Нет, конечно. Купол храма, в котором служу я, изготовлен из нитрида титана. Насколько я знаю, так везде сейчас делают. Изготавливать из золота, наверно, нереально дорого.
купол покрыт нитридом титана,который имеет цвет похожий на золото.НО блеск золота и титана совершенно. Читать дальше
умник всезнайка · 18 окт 2021
купола сделаны из дерева или из металла.затем покрыты медью(медными листами_)а вот медь уже покрывают золотом,поталью,или красят,иногда оставляют так как есть,напыляют золото, серебро, нитрид титана..итд.Небольшие купола иногда гальванически покрывают драг. металлом.Золото там настоящее,золотое-996 пробы.Только его там очень мало.Представьте себе листик золота размером. Читать далее
Источник: ya.ru
Купол церкви — виды, формы, значение цвета и количества
Как делают купола
Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.
В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.
Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.
Оглавление:
Разнообразие форм куполов
Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.
На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:
- Луковичные купола. Они отличаются выпуклой формой, напоминающую луковицу, с заостренной вершиной. Именно такими главами венчается большинство православных храмов, например храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Купола-луковицы встречаются также в Индии и некоторых странах Среднего Востока.
- Шлемовидные купола. Названы так, потому что похожи на форму древнерусского шлема. Ширина таких куполов не больше их основания. На русские земли они были занесены из культурной и религиозной архитектуры Византийской империи и со временем стали заменяться на луковичные. Сегодня шлемовидные главы можно наблюдать на Успенском соборе в Москве.
- Сферические купола — тоже родом из Византии. В отличие от луковичных и шлемовидных глав, верхушка сферических не вытянута сильно вверх. Такую форму имеет одиночный купол Храма Успенья Богородицы в Киеве.
- Полигональные купола – образованы несколькими гранями. В противоположность другим главам с плавными переходами, у полигональных куполов имеются углы. Самый известный представитель с купольной конструкцией такой формы — собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
- Купол-блюдце — самый низкий из куполов, напоминает сферический купол в урезанном виде. Больше всего характерен для мечетей Индии, Ирана, Пакистана, использовался в древности при возведения некоторых византийских храмов.
Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.
Истинно верующим, безусловно, будет интересна статья с описанием Ветхого Завета.
Значение цвета куполов
Отличительной чертой православных храмов является богатство цветовой палитры их “вершин”. Использование определенного цвета не только красит внешний облик церкви, но и несет в себе сакральный смысл.
Например:
- позолоченный свод символизирует божественную славу и величие религии, обычно золотыми куполами венчался главный храм города;
- синие купола возводятся во имя Богородицы, некоторые из них украшаются звездочками, в напоминание о рождении Иисуса Христа и Вифлеемской звезде, которая ознаменовала своим ярким появлением на небосводе это историческое событие;
- голубой цвет заглавий храмов, как и синий, олицетворяет чистоту и духовность небесного мира;
- зеленый цвет в православии является цветом Святого Духа, а зеленые купола говорят о том, что храм посвящен Святой Троице или одному из почитаемых святых;
- черный цвет в православной традиции – цвет монашества, именно поэтому черные купола встречаются на многих монастырях.
Разнообразие красок – это то, чем привлекают храмы России и что делает каждую церковь уникальной и неповторимой. Какую еще информацию о храме можно получить, зная об особенностях его глав?
Значение количества куполов
Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства. Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм. Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:
- два, это символизирует двойственность природы Христа – человеческую и ангельскую;
- три, олицетворяется Святая Троица;
Blue and Golden Domes of Assumption Cathedral in Holy Trinity Monastery of St. Sergius




Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.
Как изготавливаются купола
Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.
На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.
Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.
Источник: 1001molitva.ru
Материалы для кровли храмов
Православные храмы строятся и реконструируются по все России и за ее пределами. Безусловно подход к строительству меняется и сейчас выбор кровельных материалов серьезно отличается от ситуации, которая была 15-20 лет назад. Появился большой выбор кровельных материалов, инструментов, а вместе с ними обновились технологии монтажа. Появились даже школы кровельного мастерства, которые обучают технике покрытия куполов.
На кровлях большинства церквей и храмов комбинируется несколько видов покрытий – нижние скаты, своды и пристройки выполняются в технике двойного фальца, а купола, главки, шатры, ротонды и колокольни покрываются или фальцем или мелкоформатными изделиями (чешуйками, ромбами, гонтами). В монастырских комплексах применяются в основном фальцевые кровли и лишь на куполах можно встретить ромбы и чешую.
Купола и главки церквей могут был выполнены как из стандартных заводских ромбов или гонтов, так и выполняются по индивидуальному проекту в плоскостном или объемном виде. Зачастую в такую кладку встраивают дополнительные элементы украшения типа звезд или еще более мелких ромбов. В качестве кровельных материалов для изготовления кровель храмов чаще всего применяются:
1. Алюминий;
2. Медь;
3. Оцинкованная сталь с полимерным покрытием;
4. Нитрид—титан;
5. Цинк-титан;
6. Керамическая черепица
Алюминий предоставляет самые большие возможности по выбору цветовых решений. Практически любой цвет может быть предложен для устройства кровли из алюминия, вплоть до цветов-хамелеонов. Только золотистых и медных оттенков существует около десятка. Всего оттенков алюминия насчитывается более 1000 вариантов. В последнее время большим спросом пользуются цвета: синий металлик, серебристых оттенок, цвет «медная патина».
Пластичность кровельного алюминия и прочность покрытия помогает воплотить в жизнь самые сложные идеи.
Медь считается классическим (традиционным) решением для церквей. Пожалуй, это самое долговечное, но и самое дорогое решение для любой кровли. Патинированная медь идеально подходит для реконструкции храмов, а медный сплав TECU Gold является одним из лучших вариантов, если архитектурное решение предусматривает золотистый оттенок куполов.
Оцинкованная сталь с полимерным покрытием предоставляет возможность по выбору цвета и является самым экономичным решением, но проигрывает алюминию и меди в долговечности, пластичности и внешнем виде. В данном сегменте оптимальным вариантом является сталь с покрытием Pural от компании SSAB.
Редким гостем на кровлях храмов является титан-цинк. Сдержанный серый оттенок материала ограничивает спектр его применения. В Европе же он часто применяется при строительстве или реконструкции католических и лютеранских храмах. Материал имеет серьезные ограничения по монтажу в холодную погоду.
Часто на куполах применяют нитрид-титан в золотистых и синих оттенках. Материал изначально выглядит интересно, но у него есть ряд недостатков. Основной – это излишняя зеркальность поверхности, благодаря которой в определенном освещении купола смотрятся не очень органично, а в темноте и вовсе могут быть незаметны. Второй нюанс — при экономии на материале берут тонкие листы, что приводит к быстрому искривлению поверхности и повреждению ее даже градом. Если брать качественный металл толщиной от 0,4 мм и выше, то этих проблем можно избежать.
Изредка на куполах и шатрах применяется керамическая черепица в традиционной российской форме лемех или кладкой бобровый хвост. Небольшой формат этой черепицы (как и металлические ромбы) позволяет покрывать криволинейные поверхности, в т.ч. луковичные формы. Безусловным преимуществом такого материала является долговечность, натуральность покрытия и широкая цветовая гамма.
Все эти материалы с успехом применяются не только на православных церквях, но и в другой храмовой архитектуре: на мечетях, буддистских, католических, лютеранских храмах и других религиозных строениях.
На фотографиях представлены храмы, кровли которых выполненны из вышеперечисленных материалов. Среди них:
• Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (алюминий, серебристый металлик)
• Санаксарский монастырь, Мордовия (Алюминий под «патинированную медь»)
• Храм Иверской божьей матери, Ижевск (Алюминий голубой и белый, керамическая черепица)
• Храм Успения Пресвятой Богородицы, Успенское (Алюминий)
• Храм Николая Чудотворца д. Песочнево (Алюминий)
• Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла, Москва (Титан-цинк)
• Морской Никольский собор в Кронштадте главный храм Российского флота (медь с покрытием)
• Воскресе́нский Новоиерусали́мский монасты́рь, патинированная медь TECU
• И многие другие
Источник: www.schiefer.ru