Евреи обобрали египтян? Или египтяне дали, подарили, евреям золото и серебро?
. и оберете Египтян (Исх. 3:22) (перевод Гирша: из-за вас Египет разденется догола)
Но что интересно: египтяне давали сами, ПОДАРИЛИ, евреям серебро и золото:
В Исх. 12:36 мы читаем:
Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.
вещей серебряных, и вещей золотых — Золотые и серебряные вещи бесполезны в пустыне и становятся, таким образом, лишним грузом. Однако народ, который выходит из Египта не только для того, чтобы избавиться от рабства, но прежде всего для того, чтобы служить Всевышнему, обязан позаботиться о том, чтобы взять с собой драгоценности, которые впоследствии будут использованы при сооружении переносного Храма (Мишкана).
на сыновей ваших и на дочерей ваших — Представляется, что это повеление имеет рациональную основу: молодым людям гораздо легче нести груз в дальних переходах. Однако из дальнейшего повествования мы узнаем, что евреи вышли с большим количеством скота, и в том числе с вьючными ослами. Поэтому повеление дать молодым людям нести серебро и золото может быть объяснено только необходимостью осознания, прежде всего молодежью, что народ не просто вырвался на свободу из рабства, но что на него возложена великая миссия служения Всевышнему.
Американский еврей рассказал мне как надо профессию выбирать
и опустошите Египет — Слово, использованное Торой, допускает двоякое понимание: его можно перевести как «используйте все без остатка в своих целях» или как «спасите». Мидраш и Раши останавливаются на первом из приведенных значений и переводят как «опустошите», «заберите все».
Выбор этого значения мидраш обосновывает тем, что слово ницальтем – «и опустошите» является однокоренным со словом мецула – «глубина»: «Вы должны сделать Египет похожим на морские глубины, которые необитаемы, в которых не встречается рыба. Покидая Египет, вы должны сделать так, чтобы в нем не осталось ни одной ценной вещи».
Отсюда вытекает, что целью выноса драгоценностей из египетских домов является не только заготовка материалов для сооружения переносного Храма в будущем, но и подрыв экономических основ Египта. Как государство-победитель забирает богатство у побежденного, опустошая его сокровищницы не только с целью компенсировать свои военные расходы и восстановить свою подорванную войной экономику, но и с целью лишить побежденных возможности в ближайшем будущем исправить свое экономическое положение, так и вы по повелению Всевышнего должны вынести с собой драгоценности Египта, чтобы это стало свидетельством его поражения в борьбе со Всевышним и отмены всех приказов, противоречащих Его воле, а также для того, чтобы побежденные идолы Египта, разбитые Всевышним в ночь наказания первенцев, не могли быть никогда восстановлены. В этом плане опустошение Египта является его спасением, так как после ухода евреев египтяне, которые не способны усвоить идею монотеизма и только из страха признали бессилие своих идолов пред мощью Всевышнего, вернутся к своим культам. Но утрата экономической мощи и благосостояния не позволит им посвящать много времени и усилий служению божествам, сооружению храмов и пирамид».
«Лавров плюнул в сердце каждому еврею» #shorts
Стихи 21 и 22 на протяжении веков служили основанием для обвинения, что Тора проповедует нечестность и несправедливость по отношению к другим народам. Слово вешаала – «попросит» переводилось как «одолжит». При таком переводе возникает впечатление, что евреи получили приказ обманом завладеть имуществом египтян.
При этом авторы подобных комментариев всегда забывали, что на протяжении 210 лет египтяне безжалостно эксплуатировали народ, который сами же пригласили поселиться в Египте. Имущество, отобранное у евреев, увечья и погубленные человеческие жизни не принимались ими в расчет. В Талмуде, в трактате Санhедрин, записанном более 1500 лет назад, приводится ответ в форме притчи.
Рассказывается, что к Александру Македонскому пришла делегация египтян с просьбой, чтобы он как царь, которому подвластны как Египет, так и Страна восстановил справедливость. Египтяне жаловались на то, что уходя из Египта, евреи забрали их имущество. Один из еврейских мудрецов вызвался быть защитником еврейского народа на этом судебном процессе. Он сказал: «Если кто-то и является должником, то это египтяне, которые бесплатно пользовались трудом евреев на протяжении двух столетий». Этот ответ был принят нееврейским царем, а египтяне, предъявившие несправедливые требования, были наказаны. (Сончино)
Источник: holocaust-ukraine.blogspot.com
Узнав, как и где евреи хранят свои сбережения, я поняла, почему среди них так много богачей
Очень много раз я слышала о том, что среди евреев много богачей. Однако, в чем секрет их финансовой состоятельности, я поняла только после того, как узнала их способы хранения сбережений. Думаю, любому человеку, мечтающему о финансовой независимости, стоит перенять манеры накопления средств у представителей этой национальности.
Денежный мицвот
Я много раз слышала о том, что деньги всегда возвращаются. Иными словами, если вы хотите получить прибыль, сначала нужно что-то отдать.
В Шабате говорится о том, что для богатства надо дать десятину из прибыли на цдаку. Это действие позволяет объединить два самых важных аспекта жизни человека — духовный и материальный.
Разделение сбережений
Второй фактор, на который обращают внимание евреи, — это разделение сбережений. По мнению мудрецов, все доходы нужно делить на три равные части, одна из которых должна пойти на бизнес, вторая — на повседневные расходы, а третья — на тот случай, который сам человек посчитает особенным.
Даже Тора учит организовывать правильное хранение сбережений. Именно в ней говорится о том, что все имеющиеся сбережения нельзя хранить в одном месте (обратите внимание на пример с разделением скота на два лагеря, мол, если на одну половину буде совершен набег, то вторая сумеет пуститься в бегство).
Благодарность
Еврейские мудрецы уверены в том, что для достижения богатства нужно постоянно молиться и благодарить Бога за то, что он посылает все возможности для его достижения. За любой успех нужно благодарить Творца, осознавая при этом, что все личные достижения были совершены по его воле.
Евреи уверены, что богатство никогда не случится, если сам человек не станет желать его достижения, ведя свои дела честно и упорно.
Где евреи хранят свои деньги
Откладывать свои сбережения на депозит согласна лишь небольшая доля представителей еврейского народа. В основном они хранят свои сбережения и ценности либо дома, либо в специальной банковской ячейке — это, по мнению большинства, самые надежные варианты.
Однако самые состоятельные израильтяне все время находятся в поиске того, куда бы им вложить накопленные средства, чтобы приумножить их, ведь, по общему мнению успешных людей, они должны не лежать без дела, а работать и приумножаться. При всем этом каждый из них четко понимает желаемый уровень жизни и предпринимает все действия, чтобы позволить себе его.
Многие израильтяне принимают участие в накопительных программах, проводимых банками. Откладывая небольшие суммы ежемесячно, людям удается накопить приличные суммы, которые впоследствии идут на оплату достойного образования детей, покупку жилья для них, а также проведение больших празднований (например, свадьбы или достижения ребенком религиозного совершеннолетия).
Евреи очень любят вкладывать деньги в недвижимость, причем как в коммерческую, так и в жилую, ведь и та, и другая всегда была и остается очень надежной «валютой», с которой всегда можно поиметь прибыль. В целом, выбирая сферу для вложений, редкий еврей гонится за быстрой прибылью — в основном представители этого народа выбирают долгий, но уверенный путь, результатом которого точно будет прибыль.
Стоит отметить, что главным залогом богатства многих евреев является любовь к деньгам и процессу их заработка, которая прививается каждому ребенку с самого детства. Именно поэтому любой еврей всегда старается заработать, как только ему подворачивается любая возможность, пусть даже совсем малая.
Источник: businessman.ru
Еврейские ювелиры. Легенды и факты
Ремесла испокон веков были распространенным занятием у евреев. Среди них особое место занимает ювелирное дело. Об этом можно судить даже по распространенным еврейским фамилиям: Цойреф («ювелир»), Шлифер и Штейншлифер (от немецкого «огранщик»), Юбелир («ювелир» — польский), Злотник («ювелир» — белорусский), Дубильер («ювелир» — идиш), Гольдарб («ювелир» — идиш), Гольдшмид («ювелир» – немецкий).
Как у евреев складывались отношения с золотом и драгоценными камнями на протяжении тысячелетий? Предлагаем нашим читателям небольшой обзор.
Во времена праотцев
Евреи, наряду с другими кочевниками Ближнего Востока, использовали золото и серебро в качестве денежной валюты. Конечно, это не были монеты в современном понимании, а весовые кусочки золота и серебра разных форм, которыми можно было рассчитываться так же, как, например, скотом. Мы знаем, что Авраам купил землю с пещерой Махпела за четыреста шекелей серебром.
Поскольку драгоценные металлы были валютой, было принято дарить их женщинам в виде украшений. А носили в те времена то же самое, что носят сейчас – серьги, ручные и ножные браслеты, кольца и подвески.
Вспомним историю о том, как слуга Авраама одарил Ривку: «И было, когда перестали верблюды пить, взял муж золотое носовое кольцо, в полшекеля весом, и два браслета на руки ее, в десять золотых весом» (Хаей Сара 24:22).
Вес каждого украшения уточняется особо. Очевидно, это был вполне денежный подарок, которым можно было не только украшать себя, но и расплатиться в случае необходимости.
Когда мы были в Египте.
Как мы хорошо знаем из настенных изображений и археологических раскопок, древние египтяне любили украшения. Кольца, перстни, броши, ожерелья, воротники и украшенные драгоценными камнями пояса, браслеты, серьги, кольца и диадемы – их носили и женщины, и мужчины. Те, кто победнее, выбирали украшения из меди и крашеного дерева, инкрустированные эмалью вместо драгоценных камней. Богатые люди предпочитали украшения из золота, слоновой кости, реже из серебра и электрума (природный сплав золота и серебра), натуральные драгоценные камни – особенно высоко ценились сердолик, яшма, бирюза, ляпис-лазурь и драгоценный янтарь, привозимый в Египет с территории современной Прибалтики – как мало мы знаем о возможностях перемещения древних! С янтарем, кстати, вышел курьезный случай – среди украшений фараонов было обнаружено немало подделок из ракушек, обвалянных в смоле и высушенных на солнце.
Евреи разделяли любовь египтян к украшениям. «И взяли сыны Израиля у египтян вещи серебряные, и вещи золотые. и опустошили они Египет», — рассказывается о событиях Исхода.
Из снятых с себя украшений евреи построили в пустыне Золотого тельца. Но из золота же с серебром и драгоценных камней был построен Ковчег Завета, который, судя по его подробному описанию, представлял собой настоящее архитектурное и ювелирное чудо.
Драгоценные камни Торы
Первосвященник, Коэн Гадоль, носил четырехугольный нагрудник-ожерелье – хошен. Хошен был сделан из золота и украшен двенадцатью огромными драгоценными камнями, на которых были выгравированы названия колен Израиля. Каждому колену соответствовал определенный камень. К сожалению, никто сегодня не может точно сказать, какие камни имелись в виду.
Мидраш Раба описывает камни каждого из израильских колен и называет их цвета. Например, камень Рувима, одем, был красного цвета, что дает возможность предположить, что речь идет о рубине, впрочем, это мог быть и гранат. Сапир, камень колена Исахара, символ мудрости и скромности – вполне вероятно, не созвучный сапфир, а ляпис-лазурь, более распространенная на Ближнем Востоке. Яшфе, камень колена Биньямина – с большой долей вероятностью, яшма. Таршиш, камень колена Ашера – предположительно, аквамарин.
Хошен Первосвященника – ювелирная вариация
Камням наши мудрецы приписывают особые свойства, способность влиять на человека, излечивать болезни. К примеру, питда, камень колена Шимона (возможно, желтый топаз) оказывал успокаивающее, охлаждающее действие (известно, что Шимон, основатель этого колена, отличался бешеным нравом). В Средние века беременные еврейские женщины носили украшение с рубином, поскольку считалось, что рубин покровительствует беременным и помогает при родах. А неизвестный камень колена Леви, барэкет (в переводе с иврита – «подобный молнии», «сверкающий»), делающий мудрым и помогающий видеть мир иначе, некогда освещал, подобно свече, ковчег Ноаха.
О свойствах драгоценных камней читайте также:
Сокровища царя Соломона
Самый известный еврейский царь был баснословно богат. В первой книге Млахим (Царей) сказано, что даже сосуды для питья у Шломо (Соломона) были из золота, а из серебра не было ничего, потому что серебро не ценилось в дни Соломона. Упомянуто, что посольство царицы Савской прибыло ко двору Соломона не с пустыми руками, а с золотом и драгоценными камнями.
Золото и драгоценные камни привозились также из легендарных стран Офир и Фарсис, упоминаемых в Танахе всегда вместе. К сожалению, мы не знаем, где находились эти страны. Согласно предположениям различных исследователей, это территории современных Испании, южной Африки, Аравийского полуострова и даже – совсем уж из области невероятного – Америки.
Из всех драгоценностей царя Шломо самым известным было кольцо, на котором была выгравирована надпись «все проходит». Однажды Шломо, находясь в отчаянии и в гневе, замахнулся, чтобы выбросить кольцо в воду, но увидел, что на внутренней стороне выгравировано продолжение: «и это тоже пройдет».
Еврейские легенды рассказывают и золотом перстне с печаткой, который Соломону власть над ангелами и способность разговаривать с животными.
Талмуд
В Талмуде несколько раз упоминается украшение «Йерушаим шель заав» (золотой Иерусалим), которое принято было дарить невестам; по всей видимости, это была подвеска с изображением крепостных стен Иерусалима. «Йерушалаим шель заав» рабби Акива обещал подарить своей жене Рахель, если он когда-нибудь разбогатеет – и в конце концов, прославившись, первым делом выполнил это обещание. «Йерушалаим шель заав» был желанным для любой девушки украшением, символом супружеской любви, как обручальное бриллиантовое колечко сегодня.
Источник: dzen.ru