Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.
Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.
Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.
Существует несколько способов золочения.
Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина – чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии – купол Исаакиевского собора.
Почему у православных золотые купола, золотые кресты и золотые одеяния священников #shorts
При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.
Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата – равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.
Покрытие сусальным золотом – главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото – это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм , и разной толщины – от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3–5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов.
Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).
Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:
– подготовка поверхности под золочение;
– подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;
Есть ли золото в куполах церквей ???
Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН54, лак ЯН153 или ГФ166. Грунт наносится три раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.
Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака – он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому – прикрепится слабо или вообще не прикрепится.
Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА594 должен окрепнуть в течение 20–25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.
Купола золотят в шатрах – то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом. Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистовпозолотчиков.
Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более 150 см , расстояние от поверхности купола до пола лесов – от 20 до 35 см . Главная особенность лесов – двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров. Внешняя оболочка делается из плотного армированного полиэтилена, внутренняя – из тонкого, склонного к растяжениям. Важна максимальная прозрачность полиэтилена, так как сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.
При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1–3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.
При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие – свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность. Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака. Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.
В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды. В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.
Покрытие куполов золотой смальтой. Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала. В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом. Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.
Михаил Кеслер.
Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г .
Источник: ortox.ru
Сусальное золото куполов
Раньше, когда в ходу были золотые монеты, практиковался простой способ определения подлинности жёлтого металла — торговцы пробовали деньгу на зуб. Истинное золото не выдерживало давления клыка и проминалось; если на монете не осталось вмятины, значит она из свинца или меди и только сверху покрыта золотом.
Малая твёрдость, пластичность и ковкость царя металлов — это не главные его свойства, определившие применение в качестве эталона ценности всего на свете. Главное здесь благородство, т.е. устойчивость к внешним воздействиям.
Земля, воздух, вода, время не изменяют внешний вид золота. Только алхимики научились растворять его в смеси азотной и соляной кислоты (в отношении 1:3). Даже по отдельности эти сильные кислоты на золото не действуют. Все остальные химические взаимодействия для обывателя экзотичны и их в быту не встретишь. И то!
Даже различные получаемые соединения золота при температуре всего лишь градусов разлагаются с образованием простого вещества металла. Этим и определяется существование в природе самородного золота!
Однако вернёмся к малой твёрдости и пластичности. В древнем Китае (ну это как обычно ) научились изготавливать сусальное золото — тончайшие листы металла. Сегодня мы знаем, что из 1 грамма этого золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км. Путём прокатки из него можно получать листочки толщиной до 0,0001 мм.
Поясню, что это уже атомные размеры: в такой толщине вертикально умещаются не больше 100 отдельных атомов! Такие листочки пропускают свет. Обычно применяемые сегодня листочки сусального золота имеют толщину в несколько десятых долей микрона (микрометра).
Сусальное золото можно купить в магазинах для художников и дизайнеров. Тонкие листки золота, уложены между папиросной бумагой, в форме так называемой «книжечки». Листочки имеют разные размеры, самый распространённый вариант 9,15 на 9,15 сантиметров и в «книжечке» их 60 штук. Масса такого листочка называется лигатурным весом.
Понятно, что лигатурный вес зависит от толщины листочка. Сусальное золото с малым лигатурным весом используется для внутреннего золочения (иконы, лепнина). Для золочения статуй и церковных куполов используется сусальное золото с лигатурой Посмотрите на фонтаны Петродворца: все статуи покрыты сусальным золотом.
Для золочения куполов не всегда используется золото. Взамен его применяют поталь — сплавы или химические соединения, имитирующие благородный металл (не обязательно золото). Например, нитрид титана (в интернете сплошь и рядом его путают с несуществующим нитритом титана) использовали для «золочения» крестов храма Рождества Христова в Старом Осколе. Но всё-таки покрытие куполов именно золотом это традиция.
Раньше купола покрывали амальгамой — раствором золота в ртути. Ртуть испаряли путём нагревания, а поверхность оставалась покрытой равномерным золотым слоем. Ясно, что работа эта была вредной, золотильщики редко доживали до «пенсии». Распространена информация, что при золочении таким методом купола Исаакиевского собора в Питере 60 человек золотых дел мастеров отдали богу души.
Строительство домов для жилья не менее благородное занятие. Современные благоустроенные коттеджи – это воплощение не только умных инженерных решений, но и дизайнерских традиций. Возможно, на этом сайте вы найдёте для себя Дом, где будет приятно жить, и дарить жизнь другим
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».
Источник: kaplyasveta.ru
Черные, голубые, золотые: как по куполам определить, в честь кого построен храм
Православные храмы издавна производили неизгладимое впечатление своей красотой, заключающейся в особенностях архитектурных элементов. А также они всегда удивляли изумительными куполами, которые венчают культовые сооружения. В большинстве случаев купола отливают золотым блеском, но частыми являются и синий, и зеленый цвета. Реже — черный, серебристый и многоцветье.
Следует понимать, что выбор колора в данном случае — это вовсе не каприз архитектора, а дань церковным традициям. Так что же означает тот или иной цвет куполов? Узнав об этом, вы сможете даже издалека быстро определить, в честь какого праздника был построен храм. По городу можно будет ходить, чувствуя себя экспертом, знающим разгадку символики православного «языка», а не простым обывателем.
Золотой
Этот цвет можно чаще всего увидеть на храмовых куполах. Он символизирует вечность и отдает дань небесной славе. Золото здесь является как посвящением Сыну Божьему, так и торжественным событиям в православии — празднованию Рождества, Сретения, Благовещения. Такими главами увенчан, например, храм Христа Спасителя в Москве и соборы в Кремле. Речь идет об Успенском, Архангельском, Благовещенском.
Интересно, что сейчас купола золотом не покрываются, а используется нержавеющая сталь, покрытая нитридом титана. А раньше золото нужно было растворить в ртути, подогреть медные листы и нанести на них полученную смесь. Это был весьма трудозатратный, дорогостоящий процесс. С использованием этого способа покрывались, например, купола Исаакиевского собора, находящегося в Санкт-Петербурге. Тогда на позолоту потребовалось сто килограммов желтого металла.
Синий
Если у православного храма купола синего цвета со звездами, которые по ним разбросаны, это говорит о том, что церковь посвящена Деве Марии. Синий и голубой цвет издавна ассоциируется с Богородицей, символизируя ее непорочность. А звезды призваны напомнить о Вифлеемской звезде, появление которой стало вестью о рождении Иисуса.
Такие купола венчают собор, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Он находится в Суздале и построен еще во время правления Владимира Мономаха. На Владимиро-Суздальской земле — это первый из каменных храмов.
Однако синий цвет куполов может иметь и другое обоснование, не связанное с Божьей Матерью. Речь идет о Троицком соборе, расположенном в Санкт-Петербурге. В 1838 году его построили для Измайловского полка, входившего в Императорскую гвардию. Синий цвет куполов соответствовал форме военных полка, имевшей синий цвет.
Зеленый
Зеленые церковные купола указывают на цвет, связанный со знаком Святого Духа. Как правило, он характерен для храмов, которые посвящены Святой Троице, а также православным святым. Примером такого строения является «Кулич и Пасха».
Так называется церковь Святой Троицы в Петербурге. Ее заказчиком был князь Александр Вяземский, которому принадлежала идея придания церкви формы традиционных блюд, связанных с празднованием Пасхи.
Серебряный
Купола такого цвета устанавливают в честь святых, а символизируют они их святость и чистоту. Так, серебряные купола венчают храм под Великим Новгородом, посвященный Николе на Липне.
Можно назвать и вологодский Софийский собор. Его возвели по указу Ивана Грозного в 1570 году. За образец был взят Успенский собор в Московском Кремле.
Черный
Такие купола встречаются на церквах православных монастырей. В этом случае черный цвет как раз и символизирует монашество. Его можно увидеть на главах соборов, расположенных в Москве, в Марфо-Мариинской обители. Это женский монастырь, выстроенный в стиле модерн.
Его проект был создан архитектором Алексеем Щусевым. А средства на строительство были пожертвованы Елизаветой Федоровной, великой княгиней. На тот момент она была вдовой Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы. Купола, ассоциирующиеся с монашеством, находятся и в Муроме, в Спасо-Преображенском монастыре, на его храмах.
Многоцветные купола
Они встречаются довольно редко и служат для напоминания верующим о том, как красив и сияющ Небесный Иерусалим. Примером является храм Спас на Крови в Петербурге и Василия Блаженного в Москве. О восхищении красотой последнего можно прочитать в записках иностранных путешественников, которые сравнивали узоры на куполах с чешуей артишоков, ананасов и кедровых шишек.
Источник: fb.ru