Умолчание
«Silentium est aurum» или «Молчание – золото» – гласит латинская пословица. Действительно, с помощью слов человек способен донести до своего слушателя своё мнение. Молчание, пауза, сделанная в определённый момент речи, позволяет ему не только дать собеседнику возможность обдумать ответ, но и обратить его внимание на важную мысль, возбудить в нём любопытство, волнение и желание узнать, что ещё на уме у говорящего. Недосказанность в речи придаёт ей многозначительность, усиливает воздействие на слушающего.
Это свойство намеренной недосказанности или умолчания было известно ещё древним грекам. Античные ораторы широко использовали риторическую фигуру, получившую название «апозиопеза» или «апозиопезис» (происходит от слова «aposiopon» – «умолкаю»), что в переводе значит «недомолвка, умалчивание». Древнегреческий автор III века до нашей эры Деметрий Фалерский так писал в своём трактате «О стиле»: «Ведь тот, кто понял недосказанное вами, тот уже не просто слушатель, но ваш свидетель, и притом доброжелательный. Ведь он самому себе кажется понятливым, потому что вы предоставили ему повод проявить свой ум».
Я РИСУЮ ЛУЧШЕ ВСЕХ!
В русской поэтике фигура умолчания определяется как намеренное прерывание высказывания, предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем предложение должно завершиться. На письме умолчание чаще всего передаётся с помощью многоточия.
Умолчание в значительной степени влияет на восприятие текста читателем. Обрыв фразы – это всегда следствие эмоций: герой произведения может находиться в сильном волнении, которое мешает ему договорить. Либо предмет, о котором идёт речь вызывает у него такую ненависть, что он не может произнести его название. Возможно, герой смущён, как, например, бывает при признании в любви.
Или он находится в ситуации, когда нельзя упоминать что-либо, и тогда умолчание создаёт ореол загадочности вокруг предмета разговора. Благодаря этому читатель может лучше прочувствовать состояние персонажа и глубже проникнуть в сюжет.
Исследователи выделяют несколько признаков умолчания как стилистической фигуры:
- намеренность,
- полное либо частичное отсутствие словесного выражения,
- адресованность,
- наличие скрытого смысла,
- целенаправленность,
- многообразие значений,
- ситуативный контекст и др.
- эмоционально-экспрессивная. Умолчание позволяет передать чувства героя и вызвать эмоциональный отклик у читателя;
- креативная. Недосказанность стимулирует воображения, творческую и мыслительную активность читателя, заставляя его самостоятельно догадываться о смысле сказанного;
- фасцинативная. Умолчание вносит интригу, тем самым концентрируя внимание читателя и побуждая активнее осмысливать текст;
- оценочная и близкая к ней этическая функции. Говорящий опускает какие-либо резкие выражения, недоговаривает с целью не задеть чьи-либо чувства;
- спекулятивная функция. Умалчивая, человек преследует какую-либо выгоду, например, скрывает нечто от посторонних слушателей, экономит время, эмоции, речевые усилия и т. д.
В связи с многообразием функций и широкими возможностями умолчание стало популярным приёмом в различных литературных традициях. Вот отрывок их стихотворения древнеримского поэта Овидия «Лето стояло, и день миновал половину часов…»:
Любовь к свободе. Молчание золото. Александр Галич Alexander Galich Molchanie Zoloto Silence is Gold
Вдруг появилась Коринна, одета туникой легкой;
Падали пряди двух кос прямо на белую грудь.
В спальню такой приходила дивная Семирамида,
Многих любившая шла к ложу Лариса такой!
Тунику я сорвал…Перевод В. Я. Брюсова.
Безо всякого смущения поэт любуется красотой своей героини, но то, что будет происходить между ними, целомудренно скрыто за умолчанием. Так автору удаётся возбудить в читателе те же чувства, что, возможно, испытывает он сам при виде прекрасной женщины.
В романтических произведениях умолчание помогает обозначить трагические события, не произнося вслух горькие слова. Вот как это делает знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон:
Луга под топотом дрожат весь день…
О, сколько страхов! радостей! заботы!
Спасенья ищет в озере олень…
И славит громкий крик конец охоты!«Элегия на Ньюстедское аббатство», перевод В. Я. Брюсова.
Благодаря недосказанности этот фрагмент приобретает двойственное звучание. Первая и третья строки тревожны, в то время как вторая и четвёртая полны ликования. Поэт не произносит страшные слова, но подразумевается, что человеческие забавы несут природе и её обитателям страх («луга дрожат…») и гибель («в озере олень…»).
Большим ценителем этой фигуры речи был Александр Сергеевич Пушкин. Читая его лирические произведения, мы часто можем встретить в них многозначительную недосказанность:
Дерзкой пламенной рукою
Белоснежну, полну грудь…
Я желал бы… да ногою
Моря не перешагнуть.«К Наталье».
Он поднял меч… и с трепетом Эвлега
Падает на дерн, как клок летучий снега,
Метелицей отторженный со скал!«Эвлега».
Сначала были мы друзья,
Но скука, случай, муж ревнивый…
Безумным притворился я,
И притворились вы стыдливо,
Мы поклялись… потом… увы!«Кокетке».
В этих отрывках можно обнаружить самые различные намёки, скрытые за умолчанием. Здесь и нескромная страсть, и смерть, и предательство, о котором лирический герой не желает говорить вслух.
На недосказанности построена восточная поэзия. Для примера рассмотрим японские стихи хокку, лаконичная структура которых предполагает, что в небольшом количестве слов будет скрыт эффектный образ:
Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни…
Даже тогда…Кобаяси Исса.
Из этих строк веет разочарованием в жизни, ушедшей юностью и любовью, о которой напоминают нежные цветы. Но поскольку поэт не сказал об этом, читатель может вообразить иные сюжеты.
Ждут птенцы в гнезде.
Жаворонок залетел
Слишком высоко.Сампу.
Здесь за простыми выражениями скрывается намёк на трагедию, причём умолчание усиливает драматизм этого события.
Не избегают умолчания и современные авторы. Вот несколько отрывков из произведений молодых русских поэтов:
Бигборд с оранжевой кухаркой
Горит бесплотным оккупантом.
Заброшу всё, поеду в Харьков!
…с моим талантом!«Я устаю быть человеком…», Максим Кабир.
Этот фрагмент – яркий пример реализации этической функции. Под умолчанием скрывается довольно резкое выражение, если не совершенно неприличное, но поэт опускает его, подчёркивая тем самым своё напряжённое состояние.
Я найду, добуду – назначат казнь,
А я вывернусь, и сбегу, да и обвенчаюсь
С царской дочкой, а царь мне со своего плеча даст…«Детское», Вера Полозкова.
В этом отрывке поэтесса позволяет самим читателям додумать, чем закончится её взрослая сказка.
Таким образом, можно сказать, что умолчание является востребованной стилистической фигурой. Оно не теряет актуальности до сих пор и применяется как в литературном языке, так и в повседневной речи.
Источник: pishi-stihi.ru
Проблема необдуманного обращения со словом: аргументы из литературы и из жизни
«Ясно». Это ведь просто слово, которое обозначает, что на улице стоит хорошая погода или говорит о том, что человеку понятно, о чем говорит его собеседник. Редко кому придет в голову мысль, что оно может стать настоящим убийцей. Это и есть основная проблема необдуманного обращения со словом. Аргументы, что могут подтвердить существование такой дилеммы, сложно сосчитать.
Осторожно – слово!
Произведения классической литературы, поэзия, поговорки и современные книги часто поднимают вопрос необдуманного обращения со словом.
Для наглядности стоит привести пример из текста С. Львова. Он рассказывает о женщине, которая поранилась, упав на площади в городе. Чтобы получить первую помощь, она обратилась в ближайшую больницу. Из приемного отделения ее направляют в кабинет хирурга, но врач сказал, что прием пациентов начнется только через полчаса, и беспристрастно заявил: «Покиньте кабинет». Женщина вышла в коридор и расплакалась.
На первый взгляд кажется, что ничего не произошло, но беспристрастный приказ заставил женщину почувствовать себя никчемной. Врач говорил с ней так, словно перед ним стоял не человек, а надоедливое насекомое, с которого достаточно сухого приказа, а не человеческого участия.
Возможно, он не отдавал себе отчета, что поступает плохо, но это и есть проблема необдуманного обращения со словом. Аргументы из литературы не исчерпывают себя и в произведении Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров всегда принижал людей, с которыми ему приходилось встречаться. Ему казалось, что он говорит правду о человеке, но то, как он ее преподносил, оставляло в сердцах его собеседников обиду и боль.
Молчание – золото
Не зря говорят в народе: «Слово — это серебро, а молчание — золото». И пусть оно лучше будет невысказанным и неуслышанным, чем оставит после себя кровоточащую рану. Проблема необдуманного обращения со словом нашла свое отражение даже в пословицах:
- От слова спасение, от него и погибель.
- Следи за хлебом на обед и за словом в ответ.
- Слово хуже стрелы ранит.
- Нужно бояться не ножа, а слова.
- Чтобы поймать птицу, ей дают корм, чтобы обмануть человека, ему предлагают слова.
- Сказанного не воротить.
- То, что сказано необдуманно, как выстрел без прицела, – может и промазать, но может и убить.
Эти поговорки — лишь малая часть того, что приобрел народ на протяжении веков. Как известно, пословицы и поговорки не возникают из ниоткуда. Они являются отражением личного опыта человека. Поэтому можно с уверенностью сказать, что необдуманное обращение со словом — явление, которое часто встречается в повседневной жизни.
Повседневность
Невозможно заранее предугадать, когда и откуда придется получить «словесную оплеуху». В жизни проблема необдуманного обращения со словом встречается настолько часто, что уже воспринимается как должное. Не раз и не два ошибившись при наборе номера, человек может услышать раздраженное: «Здесь таких нет!» или «Смотри, куда набираешь!». Мелочь, но настроение портит.
Ранить может не только грубость, но и слово, брошенное случайно. Проблема необдуманного обращения со словом (аргументы из жизни) никого не обходит стороной.
Для примера можно привести один случай, который произошел с писателем Х в детстве. Он был мальчиком плотного телосложения и очень страдал от насмешек одноклассников. Но самое страшное началось тогда, когда о его сочинении известный критик написал отзыв в местной газете, где назвал юное дарование языкатым толстяком.
Это прозвище не оставляло писателя Х все школьные годы. Как бы он ни пытался от него избавиться, все было тщетно, ведь высказывание критика получилось метким и запоминающимся, чем, собственно, и воспользовались его одноклассники.
И сколько бы времени ни прошло, эта история не забудется до конца, ведь испорченные школьные годы навсегда останутся в памяти.
Здоровье
Кто-то из философов античности уверял, что лечить человека можно не только травами, но и словом. Ведь больной склонен верить тому, что говорит его доктор, и то, как он это говорит, напрямую влияет на процесс выздоровления.
Необдуманное обращение со словом (аргументы из медицины) можно увидеть на таком примере.
История произошла в одной из Московских клиник хирургии. Доктор пришел к больному, у которого был порок сердца, и рассказал о его болезни. Он нарисовал сердце, обозначил в нем четыре клапана и объяснил: «У вас три клапана не работают, а производительность четвертого составляет всего 10%. Вы умрете, так или иначе». Сердце больного остановилось спустя несколько часов.
Целью доктора было уговорить пациента на операцию, ведь если он ее не сделает, то определенно умрет, вот только проблема необдуманного обращения со словом (аргументы которого представлены выше) проявила себя во всей красе. Пациент понял только то, что он не жилец, а не то, что у него есть шанс на выздоровление и полноценную жизнь.
Проблема
А. Чехов, М. Горький, Б. Лихачев – можно до бесконечности перечислять авторов, в произведениях которых поднималась проблема необдуманного обращения со словом. Аргументы из книг или из жизни не единожды подтвердили, что люди небрежно относятся к тому, что говорят.
Но сколько бы ни велась эта дискуссия, ее редко воспринимают серьезно. Лишь тот человек, которому была нанесена словесная рана, навсегда запомнит об этом и впредь будет следить за своим разговором. Но не все могут быть настолько благородны. Случается и так, что «раненый» человек специально пытается поддеть других, чтобы они испытали такую же боль.
Как бороться с проблемой?
Никогда не было и, возможно, никогда не будет действенных рекомендаций по поводу правильного обращения со словами. В этом вопросе все зависит от человека, его воспитания и уровня развития, а главное — от того, насколько он счастлив. Несчастные люди часто пытаются «переманить» других на свою сторону.
Кроме того, в эпоху технологического развития люди забыли, как можно словами выразить свои чувства. Особенно юное поколение. С популяризацией электронных гаджетов постепенно начали забываться слова. Общение подрастающего поколения базируется на смайлах, гифках, картинках и, как сейчас говорят, «мемасиках». Даже в большой компании телефон в руках и открытая страница в социальной сети являются обязательным атрибутом общения.
Поэтому, чтобы избавиться от проблемы, нужно начинать с себя. Следить за своей культурой речи, научиться говорить о том, что имеет первостепенное значение, и не бояться выражать свои эмоции.
Намного проще скрыться за экраном монитора и поставить определенный смайлик, и труднее всего показать это в жизни. А слова, которые не подкреплены соответствующими эмоциями, часто воспринимаются неверно. Даже простое слово «ясно» может превратиться в серийного убийцу, если говорить его сухо и постоянно вставлять в разговор.
Источник: fb.ru