8(800) 333 58 91
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
- ЕГЭ 2013. Русский язык /
- Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. /
- Эпитеты и их роль в тексте.
Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:
грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин) .
Эпитеты могут также выражаться:
— существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница -зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира , а не только няня своей души (М. Горький);
Метонимия и синекдоха
— наречиями, выступающими в роли обстоятельств:
На севере диком стоит одиноко . (М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
— деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
— местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов) ;
— причастиями и причастными оборотами:
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак);
Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая , бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин)).
С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны ), индивидуально-авторские (немой покой (И. А. Бунин ), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный ветер, добрый молодец ).
Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов . Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением . туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев),
гиперболой ( Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин )) и другими тропами и фигурами.
Метонимия. Синекдоха
Роль эпитетов в тексте
Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
Помимо этого, эпитеты могут:
— усиливать , подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:
Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил. (М. Ю. Лермонтов) ;
— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин) ;
— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский) ;
— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: . Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев);
И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский);
Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)
В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку ( «в тумане моря голубом », «на мертвом небе» и т. п.).
В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению ( «мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть» ).
Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.
Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи .
Источник: dist-tutor.info
Метонимия
внутренней связи между ними; разновидность тропа. Связь может быть:
1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан.
Не то на серебре — на золоте едал (Грибоедов);
2) между содержимым и содержащим.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (Крылов);
3) между действием и орудием этого действия.
Перо его местию дышит (А.К. Толстой);
4) между автором и его произведением.
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин);
5) между местом и людьми, находящимися на этом месте.
Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов).
О, с этим сталкивалась и не раз!
Люблю Шопена! — сразу же на ум пришло.
С теплом,
Валечка, хороший пример!
Доброго дня!
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: stihi.ru
Не то на серебре — на золоте едал.
А) метонимия
В) перифраз
какой правильный? Не забудьте объяснение)
МЕТОНИМИЯ (metonomadzo – переименовывать) – вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей.
Тогда как метафора основывается на сравнении или аналогии таких предметов мысли, которые реально между собой не связаны, независимы один от другого, метонимия основывается на реальной связи, на реальном отношении между предметами. Эти отношения, делающие два предмета мысли логически смежными друг другу, могут быть разных категорий.
Тесная связь существует между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, употребляются в речи одно вместо другого.
Материал — вещь: весь шкаф занят серебром; «не то на серебре, на золоте едал»
Источник: znanijam.net