Кубачинское золото что это

Село Кубачи — одно из самых известных и прославленных горных селений Кавказа. Оно расположено в горах Дагестана на высоте 1800 м над уровнем моря. Окружающая природа и архитектура самого села настолько самобытны, что его с полным правом можно считать музеем под открытым небом.

Остатки средневековых крепостных стен, башен, мечетей, старинные жилые постройки, резные каменные архитектурные детали, национальные костюмы жителей создают неповторимый облик. Однако более всего самобытно искусство аула Кубачи. Он широко известен как центр ювелирного, медно-чеканного, оружейного дела, а также промыслов по обработке камня и дерева. Слава Кубачей связана с вековыми традициями в начале мастеров-кольчужников, позже златокузнецов, украшавших холодное и огнестрельное оружие, а также ювелиров.

Художественная обработка металла известна здесь с глубокой древности. Кубачинские изделия, украшенные чернью, гравировкой, насечкой золотом, резной слоновой костью высоко ценились на протяжении столетий как в странах мусульманского Востока, так и в Европе. Кроме ювелирного и оружейного дела, мужское население Кубачей занималось также созданием широко бытовавшей в Дагестане медно-чеканной утвари, художественной обработкой камня и дерева.

ЗОЛОТО И СЕРЕБРО. КУБАЧИ.

Начиная с IX века жители села занимались изготовлением кольчуг, холодного оружия, однако прославились они изготовлением художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, женских украшений. Женщины аула были мастерицами узорного вязания и вышивки. Секреты профессии передавались из поколения в поколение. Каждый мастер владел личными секретами ремесла.

В Кубачинском ювелирном искусстве с начала ХХ века используются разнообразные виды гравировки, которая отличается от всех известных аналогов. Это отличие проявляется в формах резцов, их заточке, приемах нанесения с их помощью узоров на декорируемую
поверхность.

В 1924 году мастерами из села Кубачи была организована художественная артель «Ремесленник». Мастера в этот период наряду с традиционными женскими украшениями и оружием начинают изготавливать портсигары, подстаканники, чайные ложки и другие предметы столового серебра. В последующие десятилетия к славе кубачинских оружейников прошлого добавилась известность поселка Кубачи как центра современного декоративно-прикладного искусства, развивающего художественные традиции своих предков.

В 1932 году правительством страны был выделен государственный фонд серебра для производства кубачинских изделий различного ассортимента. Артель «Ремесленник» была переименована в артель «Экспорт». В 1937 году на Всемирной выставке искусств в Париже изделиям мастеров артели были присуждены высшие награды — Гран-при. В связи с большим значением с. Кубачи и в целях сохранения его традиционного народного искусства по решению правительства в 1938-1940 годах было построено здание производственных мастерских.

Читайте также:
Дорогой золота 3 4

В 1960 году артель была реорганизована в «Кубачинский Художественный Комбинат» (КХК). В 1972 г. за заслуги в развитии декоративно-прикладного искусства ведущие мастера КХК были удостоены Государственной премии им. И. Репина, а сам КХК в 1975 г. был награжден Орденом Дружбы народов.

Эксклюзивные КУБАЧИНСКИЕ украшения.Шикарные изделия Кубачи.(ЧАСТЬ2)Kubachi gold and silver

Изделия комбината давно приобрели мировую известность, они выставлялись на 27 региональных и 12 Всемирных выставках, где удостоились 18 золотых и серебряных медалей, в частности, 1958 г. — Брюссель (Бельгия), 1967 г. — Монреаль (Канада), 1970 г. — Осака (Япония), 1981 г. — Загреб (Югославия), 1982 г. — Копенгаген (Дания), 1982 г. — Дюссельдорф (Германия) — золотые медали, Лейпциг, Оклахома, Стамбул и др.

В последнее время кубачинские мастера заняты возрождением искусства женских украшений, забытых декоративных приемов, а также работают над созданием новых уникальных изделий в соответствии с меняющейся рыночной конъюнктурой.

У комбината мощный творческий потенциал. На предприятии работали лауреаты Государственной премии России им. И. Репина Расул Алиханов, Гаджи-Бахмуд Магомедов. И сейчас трудятся заслуженные художники России, члены Союза художников России, не менее талантливые молодые мастера.

Источник: kybachi.ru

Статьи — КУБАЧИНСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

просмотры

8 Января, 2018 2222

Роскошь и загадка, восточная мудрость и аристократизм — все это заключается в двух словах «кубачинское серебро». Серебряный браслет на нежной женской руке притягивает и завораживает замысловатым переплетением узора. Хочется разгадать эти ювелирные знаки, постичь их тайну, не отрывая взора от блеска драгоценного металла.

КУПИТЬ КУБАЧИНСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ МОЖНО НА САЙТЕ TEMPO-SILVER.RU

Кубачинское серебро — изделия ручной работы, что придает им особую изысканность, шарм и престиж. Истинных женщин порадует разнообразие украшений: браслеты, кольца, подвески, а настоящих мужчин вдохновит на подвиги серебряный кинжал с рукоятью из слоновой кости, инкрустированной драгоценными камнями.

«Кубачи» по праву является брендом в мире эксклюзивных ювелирных произведений из серебра.

Кубачинское серебро в истории

Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла — дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом.

Читайте также:
Менеджмент что такое золото

Тем не менее, о самостоятельных кубачинских мастерах стало известно из трудов арабского историка Аль-Масуди, жившего в X веке. По его рассказам на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники — кольчужники, изготавливавшие не только великолепные по своим защитным свойствам кольчуги, но и лучшее боевое оружие.

Отсюда и пошло название «Кубачи», что в переводе с турецкого языка означает «оружейных дел мастера» или «кольчужники». Согласно легендам, именно кубачинские ремесленники создали для русского князя Мстислава меч, а для Александра Невского — щит. В нескольких мировых музеях хранятся произведения ювелиров из горного аула. Например, в лондонском музее Виктории и Альберта есть коллекция холодного оружия, принадлежавшая некогда английской королеве Виктории. К ней она попала в качестве подарка от Александра III, специально заказавшего для этого случая работу у кубачинских мастеров.

По мере осваивания серебра, ювелиры производили великолепные украшения и металлическую посуду. Купцы увозили драгоценный товар по всему свету, распространяя славу о кубачинских местах. Наибольшую популярность приобрели «свадебные» украшения женщин Кавказа. Первые браслеты, нагрудные ожерелья, кольца и подвески, дошедшие до наших дней, принадлежат мастерам XVII — XVIII веков.

Это не привычные изящные драгоценности с растительным черненым орнаментом, а массивные серебряные изделия, инкрустированные бирюзой, альмандинами. Такие украшения одевались только на свадьбу, и переходили от поколения к поколению.

Знаменитые мастера Кубачей и их произведения

В качестве рабочего материала серебро было выбрано не просто так. Оно прекрасно поддается обработке, известно своими лечебными свойствами. Современные мастера используют множество техник при изготовлении ювелирных изделий — чеканка, гравировка, чернь по серебру, филигрань, монтировка, инкрустирование драгоценных металлов и камней, нанесение эмали. По высокохудожественному исполнению орнамента можно отличить каждого мастера «серебряных дел».

Как правило, умение работать с серебром передается от сына к отцу. Одна кубачинская семья в совершенстве владеет гравировкой и изготавливает кинжалы, сабли и ятаганы, другая — нанесением филиграни и самобытные украшения или посуду.

Кубачинский ювелир Магомедов Курбанали Магомедович известен на весь мир. Его украшения поражают красотой, изяществом и мастерством исполнения. Он по праву является «Королем филиграни», сложнейшей техники ажурного сплетения тончайших металлических нитей, превращающихся в произведение изумительного вида.

Читайте также:
Сколько стоят 10 грамм чистого золота

Курбанали Магомедович изготовил именной браслет «Джамиля» для Людмилы Путиной, выполненный в классических традициях ажурной многоплановой филиграни. Также к его работам относится оружейная коллекция для принца Иордании и украшения для его невесты. Многие эксклюзивные шедевры Курбанали Магомедовича хранятся в частных коллекциях всего мира — в Иране, Франции, США, Голландии, России, а также в музеях изобразительных искусств. Оценочная стоимость подобных украшений от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.

Известный мастер оружейных дел в Кубачах Магомед Билалов изготовил по спецзаказу Президента Дагестана именной кинжал, выполненный из серебра высшей пробы и покрытый позолотой. Предназначалось оружие для популярного певца Димы Билана в честь признания его «Народным артистом Кабардино-Балкарской Республики» после победы на конкурсе «Евровидение — 2008». Обе стороны кинжала покрывали выгравированные надписи — строка из народной песни: «Кинжал хоть не зурна, и он две песни знает — о гибели одна, о вольности — другая», и мудрость гор: «Нож холоден как лед, но на одно мгновенье, над кем-нибудь блеснет — и в пламени селенье».

Серебряные изделия ручной работы во все времена считались признаком хорошего вкуса. Столовое серебро кубачинцев поражает своей роскошью и неповторимостью. Серебряные чаши и блюда с черненным цветочным орнаментом удивляют истинных ценителей эксклюзивных ювелирных изделий. Кубки для напитков, инкрустированные различными каменьями, напоминают восточные сказки о джинах и падишахах. Кубачинское серебро по праву займет главное место в коллекции фамильных драгоценностей.

Источник: tempo-gold.ru

Кубачи

кубачи

Выяснить точные источники происхождения и формирования необычного стиля исполнения, который свойственен ювелирным изделиям кубачинских мастеров, сегодня уже сложно. По некоторым данным этот стиль уходит корнями в начало 1 тыс.н.э.

Именно тогда на крупной территории Евразии, Ближнего Востока и Закавказья получили широкое распространение ювелирные изделия с качественной обработкой металла и отделкой самоцветами, сканью и зернью. В середине 1 тыс.н.э. данный полихромный стиль инкрустации стал развиваться еще интенсивнее.

На территории Дагестана он ярче всего проявился в ювелирной продукции Предгорного и Северо-Восточного Дагестана. Именно здесь мастера занимались отделкой драгоценными и полудрагоценными камнями, чернью, цветными стеклами, формируя из них треугольные и многоугольные фигуры. В результате долгого развития и совершенствования данный полихромный стиль, свойственный кубачинским ювелирным изделиям, получил своеобразные черты, присущие только изделиям мастеров из поселения Кубачи. Со временем появилась местная, канонизированная форма украшений и совершенствовалась техника ювелирного мастерства.

Читайте также:
Как покрыть часы слоем золота

Кубачинская техника обработки выделяется определенным способом создания орнамента, состоящего из гравировки с покрытием чернью, после чего свободный фон заполняется новым рисунком, а после дополнительной чеканки и позолоты мастера создают третий уровень мельчайшей гравировки. В результате поверхность изделия имеет необычную многослойность.

Основной стиль и принципиальные моменты технологии кубачинских узоров сформировались между 17 и 18 столетиями. В итоге орнаментальная культура кубачинских изделий отражает опыт многих поколений мастеров и различные этапы формирования материальной и духовной культуры Дагестана.

Богатый и разнообразный кубачинский орнамент позволяет мастерам, сохраняя свою творческую индивидуальность и каждый раз создавать неповторимое художественное решение. Традиционный набор изображений для этого региона Дагестана, в виде своеобразных побегов, бутонов, листьев, гибких ветвей переплетаются и формируют удивительные ритмические соединения, которые сливаются в единую композицию.

Так рождается неповторимая музыка кубачинского узора. Каждое изделие воплощает в серебре мечты о красоте мироздания, запечатлевая их в удивительной вязи орнаментов. Ансамбль из солнечного золота, горного серебра и небесной лазури как бы застывают на каждом произведении искусства. Кубачинские кинжалы и сабли, инкрустированные серебром и золотом, покрытые эмалью, филигранью и чернью демонстрируют высокий уровень мастерства местных ювелиров.

Неповторимый кубачинский стиль отличается сочетанием разных технологий обработки и инкрустации. Очень популярны изготавливаемые здесь женские ювелирные украшения, а это серебряные кольца, браслеты, серьги, цепочки. Настоящим произведением искусства являются чайные и кофейные сервизы, бокалы, рюмки, коньячные наборы, подстаканники, кофейные и чайные пары.

Все изделия имеют неповторимый кубачинский стиль, в основе которого реальные мотивы. Это неудивительно, так как вдохновение для творчества местные мастера черпают из окружающей природы. Каждое изделие кубачинских ювелиров хранит в себе индивидуальность и талант автора. С годами такие произведения становятся только дороже.

Как утверждает легенда, кубачинцы исповедовали христианскую религию вплоть до 13го столетия. Впрочем, у этой теории нет документальных подтверждений, но если принять ее за достоверный факт, то языческие корни все равно не могли позволить проникнуть христианской вере достаточно глубоко.

Согласно мусульманской религии, которую позднее приняли кубачинцы, в изобразительном искусстве существовали некоторые ограничения. Так в частности нельзя было рисовать живых существ. Именно поэтому кубачинцы, чтя законы ислама, стали совершенствоваться в изображении растительного орнамента. И довольно неплохо преуспели в этом, выработав особенный, никем более не воспроизводимый стиль.

Читайте также:
Золото барака что это

Что касается изображения орнаментов, их сочетаний и применения материалов – здесь кубачинским мастерам нет равных. Одной их техник, которые они использовали являлась кубачинская чеканка. С помощью нее наносилась гравировка на холодное оружие. В этой технике делался упор на ветвистый орнамент, им украшали наиболее дорогие кинжалы и сабли.

Оружие ценилось тем дороже, чем сложнее было выгравировать на нем симметричный ветвистый орнамент — тутта накъишь. Еще один вид орнамента имел название мархарай накъишь – он был свободно вьющимся. Для его нанесения особых усилий не требовалось. По этой причине оружие, на которое он наносился, ценилось дешевле.

Украшали кубачинцы оружие и золотыми насечками, такая техника называлась бишибзиб гяче. Также для украшения оружия использовалась еще одна интересная техника – она заключалась в том, что слоновая кость инкрустировалась золотом. Отличие этой техники в ее оригинальности — другие народности ее практически не применяли.

После того как кубачинцы приняли ислам, орнамент по-прежнему был достаточно простым, однако с его помощью умело подчеркивалась форма предмета. От нанесения позолоты кубачинцы практически отказались, вместо нее использовалось серебро – благодаря сочетанию с чернью казалось, что сверкают алмазы.

Позднее, начиная с 19 столетия, узор становится более сложным и мелким, оружие теперь украшается гораздо вычурнее. Золото теперь зачастую используется сверх меры, серебро также теряет свою ценность как самодостаточный материал. Теперь все внимание мастеров уделяется виртуозности исполнения орнамента, а это не всегда означает то, что он будет выполнен в совершенстве. Однако, несмотря на все изменения в кубачинском орнаменте общий стиль его исполнения оставался одним и тем же. Его было легко узнать тогда, и точно также без труда можно определить и сегодня.

Каждый кубачинский мастер, владеющий техникой украшения поверхностей, имеет свой индивидуальный почерк. Каждый из них, хоть и был знаком со всеми видами художественной отделки, тем не менее, совершенствовался в одном выбранном – занимался гравировкой, нанесением филиграни или другим конкретным делом. Это позволяло мастеру быстрее выполнять свою работу, а, кроме того, он нес ответственность только за определенный вид работ. Специализация, которую выбирал мастер, зачастую зависела от того, каким видом работ занимались в его семье – деды передавали свое мастерство отцам, а отцы — детям.

Источник: www.kubachi-kknp.ru

Рейтинг
Загрузка ...