В Русской православной церкви не существует особого канона, который регулирует, какого именно цвета должны быть купола на храмах, поэтому в современном часто мире исходят из материальных средств, и если их мало, то купол церкви могут сделать из деревянной осиновой черепицы или из железа, покрашенного в зеленый или синий цвет.
«Греха в этом нет – говорит священник из Екатеринбурга Максим Меняйло (Храм-на-Крови), – Бог создал все эти материалы для того, чтобы человек сам решал, как ими воспользоваться».
Однако до сих пор сусальное золочение храмовых куполов остается идеалом церковного строительства, так как золото в сознании человека – это символ нетленности, символ вечного Божьего Бытия.
Обычай пришел «от ромеев»
Обычай покрывать купола золотом пришел на Русь из Византии, и конечно, на первых русских христиан производил огромное впечатление самый большой православный храм Константинополя – собор Святой Софии. На устроение Святой Софии ушло три годовых дохода империи, император Юстиниан считал, что этим он превзошел царя Соломона, возведшего Храм в Иерусалиме, и хотел покрыть золотом не только купола Софии, но и стены от купола до фундамента.
Золото на 2 миллиона рублей изъяли у жителя Хакасии — Абакан 24
От этого его предостерегли константинопольские мудрые мужи, предрекшие, что в «конце времен придут в город беднейшие цари и сроют золотую Софию до основания», поэтому делать этого не надо.
Посещавший Византию в XIII веке новгородский епископ Антоний описывал внутренности собора с восхищением. Он писал про золотой иконостас, про серебряный амвон и «столпия алтарныя», упоминал огромный золотой крест с жемчугом и драгоценными камнями в два человеческих роста «за святым престолом» и о золотых лампадах, «учиненных» Юстинианом.
Золото и нищета, жизнь и смерть стояли рядом
После принятия Русью православия встал вопрос о строительстве православных храмов – ни строителей, ни архитекторов не было, поэтому обновленная Русь была вынуждена приглашать к себе «ромейских» мастеров, которые и принесли с собой традицию золочения куполов.
Ни в одной другой христианской конфессии такой традиции не закрепилось. Одной из первых церквей на Руси, имевшей золотой купол, стал храм XII века на Нерле в честь Покрова Богородицы, купол которого был вызолочен по приказанию Св. князя Андрeя Бoгoлюбскoго
Разумеется, за сакральным смыслом покрытия купола тончайшим слоем позолоты скрывался и свой практический смысл – кровельное железо в те времена анодировать не умели, а золоченый купол мог без ремонта простоять 100 лет – золото надежно закрывало железо от коррозии и защищало от дождя святая святых – алтарь.
Работа мастера-золотильщика была очень вредной, так как купола в Средние века крыли смесью золота и ртути, а затем металл нагревали, чтобы пары ртути испарились, а потом повторяли это снова – поэтому хорошие мастера долго не жили. Известно, что при золочении куполов петербургского Исаакия в XIX веке от отравления умерли 60 золотильщиков, а всего на купола был потрачен центнер золота.
Золото в обычном камне…(переработка-самым эффективным способом)
Символичность золочения
Традиция золочения куполов до сих поражает умы европейцев, которые считают это бесполезной расточительностью.
Но недаром волхвы, принесшие дары Божественному младенцу, кроме смирна и ладана преподнесли ему золото – металл, который никогда не меняется. Этот металл в душе православного человека неразрывно связано не с богатством, а с Богом, с вечной жизнью, с небесной славой. Он является знаком бессмертия, величия и пламенеющей в душах русских людей веры.
Священник Андрей Чиженко указывает, что золотые купола в форме луковицы символизируют горящую свечу и являются молитвой православных людей к Богу. Этот архитектурный прием раскрывает сыновью любовь созданий к Создателю и является жертвой Господу.
Со временем в русском православии сложилась традиция золотить купола храмов, посвященных Христу.
Если на храме купола синего цвета со звездами, то храм, скорее всего, посвящен Богородице, а звезды и небесный цвет куполов напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Спасителя.
Зеленые и серебристые купола свидетельствуют о том, что храм воздвигнут в честь Святой Троицы либо какого-нибудь святого, а черные купола говорят о том, что перед вами – монастырское строение.
Однако всё это не более чем традиция. Например, храм во имя Святой Троицы, воздвигнутый в самой северной точке планеты – в Антарктиде покрыт деревом.
Нитрид титана не заменит золото
К покрытию золочению куполов прибегают и сейчас. Делают это как с помощью гальваники, так и с помощью покрытия куполов сусальным золотом, которое клеят на лак, в свою очередь нанесенный на грунтовку. Каждый из этих методов имеет свои достоинства: нанесение сусального золота позволяет сделать купол идеально круглым и позволяет его отреставрировать в случае повреждения. При гальваническом методе золочения купол при повреждении приходится делать заново.
В современном мире технологии не стоят на месте, и теперь «золотые» купола делают, покрывая их слоем нитрида титана. Он тоже долговечен и не так дорог, как золото.
Нитрид титана был впервые использован в истории современной России при восстановлении московского храма Христа Спасителя.
Золочение куполов было тогда признано мэром Юрием Лужковым слишком дорогим, и он приказал остановить свой выбор на нитриде титана. В агрессивной атмосфере мегаполиса фальшивое «золото» покраснело через три года.
Однако в скромной провинции титановые купола продолжают пользоваться спросом. Правда, некоторые священнослужители считают, что блеск нового материала лишен того внутреннего достоинства, который присущ настоящему золоту.
Источник: cyrillitsa.ru
Золотые купола, или Что такое сусальное золото
Православный Киев необычайно красив. Купола храмов, своим золотом освещающие город ярче солнца, создают ощущение величия и духовной силы. Вряд ли всеми любимые храмы и монастыри, будь то Храм Архангела Михаила или Софийский собор, были бы настолько великолепны, если бы сусальное золото не покрывало их купола. В давние времена на созданием тончайших пластов из золота день за днем трудились мастера-золотобойцы. Сегодня этот процесс происходит более технологично, но роль сусального золота от этого не уменьшилась, более того, потребность в нем только возросла.
Православный Киев необычайно красив. Купола храмов, своим золотом освещающие город ярче солнца, создают ощущение величия и духовной силы. Вряд ли всеми любимые храмы и монастыри, будь то Храм Архангела Михаила или Софийский собор, были бы настолько великолепны, если бы сусальное золото не покрывало их купола. В давние времена на созданием тончайших пластов из золота день за днем трудились мастера-золотобойцы. Сегодня этот процесс происходит более технологично, но роль сусального золота от этого не уменьшилась, более того, потребность в нем только возросла.
«Ювелирная» работа.
Сегодня современные технологии позволяют изготавливать листы толщиной всего в 1/10000мм. Сначала золотой слиток помещают в специальную печь. Там он размягчается, потом его вальцуют на прокатном стане. В результате получается длинная золотая лента. Далее ее режут на квадраты, складывают друг на друга.
Каждую стопку кладут на плиту из гранита и пускают под молот. Этот молот с огромной силой падает на стопки, до тех пор пока толщина не уменьшится, а площадь, напротив, не увеличится. Время от времени золото просушивают и снова кладут под молот. Весь этот процесс длится порядка пяти часов.
Золото, не подходящее под нужные размеры (91,5*91,5мм), снова пускают в производство. Готовый же материал (60 или 10 штук) кладут на книжку и чередуют с папирусной бумагой.
Для того, чтобы представить себе, как выглядят такие золотые листы, можно посмотреть на обычную кухонную фольгу. Ей, как и сусальному золоту, можно придать любую форму. Для мастеров работать с таким податливым материалом очень удобно.
Сусальное золото делят на две категории: трансферное и свободное. Трансферное золото приклеено на кальку или шелковую бумагу для того, чтобы мастер легко мог переносить такие листы из книги на рабочую поверхность. Свободное золото более хрупкое, и для работы с ним нужна особая осторожность. При помощи специального ножа мастер перекладывает золото на специальную подушку и вырезает ту форму, которая ему необходима.
Многоцветие золота.
В Украине принято работать с сусальным золотом 960-ой пробы. Такое золото в старину применялось для украшения одних из самых первых церквей и храмов. «Желтый огненный» — цвет, который сегодня считается эталонным для золочения не только куполов, но и других элементов декора церквей. И это не случайно. Именно этот цвет больше всего соответствует цвету самородного золота.
Конечно, это не значит, что только этот цвет используют все мастера по работе с сусальным золотом. Ювелиры используют золото различных оттенков. Цвет, в свою очередь, зависит от того, какой сплав добавили в исходный материал. Зеленый оттенок получается благодаря добавлению в сплав серебра, красный — меди.
Только благодаря этим двум металлам удается создать целую палитру разных цветов. Например, такой сплав, как 75% золота, 21,4% серебра, 3,6% меди, получается в итоге желто-зеленым цветом. А такой состав, как 75% золота, 21,4% меди, 3,6% серебра, дает уже ярко-оранжевый оттенок.
Сегодня производители могут предложить своим клиентам до 32-х оттенков золота. Такой широкий выбор дает размах для фантазии декораторов и дизайнеров. Смешивая эти оттенки, у них получается создавать действительно впечатляющие эффекты.
Источник: siqnalrp.ru
История традиция покрытия золотом куполов православных храмов
В РПЦ нет никаких конкретных канонов, которыми устанавливается цвет церковных куполов. Купол храма строят, согласно материальным возможностям. Наиболее эталонным является сусальное золочение.
Традиция злотых куполов на Русь пришла из Византии.В Константинополе золотом был покрыт собор Святой Софии. Это было сделано по аналогии Иерусалимского храма Соломона. В константинопольской церкви был золотой иконостас и большой крест из золота.
Когда на Русь пришло христианство, то для возведения храмов приглашались иностранные мастера, принесшие и технологию золотых куполов.
В то время защищать кровельное железо от коррозии никак не умели. При этом, золотой купол без ремонта мог выстоять не менее века. Золото хорошо железо защищало от коррозии.
Золотильщики трудились в опасных условиях. Тогда покрывали купола смесью золота и ртути. Потом все это нагревалось для испарения паров ртути. В итоге мастера умирали от отравлений. В 19 веке во время золочения куполов на Исаакиевском храме Питера скончались 60 золотильщиков.
Для купола потратили не менее центнера золота.Для православного верующего золото является не символом богатства, а символом Бога и небесной славы. Купола из золота похожи на горящую молитвенную свечку. Бывают, что купола имеют синий цвет со звездами. Такая церковь посвящена Богородице.
Купола зеленого и серебристого цвета являются символом, что его построили в честь Святой Троицы. Черные купола находятся в монастырях. Бывает даже, что купола храмов покрывают деревом.В 21 веке «золотые» купола можно получить с помощью покрытия их с использованием нитрида титана. Он надежен и не дорог. Купол серебряного цвета посвящен святым.
Предыдущая статья Российские ученые создали противовирусные фильтры для респираторов
Источник: medata.org