Можно ли брать золото в рассрочку по исламу

Я продаю и покупаю золотые драгоценности. Мы покупаем их у импортеров оптом и оплачиваем покупку частями. Является ли этот способ оплаты, которым пользуемся мы и все, кто работает в этой сфере, дозволенным?

Текст ответа

«Если обработанное золото покупают и продают именно так, как вы описываете, то этот способ является запретным. Недозволенно расплачиваться за золотые драгоценности частями (в рассрочку) золотом или серебром, или тем, что выполняет их роль (бумажными денежными средствами), так как это является ростовщичеством /риба ан-насиа/. При такой операции иногда сочетаются два вида ростовщичества (риба ан-насиа + риба аль-фадль); (риба аль-фадль будет) в том случае, когда и сам товар, и оплата товара будет одного вида, например, когда золото покупается за золото, но вес их различен, (а риба ан-насиа) это если оплата будет произведена в рассрочку.

Просим Аллаха о помощи, да благословит Аллах и облагодетельствует Пророка нашего Мухаммада, его сподвижников и его род».

Какая рассрочка запрещена?

Шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз, шейх ‘Абд ар-Раззак ‘Афифи, шейх ‘АбдуЛлах ибн Гудайан, шейх ‘АбдуЛлах ибн Ку’уд.

Фатауа-ль-ляджнати-д-даимати. Т. 13. С. 467.

Источник: islamqa.info

Могут ли мусульмане покупать товары в рассрочку?

В последние годы стало популярным совершать покупки не только в кредит, но и в рассрочку. И если первое однозначно запрещено в исламе (харам), то оплата равными долями стоимости товара считается в целом дозволенной, но при соблюдении ряда условий.

Читайте также:
Как красиво подарить золото

Итак, рассрочка – это сделка, при которой покупатель расплачивается за что-либо не сразу целиком, а по частям. Следует учесть, что при использовании рассрочки (так же, как и кредита) клиент, как правило, переплачивает за товар. Но основным отличием здесь служит отсутствие элемента ростовщичества (риба), что и делает её дозволенной.

Когда человек оформляет кредитный договор, то он берёт определённую сумму денег и обязуются через некоторое время вернуть её в большем объёме. А это мусульманам категорически запрещено. В хадисе, который передали имамы Муслим и Ахмад, передаётся, что «Пророк (с.г.в.) проклял тех, кто занимается риба, кто берёт у них деньги, писаря, а также иных свидетелей этого соглашения. Между ними нет отличий». Что касается рассрочки, то человек получает товар в обмен на деньги, что уже служит элементом торговли, которая разрешена.

При заключении такой сделки должна быть оговорена её сумма и сроки. Если стороны договорились, то они обязаны следовать этому. Недопустимо менять конечную стоимость в процессе выплаты.

Можно ли покупать золото в рассрочку или через интернет? || Ринат Абу Мухаммад

Если же продавец предложил покупателю два варианта цены, но они не пришли к окончательному соглашению, то действующим будет считаться меньшее из ценовых значений. Например, если перед человеком стоит выбор – купить один и тот же товар за 9 тысяч сразу или за 10 тысяч в рассрочку, но окончательного решения принято не было, и участники сделки разошлись, то действующей стоимостью будет считаться 9 тысяч. Поскольку в хадисе говорится: «При заключении двойной сделки стороны должны довольствоваться меньшей ценой» (Абу Дауд).

Кроме того, нельзя устанавливать штрафы, пени и иные дополнительные сборы за просрочку выплат, поскольку это считается риба. В то же время покупатель, который не имеет финансовых трудностей, не должен намеренно задерживать платёж. После заключения соглашения продавец лишается права собственности на товар, проданный в рассрочку.

Читайте также:
Что за золото от фирмы адамас

Бай аль-Ина

Бай аль-Ина – вид рассрочки, при которой лицо получает некоторую сумму в данный момент за выплату бо́льшей суммы в будущем. Товар в таком соглашении играет лишь номинальную роль. Подобные сделки могут быть особо актуальны в тех случаях, когда человеку срочно требуется определённая сумма.

Например, одно лицо приобретает у другого некую вещь стоимостью 10 тысяч в рассрочку на условиях выплаты в течение 4 месяцев по 2500 денежных единиц ежемесячно. После обретения товара и выплаты первого взноса человек продаёт этот же товар изначальному его владельцу, но уже за 8 тысяч сразу.

Таким образом, первое лицо получило 8000, заплатив 2500 и обязуясь отдать оставшиеся 7500 в течение последующих 3 месяцев. Второе же лицо имеет с этого явную выгоду, оказавшись в плюсе на 2000. В итоге товар не сменил собственника. Подобные сделки запрещены Шариатом. Посланник Аллаха (с.г.в.) предупреждал: «Тот, кто будет заниматься «бай аль-Ина», обречён на унижения до тех пор, пока не вернётся к религии» (Ахмад, Абу Дауд).

Скрытый кредит

Некоторые магазины при оформлении рассрочки задействуют в сделке банки. Подобные финансовые отношения нередко называют «скрытым кредитом». Например, некий товар стоимостью 5 тысяч продавец готов отдать в рассрочку за 6 тысяч.

Для этого он привлекает кредитную организацию, которая перечисляет магазину сразу 5 тыс., то есть обычную цену товара, а клиент выплачивает 6000 уже не торговому предприятию, а банку, то есть фактически оформляет кредит. При этом сам покупатель может этого и не знать. Такие сделки считаются харамом, поскольку в них присутствует элемент ростовщичества.

Для того чтобы невольно не стать участником запретной сделки, верующим следует прибегать к рассрочке, оформляемой через исламские банки и учреждения, которые ведут свою деятельность в соответствии с нормами Шариата. Они, в отличие от классических банков, сначала сами приобретают нужный товар в собственность, а уже потом продают его на условиях беспроцентной оплаты долями. Кроме того, исламские фанансовые организации не налагают штрафы и пени в случае просрочки выплат, а также не могут продать долги клиентов третьим лицам.

Читайте также:
Когда выплачивают дивиденды по акциям полюс золото

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник: islam.global

Ответ: Имам Муслим передает со слов Убады бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ: الذَّهَبُ بِالذَّهَبِ, وَالْفِضَّةُ بِالْفِضَّةِ, وَالْبُرُّ بِالْبُرِّ, وَالشَّعِيرُ بِالشَّعِيرِ, وَالتَّمْرُ بِالتَّمْرِ, وَالْمِلْحُ بِالْمِلْحِ, مِثْلاً بِمِثْلٍ, سَوَاءً بِسَوَاءٍ, يَداً بِيَدٍ, فَإِذَا اخْتَلَفَتْ هَذِهِ الْأَصْنَافُ, فَبِيعُوا كَيْفَ شِئْتُمْ إِذَا كَانَ يَداً بِيَدٍ.

«Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль в равном количестве и из рук в руки. Если же ваши товары различаются, то обменивайте их, как вам угодно, но только из рук в руки».

Ученые-законоведы указали на запретность покупки золота за золото и за денежные купюры, если оплата не производится из рук в руки (то есть на месте заключения сделки), ибо в таком виде деловых отношений существует лихва, связанная с условием отсрочки.

Вывод: Покупать золото нельзя кроме как за наличные денежные средства, что должно происходить из рук в руки. А кто купит его с условием отсроченной выплаты стоимости, тот обязан принести покаяние перед Всевышним Аллахом и не возвращаться к этому более. А Аллах лучше знает!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий провинции аль-Баб (Сирия)

Источник: as-sunna.ru

Рейтинг
Загрузка ...