Комедия Грибоедова «Горе от ума» относится к произведениям, без которых мы не можем представить русскую литературу. Многие фразы из этого произведения стали крылатыми и хорошо знакомы даже тем, кто ни разу не держал в руках комедию и понятия не имеет о чем идет в ней речь.
Увлекательное произведение
Те, кто заставили взять себя в руки книгу, не пожалели: хороший стихотворный стиль, актуальная тема, сделали прочтение произведения увлекательным.
Особое место в тексте занимают монологи, оглашаемые Александром Чацким. Они всегда являются предвестниками изменений сюжетной линии и носят в себе яркий противоречивый, обличающий общество характер.
Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
А.С. Грибоедов – замечательный писатель начала 19 века. Это был очень свободолюбивый, умный человек с прогрессивными взглядами. В бессмертной комедии «Горе от ума» Грибоедов выразил свое отношение к «законсервировавшемуся» обществу московской знати. Основными темами комедии являются изображение жизни и нравов русского дворянского общества и передового человека того времени.
Горе от ума (1952) Фамусов и Петрушка
В пьесе Грибоедова были поставлены самые серьезные проблемы современности: проблема личности, положение русского народа, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, проблема самодержавной власти, национальной самобытности и другие. В основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной, реакционной фамусовской России Грибоедов противопоставляет, в лице Чацкого и его немногих единомышленников, Россию прогрессивно настроенную, молодую, вольнолюбивую.
Поэтому постоянные столкновения Чацкого с консерватором Фамусовым совершенно естественны. Их взгляды расходятся абсолютно во всем, герои не могут найти общий язык. Особенно ярко это можно заметить во 2 явлении 2 действия комедии. В начале разговора Чацкий выказывает свою обеспокоенность состоянием Софьи Павловны: Уж Софье Павловне какой Не приключилось ли печали.
В процессе разговора герой как бы намекает Фамусову, что хотел бы посвататься к его дочери, которую любит уже давно. На это Павел Афанасьевич говорит: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. Чацкий отвечает всем известной фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусова во многом шокирует позиция героя.
Он искренне возмущается поведением нового поколения и искренне восхищается «умом» и «ловкостью» поколения старшего: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!
ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Максим Петрович – сановник, находящийся в особой милости при дворе. Для того чтобы «выйти в люди», есть простой способ – угодничество. О том, как угодил Максим Петрович императрице, с восторгом вспоминает Фамусов, как бы делясь очень полезным и положительным опытом с молодым поколением.
Убеждения Фамусова незыблемы, так как основаны на преемственности, на традиции: так жили наши отцы, так живем мы, так должны жить наши дети. Чацкого возмущает, что служба перестала быть благородной, она превратилась в службу лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.
Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший»: Свежо предание, а верится с трудом, Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея! Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
Прямой был век покорности и страха, Все под личиною усердия к царю. Герой утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего только с помощью своих способностей и ума: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов.
Фамусов напуган такими высказываниями, таким образом мыслей. Ему ничего не остается, кроме как заткнуть уши. И это позиция всего фамусовского общества: не слушать ничего нового, кардинально другого, лучше закрыться от всевозможных перемен и обезопасить себя стеной косности и консерватизма. Фамусова ужасает в Чацком то, что «Он вольность хочет проповедать!», «он властей не признает!», «Опасный человек!» Таким образом, во 2 явлении 2 действия пьесы происходит первое серьезное столкновение двух мировоззрений. Этот эпизод является как бы началом войны, которая завязывается между Чацким и фамусовским обществом.
Монолог Чацкого
Второе действие комедии ознаменовано монологом о сравнении идеалов, стремлений прошлого века и века нынешнего.
«И словно начал свет глупеть» – начинает свои размышления Чацкий. Уже в первых словах звучит резкое противопоставление минувшему. Свет только «начал глупеть», до этого, он не был глуп. Кроме того, эти же слова провоцируют реакцию негодования и порождают конфликт повествования. Все, кто присутствуют, принадлежат к этому «нынешнему» свету, выходит, что они тоже глупеют, а это звучит оскорбительно. Не удивительно, что речь Александра, не находит поддержки – для всех, она звучит вызывающе .
Далее происходит обоснование этой мысли. Чацкий приводит одну из знаменитых фраз: «Свежо предание, да верится с трудом». Эта фраза часто использовалась литераторами 19 века. И имеет довольно прозаичное значение: события прошлого утратили свою значимость в контексте нынешнего. Этот процесс настолько отличен от постулатов современности, что воспринимается, как небылица – то, что реально не происходило.
Различие «века нынешнего от века минувшего» по словам Чацкого
Чацкий детально рассказывает, чем же отличается «век нынешний» и «век минувший». В первую очередь, изменения коснулись категорий «порядочно» и «стыдно», «благородно» и «позорно». Современники судят о человеке по его кошельку, связям и чинам. В почете те, «чья чаще гнулась шея», кто «лбом, стучали об пол не жалея».
И пусть это унизительно и подло – зато в кармане от этого прибавляются деньги. А человек с деньгами может себе позволить многое.
Поднятая тема, пожалуй, останется актуальной всегда, так как в любое время и в любом обществе находятся желающие поиметь выгоду, улучшить свое положение, или перейти по иерархической карьерной лестнице на позицию, или несколько выше не с помощью трудовых или военных заслуг, а с помощью лести. Что ж, действительно человека, который тобой восхищается и боготворит легче полюбить и такому легче простить ошибки, чем скупому на комплименты трудягу, но знатока своего дела.
LiveInternetLiveInternet
Тема урока: «Анализ второго действия комедии».
Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.
Ход урока.
- I. Повторение. Проверка домашнего задания.
— С каких событий начинается комедия?
— Как ведут себя герои до появления Чацкого?
Источник: ozhegova-slovar.ru
Наша территория
Важное сообщение для 9-классников!
Пополнился Список стихотворений для заучивания наизусть в 9 классе: добавились монологи героев из комедии Грибоедова «Горе от ума». Наизусть необходимо выучить только один из трёх монологов. Так как в учебники текст комедии отсутствует, размещаю монологи на блоге.
Монолог Фамусова
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь, *
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. — На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй — ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день. Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.
Монолог Фамусова
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд.
Раскланяйся — тупеем * не кивнут.
Вельможа в случае * — тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге * ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь — уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!
Монолог Чацкого
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, *
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Источник: yaplusti.blogspot.com
Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)
В пьесе «Горе от ума» несколько раз Чацкий произносит монологи на социальные и философские темы.
Самый известный из них – монолог, который начинается со слов «А судьи кто?» и заканчивается словами «Кричали барышни «ура!» и в воздух чепчики бросали» из второго действия, явления 5.
Монолог Чацкого Действие 2, явление 5 «А судьи кто. »
Также известны монологи:
- из действия 1, явления 7, который начинается со слов «Что нового покажет мне Москва?» и далее длится в диалоге с Софьей, описывая ожидания от Москвы после трёх лет отсутствия во время первого появления в доме Фамусовых. Монолог Чацкого Действие 1, явление 7 «Что нового покажет нам Москва?»
- из действия 2, явления 2, который начинается со слов «И точно начал свет глупеть» и в диалоге при первой встрече с Софьей длится всё явление, описывая мнение Чацкого о Москве, которую он покинул три года назад. Монолог Чацкого Действие 2, явление 2 «И точно начал свет глупеть»
- из действия 3, явления 22, который начинается со слов «В той комнате незначущая встреча» и включающий слова «Французик из Бордо, надсаживая грудь», известный как монолог про французика. Монолог Чацкого Действие 3, явление 22 «Французик из Бордо»
- из действия 4, явления 14, отрывок, который начинается со слов «Не образумлюсь… виноват» и заканчивается словами «Карету мне, карету!». Монолог Чацкого Действие 4, явление 14 «Карету мне, карету!»
Сочинение Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Литературное произведение – «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею произведения.
Итак, диалог Фамусова с Чацким (2 явления, 2 действие). На первый взгляд это явление ничем не примечательно. На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами.
Перед эпизодом, который я анализирую – монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого. Раньше он называл его «сорванец», от него никогда не знаешь чего ждать. В предыдущем явлении Фамусов пытался упорядочить свою жизнь и как-то успокоить ее, перелистывая календарь, на страницах которого жизнь протекает между рождением, едой и смертью.
Успокоив себя таким образом Фамусов встречает Чацкого даже гостеприимно «А! Александ Андреич, просим. Садитесь-ка». Однако Чацкий чуткий и проницательный человек, он сразу чувствует настроение Фамусова «Вы что-то невеселый стали», — говорит он ему. Фамусов продолжает делать вид, что он гостеприимный хозяин и рад Чацкому.
Фамусов успокаивается после реплики Чацкого о сватовстве «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?». Он понимает, что на сию секунду он хозяин положения и начинает наступать, назидая Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет право учить Чацкого. «Сказал бы я во-первых: не блажи. Имением, брат, не управляй оплошно, а главное, подит-ка послужи».
Фамусов не просто учит, а выдвигает два условия: «подит-ка послужи», «не будь гордецом». Монолог Фамусова – пример наступательной речи. Он не вспоминает «былое, доброе время». Он навязывает Чацкому свой образ жизни. «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя». Предложения в монологе исключительно восклицательные и риторические вопросы, то есть Фамусов не ожидает ответа от своего собеседника. Чацкий начинает обороняться, но достаточно спокойно, но при этом выражает, с точки зрения Фамусова, вредные революционные идеи. Он защищается от того образа жизни, который собой олицетворяет Фамусов.
Он не желает «гнуть шею», «брать лбом», «плести лесть кружев», «надевать личину усердия к царю» и «жертвовать затылком», чацкий защищается от морали, которая ему навязана, он не проповедует революцию, и вообще не хочет быть в мире с Фамусовым: «Длить споры не мое желанье», Чацкий не собирается «оскорблять ушей» отца Софьи. В этом явлении тот Чацкий, которого не видят в комедии, его реплики это всего лишь следствие молодого и пылкого нрава. У него нет другого выхода, он просто не может молчать. Чацкий пожил в другой обстановке, с другими людьми, с другими мыслями, он не наивный человек и прекрасно понимает, что Фамусова не переделать, он лишь дает понять, что имеет другие взгляды. Однако, это явление знакомит читателя с наивным Чацким, который считает, что «век минувший уже отжил», «нынче смех страшит…» Этот эпизод помогает читателю по-настоящему понять характер Чацкого и идею комедии. .
Диалог из Горе от ума (Фамусова с Чацким)
Создавая комедию “Горе от ума”, Александр Грибоедов стремился обрисовать полную картину нравов московского светского общества. Действительно, произведение с филигранной точностью описывает типичных представителей светской элиты. Упитанные, скучные и глупые. Именно такими предстают перед читателями члены высшего общества.
Им противопоставляется Александр Чацкий, человек нового времени, противник устаревших порядков. Александр понимает, что Москва погрязла в чинопочитании, слащавом подражании иностранцам и невежестве, которое воспринимается чуть ли не как благодетель.
Во втором явлении второго действия между Чацким и Фамусовым завязывается диалог, который в полной мере показывает противоречие между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Идеал Фамусова – покойный дядя, служивший при Екатерине. Он “не то на серебре, на золоте едал”, но и за высокое положение свое в обществе вынужден был прислуживаться и “сгибаться вперегиб”.
Авторы произведений о животных
Чацкий же приходит к выводу, что “точно начал свет глупеть”. Славится лишь тот, кто умеет прислуживать господам и не смеет свое мнение выразить. В почете лишь льстецы и подхалимы, а раболепство считается высшей добродетелью. В диалоге Фамусова и Чацкого прослеживается разница между устаревшими взглядами на мир и современной философией.
Сочинения
Работа Грибоедова Горе от ума была написана в период подъема духовной жизни страны. В то время, когда с отменой крепостничества ожидались большие перемены и были подняты на повестке дня такие вопросы, как просвещение, воспитание и подражание иностранному. Вот Грибоедов и изобразил два мнения, век передовой и век прошлый.
Герои, что представляют век уходящий это фамусовское общество — необразованные, бездушные и лицемерные люди. Им противостоит представитель новой жизни Чацкий — идеолог новых взглядов, который не может молчать. Он говорит, выражая свое отношение к действительности, и в этом есть огромная роль монологов Чацкого.
Роль монолога Чацкого
Какую роль играют монологи Чацкого? Высказывания главного героя существенны, ведь именно с помощью монологов раскрывается образ Чацкого. Они позволяют нам понять героя. Когда мы знакомимся с произведением, нельзя не заметить его главного героя, который противостоит обществу минувшего века, то есть, фамусовскому обществу.
Благодаря монологам Чацкого и Фамусова, мы понимаем, каких жизненных принципов придерживаются оба представителя двух разных эпох. Так, своими речами, которые больше обращены в пустоту, Чацкий разоблачает пороки дворян, их бесчеловечность, лжепатриотизм, он клеймит их прошлую жизнь с подлыми чертами. При этом роль монолога Чацкого: А судьи кто, вообще бесценна. Чацкий обращает внимание на то, кто именно судит новое поколение. А судьями здесь являются люди, которые не могут быть примером для подражания, ведь они и рассуждают-то, опираясь на старые газеты.
Монологи Чацкого показывают отношение помещиков к крепостным, когда слуг влегкую могли обменять на собак. Своим словом Чацкий осуждает и систему образования, и отношение к службе, где прямым текстом говорит, что он с радостью будет служить на благо стране, но никогда не станет никому прислуживать. Своим высказыванием о том, что в комнате собрались незначащие люди, Чацкий показывает свое отношение к иностранному, обличает отсутствие в них патриотизма.
Да, достучаться до фамусовского общества не просто. Чацкий, как тот одинокий воин, который не может ни на что повлиять, поэтому и покидает фамусовское общество, а далее и саму столицу. Между тем, он остается непобежденным и верным своим взглядам.
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А какую оценку поставите вы?
Источник: jiyuu.su