Цель: Обучающая: Продолжить знакомство с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в устной и письменной речи.
Развивающая: Развивать речь, внимание, умение находить метафору в тексте, творческие способности учащихся.
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе.
Предметные: Актуализация знаний о прямом и переносном значении слов, об особенности метафоры как изобразительного средства языка.
Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения.
Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Оборудование: учебник, дидактический материал, раздаточный материал (карточки), иллюстрации с изображением осени, презентация, музыкальное сопровождение, высказывания, эпиграф.
Тип урока: комбинированный.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Класс 2022 Дмитрий Воденников «Как я использую метафору»
І. Организационный момент.
(Проверка готовности к уроку, положительная установка на урок.)
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ЧАС!
КАК Я РАДА ВИДЕТЬ ВАС!
ДРУГ НА ДРУГА ПОСМОТРЕЛИ
И ТИХОНЕЧКО ВСЕ СЕЛИ.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Ранняя осень, пришёл октябрь , над туманной землёй, багряный закат, золото листвы , шорох листьев, костёр рябины , осенняя аллея, разукрасить сад .
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Ребята, осень – очень красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А. С. Пушкина осень была любимым временем года.
Обратите, пожалуйста, внимание на слова, записанные в орфографической пятиминутке и отыщете там словосочетания и выражения, употреблённые в переносном смысле. Как они называются?
ІV. Объявление темы и цели урока.
(Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.)
V. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения.
— Давайте прочитаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.
В тёмный лес, дремучий,
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
Сколько алых ягод
У лесной рябинки?
Прямо на тропинке.
И среди бруснички
На зелёной кочке
В аленьком платочке.
На лесной полянке,
В красном сарафане.
И листок берёзы
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой.
2. Беседа по стихотворению.
— Какую картину вы представили?
— А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину? Подчеркните эти выражения. (Гриб-грибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане, листок, как золотая пчёлка, ветер закружил.)
— А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова?
— Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена, названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.
Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.
— Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения? (Будто, словно, как, наподобие, похоже).
— Эти слова мы называем сравнительными.
— Давайте подберём сравнения к словам:
3. Работа над новым понятием.
— Сейчас мы посмотрим иллюстрации, на которых изображены красоты нашей родной природы. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.
2. Обсуждение после просмотра.
— Подберите сравнения к тому, что вы видите. (Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.)
— А можно сравнивать без союзов? (Зеркало реки, паутина света и т.д.)
— А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения? (В переносном).
— Итак, данные выражения являются метафорой. Давайте при помощи учебника дадим определение этому термину.
Метафора — выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов.
Метафора – скрытое сравнение.
Ещё в древности Аристотель говорил: «Метафора – это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой».
3. Беседа с классом.
— Сегодня на уроке мы с вами работаем с метафорой. А вопрос у меня следующий: какую роль метафоры играют в нашей речи? (Делают речь красивее, образнее, «рисуют», помогают представить образы.)
4. Работа у доски.
— Запишите предложения, найдите в них и подчеркните метафоры.
1) Слышалась мелодия дождя. 2) Осень роняет золото листьев. 3) Листья золотыми слезами падают на землю. 4) Дождь проплясал.
5. Творческое задание.
(Самостоятельная работа под звук дождя.)
— Напишите несколько предложений об осенней погоде, употребляя метафоры.
6. Проверка написанного.
— Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, ещё Аристотель говорил, что метафора — это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.
— А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.
1.Сыплет дождик большие горошины (Н. Заболоцкий)
2. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)
VІ. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
— Какую роль в нашей речи играют метафоры и олицетворения?
— Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?
— Довольны вы своей работой на уроке?
— Какая работа вам понравилась больше всего на уроке?
— При помощи смайликов выразите своё настроение после нашого урока.
VІІІ. Домашнее задание.
Повторить п. 14, написать мини-сочинение (4-6 предложений) на тему «Золотая осень», употребляя метафору.
— Вот и подошёл наш урок к концу. Спасибо за работу! До скорых встреч!
Источник: nsportal.ru
Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №260
Метафоры: души сиреневую цветь, костёр рябины красной, рябиновые кисти.
Олицетворения: отговорила роща, журавли не жалеют, дерево роняет.
Эпитеты: золотая; берёзовым, весёлым; грустные.
Решение 2
Данное стихотворение вызывает у меня грустное, печальное настроение. «Грустные слова»: печально, не жалеют, не жаль, растраченных напрасно, не может согреть, роняет тихо, роняю грустные слова.
Решение 3
[ j ′ ь ] з ы к о м , ж [ ы э ] л е ю т , д у ш ы [ ы ] , р [ и э ] б и н о в ы е , г р у [ с ] н ы е .
Решение 4
Эти слова обязательно будут прилагательными, о чём свидетельствуют данные суффиксы и окончания.
Березовый , рябиновый , грустный .
Решение 5
Золотая , весёлым , красной .
Слова золота и весёлым употреблены в переносном значении.
Золотая роща − прилагательное употреблено в переносном значении, чтобы показать показать рощу с жёлтыми осенними листьями. Весёлым языком − употреблено в переносном значении, ведь деревья не умеют разговаривать; автор показывает, как шумела роща.
Источник: reshalka.com
«Отговорила роща золотая», как найти три метафоры, олицетворения и эпитета?
Как найти три метафоры, три олицетворения и три эпитета в стихотворении С. А. Есенина «Отговорила роща золотая»?
«Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
⠀
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
⠀
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. «
комментировать
в избранное
2 года назад
Стихотворение С.А Есенина » Отговорила роща золотая» очень богато средствами выразительности. С их помощью автор рисует нам красоту осенней природы, а также проводит параллель между природой и человеческой жизнью.
В стихотворении мы находим метафору- слова, употребляемые в переносном значении на основе какого-либо сходства предметов или явлений ( форма, цвет, объём и другие):
- костёр рябины красной
- души сиреневая цветь
- не обгорят рябиновые кисти
Автор также использует приём олицетворения- перенесение свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы:
- роща отговорила
- дерево роняет
- журавли не жалеют
Красоту пейзажа дополняют эпитеты- образные,красочные, выразительные определения.
- весёлым языком
- роща золотая
- печально пролетая
- грустные слова
Источник: www.bolshoyvopros.ru