5 тонн золота ушли на дно.
Безработный водолаз флота Ее Величества
В конце 70-х в Москву прибыл бывший английский моряк Кейт Джессоп с необычным предложением поднять золото с «Эдинбурга». Советские спецслужбы отнеслись к предложению англичанина с недоверием: у безработного внезапно нашлись спонсоры, готовые выделить 100 миллионов долларов на поисковые работы. И допуск на изучение архивов Британского адмиралтейства тот получил на удивление легко… именно там Джессоп и нашел точные координаты гибели «Эдинбурга» — в стратегически важном районе базирования подводного флота СССР. А есть ли на том «Эдинбурге» золото – это еще вопрос: вопреки заверениям британцев в Москве подозревали, что слитки те успели забрать с тонущего крейсера.
В КГБ подозревали, что поиски золота – прикрытие для разведывательной, а может и диверсионной операции. Но решили включиться в игру, и осенью 1981 года в Баренцевом море над местом предполагаемой гибели крейсера закачалось специальное судно «Stephaniturm».
16 сентября подняли первый слиток золота. Каждый член экспедиции подержал его в руках. Среди счастливчиков были и находившиеся на судне представители советской стороны — Леонид Мелодинский и Игорь Ильин, о чьей принадлежности к спецслужбам не сомневался никто.
За первым последовал второй слиток, за ним третий. В течение нескольких дней были подняты 431 слиток. Золото сложили в отдельной каюте, получившей название «золотой». Корабль взял курс на Мурманск, команде было приказано отдыхать. Но к советским чекистам это не относилось.
Приключения разведчиков
Перебирая членов команды, Мелодинский и Ильин остановились на мистере Альфреде, должностные обязанности которого члены команды могли назвать с трудом. Большую часть времени Альфред находился у себя в каюте, возясь с какой-то аппаратурой. «За ним в оба глаза смотреть надо, — говорил Мелодинский товарищу. – Готов поспорить, что этот «ученый» — из НИИ «Интеллидженс Сервис». Спать разведчики решили по очереди.
В одну из ночей корабль замедлил ход и остановился. Мелодинский немедленно разбудил товарища и они оба бросились наверх. В рубке находился сам капитан – он и отдал команду остановить судно, а на палубе возился «мистер Альфред», готовясь спустить на воду мини-плот с какой-то аппаратурой.
Корабль был территорией Великобритании, ни арестовать, ни задержать агента Ильин и Мелодинский не могли, но они потребовали от Альфреда, угрожая оглаской, покинуть палубу и унести с собой свою «научную аппаратуру». Впоследствии специалисты предположили, что заданием агента было устроить подводный взрыв, чтобы отследить ответное действие системы противолодочной обороны, однако истинная суть задания так и осталась загадкой.
Каждому – по заслугам его
Операция по поднятию «эдинбургского» золота на сегодняшний день считается одной из наиболее успешных – на поверхность было поднято почти 99% затонувших сокровищ. Свою долю получил СССР, Великобритания и компания «Джессоп Марин Рикавериз».
Наверняка были отмечены и Мелодинский с Ильиным, но об этом сведений нет.
Источник: tehnowar.ru
Золото «Эдинбурга». Как любитель получил клад с советскими слитками
В апреле 1942 года из порта Мурманска отплыли корабли британской флотилии, на борту крейсера «Эдинбург» лежали 5 тонн советского золота. Ценный груз должны были доставить в Рейкьявик, а затем, по слухам, в США. Однако добраться до пункта назначения эскадре не удалось: в пути они столкнулись с немецкими подводными лодками. Торпеды повредили «Эдинбург» и корабль вместе с золотом затонул, экипаж был спасен.
«Эдинбург затонул почти мгновенно, а вместе с ним и 5,5 тонн золота. Но только в 70-х годах снаряжение водолазов стало достаточно совершенным для работы на таких глубинах», – рассказывает Николай Валуев.
Спустя 40 лет после затопления «Эдинбурга» один смелый охотник за сокровищами, Кейт Джессоп, решил поднять советское золото со дна Баренцева моря. Как ему это удалось и почему Советский Союз получил лишь треть найденного клада, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.
«МИР» интернет-портал. Сетевое издание
Учредитель
Закрытое акционерное общество «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»
Главный редактор
Батыршин Р.И.
Телефон/факс
(495) 648-07-92, 964-08-01
Коммерческая дирекция
(495) 748-13-90
Развитие сети
(495) 748-35-96
Алексей Тихонов
Елена Коритич
Служба продвижения
Для корреспонденции
107076, Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр.
1
Юридический адрес
115184, Москва, ул. Пятницкая, д. 25
«Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» создана в 1992 году Соглашением глав государств-участников СНГ в целях освещения политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, формирования общего информационного пространства и содействия международному обмену информацией
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания Закрытого акционерного общества МТРК «Мир».
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-50090 от 06 июня 2012 года. Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (МТРК «МИР»).
Источник: mirtv.ru