Еще одно событие, о котором много говорили на уходящей неделе —
экспедиция по исследованию дна озера Байкал и всплывшие неожиданные
подробности так называемого «золота Колчака», по одной из версий
затонувшего в самом большом пресноводном озере мира.
Репортаж Евгения Лямина.
Кругобайкальская железная дорога. В 1920 году по этому пути
отступали белочешские эшелоны. По одной из версий историков, в их
вагонах и находилась часть имперского золота. И сильным камнепадом в
Байкал сбросило несколько вагонов или даже целый состав. Эта история
почти 90 лет не дает покоя ученым и кладоискателям: есть ли на дне
Байкала «золото Колчака».
Старый штык-нож стал одной из первых находок иркутского
дайвера Геннадия Миссана. Пропавшим золотом Российской империи он
заинтересовался еще в девяностые годы, когда со дна озера начал
поднимать оружие времен Гражданской войны. Погружаясь снова и снова, он
надеялся найти в подводных ущельях золотую монету или слиток. И
НАШЁЛ ЗОЛОТО КОЛЧАКА НА ДНЕ БАЙКАЛА
однажды, погрузившись под воду на сто метров, увидел детали
железнодорожного вагона.
Геннадий Миссан, дайвер: «Я сразу сказал, что это остатки вагона, который вез золото Колчака, и там глубже лежит это золото».
Теперь Геннадий готовит снаряжение для новой экспедиции. Он собирается погрузиться на глубину 150 метров.
Геннадий Миссан, дайвер: «Точно известно, что золото пропало, и
точно известно, что золото было в вагонах, и точно знаем, что в Байкале
есть под водой вагон. Почему бы все эти три пункта не соединить вместе,
и получится красивая картина: на глубине 150 метров в вагонах лежит
золото Колчака».
Заведующая архивохранилищем коллекции документов по истории
Белого движения Лидия Петрушева доверяет не версиям, а только
документам. В ящиках Госархива России собраны все, что касается Белой
армии: финансовые отчеты, протоколы, телеграммы и личные переписки
министров.
Лидия Петрушева, заведующая архивохранилищем коллекции
документов по истории Белого движения Государственного архива России:
«Перед нами целое дело, которое называется дело «Об охране золотого
запаса». В этом деле собраны документы, главным образом, о личном
составе членов отряда».
Это дело появилось после того как в 1918 году в Казани войска
Каппеля отбили у большевиков часть золотого запаса России, вывезенного
сюда из Петербурга. Сразу после захвата города, подполковник Каппель
шлет полковнику чехословацкого легиона Чечеку срочную телеграмму.
Телеграмма: «После двухнедельного боя 7 августа частями
самарского отряда Народной армии и чехославаками совместно с нашей
боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчету. Захвачен
золотой запас России — 650 миллионов».
Из Казани золото перевозят в Омск, где передают адмиралу
Колчаку. Верховный правитель России принимает вагоны и проверяет личный
Тайна золота Колчака — документальный фильм
состав. И своей подписью утверждает приказ об охране ценного груза. В
хранилище Омска находилось более 561 523 806 рублей в русских и
иностранных золотых монетах, более 90 012 027 рублей в золотых слитках.
Всего — 651 535 834 рублей. Это и есть «золото Колчака».
Лидия Петрушева, заведующая архивохранилищем коллекции
документов по истории Белого движения Государственного архива России:
«Перед нами копия телеграммы министра финансов в российское посольство
в США, которое говорит о том, что в настоящее время правительство
располагает двумя третями всего золотого запаса России».
В Омск золотой эшелон пришел без потерь. Он был под надежной
охраной. Первые пропажи начались по пути в Иркутск, куда Колчак был
вынужден отступать. Ценный груз перевозили в бронированных вагонах,
замаскированных под санитарный поезд. Историк из Новосибирска Вадим
Рыков финансы Белого движения изучает со студенческой скамьи. Как
говорит — знает точно, что часть этого золота бесследно исчезла.
Вадим Рынков, кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник института истории Сибирского отделения РАН: «Самая главная
пропажа 12 января 1920 года, когда чехи охраняли эшелон, было
обнаружено, что пломбы на одном из вагонов вскрыты. И проверка
показала, что исчезло 13 ящиков. Это 780 тысяч рублей».
Золото Колчака ищут по сей день на Байкале. Теперь даже
глубоководные «Миры». Эта научная экспедиция вот уже два года изучает
подводную жизнь озера. И недавно исследуя дно — под толщей ила и грудой
камней — гидронавты наткнулись на несколько металлических обломков.
Вместе с илом удалось приподнять кусок железа, который ученые сначала
даже приняли за золотой слиток. Но оказалось, что это часть
железнодорожного вагона. Еще глубже — в прожекторе глубоководных
аппаратов — показался каркас вагона. Обследуя место падения поезда,
гидронавты не поднимались со дна до позднего вечера.
Евгений Черняев, пилот глубоководного аппарата «Мир-2»: «Там
только видны фрагменты, вся рама, на которую крепится все, смята. Там
видны дверцы с окном, если подниматься вверх по склону, то видны части:
то ли это крыша, то ли это бок».
Под колесами поезда, ручным тормозом и железными балками
обшивки вагона, золота не оказалось. Чтобы понять — что это был за
вагон и сколько лет он пролежал на дне Байкала — с глубины наверх
подняли несколько фрагментов. Уже утром внимательно изучив находки,
участник научной экспедиции «Миров — историк Алексей Тиваненко —
скажет, что это и есть тот самый след затонувших белочешских вагонов. С
рассказами о байкальском кладе он впервые столкнулся еще тридцать лет
назад — это была небольшая тетрадь жителя одной из прибайкальских
деревень. В ней записаны воспоминания участников тех событий.
Алексей Тиваненко, кандидат исторических наук: «Они
вспоминают, что когда белочешский поезд упал под откос, белочехи
согнали местное население на полустанок Баклань и заставили
ремонтировать путь, поднимать рассыпавшиеся ящики».
Кадр из фильма «Адмирал»: «Господин Колчак, собирайте ваши вещи. Мы передаем вас местным властям».
В сцене передачи Колчака в руки политсовета Иркутска, видно, как
чешские солдаты охраняют эшелон. Просматривая кадры из фильма
«Адмирал», его сценарист Владимир Валуцкий говорит, что затрагивать
тему золота в фильме не стали намеренно.
Владимир Валуцкий, сценарист фильма «Адмирал»: «Вообще история
золота — отдельная история. Я сейчас посмотрел в Интернете, там такое
количество всевозможных статей, и поисков, и предложений, что, в
общем-то, эта тайна до сих пор не раскрыта».
Изучая карту Иркутской области, главный консультант фильма
«Адмирал» историк Сергей Дроков не верит в успехи поисков на Байкале. В
течение 89 лет золото искали по всей Сибири — в Тобольске, Красноярске,
Новосибирске, Иркутске.
Сергей Дроков, историк: «Легенд много, но любая легенда должна основываться на четком историческом источнике».
Пока историки спорят, кладоискатели продолжают искать. Ведь для
них, пока золото Колчака не найдено, Байкал остается хранителем
золотого запаса Российской империи.
Источник: discoverbaikal.ru
Легендарное Золото Колчака нашли на дне Байкала
Секретные документы большевиков рассказали где находятся сокровища.
В начале Первой мировой войны золотой запас России был самым крупным в мире и составлял 1 миллиард 695 миллионов рублей. В 1915 году было принято решение об эвакуации золота из Петрограда в Казань и другие города тыла, что помогло уберечь фонд от разорения.
Пришедшие к власти большевики попытались вывезти золото, но успели забрать только 100 ящиков — в августе 1918 года Казань, при поддержке чехословацких союзников, снова захватили белые. Адмирал Колчак был провозглашен Верховным правителем России и в его руках оказлись 490 тонн чистого золота в монетах и слитках. Именно это золото и стало знаменитым пропавшим «золотом Колчака».
Согласно секретным документам большевиков «золото Колчака» находится на дне Байкала. В обмен на свободный выезд из страны чехи, предавшие адмирала Колчака передали власти Советов около 409 миллионов рублей золотом. Однако при допросе Колчака большевики выяснили, что чехи получили свободу незаслуженно и сокрыли еще 236 миллионов рублей из золотого фонда Российской Империи.
Чехи попытались сбежать с награбленным золотом в Канаду, отправившись на поезде во Владивосток. Глава российского правительства Владимир Ленин разослал во все войска директиву: остановить поезд с чехами любыми способами. Железнодорожный состав удалось нагнать у озера Байкал. Однако остановить состав в многочисленных тоннелях не получалось.
Тогда было принято решение взорвать скалу над составом, чтобы заблокировать поезду пути. Это привело к тому что обрушившаяся скала столкнула состав в озеро.
Из архивных документов стало известно, что попытки поднять состав с золотом со дна Байкала предпринимались еще в 1920 году, но мощные подводные течения столкнули поезд в самую глубокую часть озера. Установить точное местонахождение клада удалось в ходе двух подводных экспедиций, которые проводились в 2009 и 2013 годах — на данный момент состав с сокровищем находится на глубине более 1500 метров. Глубоководные батискафы погружались на дно озера несколько раз, но из-за экстремальных условий озера золотые слитки не удалось поднять на поверхность.
Источник: versiya.info
На дне Байкала нашли золото Колчака?
В районе мыса Толстый на Байкале глубоководные аппараты «Мир» при очередном погружении сделали сенсационную находку. Все дно усеяно странными слитками металла. Конечно, их еще надо поднять на поверхность и изучить. Но есть предположение, что исследователи наконец-то нашли золото Александра Колчака.
Ровно год назад специалисты обнаружили в этом месте обломки вагонов, в которых вывозили легендарное богатство адмирала. По словам местных жителей, они сошли с рельсов недалеко от Кругобайкальской железной дороги в 1920 году. — Глубоководные аппараты обнаружили прямоугольные блоки с блеском металла, похожим на золотой, на глубине 400 метров, — рассказывают в пресс-службе Фонда содействия сохранению озера Байкал. Сейчас «Миры» пытаются взять образцы находки с помощью специального манипулятора. Данные о находках планируют обнародовать во время Байкальского экономического форума, который начнется через неделю. До этого времени исследователи и историки будут тщательно изучать артефакты.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru