Армянское нагорье, исключительно богатое сырьевыми ресурсами, сыграло значительную роль в процессе формирования и развития металлургии, в частности, золотодобычи, ювелирного дела, выпуска и обращения золотых монет древнего и средневекового Востока. Начиная с эпохи ранней бронзы, на Армянском нагорье сформировался самобытный очаг ювелирного дела, которое становится отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. Стилистические и композиционные особенности золотых образцов декоративно-прикладного искусства, тенденции и процесс видоизменений, сравнительные аналогии показывают, что армянские мастера-ювелиры, будучи знакомы с достижениями современного им ювелирного дела, в своих творческих поисках уделяли большое место унаследованным от предков принципам и архетипам. Найденные на территории Армении кубки, чаши, ювелирные изделия из золота и серебра выделяются изысканным вкусом и высоким мастерством.
Золотая чаша с изображениями львов, обнаруженная около Ванадзора Б. Пиотровским. XVII–XVI вв. до н. э. Ванадзор. Золото. Музей истории Армении ǁ wikipedia.org
Почему у армян так много тюркских имен и фамилий?
На северо-востоке Армянского нагорья (на территории Республики Армения) золотые украшения начинают носить со второй четверти III тыс. до н.э. Сырьевыми источниками для местного златоделия могли служить отдельные месторождения и проявления золота, общее количество которых на территории Армении составляет несколько десятков. Самые ранние образцы золотых изделий обнаружены на памятниках раннего бронзового века (Мацамор, Шенгавит, Хаченагет, Степанакерт), представляющих различные этапы развития куро-араксской культуры.
Древние образцы ювелирного дела Армянского нагорья в силу своего совершенства и видового многообразия являются не только выразительным свидетельством канонической системы мировоззрения, но также очерчивают ареал определенного художественного стиля и эстетических норм, имеющий свое определенное место в ювелирном деле Древнего мира. Лучшим свидетельством этому являются найденные в погребениях Ванадзора, Айгешата, Одзуна, Карашамба, Лори Берда украшения, пряжки и медальоны из золота и серебра с орнаментированной поверхностью.
Если для ювелирного искусства среднего бронзового века были характерны техника филиграни и зерни, то, начиная с ранних этапов позднебронзового века, распространяются изделия, изготовленные в технике перегородчатой филиграни, появляются новые формы и предметы. Исключительными образцами ювелирного дела XVI–IX вв. до н.э. являются навершия жезлов с парой зооморфных голов из Ванадзора, фигурка лягушки и нагрудное украшение с изображением головы льва из Лчашена, символизирующее женские фигурки подвески из Лори Берда, Лчашена и Ванадзора и др.
Серебряная пряжка, серьги, колье. XIX век, Восточная Армения. Музей истории Армении. Фото: Ара Гюлер ǁ fresnostate.edu
Ювелирное искусство последующего периода теснейшим образом связано со стилистическими особенностями искусства Ванского царства (IX–VII вв. до н.э.). Особенно богаты погребения Лори Берда. Впервые найдены бусина в виде льва, изготовленная с применением почти всех технических средств современного ювелирного дела, золотые диадемы, золотой браслет с окончанием в виде головы змеи и т.д. Браслеты, связанные с культом змеи, мужского начала, добрых сил и плодородия, были широко распространены в Ванском царстве с VIII в. до н.э.
Почему армяне любят золото?
Найденные в Арташате и Гарни формочки, инструменты, полуфабрикаты, золотые изделия свидетельствуют, что в эллинистической Армении мастера применяли технику ковки, литья, инкрустации, штамповки, гравировки, нанизывания, переплетения зерна с нитью (филигрань), позолоты, протяжения проволоки разной толщины и изготовления тонких нитей, вальцевания, перегородчатой эмали и пр.
В эллинистический период, однако, чаще используется литье и штамповка. Развитию ювелирного дела значительно способствовало открытие в I веке до н.э. вальцевания, что дало возможность получать качественные, тонкие, одинаковой толщины пластины. Последнее стимулировало развитие техники паяния.
В Средневековье ювелирное дело достигло более высокого уровня. В крупных городах Армении: Двин, Ван, Арцн, Карин и других, — работали многие ювелиры, объединенные в ремесленнические цеховые организации.
Серебряная пряжка, серьги, колье. XIX век, Восточная Армения. Музей истории Армении. Фото: Ара Гюлер ǁ fresnostate.edu
Применялось множество технических способов: моделировка воском, отливка при помощи формы, ковка, чеканка, украшение зернью, гравировка, золочение, серебрение, чернение и др. В ювелирном деле отдельную область ремесла составляли серебряных дел мастера. В упомянутых городах ювелирные мастерские и лавки заполняли целые улицы. Одним из наиболее замечательных образов средневекового армянского ювелирного дела является так называемая чаша Вильгорда, изготовленная в Киликии в XII–XIII веках.
Другой интересный образец прикладного искусства — золотая чаша, найденная при раскопках Арташата.
В средневековом ювелирном искусстве лучшими образцами являются предметы церковной утвари (потиры, чаши, мирницы, дароносицы), высших сановников (чинов) духовенства (панагии, жезлы и орлы католикоса, перстни-печати и др.) серебряные обложки — футляры Евангелий. Примечательны ларцы для хранения мощей, инкрустированные золотыми и серебряными тонкими пластинами и драгоценными камнями, датируемые X–XIV вв. Большое распространение получило златоткачество, лучшими примерами которого являются образцы детской одежды, найденные при раскопках Ани. Из памятников изобразительного искусства лучше всего сохранились миниатюры манускриптов, в самых ранних из которых (VI–VII вв.) наряду с ценными красками одновременно применялось и золото. Золото использовалось также для изготовления драгоценных обложек рукописей.
Армения в Древности и Средневековье являлась перекрестком международных торговых дорог, связывающих Восток с Западом. Самые ранние золотые монеты, найденные в Армении, отчеканены во время Александра Македонского. Они были в обороте в III–I вв. до н.э. и имели значение международной валюты. В I веке до н.э. Армения была включена в денежную систему Рима.
Для нумизматики Армении особое значение имеют золотые монеты Киликийской Армении, выпущенные царями Левоном II (1198–1219), Хетумом I (1226–1271), Константином I (1298–1299). В Средние века золото наряду с расширением функции всеобщего обменного эквивалента накапливалось в виде кладов. Оно, так же как и серебро, считалось священным царским металлом, и в составе кладов главенствующее место в иерархической последовательности занимало золото, серебро, драгоценные камни, одежда, различные царские, княжеские, церковные знаки и утварь, а также книги.
Традиции армянского ювелирного дела, сохраняясь на протяжении веков, дожили до наших дней. В XIX – начале XX в. ремесло армянских ювелиров, продолжая лучшие традиции предшественников, приобрело новые качества и расширило производство за счет изготовления новых предметов быта, которые широко вошли в городскую жизнь и стали одним из главных показателей элитарной культуры. Употребление в быту серебряной посуды (тарелки, ложки, чашки, подстаканники и др.) свидетельствовало о высоком положении и жизненном уровне городского населения. От обилия ювелирных украшений зависела роскошь и привлекательность нарядов армянской женщины (Карин, Карс, Ахалцих, Александрополь и др.).
Исходя из технико-технологических и художественных особенностей армянского ювелирного дела, выделяется целый ряд школ: Вана, Васпуракана, Карина (оттуда вышли школы Карса, Ахалциха и Александрополя), Сюник-Арцаха, Малой Армении, Киликии и др. Армянские мастера по изготовлению золотых и серебряных изделий имели высокую репутацию и в армянских общинах Константинополя, Тифлиса, Крыма, Польши, Астрахани, Нор Джуги и др. Как и средневековые мастера, в XIX – начале XX в. они также были объединены в амкарства . Каждая ювелирная школа имела свою специализацию и направленность со своим комплексом орнаментальных мотивов. В целом для всех из них были характерны растительные и геометрические узоры.
Так, например, Ван-Васпураканская школа славилась изготовлением серебряных и позолоченных (с эмалью) поясов и украшений, предметов утвари городского быта и многими другими видами прикладного искусства. Васпураканской школе было свойственно использование также зооморфных и антропоморфных узоров, а также изображение известных памятников и портретов знаменитых армян.
Орнамент на больших по объему предметах (поднос, бокал, тарелка, портсигар, дамская сумка и др.) был более разнообразен, чем на мелких (серьги, кольца и пр.).
Для Карино-Ахалцихско-Александропольской школы была характерна техника зернения и филиграни, при помощи которой изготовлялись декоративно-прикладные предметы и украшения (салфетницы, височные украшения, браслеты, серебряные и позолоченные пояса, рукоятки для кинжалов и пр.).
Член Русского Императорсского географического общества Л. Загурский, с восторгом отзываясь о ювелирном искусстве ахалцихских мастеров, подчеркивал выделку пистолетных стволов с резьбою, «в особенности же филигранные серебряные изделия, напоминающие лучшие времена Византии. Сколько в их отделке чистоты, тонкости и изящества!».
Сюник-Арцахской школе были свойственны пояса и украшения в технике зернения, чернения.
Армянские ювелиры использовали более полутора десятка технико-технологических способов: литье в восковых и глиняных формах, ковку-закаливание, орнаментирование, печатание (клеймование), получение цилиндрообразных жестяных предметов, плетение ниток, зернение, гравирование, покрытие золотом или серебром, червление, посеребрение, получение сплавов из серебра и золота и др.
Источник: dzen.ru
Армянские традиции. 7 запретов, установленных для женщин, которых они не нарушают никогда, чтобы не опозориться
Несмотря на то, что большинство армян давно привлекает Европа, от своих ценностей они отказываться не собираются. Они продолжают чтить свои традиции, пусть некоторые уже не так строго.
Отдельное внимание стоит уделить жизни армянских женщин, которые продолжают соблюдать запреты, установленные для них когда-то давно. Нарушение их чревато позором, причем не только для нее, но и для семьи, а порой и для всей нации.
Неуважение к мужу неприемлемо
Женщина в армянской семье — хранительница очага. Она обязана уважать своего супруга, который полностью содержит всю семью.
Проявление неуважения к мужу для любой армянки неприемлемо. Иначе — позор и ей, и семье. Но что может быть расценено как неуважение? Этим словом может быть названо всякое повышение тона на своего мужчину, отказ прислушаться к его мнению.
Армянок воспитывают так, чтобы в семейной жизни они легко могли «прогнуться» и пойти на одностороннюю уступку — в этом вся их мудрость. С ранних лет они воспитаны так, что лишних вопросов мужчинам не задают.
В армянских семьях царит полный патриархат. Хотя сами армянки признаются, что в их семьях главные — именно женщины: помолчат, помолчат, да сделают так, чтобы все случилось, как они считают нужным. Так сказать, женщина — шея головы: умная и хитрая «опора».
Они не спорят
Армянки не спорят со старшими — это знак неуважения. Причем соглашаться они должны не только с мужем, но и со всеми старшими членами семьи.
Отдельное внимание стоит уделить отношениям невестки со свекровью. Как правило, они складываются весьма неплохо, невестка принимается в доме родителей мужа как дочь. Но любая армянская мама будет обожать своего сына, а не невестку.
Родителей они тоже слушаются беспрекословно и нередко выполняют даже такие их просьбы, которые противоречат собственным желаниям.
Отказ от ведения хозяйства
Армяне — очень гостеприимный народ, а за богатство стола всегда отвечают женщины в доме. Отказаться от ведения хозяйства не может ни одна армянка (и речь идет не только о приготовлении пищи).
Как правило, время у армянских женщин на наведение чистоты в доме, создание тепла и уюта, а также приготовление вкусной еды есть — обычно они не работают, ведь деньги зарабатывает мужчина.
Источник: www.syl.ru
Ювелиры с золотыми руками: чем славятся армяне Стамбула?
Армянские мастера в Турции довели гранильное ремесло до совершенства.
Армяне издавна славились своим ювелирным мастерством. Традиции армянских мастеров передаются из поколения в поколение, армян знают и ценят во многих странах мира, в том числе и, безусловно, в соседней Турции.
И если основателям турецкого государства так или иначе удалось изгнать целый народ с его исторической родины, полностью убрать следы, оставленные этим народом, им не удалось. Дело армянских мастеров живет и процветает.
Ювелира Назарета Давитяна знает весь Стамбульский рынок золота. Родился Давитян в Стамбуле. В 11 лет родители решили отправить его учиться ювелирному делу.
В интервью газете «Айкакан жаманак» он рассказывает, что в Стамбуле еще в 60-70 гг. прошлого века почти все ювелиры и торговцы золотом были армянами. Сейчас они в основном заняты изготовлением изделий, а не их продажей.
При этом гранильная сфера идет на спад – объемы производства и продажи заметно сократились, сетует Назарет Давитян. Традиционно основными покупателями драгоценностей были туристы, однако в последние годы туристический поток в Турцию снизился.
«Но даже в этих условиях, лучшими мастерами все равно остаются армяне. Они довели свое ремесло до совершенства. Таких мастеров не сыщешь во всей Турции», — с гордостью говорит Давитян. Этому есть свои причины – армянские ювелиры в качестве учеников принимают исключительно детей армян, и это фактически стало неписаным законом.
Давитян – один из ярких, колоритных представителей немногочисленной армянской общины Стамбула. Он рассказал также, что у многих армянских ювелиров до сих пор сохранились уникальные станки, имеющие свою особую историю.
Источник: uvelir.info