Не то что на серебре на золоте едал троп

Троп — (греч. «поворот») оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении.

Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Гипербола — средство художественного изображения, основанное на преувеличении .

Это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Глаза громадные, как прожекторы.

В сто сорок солнц закат пылал…

Гротеск — Предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой

(у Салтыкова –Щедрина)

Ирония — троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Все тропы для ЕГЭ за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКА

— осмеяние , содержащее в себе оценку того, что осмеивается.

— Признаком иронии является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый .

Отколе , умная , бредёшь ты, голова?

(в обращении к ослу)

Литота — средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в

— образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Талии никак не толще бутылочной шейки.

Метафора (развёрнутая метафора) — греч.(перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений .

Метафора – скрытое сравнение.

Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн,

град пуль, закат пылает, льётся речь

(метафора построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку)

Метонимия — (греч. переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий . Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.

Не то на серебре – на золоте едал.

Ну , скушай же ещё тарелочку ,мой милый!

Олицетворение — троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр ночной,

О чём так сетуешь безумно?

Перифраза — Выражение являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.

— Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Средства художественной выразительности | Литература ЕГЭ 2022 | Parta

Царь зверей (вместо лев)

Туманный Альбион (вместо «Англия»)

Творец Макбета (Шекспир)

Синекдоха — Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения : часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

  1. Часть вместо целого.
Читайте также:
Чеканное золото что это

Все флаги в гости будут к нам.(в значении «корабли») ( А.Пушкин.);

Швед, русский колет, рубит, режет.

  1. Родовое название вместо видового.

Ну что ж, садись ,светило.(В.Маяковский) (вместо «солнце»)

  1. Видовое название вместо родового.

Пуще всего береги копейку.(Н.В.Гоголь) (в значении «деньги»)

  1. Единственное число вместо множественного

И слышно было до рассвета ,как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов)

Сравнение — троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной

словно как тающий сахар лежит.

  • Творительным падежом
  • Формой сравнительной степени прилагательного или наречия
  • Оборотами со сравнительными союзами
  • Лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. д.)

Эпитет – образное определение, слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное ,

определяющее существительное ,но и существительное – приложение , а также

наречие ,метафорически определяющее глагол.

Мороз – воевода ,бродяга – ветер, старик океан ;

Гордо реет Буревестник (М.Горький)

Петроград жил в эти январские ночи напряжённо,

взволнованно ,злобно, бешено. (А.Толстой)

Постоянный эпитет — Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве , переходящий из одного произведения в другое.

Море синее ,поле чистое ,солнце красное ,тучи чёрные;

добрый молодец ,красна девица, зелена трава…

Анафора — Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф, прозаического отрывка.

Гр озой снесённые мосты,

Гр оба с размытого кладбища.

Антитеза — Стилистический приём контраста , противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов .

А новое так отрицает старое.

Оно стареет на глазах!

Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе.

Градация — ( постепенность ) — стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей.

Градация восходящая — расположение слов в порядке усиливающегося значения.

Пришёл, увидел , победил.

Градация нисходящая — расположение слов в порядке уменьшающегося значения.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам;

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

Инверсия — ( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении обще грамматической последовательности речи.

В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не является обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое.

Помогла им чистейшая случайность. (инверсировано подлежащее)

Лексический повтор – намеренно повторение одного и того же слова.

  1. для обозначения большого числа предметов, явлений.

За теми деревнями леса ,леса , леса.

  1. для усиления признака, степени качества или действия.

Вот тёмный, тёмный сад.

И ближе ,ближе всё звучал грузинки голос молодой.

  1. для указания на длительность действия.

Зимы ждала ,ждала природа.

Оксюморон — Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу ,логически исключающих одно другое .

Риторический вопрос, восклицание, обращение — Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа, а для эмоционального воздействия на читателя.

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа, а для эмоционального воздействия на читателя.

Читайте также:
Золотая бутса из золота или нет

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливая выразительность речи.

Синтаксический параллелизм — Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения ) соседних предложений или отрезков речи.

То не чудо сверкает над нами,

То не полюса блеск огневой.

Умолчание — оборот речи ,заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю ( слушателю ) самому догадаться , что именно осталось невысказанным, поразмышлять , о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Но слушай :если я должна тебе…

кинжалом я владею,

я близ Кавказа рождена.

Эллипсис — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения , легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации по смыслу.

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

Используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.

Вместо хлеба – камень, вместо поученья – колотушка.

Эпифора — Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторенфие в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?

Почему именно титулярный советник ?

Звукопись — приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподражание — подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром.

Источник: nsportal.ru

Очей очарованье — ЕГЭ

В этой статье хочу поговорить о действительно непростом задании №26.

Что же вызывает сложности в выполнении этого задания?

С одной стороны, изобразительно-выразительные средства, список которых представлен, не вызывает особой сложности в определении, с другой — выпускники часто не попадают в ответ, который вроде бы очевиден.

В чём проблема?

А проблема в том, что в общеобразовательной школе, особенно в классах, где ориентация идёт на математический уклон, не так много часов для отработки навыков определения средств изобразительности. Заметила так же, что в последние годы в этот список т добавили такие термины, которые только упоминается в классе, но не отрабатываются на практике (метонимия, синекдоха, перифраз). Конечно, при подготовке к экзаменам учителя стараются как могут, но практика уже доказала, если материал не усвоен в средней школе, то в старшей он даётся тяжелее. Итак, как же быть? Попробуем разобраться.

В демоверсии 2021 г. 26 задание

26. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)_________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)_________ («стёклышками озёр» в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к родине подчёркивают приём – (В)_________ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство (Г)_________ (предложения 17, 18)».

Список терминов:

2) вопросительные предложения

3) восклицательные предложения

9) лексический повтор

Обратите внимание , что в самом задании кроется подсказка: вас просят найти тропы, приём, синтаксическое средство.

Тропы : метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, гипербола, перифраз, ирония, аллегория, символ.

Читайте также:
Где искать золото практическое руководство по поиску и добыче золота

Значит, из предложенного нам списка для А и Б нам нужно найти метафору и эпитет.

Но в этой статье я хотела бы обратить внимание на метонимию и синекдоху.

Д.Э Розенталь «Практическая стилистика русского языка»:

Метонимия-это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

1) Я три тарелки съел

2) . Белинского и Гоголя с базара понесли

3) Их сёла и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам

4) Не то на серебре, — на золоте едал

5) Всё поле охнуло

А как же отличить метафору от метонимии? Метафора заменяет одно слово другим по сходству, т.е. на что-то похоже, но без союзов как, словно, будто. При метонимии предметы связаны друг с другом на основе логики.

Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

  1. Всё спит — и человек, и зверь, и птица
  2. Мы все глядим в Наполеоны
  3. Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства.
  4. Ну что ж, садись, светило
  5. Пуще всего береги копейку

Источник: dzen.ru

Русский язык __ ЕГЭ __ 100 баллов Блог для моих учеников

Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете (Конфуций). Счастье учителя — успехи учеников (Марк Аврелий).

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

БЛОГ ДЛЯ МОИХ УЧЕНИКОВ

вторник, 17 декабря 2013 г.

В 8. Тропы

В8. Речь.
Языковые средства выразительности.
Часть 1.
Т Р О П Ы

В словесности есть особые выразительные способы употребления слов, их называют средствами художественной выразительности (изобразительности) речи.

Эти средства имеют общее наименование – Т Р О П Ы
Виды тропов :

аллегория, гипербола, ирония, каламбур, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз(-а), синекдоха, сравнение, эпитет.

Э П И Т Е Т
Эпитет [
А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М. Горький)
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (В. Лебедев-Кумач)
На берег большими шагами

Он смело и прямо идёт,
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовёт.
(М. Лермонтов)

Чаще всего эпитеты выражены именами прилагательными в полной форме (определения), реже – краткими прилагательными (сказуемые).

Выделяются постоянные эпитеты, характерные для народного поэтического творчества: добрый конь, буйный ветер, красна девица, чистое поле.

С Р А В Н Е Н И Е

Сравнение – изображение одного предмета (предмета сравнения) путём сопоставления его с другим предметом (образом сравнения).

Черна, как жук, бела, как снег, вертлява, как бес, повертелась да в лес. (Загадка)
Был он рыжий, как из рыжиков рагу,
Рыжий, словно апельсины на снегу.
(Р. Рождественский)

Способы выражения сравнения :
1. Сравнительный оборот (с союзами как, будто, точно, словно, как будто).
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
(К.

Чуковский)
2. Существительное в творительном падеже.
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом.
(К. Чуковский)

3. Форма сравнительной степени прилагательного или наречия.

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)
4. С лова похож , подобен, напоминает.
…бабочки похожи на цветы.

Читайте также:
Извлечение золота из руды в домашних условиях

Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Как море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Паустовский)

М Е Т А Ф О Р А
Метафора [
Закатилось солнце русской поэзии [о Пушкине]. (В. Жуковский)
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

(А. Пушкин)

Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (М. Пришвин) ……………………………………………………………………………………………………………………………………

Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег…
(С.Есенин)
О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.

— Море дышит полной грудью;
— волны бегут, ласкаются к берегу;
— травы шепчутся с ветерком. ……………………………………………………………………………………………………………………………………
Гуляет ветер, порхает снег. (А. Блок)

Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. (А. Гайдар)

Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. (С. Есенин)

Цветы мне говорят прощай… (С. Есенин)
М Е Т О Н И М И Я
Метонимия [
Эта связь может быть:
1. Между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел.

(И. Крылов)
2. Между автором и его произведением:

— …Белинского и Гоголя с базара понесёт. (Н. Некрасов
— Звучит Мендельсон. ……………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Между предметом и материалом, из которого предмет сделан:
Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов) ……………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Между местом и людьми, находящимися на этом месте:
— Ликует буйный Рим. (М. Лермонтов)

— Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
— Говорит и показывает Москва.
С И Н Е К Д О Х А
Синекдоха [
1.

Название части вместо целого:
— Государственные лица .

— Москва подписала договор с Парижем.
— Берет [человек] прошёл и встал впереди. ……………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Употребление единственного числа вместо множественного: Зритель сегодня не спешит в театр. ……………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Употребление неопределённого количества вместо определённого: Сколько лет, сколько зим!
Г И П Е Р Б О Л А

Гипербола – художественное преувеличение.
— Толстый, как бочка;
— летел пулей;
— побледнел, как мел;
— ожидать целую вечность;
— на краю земли;
— любить до безумия.

У Ивана Никифоровича… шаровары в таких высоких складках, что если бы их раздуть, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями… (Н.В. Гоголь)

Л И Т О Т А
Литота [
— Море по колено;
— капля в море;

— рукой подать;
— кот наплакал;
— в двух шагах отсюда.
……………………………………………………………………………………………………………………………………

Мужичок с ноготок. (Н.А. Некрасов)
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А.С. Грибоедов)
П е р и ф р а з (-а)

П ерифраз(-а) — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Читайте также:
Как найти золото закопанное в земле

Улыбкой ясною природа

— Белокаменная столица (= Москва).
— Унылая пора! Очей очарованье. (= осень). (А.С.Пушкин)

И Р О Н И Я

Ирония – образное высказывание (троп), в котором слова и фразы употреблены в смысле, противоположном буквальному, что приводит к скрытой насмешке.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» –
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». –
«А, так ты…» – «Я без души
лето целое всё пела». –
«Ты всё пела?

это дело:
Так поди же, попляши!»
(И.А. Крылов) ……………………………………………………………………………………………………………………………………
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов)

А Л Л Е Г О Р И Я
Аллегория [

Как правило, этим образом являются представители животного и растительного мира: волк (жестокость), лиса (хитрость), лев, заяц (трусость), ворона, осёл (глупость), соловей, дуб, ель, а также предметы неживого мира: котёл, горшок, водопад, ручей, булат, пушки, паруса, бритва и т.д.

— Любовь – сердце,
— мир – голубь,
— упрямство – осёл,
— медицина – чаша со змеёй. ……………………………………………………………………………………………………………………………………
Сила убеждения.
— Помещение должно быть открыто, — глубокомысленно замечает Дверная Ручка, когда открывают дверь.
— Помещение должно быть закрыто, — философски заключает она, когда дверь закрывают.
Убеждение Дверной Ручки зависит от того, кто на неё нажимает.
(Ф. Кривин)
К А Л А М Б У Р


Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для её тряпок — я не в состоянии. (А.С. Пушкин) ……………………………………………………………………………………………………………………………………
Мой дорогой, очень дорогой портной (А.П. Чехов)

………………………………………………………………………………………………

ДРУГИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

АНТОНИМЫ — разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению ( добрый — злой, могучая — бессильная ). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

КОНТЕКСТНЫЕ (или КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ) АНТОНИМЫ — слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце, лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.
СИНОНИМЫ — слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность — любовь, приятель — друг.
КОНТЕКСТНЫЕ (или КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ) СИНОНИМЫ — слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов — гений — любимое дитя природы. (В. Белинский).
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын).
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА — прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин — это чудо.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Источник: tatyanarotenkova.blogspot.com

Рейтинг
Загрузка ...