На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры.
В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
Самоцветы / Листья Желтые / Телеканал Звезда / 2012
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков: — Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку. Весь сад слушал молча кукушку.
Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями. Однажды Никита сидел на гребне канавы, у дороги, и, подпершись, глядел, как по берегу верхнего пруда по ровному зеленому выгону ходит табун.
Почтенные мерины, опустив шеи, быстро рвали еще короткую траву, обмахивались хвостами; кобылы оборачивали головы, посматривая — здесь ли жеребенок; жеребята на длинных, слабых, толстых в коленках ногах бегали рысью кругом матерей, боялись далеко отходить, то и дело били матери под пах, пили молоко, отставляли хвост; хорошо было напиться молока в этот весенний день. Кобылы-трехлетки, отбиваясь от табуна, взбрыкивали, взвизгивали, носились по выгону, брыкаясь, мотая мордой, иная начинала валяться, иная, ощерясь, визжа, норовила хватить зубами.
По дороге, миновав плотину, ехал на дрожках Василий Никитьевич в парусиновом пальто. Бороду его отдувало набок, глаза были весело прищурены, на щеке — лепешка грязи. Увидав Никиту, он натянул вожжи и сказал: — Какая из табуна больше всего тебе по душе? — А что? — Без всякого «а что»!
Никита так же, как отец, прищурился и показал пальцем на темно-рыжего меринка Клопика, — он ему уже давно приглянулся, главным образом за то, что конь был вежливый, кроткий, с удивительно доброй мордой. — Вот этот. — Ну и отлично, пускай нравится. Василий Никитьевич крепко прищурил один глаз, чмокнул, шевельнул вожжами, и сильный жеребец легко понес дрожки по накатанной дороге. Никита глядел вслед отцу: нет, этот разговор неспроста.
Листья желтые над городом кружатся. Музыка СССР
Источник: ilibrary.ru
Желтые листья как золота слитки
Желтые листья как золота слитки,
Кронами леса горит канделябр,
В осень уносит скрип старой калитки,
В воздухе реет холодный ноябрь.
Вместе с природой, под стать увяданью
Сердце сплетается в твердый клубочек.
Ветхостью ново навеки преданье:
Ветки и их обнаженные почки.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: stihi.ru
Новости ЦБС
К лексическим образным средствам примыкает и сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого: Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А. Пушкин); Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит (Н. Некрасов).
Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти каждое образное выражение можно свести к сравнению (ср.: золото листьев – листья желтые, как золото). В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия).
Обычно сравнения выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, словно, будто, как будто и др.: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и березы стоят, как большие свечки (С. Есенин).
Часто сравнения имеют форму существительных в творительном падеже: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник… (А. Пушкин).
Сравнение оформляется и как отдельное предложение, начинающееся словом так и по смыслу связанное с предыдущими. Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания.
Сравнение может быть выражено в форме риторического вопроса: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин).
В произведениях устного народного творчества распространены отрицательные сравнения. Из фольклора эти сравнения перешли в русскую поэзию: Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной; моей души коснулась ты – она тревожна как листы, она, как гусли, многострунна (А.К. Толстой).
ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА
Гиперболой (от гр. hyperbole – преувеличение, излишек) называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А.К. Толстой).
Литотой (от гр. – litotes – простота) называется образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). Литоту называют еще обратной гиперболой.
Гипербола и литота могут выражаться языковыми единицами различных уровней (словом, словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым). Другая особенность гиперболы и литоты в том, что они могут и не принимать форму тропа, а просто выступать как преувеличение, однако чаще все же встречаются в форме различных тропов, причем им всегда сопутствует ирония.
Гипербола может наслаиваться, налагаться на другие тропы – эпитеты, сравнения, метафоры, придающие образу черты грандиозности. В соответствии с этим выделяются гиперболические эпитеты: Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до луны; до небес баобабы (В.
Маяковский); гиперболические сравнения: Мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка (Н. Гоголь); гиперболические метафоры: Свежий ветер избранных пьянил, с ног сбивал, из мертвых воскрешал, потому что, если не любил, — значит, и не жил, и не дышал! (В. Высоцкий).
Литота чаще всего принимает форму сравнения: Как былинку ветер молодца шатает (А. Кольцов).
Как и другие тропы, гипербола и литота бывают общеязыковыми и индивидуально-авторскими.
Источник: bratsklib.ru