В конце Второй Мировой войны часть найденных и спасенных культурных ценностей вывезли из Германии и свалили в уцелевших музеях Москвы и Ленинграда. Значительную часть их уже вернули в Германию. Но судьба трофейного золота до сих пор покрыта мраком.
В решениях Крымской конференции было записано право стран- победительниц на получение материальной компенсации. Однако вопрос о картинах и иных произведениях искусства специально не оговаривался.
Тем не менее, специально к открытию второго фронта в июне 1944 года союзники учредили организацию по спасению художественных ценностей MFAA («Памятники, произведения искусства и архивы»). Секретные службы привлекли к делу эмигрантов, сбежавших от нацистов в США, искусствоведов и работников музеев, найденных в Европе. С их помощью были составлены подробнейшие списки ценностей — что и где лежит, как охраняется. Специальные группы захвата имели задание помешать нацистам уничтожить награбленные произведения искусства.
Однако, как и на всякой войне, «спасение» ценностей союзниками имело признаки нездоровой конкуренции. Оккупировав заранее оговоренные районы англичане с возмущением обнаружили, что там уже поживились американцы. Так, на шахте «Граслебен» под Хельмштедтом англичане обнаружили 6800 ящиков с музейными экспонатами. Большая часть из них оказалась вскрытой. Многие ценности, в т.ч. киноархив Третьего рейха, были уже вывезены американцами.
Куда делось золото Третьего Рейха?
Практичные янки для хранения захваченных ценностей подготовили даже специальный сборный пункт (!) в Висбадене. Говорят, что американцам досталось до 80 процентов вывезенных из Германии культурных ценностей. Впрочем, и англичане от них не отставали. В городе Целле был образован английский сборный пункт произведений искусства.
Что не успели захватить (или не смогли увезти) американцы, собирали англичане. Так что судите сами, много ли досталось русским, ведь все художественные ценности нацисты успели заблаговременно отправить в Центральную Германию. Только из музеев Берлина было эвакуировано свыше 9 тысяч ящиков с музейными экспонатами. Все их спрятали к западу от реки Эльбы, т.е. вне досягаемости Красной армии.
Фактически наши союзники, оккупировавшие значительно большую часть Германии, «под шумок» ограбили ее. Так из шахты «Меркерс» в Тюрингии американцы похитили все картины берлинских музеев и несколько сот тонн золота Рейхсбанка. Кстати,хищение этого золота считалось самым большим ограблением в мире и в 1957 году попало в Книгу рекордов Гиннесса.
В австрийских Альпах американцы нашли состав из 52 вагонов. В 29 вагонах оказались изделия из золота, серебра и бриллиантов. Через два года остатки этих ценностей были проданы на аукционе в Нью-Йорке. Выручка составила менее одного процента от первоначальной стоимости найденных ценностей. Остальное, вероятно, было разворовано.
Из шахты «Бернтероде» в Гарце американцы вывезли 250 картин, 48 гобеленов и три ящика с драгоценностями прусского трона. Этот список можно было бы продолжить.
Вторая мировая война. Золото рейха | History Lab
Однако американцы успели вывезти не все ценности. Взять хотя бы Янтарную комнату.Сколько было сенсационных сообщений, что ее вот-вот откопают. А может, ларчик, где она хранится, открывается проще? По неофициальному мнению одного высокопоставленного лица, Янтарная комната находится в одном из хранилищ в Германии под приглядом федеральных служащих. А все эти «поиски» — лишь повод, чтобы почаще ездить за границу.
Примечательно, что в Германии также догадываются (или даже точно знают), что наиболее ценные произведения искусства, вывезенные из тайных нацистских хранилищ, находятся в конкретных музеях в России. По тем или иным причинам, ни одна из сторон не хочет первой признаться в содеянном. Например, в 90-х годах прошлого века по телевидению показали интервью с замминистра культуры России.
Примерный смысл выступления был таков — Я ничего не знаю о золоте Трои. Может быть, оно у нас и есть. А может быть, и нет. Покажите мне его, тогда я поверю.
В этой связи значительный интерес представляет вопрос сохранности перемещенных ценностей. Так, хотя золото Трои уже «найдено», до сих пор не ясна судьба других трофеев (золота из Эберсвальде, золота Меровингов, ценных экспонатов Вартсбургской оружейной палаты и т.д.). Но маловероятно, что кто-либо добровольно сообщит подобные сведения.
Приведу интересный факт. Лет тридцать назад нескольким музейным сотрудникам было поручено чрезвычайно щекотливое дело. Чтобы не привлекать внимания, они ночью забивали подлинные клейма на трофейных ценностях и ставили другие. По их словам, ожидался приезд иностранной делегации. Чтобы спасти «честь» государства, чиновники от культуры решили пойти на подлог.
К сожалению, они загубили не «единицы хранения», а подвергли порче раритеты мирового культурного наследия.
Возможно, о судьбе некоторых перемещенных культурных ценностей было известно Илье Абрамзону. Вот только не совсем ясно, как, будучи мэнээсом (младшим научным сотрудником), он смог сразу стать заведующим отделом одного из крупнейших музеев России. Говорят, он уехал жить за границу и его следы затерялись в Германии.
Вообще говоря, надо поставить кордон на пути разбазаривания и разворовывания культурных ценностей. Думается, все перемещенные произведения искусства(картины, гравюры, книги, архивы, изделия из драгметаллов и т.д.) надо продолжать считать государственной собственностью до окончательного решения их судьбы. Это уже давно подтверждается самой жизнью.
Ведь ни один директор музея не имеет права взять из хранилища какой-либо предмет по собственному желанию и в личных целях. Неизвестно только, берут ли они ценности по чужому желанию и в иных целях. Говорят, что, чем больше хищений проиходит в некоторых музеях, тем чаще награждают их директоров. Интересно, за что? За то, что было так много украдено?
Или за то, что долгое время удавалось это скрывать? А может, за то, что под видом одних хищений удалось скрыть другие хищения? Это всего-лишь догадки, не ставящие под сомнение честность тех людей, которых я знал лично.
Думается, чтобы проявить свою дружбу и уважение к немецкому народу, его истории и культуре, Президент мог бы запретить осуществлять сделки с незаконно перемещенными (трофейными) ценностями.
Убежден, что решение проблемы трофейных культурных ценностей состоит не столько в том, чтобы отдать, сколько в том, чтобы вернуть назад похищенные у нас в годы войны ценности. Так, еще в 1993 году автор предлагал производить возвращение произведений искусства только путем обмена. Например, мы возвращаем один рисунок (или картину) западного художника, оцененный в 10 тыс. долларов, и на эту же сумму получаем одну-две картины русских мастеров. Разумеется, это прагматичный подход к художественным ценностям, но он имеет шансы на успех.
В 1997 году формула «возвращение ценностей на условиях взаимности» получила право на существование. Тогда был произведен обмен домовых книг главы лихтенштейнского княжеского дома Ганса Адама «второго» на дневники следователя Николая Соколова, где повествуется об убийстве царя Николая «второго».
Таким образом, мы станем легализовать и возвращать перемещенные ценности только в ответ на легализацию и возвращение похищенных в России произведений искусства.
Источник: earth-chronicles.ru
Исчезновение сокровищ Третьего рейха: какие есть версии?
Германия владела Европой, и не только, целых 5 лет. Логично предположить, что из завоеванных государств активно вывозили золотые запасы и другие ценности. Да, под «золотом Третьего рейха» нужно понимать не только слитки и монеты, но и всё остальное ценное, что немцы забрали себе.
Куда всё это делось?
От общего к частному
Есть предположения, что гитлеровцы, чуя, что империя скоро погибнет, начали прятать золото на территории Европы – распределив все запасы на компактные клады. Проще говоря, Запад весь напичкан слитками, но мало кто знает, где они находятся.
Есть слухи, что по сей день существует какая-то тайная нацистская организация, что есть некие «хранители», которые располагают картами и знают, где хранятся драгоценности.
Но, вероятно, золото Рейха следует искать не только в Европе. Думается, что в Америке оно тоже есть. Ведь часть нацистов сбежала именно туда. По слухам, даже Гитлер с Борманом доживали свой век в Латинской Америке. Это, конечно, только теория.
Но если Гитлера не было в Перу или в Аргентине, то золото со свастикой туда вполне могло попасть.
Самое интересное, что сведений о драгоценностях Рейха очень мало. Деньги любят тишину. Но есть кое-какие факты.
Богатый Борман
По одной из теорий, Мартин Борман не погиб, а уехал в Аргентину, где жил под вымышленным именем. Туда же он ввез очень много золота. Как его пропустили? Читайте внимательнее: туда он ввез много золота. Это Остапу Бендеру не повезло, когда он в нескольких шубах и с кучей драгоценностей пересекал границу СССР с одной восточно-европейской страной.
А Борман, видимо, смог договориться.
Подчеркиваю, что это только лишь теория. И речь только лишь о части золота. Примерно, на 400 млн. долларов.
Писатели пишут
Вспомню Юлиана Семенова и его «Семнадцать мгновений весны». Там Мюллер рассказывает Штирлицу о том, что существует «золото Бормана» — общак, который копили много лет для потомков, и «золото Гиммлера» — деньги, которые использовались на текущие нужды. Первое – это «теневая казна», которую немцы в любой момент были готовы эвакуировать. Второе – официальная.
Сергей Алексеев в «Сокровищах Валькирии» зашел еще дальше и предположил, что золото Третьего рейха должно находиться где-то в подземельях Урала.
Это, естественно, художественная литература. Но дыма без огня не бывает.
Что еще говорят
В народе ходят слухи, что Гитлер все же смог спрятать золото как в Европе, так и в Южной Америке. Якобы, существует масса тайников. Их сейчас очень трудно найти. Попытки предпринимались, только не увенчались успехом. А тайна породила мистические теории.
Есть мнение, что золото проклято. Все, кто пытался его разыскать, погибали. Либо вмешиваются какие-то сверхъестественные силы, либо, действительно, существует организация, которая охраняет золото Третьего рейха.
1. В 1946 году в Австрии трое альпинистов решили искать драгоценности. Это были Пихлер, Майер, Хаслингер. Один из них вернулся, не пройдя половины пути – сослался на пугающие видения. Двое других продолжили идти за сокровищами. Их тела нашли в горах – в палатке.
2. В Штирийских Альпах золото искал некто Жан де Соз. Его тоже позже нашли в горах бездыханным. Рядом с телом была вырыта какая-то яма.
3. В Южной Америки альпинисты из США пытались разыскать драгоценности Третьего рейха. Экспедиция пропала бесследно.
4. Что-то похожее было и на Канарских островах. Кладоискатели глохли, слепли. теряли зрение.
Походы в горы – это само по себе дело небезопасное. Поэтому в мистику можно и не верить.
Затопленный корабль
Ходят слухи, что у берегов Исландии под водой лежит затопленный грузовой корабль, на борту которого находится невероятное количество слитков золота. Якобы британские исследователи точно знают, где расположено судно. Но Исландия запрещает вести какие-либо исследования, потому что никто не может сказать, кому должен принадлежать драгоценный металл.
Корабль якобы затонул в 1939 году.
Источник: dzen.ru
Куда делось трофейное золото Третьего Рейха?
В конце Второй Мировой войны часть найденных и спасенных культурных ценностей вывезли из Германии и свалили в уцелевших музеях Москвы и Ленинграда. Значительную часть их уже вернули в Германию. Но судьба трофейного золота до сих пор покрыта мраком.
В решениях Крымской конференции было записано право стран- победительниц на получение материальной компенсации. Однако вопрос о картинах и иных произведениях искусства специально не оговаривался.
Тем не менее, специально к открытию второго фронта в июне 1944 года союзники учредили организацию по спасению художественных ценностей MFAA («Памятники, произведения искусства и архивы»). Секретные службы привлекли к делу эмигрантов, сбежавших от нацистов в США, искусствоведов и работников музеев, найденных в Европе. С их помощью были составлены подробнейшие списки ценностей — что и где лежит, как охраняется. Специальные группы захвата имели задание помешать нацистам уничтожить награбленные произведения искусства.
Однако, как и на всякой войне, «спасение» ценностей союзниками имело признаки нездоровой конкуренции. Оккупировав заранее оговоренные районы англичане с возмущением обнаружили, что там уже поживились американцы. Так, на шахте «Граслебен» под Хельмштедтом англичане обнаружили 6800 ящиков с музейными экспонатами. Большая часть из них оказалась вскрытой. Многие ценности, в т.ч. киноархив Третьего рейха, были уже вывезены американцами.
Практичные янки для хранения захваченных ценностей подготовили даже специальный сборный пункт (!) в Висбадене. Говорят, что американцам досталось до 80 процентов вывезенных из Германии культурных ценностей. Впрочем, и англичане от них не отставали. В городе Целле был образован английский сборный пункт произведений искусства.
Что не успели захватить (или не смогли увезти) американцы, собирали англичане. Так что судите сами, много ли досталось русским, ведь все художественные ценности нацисты успели заблаговременно отправить в Центральную Германию. Только из музеев Берлина было эвакуировано свыше 9 тысяч ящиков с музейными экспонатами. Все их спрятали к западу от реки Эльбы, т.е. вне досягаемости Красной армии.
Фактически наши союзники, оккупировавшие значительно большую часть Германии, «под шумок» ограбили ее. Так из шахты «Меркерс» в Тюрингии американцы похитили все картины берлинских музеев и несколько сот тонн золота Рейхсбанка. Кстати,хищение этого золота считалось самым большим ограблением в мире и в 1957 году попало в Книгу рекордов Гиннесса.
В австрийских Альпах американцы нашли состав из 52 вагонов. В 29 вагонах оказались изделия из золота, серебра и бриллиантов. Через два года остатки этих ценностей были проданы на аукционе в Нью-Йорке. Выручка составила менее одного процента от первоначальной стоимости найденных ценностей. Остальное, вероятно, было разворовано.
Из шахты «Бернтероде» в Гарце американцы вывезли 250 картин, 48 гобеленов и три ящика с драгоценностями прусского трона. Этот список можно было бы продолжить.
Однако американцы успели вывезти не все ценности. Взять хотя бы Янтарную комнату.Сколько было сенсационных сообщений, что ее вот-вот откопают. А может, ларчик, где она хранится, открывается проще? По неофициальному мнению одного высокопоставленного лица, Янтарная комната находится в одном из хранилищ в Германии под приглядом федеральных служащих. А все эти «поиски» — лишь повод, чтобы почаще ездить за границу.
Примечательно, что в Германии также догадываются (или даже точно знают), что наиболее ценные произведения искусства, вывезенные из тайных нацистских хранилищ, находятся в конкретных музеях в России. По тем или иным причинам, ни одна из сторон не хочет первой признаться в содеянном. Например, в 90-х годах прошлого века по телевидению показали интервью с замминистра культуры России.
Примерный смысл выступления был таков — Я ничего не знаю о золоте Трои. Может быть, оно у нас и есть. А может быть, и нет. Покажите мне его, тогда я поверю.
Как вы думаете, чего больше в этих словах — наивности или лукавства? Впрочем, в то время чиновники и директора музеев больше предпочитали помалкивать.
В своё время автор имел возможность заходить в некоторые хранилища без соблюдения формальностей. Мне приходилось держать в руках некоторые перемещенные изделия из драгметаллов. Причем прямо оговаривалось, что об этих ценностях не знает даже министр культуры (во всяком случае, в то время). Расскажу лишь о небольшом эпизоде.
В одном из хранилищ, куда доступ ограничен, есть секретная ниша. Во время моих визитов оттуда извлекались коронационные атрибуты германских монархов. Признаюсь, кое-что я пытался примерить. Так, золотой коронационный пояс состоял из звеньев, каждое из которых было украшено платиновой фигуркой предыдущих монархов. Не стану описывать другие вещи, поскольку их там может уже не быть.
Возникает вопрос, почему я до сих пор молчал. Потому что не мог подвести тех людей, которые мне доверяли. А вот почему молчали другие, думаю, следует сказать. Как вы уже догадались, монополией на тайну перемещенных ценностей обладало отнюдь не Министерство культуры. В сложившейся ситуации требовалось, чтобы работники культуры, прежде всего музейные, молчали.
Иногда это достигалось полюбовным соглашением. Некоторые сотрудники музеев начинали сотрудничать с КГБ, который мог способствовать их продвижению по службе. Сами же сексоты становились пешкой в чужих руках.
В этой связи значительный интерес представляет вопрос сохранности перемещенных ценностей. Так, хотя золото Трои уже «найдено», до сих пор не ясна судьба других трофеев (золота из Эберсвальде, золота Меровингов, ценных экспонатов Вартсбургской оружейной палаты и т.д.). Но маловероятно, что кто-либо добровольно сообщит подобные сведения.
Приведу интересный факт. Лет тридцать назад нескольким музейным сотрудникам было поручено чрезвычайно щекотливое дело. Чтобы не привлекать внимания, они ночью забивали подлинные клейма на трофейных ценностях и ставили другие. По их словам, ожидался приезд иностранной делегации. Чтобы спасти «честь» государства, чиновники от культуры решили пойти на подлог.
К сожалению, они загубили не «единицы хранения», а подвергли порче раритеты мирового культурного наследия.
Возможно, о судьбе некоторых перемещенных культурных ценностей было известно Илье Абрамзону. Вот только не совсем ясно, как, будучи мэнээсом (младшим научным сотрудником), он смог сразу стать заведующим отделом одного из крупнейших музеев России. Говорят, он уехал жить за границу и его следы затерялись в Германии.
Вообще говоря, надо поставить кордон на пути разбазаривания и разворовывания культурных ценностей. Думается, все перемещенные произведения искусства(картины, гравюры, книги, архивы, изделия из драгметаллов и т.д.) надо продолжать считать государственной собственностью до окончательного решения их судьбы. Это уже давно подтверждается самой жизнью.
Ведь ни один директор музея не имеет права взять из хранилища какой-либо предмет по собственному желанию и в личных целях. Неизвестно только, берут ли они ценности по чужому желанию и в иных целях. Говорят, что, чем больше хищений проиходит в некоторых музеях, тем чаще награждают их директоров. Интересно, за что? За то, что было так много украдено?
Или за то, что долгое время удавалось это скрывать? А может, за то, что под видом одних хищений удалось скрыть другие хищения? Это всего-лишь догадки, не ставящие под сомнение честность тех людей, которых я знал лично.
Думается, чтобы проявить свою дружбу и уважение к немецкому народу, его истории и культуре, Президент России Дмитрий Медведев мог бы запретить осуществлять сделки с незаконно перемещенными (трофейными) ценностями.
Убежден, что решение проблемы трофейных культурных ценностей состоит не столько в том, чтобы отдать, сколько в том, чтобы вернуть назад похищенные у нас в годы войны ценности. Так, еще в 1993 году автор предлагал производить возвращение произведений искусства только путем обмена. Например, мы возвращаем один рисунок (или картину) западного художника, оцененный в 10 тыс. долларов, и на эту же сумму получаем одну-две картины русских мастеров. Разумеется, это прагматичный подход к художественным ценностям, но он имеет шансы на успех.
В 1997 году формула «возвращение ценностей на условиях взаимности» получила право на существование. Тогда был произведен обмен домовых книг главы лихтенштейнского княжеского дома Ганса Адама «второго» на дневники следователя Николая Соколова, где повествуется об убийстве царя Николая «второго».
Таким образом, мы станем легализовать и возвращать перемещенные ценности только в ответ на легализацию и возвращение похищенных в России произведений искусства.
Источник: econbez.ru