Поталь иногда называют сусальным золотом, однако это неправильно. Тонкие металлические листы или хлопья потали, как правило, изготовлены из алюминия и никеля и встречаются трех основных цветов:
- Золотого
- Серебряного
- Медного (в этом случае в сплав иногда добавляется немного меди)
Ничего удивительно, что поталь иногда путают с драгоценными металлами, ведь невооруженным глазом отличить золотую поталь от сусального золота очень сложно. При этом поталь стоит в разы дешевле благородных аналогов, и это еще одна причина, по которой с ней так любят работать мастера украшений.
Материалы и инструменты для работы с поталью
Поталь считается довольно «капризным» материалом, поэтому мастеру-новичку может потребоваться какое-то время, прежде чем он найдет «общий язык» с поталью. Но прежде всего нужно будет приобрести нужные инструменты и материалы:
- Поталь
Первое и самое главное — это покупка самой потали в хлопьях или в листах, в зависимости от того, какую технику работы вы выберите.
- Кисть лампензель и кисть-лапка
Лампензель — специальная плоская кисть из белки для нанесения сусального золота и потали на изделия. Некоторым мастерам удобнее работать с синтетической веерной кистью-лапкой.
Что такое поталь и как с ней работать? Татьяна Абраменкова
- Колонковая кисть
Кисточка из натурального меха колонка необходима для разглаживания потали по поверхности изделия.
- Клей для потали
Перед тем, как наносить поталь на изделие, его необходимо покрыть специальным клеем. Клей можно приобрести в магазине рукоделия, а некоторые мастера предпочитают самостоятельно изготавливать клеевую основу по собственным уникальным рецептам. Однако начинающим мастерам лучше не экспериментировать и покупать готовый клей до тех пор, пока они не наберутся опыта работы с поталью.
- Защитный лак
Когда украшение готово, его необходимо покрыть лаком-закрепителем, который продается в магазинах рукоделия.
Золочение поталью декора ПВХ.
Имитация блеска золота отдельных мебельных деталей и придание роскошного вида готовой мебели достигается путем нанесения потали.
(Определение потали Вы можете посмотреть в словаре терминов мебельщика.)
Различают два вида потали:
- жидкая поталь, в виде красок
- листовая поталь, которая представляет собой очень тонкий лист фольги, имитирующая блеск золота, серебра, меди или бронзы.
Безусловно, если говорить о блеске конечного изделия, то поталь в листах дает почти такой же блеск, как сусальное золото (тонкие золотые листы толщиной 0,13-0,6 мк), при этом является бюджетным вариантом золочения.
Ниже приведем пример техники и технологии наложения потали на декоративные элементы ПВХ и опоры ABS.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛИСТОВОЙ ПОТАЛИ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА ОПОРЫ ABS.
Шаг 1. Подготовим опору для применения эффекта золочения, предварительно окрасив ее в нужный цвет.
(см. подробнее видео обзор технологии окрашивания опор ABS)
Какую поталь купить? Сравнительный тест. Будем жечь!
Шаг 2. Обработаем область поверхности, где планируется нанесение фольги клеем под поталь.
Для приклеивания используем масляный или на водной основе — мордан.
Выдерживаем время высыхания согласно инструкции.
Шаг 3. Подготовим лист потали, для этого необходимо аккуратно отделить лист от общей упаковки.
ВАЖНО! Брать поталь руками строго запрещяется.
Для того, что бы отделить лист фольги можно воспользоваться широкой синетической кистью, предварительно намагнитив ее о руку, волосы или синтетическую ткань.
Аккуратно отделим лист потали, разделим на кусочки, удобные для приклеивания (при необходимости).
Шаг 4. Нанесем кусочки потали на выпуклые элементы опоры.
Аккуратно, синтетической кисточкой подняв кусочек фольги, переносим ее на подготовленную поверхность опоры, разгладим круглой кистью.
ВАЖНО! Не нужно сильно разлаживать, от этого поталь тускнеет.
Помните, что приложив кусочек потали к изделию, вам уже не удастся его сдвинуть ни на миллиметр.
Шаг 5. Удалим поталь, выходящую за область золочения.
После нанесения золота на поверхность, выдерживаем не менее 12 часов и приступаем к вытиранию блеска за областью золочения, для этого мы используем ластик или жесткую кисть.
Шаг 6. Пневмопистолетом-распылителем (P возд=2,5-3 бар, диаметр форсунки 1,8-2 мм) наносим высокоглянцевый акриловый лак Лак TL 0351/00 (Лак -TL 0351/00, Отвердитель-TH 0908/00-25%, Разбавитель-DT 0139/00-30%) для придания стойкого блеска и сохранения потали от окисления.
Сушим 5/10 часов (до полировки/до складирования) при температуре 20 С и относительной влажности воздуха 45-70%.
Наслаждаемся результатом проделанной работы!
ПРИМЕНЕНИЕ ЖИДКОЙ ПОТАЛИ ДЛЯ ПРИДАНИЯ БЛЕСКА ЭЛЕМЕНТАМ ДЕКОРА И ОПОРАМ ABS.
Бюджетным вариантом золочения с менее трудоемким технологическим процессом является нанесения жидкой потали на элементы декора мебели.
Шаг 1. Подготовим опору для применения эффекта золочения, предварительно окрасив ее в нужный цвет
(см. подробнее видео обзор технологии окрашивания опор ABS)
Шаг 2. Нанесем поталь IFO 3409/36 (изображение слева) на элементы требующие выделения.
Рецептура смешивания потали: IFO 3409/36-100%, ХМ 7201/ХХ-30%, Разбавитель DT 0013/00 (30-50%).
Сушить 30 минут при температуре 20 С и относительной влажности воздуха 45-70%.
Идеально подходит для нанесения потали кисть с синтетическим волокном (для ускорения процесса, можно использовать валик все зависит от того, какой результат вы хотите получить в итоге)
Шаг 3. Пневмопистолетом-распылителем (P возд=2,5-3 бар, диаметр форсунки 1,8-2 мм) наносим высокоглянцевый акриловый лак Лак TL 0351/00 (Лак -TL 0351/00, Отвердитель-TH 0908/00-25%, Разбавитель-DT 0139/00-30%).
Сушим 5/10 часов (до полировки/до складирования) при температуре 20 С и относительной влажности воздуха 45-70%.
Вы можете можете декорировать как опоры, так и декор, комбинируя краски серебро, золото, бронза и пр.
Подробности нанесения листовой и жидкой потали вы можете посмотреть в представленном видеоролике.
Предлагаем Вам самостоятельно создать мебель в классическом стиле с использованием декоративных элементов, каркасов для пуфов и стульев.
В нашем ассортименте вы найдете все необходимое (перейти в каталог) оптом и в розницу. Будем рады сотрудничеству.
Особенности работы с поталью
Как и во всем остальном, при работе с поталью опыт и секреты мастерства приходят с постоянной практикой. Но, начиная знакомство с поталью, лучше заранее знать о некоторых нюансах:
- Поталь — легчайший материал, который сразу улетит от малейшего дуновения ветерка и даже от дыхания мастера. Чтобы поталь вела себя «послушно», необходимо избегать любых сквозняков и других источников колебаний воздуха.
- Если поталь используется для нанесения на небольшие поверхности (например, на бусины), рекомендуется предварительно разрезать лист потали на несколько частей — так работать будет удобнее. Сделать это можно с помощью скальпеля или острого лезвия, предварительно разложив лист потали на специальной подушечке из замши. В случае если подушечки нет, можно использовать толстый журнал, прокладывая через каждые 10-15 страниц листы потали. Разрезать поталь можно прямо вместе со страницами журнала. При этом страницы не должны быть глянцевыми — к глянцевой поверхности поталь намертво прилипнет. Выбирать нужно журналы или брошюры с шероховатыми, «газетными» страницами.
- Когда требуется нанесение потали на большую поверхность, удобнее снимать заготовку сразу с книжки, в которой продается поталь. Разрезать при этом листы не нужно.
- Брать и переносить листы, фрагменты, хлопья потали можно только с помощью кисти. Руками трогать поталь нельзя — от соприкосновения с пальцами она сразу порвется и потемнеет.
- При работе с поталью и полимерной глиной можно не использовать клей — листы или хлопья потали просто укладываются на пласты из глины с помощью кисточки. Также необязательно покрывать изделия из полимерной глины с поталью специальным клеем или лаком.
Популярные техники и способы работы с поталью
Мастера, которые работают с полимерной глиной, часто используют поталь для получения оригинальных эффектов. Например, для создания имитации слюды, в роли которой, как можно догадаться, выступает поталь. Но это далеко не единственный вариант «симбиоза» потали и пластики.
Полимерная глина очень пластична (это понятно даже из ее названия — «пластика»), а это значит, что к ней можно добавлять поталь, а затем раскатывать, создавать многослойные структуры, вкрапления в виде блесток и многое-многое другое. Среди самых популярных способов работы с поталью мастера выделяют следующие:
- На раскатанный лист полимерной глины наносится поталь, а затем растягивается для получения эффекта «кракелюр». После этого мастер оборачивает бусину-заготовку пластом глины с поталью и формирует бусину.
- На уже готовое изделие мастер наносит поталь целым листом либо нарезанной в форме квадратов, полосок и т.д. — в зависимости от того, какой узор требуется получить. При такой технологии нанесения трещин будет меньше, чем при нанесении потали на пласт полимерной глины.
- На изделие из незапеченной полимерной глины накладывается поталь, а затем проставляются фигурные штампы для создания объемной фактуры. Затем с украшения снимается слой потали, но она остается в углублениях — очень красивый эффект в стиле «ретро-шика».
- Еще одна техника, которую любят многие мастера — применение потали вместе с красками. Это может быть акрил, витражные краски или даже спиртовые чернила, главное, чтобы краски хорошо выдержали процесс запекания полимерной глины.
Поталь наносится на лист раскатанной пластики, а затем покрывается красками. Далее нужно немного подождать, а когда краска высохнет, можно запекать изделие. Кстати, интересный эффект получится, если использовать вместо полимерной глины эпоксидную смолу. Хлопья потали, залитые в эпоксидку, смотрятся очень необычно и удивительно красиво!
Опытные мастера, которые давно работают с поталью, рекомендуют начинать с простых техник и изделий. Например, с создания бусин из пластики в технике «кракелюр». Пробуйте, фантазируйте и творите! А все необходимое для творчества — поталь разных цветов и полимерную глину — вы можете приобрести в нашем интернет-магазине Beastree.
Чем приглушить яркость потали и как рисовать по потали акрилом?
Шеллак защищает поталь от окисления, придает желтизну, усиливает блеск. Но после него можно наносить акриловый лак. Например матовый и он совершенно уберет блескучесть.
Есть в сети мастер класс Н. Каримовой «В чем разница между битумом, битумным лаком, воском и патиной?»
Это его название. Посмотрите, Наталья там все очень наглядно демонстрирует.
Вот цитаты про патины:
1.. БИТУМНАЯ ПАТИНА
В общем-то, любой битумный состав можно применять для патинирования. Но есть и специальный битумный состав — патина. Патина битумная №710 из серии IDEA PATINA от Maimeri. — Универсальное средство. Это темный, средней густоты состав, позволяющий добиться эффекта заметного на самых разных поверхностях. Разбавляется органическими растворителями, излишки удаляются льняным маслом.
Эта патина имеет очень красивый естественный темно-коричневый цвет, сохнет достаточно медленно, наносится кистью или губкой, излишки стираются мягкой тряпочкой. 2 ВОСКОВАЯ ПАТИНА Применяется для приглушения блеска при золочении и выявления, затенения рельефных узоров, может использоваться и в сочетании с химической патиной.
Средства на восковой основе очень хорошо подходят для патинирования: они довольно медленно сохнут и имеют густую не текучую консистенцию, что делает работу удобной даже на вертикальных поверхностях. Оптимально использовать восковую патину для выявления и подчеркивания рельефа поверхности и для имитации металлических поверхностей.
Восковая патина для тонирования рельефного покрытий под старину FERRARIO. Состав на основе разведенного в воде медленно сохнущего воска. Можно наносить губкой или тряпочкой, вытирая выступающие части, таким образом патина останется лишь в углублениях. Можно, наоборот, наносить только на выступающие части сухой кистью.
Придает изделию эффектный шелковистый блеск с перламутровыми переливами. Палитра представлена довольно большим выбором цветов.
Патина на масляной основе по своим свойствам очень похожа на восковую. В качестве масляной патины может быть использована и художественная масляная краска или масляный битум, только в отличие от специальной патины они могут сохнуть гораздо дольше. Патина на масляной основе RAYHER. Пастообразное средство, подходит для работы на любых поверхностях.
Наносится тряпочкой, после некоторого времени излишки снимаются. Также подходит для работы сухой кистью и затирания трещинок при двухшаговом кракелюре.
Лично я в своих работах использую Патина битумная №710 из серии IDEA PATINA от Maimeri и в очень редких случаях битумный воск. В основном для работ в технике ТЕМНАЯ ПОЛИХРОМИЯ.
Источник: valis-mebel.ru
Отличия потали от сусального золота
Производство сусального золота имеет удивительно богатую историю. Это искусство берёт свое начало в древней Индии, откуда оно распространилось через страны Юго-Восточной Азии в западный мир. В Древнем Риме существовали уже целые специализированные корпорации золотых дел мастеров. В рукописи Феофила, датированной 12 веком содержатся основы производства, которыми руководствовались несколько поколений мастеров вплоть до пятидесятых годов двадцатого века.
Около 1400 года производство сусального золота превратилось в Европе в отдельную ремесленную отрасль, позднее подобные производства были открыты в Вене, Париже, Лондоне, Бирмингеме и даже в Северной Америке. Однако, сусальное золото иностранного производства так и не смогло завоевать рынок, работа немецких мастеров осталась непревзойдённой. Постепенно всё производство листового золота сосредоточилось в таких городах как Нюрнберг, Фюрт и Швабах..
В 19 веке 70% населения Швабаха были заняты эти ремеслом. Так Швабах стал «Городом сусального золота».
Золото называют металлом царей или царем металлов. Людей издавна привлекал этот полный тайн и противоречивый благородный и могущественный металл. Веками он считался даром богов, овеществленным светом Солнца и был объектом поклонения и вожделения.
Как давно наши предки обратили внимание на золото, сказать сложно, но ножи, украшенные золотыми узорами, и золотые бляшки обнаружены в захоронениях, относящихся к каменному веку. Поражают воображение сокровища египетских фараонов, красота скифского и античного золота.
Сверкающему богу Солнца и его земному воплощению – золоту поклонялись майя, ацтеки и другие народы древней Америки. Любили золото в Африке и на Востоке. В Индии молящиеся на темных стенах храмов оставляли обращения к богам, прочерченные золотыми самородками. В Китае в погребениях II тысячелетия до н.э. найдены сосуды, инкрустированные золотом.
Со временем эстетические свойства металла отступили перед его новым качеством, обретенным с развитием товарно-денежных отношений. Золото постепенно превратилось во всемирный эквивалент, на который можно купить все. Жажда золота явилась причиной многочисленных колониальных и торговых войн, толкала на поиски новых земель и попутно заставляла делать удивительные открытия. В поисках легендарной страны Эльдорадо, завоевывая империю ацтеков, уничтожая империю инков, покоряя земли на территории современной Колумбии, испанские конкистадоры открыли целый континент с его своеобразной природой и оригинальной культурой. Даже не помышляя о развитии науки, составили подробные географические карты этих земель.
Европейцы не могли понять людей, украшавших свои жилища отполированными пластинами золота и в обмен на соль и любимые ими «зеленые камни» (оказавшиеся изумрудами) с легкостью отдававших куски драгоценного металла. Золотые изделия, отобранные у местных жителей, столь разительно отличались от привычных, что перед отправкой в Европу конкистадоры превращали их в слитки. Галеоны вывозили из Америки тонны золота и серебра, а испанцы упорно искали озеро, дно которого было сплошь покрыто золотом, и город, где даже мостовые вымощены золотыми плитками.
Кстати, и сейчас есть энтузиасты, продолжающие поиски легендарного озера.
![]() |
На Руси золото всегда было в большом почете. Об этом красноречиво говорят как письменные источники, так и многочисленные раскопки славянских захоронений IV-V вв.н.э. Богатые золотые украшения служили не только знаком княжеской власти, но имели и ритуальное значение. Так, присягая на верность, славяне пили воду «с золота». В конце X века при князе Владимире Святославиче на Руси появились первые золотые монеты. С XI в. золото начали использовать для украшения храмов – «на благолепие» их, а чуть позже золотом засияли и княжеские терема. |
Золото, с его необычной способностью мягко мерцать или ярко блестеть, принимать причудливые формы при литье или ковке, держать чеканные рельефы любой высоты и сложности, свиваться в тончайшие нити тканых узоров, рассыпаться капельками зерни, выстраиваться в многослойные резные композиции, как нельзя лучше подходило для удовлетворения прихотей самых взыскательных заказчиков и как нельзя лучше позволяло создать рисунок изделия, подчеркивая при этом мастерство ювелира и оттеняя красоту драгоценных камней. Тысячи великолепных предметов декоративно-прикладного искусства и украшений невозможно представить без золота.
Источник: noris-blattgold.ru
о золочении
Сам процесс золочения- это очень трудоемкий и кропотливый труд, хотя на первый взгляд и кажется простым. Можно столкнуться со множеством нюансов, которые хорошие специалисты могут грамотно решить.
✔ Правильная подготовка
✔ Умение аккуратно заполировать материал
✔ И не менее важна защита, чтобы золото не покрылось коррозией и не облезло через время.
что такое поталь ?
Ее свойства? С чем ее «едят»?
В чем разница между сусальным золотом и поталью?
И краска ли это?
Ответ — нет.
Поталь- это не краска!
Поталь- это очень тонкая золотая фольга, имитирующая сусальное золото и другие благородные металлы.
Кстати, важно отметить, что поталь может имитировать не только «стандартное золото» но и разные его оттенки ( розовое, белое, дукат.)
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОТАЛЬ ОТ СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА?
Сусальное золото изготавливается из чистого золота, которое раскатывается до свехтонких листов и разрезается на небольшие квадратики
Это самый благородный и изысканный вид золочения.
Его часто используют для покрытия куполов храма и церковной утвари. Но сам материал не из дешевых, позволить его себе могут немногие. Поэтому часто мастера используют аналог сусального золота — поталь.
Поталь не сусальное золото, а его имитация.
Которая по своему визуальному виду практически не отличается от сусального золота. Изделия, которые покрыты поталью смотрятся изысканно, дорого и очень красиво.
Иногда даже самые опытные специалисты не всегда могут отличить поталь от сусального золота.
Существуют разные виды потали
Классическая — листовая поталь ( самый распространенный вариант)
Ее еще называют итальянской. Сплав меди и цинка/ алюминия.
Второй вид, который я больше всего люблю и чаще использую в своей работе. Это полимерная поталь
В составе которой нет металлов, поэтому она не окисляется, проста в использовании и имеет больше оттенков благородных металлов.
И по внешнему виду ничем не уступает классической, а даже превосходит ее.
Источник: zolotaya-antilopa.com