Не надо мне не серебра ни золота чьи слова

В этой статье представлен образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: описание героя в цитатах.

Характеристика Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Гриша Добросклонов является сыном дьячка Трифона:
«. за ними слышится / Дьячково слово; сын его / Григорий, крестник старосты, / Подходит к землякам. » (дьячок — низший разряд церковнослужителей)

Семья Гриши живет очень бедно:
«. Беднее захудалого / Последнего крестьянина / Жил Трифон. Две каморочки: / Одна с дымящей печкою, / Другая в сажень – летняя, / И вся тут недолга; / Коровы нет, лошадки нет, / Была собака Зудушка, / Был кот – и те ушли. »

Возраст Гриши, вероятно, более 15 лет. Он является юношей, мальчиком:
«. Как сжалось сердце мальчика. »
«. Взгрустнулось крепко юноше. »
«. и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Кому отдаст всю жизнь свою. «

Оскар — Между мной и тобой

О внешности Гриши Добросклонова известно мало:
«. У Гриши – кость широкая, / Но сильно исхудалое / Лицо – их недокармливал / Хапуга-эконом. «

Гриша учится в духовной семинарии:
«. Григорий в семинарии. «

Гриша — умный и образованный юноша. Он хочет поступать в университет в Москве:
«. Дьячок рыдал над Гришею: / «Создаст же Бог головушку! / Недаром порывается / В Москву, в новорситет!»..»

В семинарии Гриша живет в суровых условиях, голодает и мерзнет:
«. в семинарии, / Где было темно, холодно, / Угрюмо, строго, голодно. »
«. Григорий в семинарии / В час ночи просыпается / И уж потом до солнышка / Не спит – ждет жадно ситника, / Который выдавался им / Со сбитнем по утрам. »
«. их недокармливал / Хапуга-эконом. «

Мать Гриши умерла рано. Она очень любила сына:
«. Его хозяйка Домнушка / Была куда заботлива, / Зато и долговечности / Бог не дал ей. Покойница / Всю жизнь о соли думала. »
«. Баюкала ли Гришеньку, / Любимого сынка. »


Отец гордится Гришей и его братом Саввой. Однако сыновья, как и сам отец, все время голодают:

«. Дьячок хвалился детками, / А чем они питаются — / И думать позабыл. / Он сам был вечно голоден. «

Крестьяне дают Грише и его брату еду. Взамен юноши помогают крестьянам в их делах:
«. Спасибо Власу-крестному / И прочим мужикам! / Платили им молодчики, / По мере сил, работою, / По их делишкам хлопоты / Справляли в городу. «

Гриша рассказывает крестьянам умные вещи. Крестьяне передают друг другу умные мысли Гриши:
«. Прослушал Гришу Пров <. >Сказал победным голосом: / «Мотайте-ка на ус!»..»
«. Пошло, толпой подхвачено, / О крепи слово верное / Трепаться. «

Гриша — особенный человек. У него есть дар вести за собой людей:
«. Сынов своих, отмеченных / Печатью дара Божьего. »

Наутилус Помпилиус — Зверь


«. Как ни темна вахлачина, / Как ни забита барщиной / И рабством – и она, / Благословясь, поставила / В Григорье Добросклонове / Такого посланца…»

Гриша — искренний человек. Он говорит то, что у него на сердце:
«. Зардевшись, словно девушка, / Сказал из сердца самого / Григорий – и ушел. «

Гриша много думает о жизни крестьян на Руси:

«. И долго Гриша берегом / Бродил, волнуясь, думая, / Покуда песней новою / Не утолил натруженной, / Горящей головы. «

Гриша мечтает о том, чтобы крестьяне жили хорошо:
«. Не надо мне ни серебра, / Ни золота, а дай Господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси. «

Читайте также:
У кого золото в котелке

Гриша готов отдать свою жизнь за счастливую жизнь крестьян:
«. Певал – тужил о матушке / И обо всей вахлачине, / Кормилице своей. / И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, – и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет. «

Гриша сочиняет новую песню для крестьян. Он хочет, чтобы новая, оптимистичная песня заменила крестьянам их грустные песни вроде «Голодной»:
«..«Удалась мне песенка! – молвил Гриша, прыгая. — / Горячо сказалася правда в ней великая! / Вахлачков я выучу петь ее – не всё же им / Петь свою «Голодную»…Помогай, о Боже, им. «

Гриша надеется, что новая песня поднимет дух крестьян и поможет им изменить свою жизнь:
«. Как с игры да с беганья щеки разгораются, / Так с хорошей песенки духом поднимаются / Бедные, забитые. » Прочитав торжественно / Брату песню новую (брат сказал: / «Божественно!»)..»

Песня «Русь» Гриши Добросклонова — это гимн о народном счастье:
«. Слышал он в груди своей силы необъятные, / Услаждали слух его звуки благодатные, / Звуки лучезарные гимна благородного — / Пел он воплощение счастия народного. «

Это был цитатный образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: описание в цитатах.

Источник: www.literaturus.ru

Образ Григория Добросклонова

Один из спорных для некрасоведов вопросов – роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова – народного заступника.

Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь».

Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, – остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, – пишет исследователь, – он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша – и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И.

Читайте также:
Как быстро фармить золото в построй корабль и найди сокровище

Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире. ».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов – не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, – полагают исследователи, – была одним из эпизодов путешествия странников – важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В.

Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, – утверждает он, – вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов – всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей – Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И.

Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание.

В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо – отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, – писала она, – но очень счастлива.

Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья. В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни. ». Некрасов ответил ей много позднее – его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться».

Читайте также:
Основные страны экспорта золото серебро

Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! –

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия – становятся непосредственными источниками образа.

Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова.

Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, – «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было – Петр.

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное».

Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного.

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг – лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить.

Читайте также:
Что такое феникс золото

Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, – не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага – дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире. ». Поэтому события, изображенные в «Пире. », вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».

► Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

  • История создания и проблема замысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
  • Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
  • Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь»
  • Анализ главы «Счастливые»
  • Анализ главы «Помещик»
  • Анализ главы «Последыш»
  • Анализ главы «Крестьянка»
  • Анализ главы «Пир на весь мир»
  • Песни и их роль в главе «Пир на весь мир»

► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник: licey.net

Николай Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков

Здравствуйте снова и снова, дорогие читатели! Не успели мы в полной мере отметить юбилей Достоевского, как уже нас настиг юбилей Некрасова. 200 лет – не шутка! Современники, ровесники, два гения эпохи с непростыми отношениями. От взаимного дружеского восторга до охлаждения, разочарования и мстительного неприятия.

Затем вынужденное деловое сотрудничество и, наконец, посмертное признание и сожаление, которое выразил Достоевский, что всю жизнь «прожил с Некрасовым врозь». Ему пришлось стоять у гроба Некрасова за три года до собственной смерти.

Между прочим, юбилеи бывают не только у людей, но и у книг. Так вот, главной книге Николая Алексеевича Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо» исполнилось в этом году 145 лет. Конечно, на первый взгляд, кажется странным, что в нашей рубрике мы решили говорить об этом программном произведении. Чего ещё сегодня мы не знаем об этой крестьянской эпопее? Которая разошлась на цитаты, разбита на образы, архетипы, которую проклинают ленивые школяры и благодарят небеса, что Некрасов поэму не закончил, а то написал бы ещё страниц сто, ведь счастливого на Руси можно искать бесконечно, по кругу?

Читайте также:
Как обнаружить золото гора

Но поэму Некрасов закончил. Вернее, вынужден был закончить. Первые главы были опубликованы в 1866 году, последняя – «Пир на весь мир» – в 1876, за два года до смерти автора. Болезнь не оставляла шансов на выздоровление, и Некрасов привел в порядок главный труд своей жизни.

10 лет некрасовские временнообязанные мужички бродили по Руси в поисках счастливого. Интересное занятие! Куда интереснее, чем пахать, отрабатывать помещику за полученную землю. Что значит – временнообязанные? Это крестьяне, которые стали свободными в1862 году лишь формально. Земля по-прежнему в собственности помещика.

Её необходимо было либо выкупать, либо отрабатывать за неё. Не всем хотелось тянуть ярмо еще долгие годы, особенно, когда личная свобода вроде бы есть. Вот и срывались мужики с родных мест, шли в города, кто-то занимался ремеслом, кто-то просто бродяжничал, потом спивался. Помещичьи усадьбы ветшали, необработанная земля без пахарей приходила в запустение. То самое время, о котором Некрасов в поэме сказал:

Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Несмотря на сказочный зачин поэмы, ничего сказочного в сюжете нет. Семь мужиков, встретившихся случайно на столбовой дороге, с удовольствием бросают свои дела – а дело было у каждого: кто шел заказать требы к попу, крестить ребёнка, кто в кузницу, кто продавать мёд, а кто ловить сбежавшего коня – все они после жаркого спора отправляются искать счастливых.

У каждого есть свой кандидат. Пересказывать сюжет нет смысла. Его помнят все. Интересно, а был ли свой кандидат в счастливые у Некрасова? Был!

Да, вы помните! Счастливый у него появляется в последней главе. Это борец за народное счастье Гриша Добросклонов. «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Таким видит Гриша своё счастье. Вы можете сказать, как это всё надуманно, искусственно и патетично! И будете правы. Совсем не так Некрасов собирался закончить свою поэму. Осознание близкой кончины и нестерпимые муки, которые причиняла болезнь, заставили Некрасова изменить свои первоначальные замыслы.

Он понимал, что именно этому произведению суждено стать его литературным памятником, и времени редактировать уже не будет. Поэтому всё должно быть возвышенным и прекрасным.

В первоначальном варианте временнообязанные мужики, побродив по Руси, выслушав исповеди помещика, вельможного боярина, попа и самого царя, приходят к выводу, что счастливых среди них нет, а о женщинах и говорить нечего!

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого! –

Говорит им самая счастливая, по мнению односельчан, крестьянка Матрёна Тимофеевна. Ни с чем мужики возвращаются в родные деревни. Из каждой деревни ведёт дорога, дороги сходятся в одном месте. Догадались в каком? Да, в кабаке! Туда и отправляются мужики после долгих странствий.

Там они по-настоящему счастливы. Разочарованы? Зря!

Некрасов был не единственным, кто провозгласил:

Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

Чтоб узнать быт, традиции крестьянской пореформенной России 19 века, обязательно нужно перечитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Именно перечитать, не зацикливаясь на теме, идее, образах, «демократической направленности» и «революционной составляющей». Это целый мир, который можно открывать бесконечно. Желаю вам приятного прочтения.

Ольга Кузьмина. 6 декабря 2021 года

Источник: book-hall.ru

Рейтинг
Загрузка ...