Экспедиция глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» на озере Байкал все больше напоминает многосерийный приключенческий фильм со всеми присущими этому жанру особенностями: золотой клад на дне и суровые мужчины, которые пытаются его достать. Заключительную серию, скорее всего, покажут в следующем году. «Миры» закончили третий сезон на Байкале, и едва ли не во время последнего погружения прогремела сенсация — аппараты увидели некие прямоугольные бруски, очень похожие на золотые слитки. Неужели искателям все-таки удалось обнаружить мифическое золото адмирала Колчака?
Золото Колчака — одна из самых популярных среди сегодняшних кладоискателей историй. Поэтому неудивительно, что версии, показания и векторы поиска достаточно сильно разнятся. Наверняка известно лишь то, что в 1918 году в Омске адмирал Александр Васильевич Колчак был провозглашен Верховным правителем Российского государства — и подкреплена эта альтернативная большевикам власть была большей частью российского золотого запаса, вывезенного белыми войсками из Казани (куда этот запас был эвакуирован в начале Первой мировой). После проверки в Омском отделении государственного банка общая стоимость запаса была оценена в 650 млн рублей. Когда же в 1921 году, после поражения Колчака, чехословацкий корпус отдал золото большевикам в обмен на гарантии беспрепятственного выхода из России, оказалось, что количество слитков уменьшилось, и теперь оценивается всего лишь в 400 млн.
Как выглядит Байкал без воды. Самое глубокое озеро планеты!
10 самых разыскиваемых кладов России
Необычная находка была сделана на глубине 420 метров в районе мыса Толстый — всего в полутора километрах от берега. «Миру-2», в экипаж которого входили пилот Евгений Черняев, директор Фонда содействия сохранению озера Байкал (ФССОБ) Баир Цыренов и начальник аппарата губернатора Иркутской области Владимир Дорофеев, удалось практически вплотную приблизиться к загадочным брускам. Вот как описывает поиски Баир Цыренов: «После обнаружения на глубине почти 1000 метров фрагментов металлических конструкций, похожих на фермы железнодорожного моста, аппарат начал подъем по береговому склону, покрытому осыпными породами. На этом склоне были найдены четыре бруска с характерным золотым блеском, зажатые в расщелине на осыпи. Мы смогли максимально приблизиться к находке, но так как осыпь — очень подвижная структура, то любые действия манипулятора приводили гравий в движение. В результате он не смог дотянуться до предметов, но мы зафиксировали их точные координаты».
Руководители контрреволюционных сил Сибири (адмирал Колчак второй слева)
Водолазы ищут клады
Интрига с возможным обнаружением таинственного золота Колчака на дне озера возникла еще в прошлом году. Тогда в том месте, недалеко от берегового склона Кругобайкальской железной дороги, исследователи обнаружили фрагменты железнодорожного вагона времен Гражданской войны и какие-то ящики. Сразу появилась версия, что именно здесь потерпел крушение железнодорожный состав, перевозивший золото белого движения. Достоверно известно, что в 1918 году адмирал Колчак получил часть золотого запаса Российской империи, которая позже исчезла. Вкратце история «пропажи века» такова.
Затонувший вагон на Байкале
В 1914 году российская казна располагала золотовалютными резервами на сумму 1695 миллионов рублей. Из них 645 миллионов 410 тысяч 870 рублей поступило в распоряжение белого адмирала. Это 490 тонн 448 килограммов золота в монетах, слитках и т. д. Помимо этого в «коллекции» Колчака оказались золотые монеты более чем 10 стран, включая экзотические чилийские кондоры.
Кроме того, были представлены драгоценная церковная утварь, 154 драгоценности царской семьи и ордена из драгметаллов. Мало кто из исследователей обладает информацией о 30 тысячах пудах (490 тоннах) серебра, которые были то ли составной частью «золотого» запаса Колчака, то ли шли по отдельной ведомости. Все это добро путешествовало по Сибири примерно в трех десятках вагонов.
До большевиков доехало всего тринадцать. 14 вагонов бесследно исчезли. Есть данные, что парочку отцепил атаман Семенов. Добыча «вольного стрелка» составила почти 44 миллиона золотых рублей. Позднее 176 ящиков золота (около 9 тонн) Семенов передал на хранение японцам.
В общем и целом, по мнению энтузиастов, кануло в Байкал или в тайгу никак не меньше 250 тонн золота.
Так может ли пропажа оказаться на дне Байкала? «Пока мы можем назвать эту находку лишь крайне интересным артефактом, — говорит «Итогам» заместитель директора ФССОБ Инна Крылова, — с видеозаписью сейчас работают лучшие специалисты по подводной археологии, которые попросили неделю на анализ снятого нашей экспедицией материала. Возможно, после того как видео будет досконально и покадрово изучено, можно будет делать какие-то предположения».
Допустим, эксперты подтвердят историческую ценность артефактов. Что дальше? Существует ли техническая возможность поднять их из глубин?
«На «Мирах» я проработал 15 лет, — рассказывает «Итогам» начальник технического отдела ОАО «Тетис Про» Дмитрий Войтов. — У них, безусловно, свои плюсы. Во-первых, экипаж из трех человек, которые могут принять решение прямо на борту о проведении тех или иных действий. Во-вторых, довольно хороший обзор — иллюминаторы 210 и 120 миллиметров.
Но есть и минусы: ограниченный запас воздуха и не очень комфортное положение членов экипажа. Например, тот, кто управляет «Миром», сидит на коленях, а температура в салоне не превышает 11 градусов». Одним словом, для извлечения клада их использовать не получится.
Зато для современных необитаемых аппаратов, по мнению Дмитрия Войтова, подъем объектов с глубины 400 метров не представляет сложности. Они позволяют проводить работы на глубине до 11 километров, при этом оператор может спокойно сидеть на палубе, пить кофе и работать джойстиком. Кроме того, можно использовать телеуправляемый подводный аппарат модульного типа «Кугуар», который предназначен для выполнения сложных подводных работ на глубинах до 2000 метров. Он может работать в двух режимах — поисково-обследовательском и рабочем телеуправляемом. Есть масса другой аналогичной техники, которая активно используется, в том числе и при ликвидации аварии в Мексиканском заливе.
Бойцы армии Колчака
Что потеряли?
Итак, возможности для подъема обнаруженных на дне Байкала артефактов есть, осталось только понять главное — те ли предметы ищем. На этот счет единого мнения нет и, наверное, не будет до той поры, пока хоть один из таинственных «прямоугольных предметов с металлическим блеском, похожих на золото» не будет поднят на поверхность. У специалистов есть серьезные основания сомневаться: было ли у белого адмирала такое неслыханное богатство, и если было, то стоит ли его искать именно в водах великого озера.
Иркутские дайверы нашли предполагаемое место затопления золота по остаткам железнодорожных вагонов, в которых адмирал Колчак перевозил часть золотого запаса, надеясь использовать его для возврата политического строя в России
Известный иркутский путешественник и краевед Сергей Волков считает, что сама гипотеза о том, что на дне Байкала может быть золото Колчака, пока не имеет никакого фактического подтверждения. По мнению путешественника, оно никогда не завозилось восточнее Иркутска, а следовательно, не могло оказаться в Байкале.
Кроме того, изучив архивы, Волков пришел к выводу, что невозможно и нахождение в водах озера железнодорожного вагона времен Гражданской войны, который якобы упал в 1920 году в воду во время переезда через мост в бухте Березовая на Кругобайкальской железной дороге. Мост в этом месте не существовал после 1914 года, и тем более вагон не мог оказаться в полутора километрах от берега.
С Сергеем Волковым солидарны и известные ученые, занимающиеся изучением истории белого движения в Советской России. По словам доктора исторических наук, ведущего исследователя эпопеи с пропажей части золотого запаса Российской империи Олега Будницкого, «в распоряжении российских (да и каких-либо других) историков никогда не было всех документов, позволяющих восстановить историю колчаковского золота».
Более того, согласно справке Народного комиссариата финансов РСФСР от 1921 года за период правления адмирала Колчака золотой запас белогвардейцев сократился на 235,6 миллиона рублей, или 182 тонны. Но сократился — не значит, что пропал. По подсчетам Олега Будницкого, сделанным на основании бухгалтерии белых, осевшей в американских и английских архивах, золото в принципе никуда не исчезало. За пару лет своего правления Колчак отправил за рубеж около 195 миллионов рублей, преимущественно на покупку вооружений. Кроме того, 80 миллионов золотых рублей после окончания Гражданской войны оказалось в руках эмигрантов и было истрачено на матпомощь нуждающимся соотечественникам на чужбине.
Тогда что же за бруски лежат в озере? Научный сотрудник Института истории Сибирского отделения РАН Дмитрий Симонов, изучающий историю Гражданской войны на востоке России, говорит: «Может быть, на Байкале и есть какое-то золото, но оно не имеет отношения к золотому запасу Российской империи, который находился в распоряжении Колчака. Я не сталкивался с достоверными фактами о том, что на Байкале затонул эшелон с золотом Колчака».
Скорее всего, золото Колчака так и останется красивым мифом — таким же, как Янтарная комната или библиотека Ивана Грозного. Но даже если это так, экспедиция выполнила свою основную задачу — к великому озеру вновь приковано внимание всего мира. Кто знает, что в абсолютных цифрах дороже — состав с золотом или миф о нем, разлетевшийся по всему свету.
Поезд-призрак. Тайна золота Колчака
Зима 1920 года. В России полыхает Гражданская война. По Кругобайкальской железной дороге мчится поезд. В вагонах – золотой запас Империи, захваченный армией Колчака в Казани. На пути следования золотого эшелона красные партизаны минируют часть скалы. Как только поезд показывается из тоннеля, происходит взрыв.
Вагоны с драгоценным грузом и двести тонн золота уходят в бездну Байкала.
Золото Колчака – одна из самых таинственных загадок двадцатого века. За девяносто лет безуспешных поисков эшелон с царским золотом превратился в настоящий поезд-призрак. Но в сентябре 2009 года все информационные агентства России взрываются сенсационной новостью: глубоководная экспедиция “Миры на Байкале” вышла на след золотого эшелона Колчака.
В течение года съемочная группа студии “Роскосмоса” вела документальное расследование, участвовала в двух уникальных экспедициях по поиску легендарного сокровища.
В фильме – захватывающие кадры погружений в батискафах “Мир-1″ и “Мир-2″ на дно Байкала, полное опасностей и приключений путешествие на корабле с частной экспедицией дайверов по зимнему штормовому Байкалу, посещение Иркутской тюрьмы, где провел последние дни перед казнью адмирал Александр Васильевич Колчак, а также уникальные исторические документы и кадры кинохроники, свидетельствующие о подлинности событий того времени.
Авторы сценария: Кирилл Плетнер, Гаянэ Петросян
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций
Источник: terrao.livejournal.com
«Миры» на Байкале, возможно, нашли «золото Колчака»
В ходе последних в этом сезоне погружений глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на юге Байкала на глубине 420 метров были обнаружены блестящие предметы, похожие на золото. Исследователи надеются, что наконец-то сделана находка, которую ждали более 80 лет, – «золото Колчака».
В ходе последних в этом сезоне погружений глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на юге Байкала на глубине 420 метров были обнаружены блестящие предметы, похожие на золото. Исследователи надеются, что наконец-то сделана находка, которую ждали более 80 лет. Возможно, они напали на след «золота Колчака».
Стоит отметить, что этой находкой завершилась масштабная глубоководная экспедиция «Миров» в этом году. Запомнится она не только многочисленными открытиями и важными исследованиями фауны Байкала, но и тем, что ее членом стал прославленный голливудский режиссер Джеймс Кэмерон. После погружения он признался, что подводный мир озера так его впечатлил, что сиквел «Аватара» может быть снят именно на Байкале.
А пока команда экспедиции занята изучением найденных на дне артефактов. «Миры» ведут поиски сокровищ «белого» адмирала уже не первый сезон. В прошлом году экспедицией были обнаружены остатки железных конструкций вагонов времен Гражданской войны. По предположениям ученых, именно в них могли перевозить золотой запас Российской империи.
Несмотря на то, что многие историки уверены, что «золото Колчака» – не более чем миф, и сокровища были захвачены союзниками России по Антанте, кладоискатели и исследователи не оставляют надежды когда-нибудь их найти. Этим как раз сейчас занимаются исследователи в Пермском крае.
Там, в одном из карстовых провалов недалеко от Ординской пещеры, исследователи нашли старые ящики, которые могли быть спрятаны во время Гражданской войны. Проход под землю был завален, и для того, чтобы добраться до сокровищ, экспедиции сначала нужно расчистить потайные ходы. В ближайшее время станут известны результаты этой экспедиции. За развитием событий следите на сайте Страна.ру
Источник: www.vesti.ru
В Байкале нашли золото Колчака
На дне Байкала в ходе экспедиции «Миры на Байкале» обнаружили предметы, напоминающие золотые слитки. Но попытка поднять их на поверхность не удалась, так как находились они в расщелине на глубине 420 м. Участники экспедиции обнаружили также частицы вагона со времен Гражданской войны, различные предметы быта — разбитую тарелку и сосуд. Все эти находки в совокупности позволяют думать, что золото на дне озера — это, возможно, «золото Колчака».
До середины 20 века Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) была основой Транссибирской магистрали, а она проходит рядом с озером. Когда КБЖД строилась, вагоны со стройматериалами перевозили на паромной переправе. На Байкале и сейчас есть железнодорожный причал. Зимой прямо на льду монтировались дополнительные пути. Не раз случались аварии, во время которых составы тонули.
По легенде один из затонувших составов перевозил золото адмирала Колчака.
Теперь же, когда координаты возможного местонахождения «золота Колчака» известны, дайверы могут или опровергнуть, или подтвердить эту легенду. Работа экспедиции «Миры на Байкале» длится третий сезон. В ее программе различные задачи — изучение грязевых вулканов и гидротерм под водой, уточнение озерных глубин, поиск предметов старины, обследование дна в Баргузинском заливе. Общей же целью проекта является изучение влияния промышленности на экологию в районе Байкала и подготовка новых аргументов для защиты озера от различных негативных факторов.
За последние несколько лет на дне Байкала самую крупную находку обнаружили иркутские дайверы — конкуренты «Миров на Байкале». Они тоже совершали погружения, искали что-то, что имеет отношение к КБЖД. Однако в южной части озера они отыскали корабль, затонувший более ста лет назад. Судно находилось на глубине примерно 30 м, а рядом с ним лежали человеческие останки.
Построен корабль был совсем без гвоздей и был или парусным, или весельным. Длина его — 16м, ширина по максимуму — 5 м, высота бортов — 4 м. Правый борт пробит. Возможно, корабль затонул, потерпев кораблекрушение при шторме.
Источник: www.shluz.ru