Закят буквально означает «расти». Смысл же слова – в очищении собственности посредством раздачи определенного ее количества бедным в качестве исполнения богослужения.
Значение закята
Аллах говорит в Коране:
Кто расходует средства на Божьем пути, его случай подобен зернышку, из которого прорастают семь колосьев по сто зерен в каждом. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. (Коран, 2:261)
В Коране говорится, что от раздачи закята имущество существенно увеличивается, а награда возрастает в соответствии с искренностью намерения. Аллах говорит:
Аллах уничтожает ростовщичество и взращивает милостыню. (Коран, 2:276)
Сатана пугает вас бедностью и подстрекает к разврату. А Аллах обещает вам Свое прощение и милость. Аллах все охватывает и все знает. (Коран, 2:268)
От ростовщичества человек не получит ни блага, ни пользы, и такой доход либо уменьшится, либо совсем исчезнет, в то время как имущество, расходуемое на пути Аллаха, многократно увеличивается.
Торговля золотом (валютой)
Польза от закята
В хадисах говорится, что от раздачи закята извлекается следующая польза:
1) завоевание довольства Аллаха;
2) увеличение имущества;
3) защита от потерь;
4) получение прощения и благословений Аллаха;
5) защита от бедствий;
6) защита от гнева Аллаха и плохой смерти;
7) закят предоставит убежище в День Суда;
8) защита от 70 несчастий;
9) он послужит щитом от адского огня;
10) способствует долголетию;
11) защищает от страха и печали.
Наказание за невыплату закята
Аллах говорит в Коране:
Тех, кто накапливает золото и серебро и не расходует их на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием. В тот день их накопления будут раскалены в адском огне, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано:
– Вот, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили! (Коран, 9:34–35)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
На народ, который не будет платить закят, Аллах обрушит засуху.
В День воскрешения богатство, данное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах. Он обовьется вокруг этого человека, вопьется ему в щеки и скажет:
– Я твое богатство, я твое сокровище. (Бухари)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев однажды золотые браслеты на руках двух женщин, спросил, выплачивают ли они закят с браслетов.
– Нет, – ответили они.
– Вы хотите, чтобы в День воскрешения на вас надели браслета из огня? – спросил пророк (мир ему и благословение Аллаха).
– Тогда выплачивайте с них закят. (Тирмизи)
Закят – это не налог, а богослужение
Аллах говорит в Коране:
Бери из их имущества пожертвования (закят), чтобы ими очистить и возвысить их. (Коран, 9:103)
Этот аят указывает на то, что закят не является правительственным налогом, его главной целью является сохранение тех, кто богат, чистыми от грехов в материальном плане.
СУБХАНАЛЛАХ! ВОТ ПОЧЕМУ ЗОЛОТО И СЕРЕБРО ТАК ЦЕНИТСЯ! ЧЕЛОВЕК БУДЕТ НУЖДАТЬСЯ В НИХ ДО СУДНОГО ДНЯ!
Есть два главных блага от выдачи закята:
1) Он не подпускает к греху и сохраняет дающего от моральных болезней, возникающих из-за любви к богатству и алчности.
2) Посредством закята проявляется забота о более бедных людях (которые не могут прокормить себя) – таких, как вдовы, сироты, инвалиды, бедные и нуждающиеся. И это неизменная, жизненно важная часть продуманной и справедливой системы распределение имущества, установленная Аллахом для человечества.
Даже если нет вдов, сирот, бедных и нуждающихся, закят все равно обязателен для мусульман. Это ясно показывает, что закят служит не только для помощи нуждающимся и бедным, но предписан как материальный ибадат (богослужение). Если намаз и пост являются физическим ибадатом, то закят представляет собой ибадат материальный. Это особая милость Аллаха для мусульман, и таким образом имущество, расходуемое на пути Аллаха, становится дозволенным для использования бедными и нуждающимися.
Виды имущества, для которого закят обязателен (фарз)
1) золото и серебро (будь они в виде ювелирных украшений или в иной форме);
2) товары для продажи и бизнеса;
3) доход, извлеченный из собственности;
4) стоимость имущества, купленного для перепродажи;
5) деньги (наличные или в банке);
6) деньги, которые вам задолжали (подробности спрашивайте у алима);
7) скот (нисаб скота отличается от нисаба приведенных выше видов имущества).
Виды имущества, для которого закят не фарз
1) дом для проживания;
2) имущество для бытовых потребностей (мебель, автомобиль и т. д.);
3) имущество для личных потребностей (не из серебра и золота);
4) другие драгоценные металлы и камни (такие, как бриллианты) для личного пользования;
5) инвентарь, движимое имущество и иное оборудование, необходимые для осуществления бизнеса (например, машины для доставки и т. д.);
6) если обязательства превышают активы.
Количество имущества, при обладании которым, становится обязательным платить закят, называется нисабом. Нисаб золота и серебра, зафиксированный пророком (мир ему и благословение Аллаха), следующий:
– золото – 20 мискалей (т. е. 2,8125 тройских унций или 87,48 грамм);
– серебро – 200 дирхамов (т. е. 19,6875 тройских унций или 612,36 грамм).
Нисаб на другие активы (не золото и не серебро) – такие, как товары, наличные деньги и т. д. – будет эквивалентом того, что меньше по стоимости (т. е. если нисаб золота составляет, скажем, 100 тыс. руб., а нисаб серебра – 20 тыс. руб., тогда нисаб на товары, деньги и т. д. будет составлять 20 тыс. руб.).
Закят составляет 1/40 часть имущества, т. е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно.
Для кого закят обязателен?
Взрослый мусульманин в здравом уме, обладающий указанным выше количеством золота и серебра или излишним имуществом, эквивалентным приведенному выше, будет обязан заплатить закят в том случае, если он обладал этим весь год.
Замечание: закят следует рассчитывать, исходя из исламского (лунного) календаря, который короче солнечного календаря примерно на 11 дней в году.
Кому нельзя давать закят?
1) хашимитам, являющимся детьми Фатимы (да будет доволен ею Аллах), всем членам семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его женам;
2) родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам;
3) организациям, которые не распределяют закят среди тех, кому положено его выдавать, а вместо этого используют собранный закят на потребление, вложения, зарплаты и т. д.;
5) закят нельзя платить в качестве вознаграждения за оказанные услуги. (Ибн Сабиль)
Тем, кто является путником и не может покрыть свои основные потребности во время путешествия, несмотря на имеющийся дома достаток, можно давать закят для удовлетворения их нужд.
Как определить закят на золото и серебро
1) Стоимость золота и серебра должна быть рассчитана экспертом (например, ювелиром).
Совет алимов (Трансвааль, ЮАР)
Перевод: askimam.ru
Источник: askimam.ru
Закят серебро и золото
Золота и серебро, а также денежная номинация, заменившая золото и серебро на рынке в современных условиях.
Шариатское постановление относительно выплаты закята с ценностей
Выплата закята с ценностей является обязательной, так как Всевышний Аллах сказал: “Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями” (Покаяние, 34).
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если человек, владеющий золотом и серебром, не выплачивает с них то, что полагается, то в день Воскресения для него будут уготовлены пластины из огня, он будет гореть за это в пламени геенны, и будут прижигать ими его лоб, бока и спину. Каждый раз, как они остынут, это повторится для него снова. И продлится это, пока Аллах будет вершить суд над своими рабами в День, который равен пятидесяти тысячам лет, а затем он (то есть этот человек) увидит свой путь: либо в рай, либо в ад”. [Передал Муслим]
Условия, при которых выплата закята с ценностей становится обязательной
1. Прохождение года с момента владения ценза
2. Полноценная собственность
3. Достижение имущественного ценза
Имущественный ценз, при достижении которого закят с ценностей становится обязательным
1. Имущественный ценз золота составляет 20 динаров. Золотой динар равняется 4,25 г.
Таким образом, цензом является 85 г чистого золота.
2. Имущественный ценз серебра составляет 200 дирхамов. Серебряный дирхам равняется 2,975 г.
Таким образом, цензом является 595 г чистого серебра
3. Имущественный ценз денежной номинации основан на золоте и серебре.
Поэтому если размер денег достигает стоимости имущественного ценза или золота, или серебра, то выплата закята становится обязательной.
Пример: если предположить, что грамм золота стоит 30 долларов, то следует умножить 30 на 85.
Таким образом, закят станет обязательным при достижении суммы равной 2550 долларов.
Золото
Серебро
Денежная номинация
Размер выплаты закята с ценностей
Размер выплаты закята с ценностей составляет 2,5%.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если у тебя имеется двести (серебряных) дирхемов, которыми ты владел на протяжении года, то ты должен выплатить пять дирхемов. И ты не должен выплачивать (закят), если у тебя денег меньше двадцати (золотых) динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета”. [Приводится у Абу Дауд]
— Пример на практике…
Человек на протяжении года владел 9000 долларов. Должен ли он выплатить закят?
Во-первых, считаем, чему равняется минимальный имущественный ценз облагаемый закятом.
Предположим, что грамм золота стоит 30 долларов. Тогда ценз будет равняться 2550 долларов.
А у этого человека денег больше, чем ценз. Значит, он обязан выплатить закят.
Затем считаем, сколько он должен выплатить: 9000 : 100 × 2,5= 225 долларов.
То есть, этот человек должен выплатить 225 долларов.
Выплата закята с украшений
Украшения делятся на два вида: золотые и серебряные украшения, а также украшения, сделанные не из золота и серебра.
1. Золотые и серебряные украшения
Первый случай: если эти украшения подготовлены для хранения и для собирания богатства, или с намерением торговли, то тогда выплата закята является обязательной.
Второй случай: украшения для личного пользования. В этом, случае лучше выплатить закят, дабы выйти из разногласия ученых.
Как-то раз одна женщина пришла со своей дочерью к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Увидев на руке ее дочки два больших браслета из золота, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Даешь ли ты закят с этого?” Она ответила: “Нет”. Он сказал: “Тебе хотелось бы, чтобы в День воскресения Аллах надел на тебя два браслета из огня?” Тогда женщина сняла их и сказала: “Я жертвую их Аллаху и Его Посланнику”. [Приводится у Абу Дауд]
И из ученых есть такие, кто считает, что золотые и серебряные украшения не облагаются закятом, так как украшения являются не имуществом, заготовленным для прибыли, а предметом личного пользования, подобно одежде, мебели и т.д.
И все же, более лучшим для мусульманина является выплачивать закят с золотых и серебряных украшений, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставь то, что вызывает у тебя сомнения в пользу того, что сомнений у тебя не вызывает”. [Передал аль-Бухари]
Серебряное украшение
Золотое украшение
2. Украшения, сделанные не из золота и серебра.
Сюда относятся алмаз, якут, жемчуг и т.д. С таких украшений закят не взимается, как бы дорого они не стоили. Исключением является тот случай, когда эти изделия являются предметом торговли.
жемчуг
якут
Алмаз
Источник: www.al-feqh.com
Аллах осуждает тех, кто копит золото и серебро
Вопрос: Какое наказание предусматривается в Коране тем людям, которые копят золото, серебро, деньги и не выплачивают закят и не дают милостыню нуждающимся?
Ответ: Аллах в Коране предлагает верующим не копить богатства из золота и серебра, но предлагает расходовать их на Его пути. Аллах запрещает людям такое накопление и предупреждает об ожидающем их наказании в будущей жизни. Аллах говорит так:
«О, те, которые уверовали! Воистину, многие из ученых и священников (монахов) пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Предупреди же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9/34).
Судя по аяту, – люди, которых Аллах предупреждает о наказании за накопление золота и серебра, – занимаются таким родом деятельности или имеют такое состояние, что со временем они становятся состоятельными и жадными. Аллах дает людям богатство, рассчитывая на то, что они будут его расходовать на Его пути. Но они этого не делают и начинают копить состояние. А Аллах говорит так:
«Они спрашивают тебя, на кого они должны расходовать свои пожертвования? Скажи: «Вы должны расходовать из своего имущества на родителей, близких, сирот, бедных, путников. Ведь, что бы вы ни сделали доброго (благого), – по-истине, Аллах про это знает» (2/215).
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать в своих пожертвованиях? Скажи: «Излишек (остаток)». Так Аллах разъясняет вам знамения. Может быть, вы поразмыслите» (2/219).
«Те, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. Аллах дает многократко тому, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий!» (2/261).
Одним словом, деньги нужно не копить, а использовать их на пути Аллаха. А еще одним направлением является активная деловая деятельность. Оборот денег в обществе активизирует всю жизнь в целом.
Теги: Аллах осуждает тех, кто копит золото и серебро.
Опубликовано 15.10.2015
Источник: www.koranika.ru