Золотая погребальная маска была найдена в захоронении в Микенах археологом Генрихом Шлиманом и определена им как посмертный портрет легендарного микенского царя Агамемнона, участвовавшего в Троянской войне, описанной в «Илиаде» Гомера. Властитель пал от руки своей собственной жены уже после ее окончания в XIII–XII веках до н. э., а маска относится к более давнему времени, поэтому закрепившееся название, данное ученым, не соответствует истине. Немецкий археолог действительно открыл миру несметные богатства гробниц микенских царей, однако они не были сокровищами Агамемнона, а принадлежали другим властителям, являясь свидетелями более ранней эпохи. Золотая «Маска Агамемнона» пронесла через века черты правителя, чье имя не сохранила история.
Источник: sv-scena.ru
Золотая маска: миф и реальность
Рассказываем о золотой маске Агамемнона.
Археология хранит немало загадок, связанных с древними артефактами и историческими находками. Приоткроем завесу тайны и развенчаем миф о происхождении Золотой маски Агамемнона.
Изучение и реставрация погребальной маски Маху
Место находки
В 1876 году немецкий археолог и этнограф Генрих Шлиман вёл раскопки на Пелопоннесе в акрополе древних Микен. Через четыре месяца кропотливых работ у входных ворот верхнего города учёный обнаружил ценный артефакт — золотую погребальную маску. Вместе с маской Шлиман нашёл в большом круговом захоронении многочисленные украшения из золота: серьги, диадемы, пряжки. Общий вес драгоценной находки — 15 килограммов. Шлиман был уверен, что обнаружил гробницу легендарного царя Микен — Агамемнона, его возницы Эвримедона, пророчицы Кассандры и их друзей, умерщвлённых женой Агамемнона — Клитемнестрой и её любовником.
На фотоснимке: Генрих Шлиман — немецкий археолог и предприниматель, один из основателей полевой археологии.
Историческая справка
Микены — древний центр микенской культуры, прародительницы греческой цивилизации. Город расположен на Пелопоннесе и датируется вторым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время Микены представляют собой руины.
Агамемнон — царь Микен в древнегреческой мифологии, самый могущественный правитель древней Греции, предводитель греческих войск в Троянской войне, один из главных героев древнегреческого эпоса Гомера — поэмы «Илиада». Царь Агамемнон славился благородством, мужеством и своими несметными богатствами.
На фотографии: гробница Агамемнона в Микенах, известная также как Сокровищница Атрея, отца Агамемнона.
БИТВА ЗОЛОТЫХ МАСОК: КОРЕЙСКАЯ ОТ ESTHETIC HOUSE 24K И БЕЛОРУССКАЯ ОТ BELITA 🌴 POLI NA PALME
Маска Агамемнона
Шлиман не являлся профессиональным археологом, а был увлечённым любителем-самоучкой, которого волновала история древнего города Микены. Он был одержим идеей найти гробницу великого царя Агамемнона. Неудивительно, что самую красивую из масок, обнаруженных им в захоронении, этнограф напрямую связал с правителем Микен. В связи с этим он назвал маску именем Агамемнона.
Посмертная маска выполнена из толстой золотой пластины и изображает лицо пожилого бородатого мужчины индоевропейского типа: близко посаженные глаза, тонкий нос, крупный рот. Кончики усов приподняты вверх. Возле ушей видны бакенбарды. В маске есть отверстия для нитей, которыми она крепилась к лицу.
Миф и реальность
Как показало время, предположение Генриха Шлимана о том, что посмертная маска принадлежит царю Агамемнону, оказалось неверным. В ходе исследований золотой маски современные археологи пришли к выводу, что она относится к 1550-1500 годам до нашей эры и не соответствует периоду, когда предположительно жил царь Агамемнон. Могущественный владыка Микен правил на три века раньше. Выяснилось, что драгоценнная находка гораздо старше легендарного древнегреческого правителя. Несмотря на это, золотая погребальная маска всё же сохраняет своё название.
Где увидеть маску?
Золотая маска Агамемнона, как и остальные найденные в микенском захоронении ценные артефакты, хранятся в Национальном археологическом музее Афин. Надпись гласит: «Маска Агамемнона, 1550-1500 года до нашей эры. Золото».
Источник: www.globalintergold.info
Золотые маски Микен. Маска Агамемнона.
Гомер назвал Микены златообильными, и это справедливо. Археологи нашли немало золотых масок, которые накладывались на лица умерших; целые тонкие пластинки листового золота украшали одежду умершего владыки, его оружие, утварь, отправляемые с ним в загробный мир.
В женском уборе много драгоценностей: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов каких-либо животных и птиц или с рельефным изображением бурных сцен охоты.
Около 1240 г. до н. э. ахейские племена пошли войной на Троянское царство, эти события и послужили сюжетом для бессмертных поэм Гомера. Но храбрых ахейцев в середине XII в. до н. э. завоевали дорийские племена. Гибель Микен, Тиринфа и других городов Пелопоннесского полуострова означала конец эгейской цивилизации. Однако крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии искусства собственно Греции.
Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.— 368 с.
Источник: likbez-a-m.livejournal.com