У меня тут с коллегами возник спор, навеянный телепередачей на ТВ-канале «Культура» о поэтах Серебярного века.
Суть спора вкраце в следующем. Существовали ли в русской художественной культуре «провалы» на протяжении тех двух с половиной веков, которые она активно развивается. Т.е., условно говоря, если в ней были «Золотой век», «Серебряный», то были ли также и «бронзовый», и «медный»? А может быть — и «железный» был? Или железобетоннный.
Янус
Джедай
Одна из распространённых студенческих шуток на гуманитарных факультетах, неоднократно наблюдаемых мной, — обыгрывать «Бронзовый век русской литературы», изображая его творцов в шкурах и с каменными топорами.
Rzay
Дистрибьютор добра
Вы будете смеяться, но в ряде интернет-изданий сегодняшнюю эпоху в русской культуре так и называют.
amir
Зай XIV
Я не силён в литературе, но слышал что понятия «золотого» и «серебряного» века возникли с лёгкой руки Гумилёва. Который в перерыве между двумя отсидками сказал матери, что вот раньше были поэты — это да! А вот его, Гумилёва, родители, а также их современники по сравнению с ними это уже не то, серебряный век. А. Ахматова это подхватила и даже написала соответствующий стих.
НАШЛИ КЛАД В ПОДВАЛЕ ДОМА 19 ВЕКА / СЛИТКИ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА
С тех пор и повелось. Т.е. эти термины видимо не результат критического анализа литературы и её провалов и взлётов. А просто митафора удобная чтоли.
Янус
Джедай
Мне кажется, какие-либо выводы делать сейчас рановато. Дело в том, что и «Золотой век», и «Серебрянный» — это не одномоментные акта творчества, а десятки авторов разных поколений. А вот, к примеру, Шолохова куда отнести? А Булгакова? А Айтматова? А Шукшина?
Это если говорить о прозаиках.
А как, например, с кинематографом и мультипликацией*
Vir
Роза Люксембург
Вы будете смеяться, но в ряде интернет-изданий сегодняшнюю эпоху в русской культуре так и называют.
Скорее алюминиевый, по своей утилитарности
Val
Принцепс сената
Я не силён в литературе, но слышал что понятия «золотого» и «серебряного» века возникли с лёгкой руки Гумилёва. Который в перерыве между двумя отсидками сказал матери, что вот раньше были поэты — это да! А вот его, Гумилёва, родители, а также их современники по сравнению с ними это уже не то, серебряный век. А. Ахматова это подхватила и даже написала соответствующий стих.
С тех пор и повелось. Т.е. эти термины видимо не результат критического анализа литературы и её провалов и взлётов. А просто митафора удобная чтоли.
Гумилёв мог иметь отношение к происхождению этого термина, только не Лев, а его отец, Николай. Дело в том, что понятие «Серебряный век» было запущено в оборот самии участниками поэтических кружков начала прошлого века.
так а как всё-таки с ответом на мой вопрос? Были ли периоды спада у русской художественной культуры?
Клад царского золота и серебра, найденный гастарбайтерами в доме под снос!
Aurelius Sulpicius
Схоластик
Полагаю, «золотой» и «серебрянный» периоды относятся только к литературе, ведь в XIX в. была живопись, но на нее это деление вроде не распространялось.
Мне трудно представить, как можно оценивать советский период русской литературы. А вот что интересно — так это как оценивать последнюю треть XIX в. — Толстой, Чехов, Горький. Они еще золотой век — или уже серебрянный? В любом случае не было периода упадка литературы — всегда был хотя бы один великий писатель, озарявший своим творчеством этот период.
Val
Принцепс сената
всегда был хотя бы один великий писатель, озарявший своим творчеством этот период.
Сульпиций, а до какого периода, на Ваш взгляд, справеливо это высказывания? Начиная с какого периода можно сказать, что великие писатели в России перевелись?
Aurelius Sulpicius
Схоластик
Ну, Горький — это вплоть до 30-х. Советскую литературу совсем не знаю, но, думал, потом можно назвать Шолохова, а он почти вслед за Горьким, так что в 20-е-30-е-40-е провала вроде бы тоже не было.
Val
Принцепс сената
А чем велики Горький и Шолохов? (Хотя это, наверное — уже в раздел «Литература»)
Aurelius Sulpicius
Схоластик
Оценивать их творчество не могу категорически — не тот уровень подготовки. Если правильно понимаю, их произведения признаются частью мировой литературы.
Rzay
Дистрибьютор добра
Я не силён в литературе, но слышал что понятия «золотого» и «серебряного» века возникли с лёгкой руки Гумилёва. Который в перерыве между двумя отсидками сказал матери, что вот раньше были поэты — это да! А вот его, Гумилёва, родители, а также их современники по сравнению с ними это уже не то, серебряный век. А. Ахматова это подхватила и даже написала соответствующий стих.
С тех пор и повелось. Т.е. эти термины видимо не результат критического анализа литературы и её провалов и взлётов. А просто митафора удобная чтоли.
Термин «золотой век» не применяется ни к какому периоду русской литературы. А «Серебряный век» — просто название одного из этих периодов, не несущее никакой оценочной нагрузки.
Val
Принцепс сената
Термин «золотой век» не применяется ни к какому периоду русской литературы.
Я консультировался у филологов. Всё-таки «Золотым веком» принято называть период, совпадающий с периодом творчества А.С.Пушкина.
Rzay
Дистрибьютор добра
И творчеством каких же еще поэтов, помимо Пушкина (и Лермонтова) славен этот самый «Золотой век»? Согласитесь, двух поэтов маловато для истинно золотого века. Всякие Жуковские, баснописцы Крыловы, не говоря уже о поэтах калибром поменьше — вряд ли тянут.
Val
Принцепс сената
Нет, поэтов там было значительно больше. Баратынский, Дельвиг, Кюхельбекер и т.д. Сам я в этом не очень смыслю, однако же говорю со слов человека, бесспорно, компетентного. В среде филологов «Золотой век» — практически официально признанный термин.
b-graf
Принцепс сената
«Золотой век» ко времени Пушкина относят ИМХО и АФАИК потому, что именно тогда сложился современный литературный язык (ну, чуть раньше — начиная с Карамзина, но они ведь современники: говорят, что Пушкин в юности у Карамзина чай пил — экскурсоводы в нынешнем городе Пушкине, имею в виду, так — не знаю очно ). «Серебряный век» ИМХО взял количеством и оригинальностью, т.е. параллельно с появлением новых авторов, авторитет авторов промежуточных поколений распространился в мировом масштабе (т.е. любимого в странах Востока Толстого, и довольно уже популярного на Западе Достоевского). Сейчас, видимо, тоже важный период — по критерию развития языка. Ну — была тема о порче его; но это вопрос оценки — даже те, кто настаивает на порче, признают тем самым, что изменения существенные. Причем — именно литературного языка, тогда как в советское время о порче говорили скорее в связи с варваризмами и «канцеляритом» («Хиляй в стратосферу !» и «Девочка, по какому вопросу ты плачешь ?» — у Чуковского ). «Бронзовый век» — начиная с Битова, Аксенова и т.д. ИМХО (т.е. уже длительный период, лет 35; они вроде как Надсон для Серебрянного века )).
Янус
Джедай
Возможно, ошибка в термине? Не «Золотой век» русской литературы вообще, а русской поэзии? То же — и с «Серебрянным».
Нина
Пропретор
И золотой век, и серебряный характеизуются не только тем появлением великих или очень талантливых поэтов, но и возросшим интересом к поэзии вообще. Различные поэтические вечера, стихи в альбомы.
Век золотой как сон протек,
Серебряный короток, бедный, не знаменит в потомстве медный,
Тяжелей всех железный век,
Теперь настал бумажный, что же?
Да от огня избави Боже!
Это стихотворение Илличевского, лицеиста и приятеле Пушкина. Хотя здесь речь идет и не о поэтических веках, а все равно ведь. Подходит
Источник: historica.ru
Деньги Древней Руси. Почему не было золота?
На Руси не добывались драгоценные металлы, и все импортировалось из-за границы. Серебра русские князья могли купить в Европе, Азии или Византии. А вот золота было мало и получали его наши только в Византии. Поэтому не случайно, что золотых русских монет почти нет. Золото полностью шло на украшения русской знати.
Главным металлом было серебро.
Нужно больше золота
В Европе в 750—1250 гг. господствовал западноевропейский серебряный денарий, золотая монета использовалась как награда и редкий дар. Вплоть до открытия Америки Колумбом в XVI веке, золото вымирало. Дело в том, что гибель Римской империи, купавшейся в золоте, привела к его пропаже. Оно было разграблено и исчезло в никуда вместе с исчезновением варваров.
Часть римского золота была закопана завоевателями, некоторые из этих кладов дошли до наших дней. Оставшиеся золотые рудники Рима в Испании, Африке, Аравии попали в руки мавров ходе завоеваний Арабского халифата до X века.
выработанный золотой рудник
Во вновь образовавшихся средневековых государствах римских золотых монет не оказалось, и феодальные правители Европы начали накопление золотого запаса почти с нуля. К. Маркс отметит: «Из золотых монет до эпохи крестовых походов известны лишь византийские солиды, италийские тари и арабские мауработини» (впоследствии — мараведи).
Подписывайтесь и ставьте вверх. Если любите Историю Р оссийскую
Большой запас римского золота остался в Византии в месте с оставшимися золотыми рудниками во Фракии и Сербии. Золота было так много, что позволило Византии перейти на золотой стандарт денег и выпускать золотые солиды. И продавать их другим, меняя на нужный империи товар или ресурсы.
византийский солид
Покупать на них врагов, армии наемников и натравливать голодных варваров вокруг друг на друга. Монополия на золото Византию и сгубило. Она стала вожделенной целью всех. Сначала часть земель с золотыми рудниками заберет Арабский халифат. Затем с с завистью смотревшая голодная Европа, захватит Константинополь франкскими крестоносцами и заберет его золото.
А турки разрушив Византию, закончат грабеж.
Древнерусские монеты
Поэтому на Руси своих денег не было. В роли денег выступали меха (пушнина). Мехами собирали дань, расплачивались, торговали за границей. Затем стала нарастать доля византийских серебряных солидов и арабских серебряных дирхемов. Их стоимость определялась не номиналом (цифрой) на монете, а весом серебра.
Эти чужие деньги ходили на Руси сотни лет, вплоть до Ивана Грозного.
Первым князем кто стал чеканить русские деньги, стал Владимир Красно Солнышко. С X века появились русские монеты по 1-5 грамм, сребреники и златники. Златников Владимир сделал мало по описанной уже причине, до нас дошло 11 штук. Его дети и внуки золотые монеты не выпускали. Златниками не рассчитывались, а использовали как украшение, приданое или семейный вклад, передавая из поколение в поколение.
златник князя Владимира
Меха, чужие монеты и монеты русских князей ходили параллельно друг другу. Никому в голову пока не приходило забрать обращение денег себе. Осознают это правители только через сотни лет. Следующие Рюриковичи делали свои монеты недолго. Последние монеты Древней Руси были сделаны в 1083-1094 годах. А затем поток серебра иссяк.
В XII веке в Европе начался кризис серебра.
Арабская девальвация
В X-XII веке один за другим прекращают чеканку серебряных монет города Арабского халифата. Волна «серебряного кризиса» идет по всему арабскому миру. В XI веке он поражает самые восточные монетные дворы, питавшиеся серебряными рудниками гор Афганистана. Причины этого грандиозного кризиса неизвестны. Вероятней всего истощились древние римские и восточные серебряные рудники.
Дело дошло до того, что в Багдаде около 1009 года вместо монет на рынке пользовались тонкими лепешками из теста.
антикризисные «черные дирхемы» из меди с напылением серебра заменили у арабов серебряные
До Руси кризис докатился в начале XII века. Цены и ничтожный объем на рынке сделали серебро слишком дорогим, чтобы делать монеты. На Руси наступил так называемый безмонетный период, своих монет не делали вплоть до XIV века. К дефициту серебра добавился распад единой Руси на массу независимых княжеств.
Новые монеты делать было каждому из 150 княжеств бессмысленно. А выпущенные монеты великих князей народ припрятал, как прячем мы доллары в банках, когда кризис. И тут один умный человек придумал гривну. Гривна стала главной деньгой и в России и в Литве. А русские и импортные серебряные монеты становились дефицитом и средством накопления, как и златник Владимира.
Гривна — это простой кусок серебра, который рубился на несколько частей на вес. И кусок отдавался в оплату. Рубленая гривна дала название российским деньгам. В отличие от монеты, серебряный слиток мог выплавить любой кузнец, не требовалось никаких портретов и чеканки. Гривен было две: гривна серебра и гривна кун (от меха куницы, одного из видов ранних денег).
Последнюю делали из серебра низкой пробы, она была в 4 раза дешевле, чем гривна серебра.
качество серебряной гривны проверяли расплющивая их молотком
Также примитивная плавка безымянных слитков давала возможность экономить дефицитное серебро и подмешивать дешевые металлы. Особенно прославились украинские специалисты в Черниговском княжестве. Да так, что археологи находят все черниговские гривны расплющенными. Расплющивали их продавцы, получая от своих покупателей, чтобы понять, много ли в ней серебра или опять подделка.
Лучше всех на Руси чувствовал себя Великий Новгород, который получал через свой порт на Ладоге приличный объем европейских серебряных денариев в качестве оплаты. Он плавил эти монеты в гривны и был королем гривного обращения на Руси.
Монеты Руси сегодня
До нас дошло немного русских денег. Златников Владимира – 11, серебреников Владимира – 250, серебреников Святополка –50, серебреников Ярослава Мудрого – 7. Но кто знает, сколько их спрятано предками в русской земле. Поэтому берите лопату и бегите копать огород своей дачи. Поверьте, это стоит того. 1 златник Владимира сегодня стоит на рынке 100 000 долларов США (6,3 млн. рублей), а 1 серебреник Ярослава Мудрого – 60 000 долларов.
Кто знает, не припрятал ли ваш далекий предок горшочек таких серебреников, продав купцу бочонок хорошего меда? 🙂
Подписывайтесь и ставьте вверх. Если любите Историю Р оссийскую
Источник: dzen.ru
Разница между серебряным и золотым веком
«Золотой век» упоминали еще античные поэты и философы: Гесиод классифицировал периоды развития человечества, Овидий иронически отзывался о страсти современников к деньгам. Впоследствии с благородным металлом связывали эпоху расцвета римской литературы и культуры, пришедшуюся на I век до н. э.
В новой истории эту метафору первым нашел Петр Александрович Плетнев, говоря о золотом веке русской поэзии, представленной Жуковским, Баратынским, Батюшковым и Пушкиным. В дальнейшем это определение стали использовать по отношению ко всей русской литературе 19 столетия, исключая его последние 10 лет. На них и первую четверть XX в. пришелся «век серебряный».
Чем отличается серебряный век от золотого, помимо хронологии и, соответственно, определяющего творчества разных авторов? Современная культурология стремится привести эти понятия в единую плоскость, но литературоведческая традиция все еще их дифференцирует: серебром маркируется поэзия, золотом – литература эпохи в целом. Поэтому в энциклопедиях и учебных пособиях ранее говорилось о золотом веке русской литературы и серебряном веке русской поэзии. Сегодня можно рассматривать оба периода и через призму культуры в целом, но стоит признать: проза в начале XX века пришла в упадок, поэтому плеяда звезд этого времени – почти исключительно поэтическая.
Сравнение
Для тех, кто освоил школьную программу по литературе, достаточно назвать некоторые фамилии писателей, представляющих одну или другую литературную эпоху:
Авторы золотого века | Авторы серебряного века |
Пушкин А. С. | Цветаева М. И. |
Лермонтов М. Ю. | Блок А. А. |
Крылов И. А. | Есенин С. А. |
Тургенев И. С. | Маяковский В. В. |
Достоевский Ф. М. | Гумилев Н. С. |
Тютчев Ф. И. | Ахматова А. А. |
Баратынский Е. А. | Пастернак Б. Л. |
Гоголь Н. В. | Набоков В. В. |
Толстой Л. Н. | Анненский И. Ф. |
Это список, конечно, далеко не полный, ибо рассматриваемые определения относятся именно к временным периодам и давно потеряли оценочный характер, так что творчество любого автора пушкинской эпохи принадлежит золотому веку, рубежа XIX-XX вв. – серебряному. Но школьная программа заставляет надеяться, что незнакомых фамилий среди перечисленных не встретится.
Награждение временного отрезка драгоценным металлом – прерогатива наследников. Пушкин и его современники-поэты не знали, что Плетнев назовет их пору «золотым веком», Толстой и Достоевский не представляли, что можно поставить в один ряд столь разное творчество и столь разных авторов. Это благодарные потомки отдали должное.
С «серебряным веком» сложнее: так определил собственную эпоху Иванов-Разумник, причем терминология носила у него явный уничижительный характер – в сравнении с золотым веком он говорил о деградации поэзии и слабости новых авторов. Другие философы, Бердяев, к примеру, считали это время периодом культурного ренессанса, русского литературного возрождения. Сами поэты второе место на пьедестале воспринимали без позитива: стык столетий носил налет модерна, перераставшего классиков и искавшего совершенно новые источники вдохновения и формы выражения себя. Впоследствии эмигрант Николай Оцуп ввел в литературную критику определение «век серебряный», объединив 30 лет русского модернизма.
Золотой век пришелся на время становления литературной традиции, создания и освоения литературного языка и культурного ландшафта. Державинские патетику и пафос, «высокие сферы стихосложения» классицизма сменили пушкинская простота слога и «жизнеписание». В поэзии расцветают сентиментализм и романтизм, к середине столетия бурно развивается реалистическая проза, общественно-философская проблематика занимает авансцену.
Серебряный век отточил мастерство владения словом и создал затейливые узоры: до революции 1917 года течения, направления, стили в литературе лишь множились, как и количество признанных, издаваемых авторов. Акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард выводили к рампе новых персонажей.
Культурные и литературные процессы вне процессов исторических не протекают. В чем разница между серебряным и золотым веком? В первую очередь стоит иметь в виду, что смена столетий – всегда время переломное. Начало XX века сопровождалось становлением и развитием революционного движения, поэтому ощущение близкого краха Российской империи пропорционально усиливалось.
Технический прогресс набрал небывалую скорость, развитие науки и промышленности вызвало экономический подъем и кризис веры. В литературе (и искусстве в целом) произошла своего рода переоценка ценностей: поэт-гражданин уступил место поэту-человеку.
Отличие серебряного века от золотого можно найти и в социальной плоскости. Последний, несмотря на народничество, отмену крепостного права, последствия пробуждения Герцена и рост общественного сознания, был веком дворянским. Соответственно, абсолютное большинство авторов той эпохи принадлежали к аристократической верхушке. Серебряный век вытачивался руками интеллигенции из разных социальных слоев, в том числе и «новых крестьян». Образование стало доступнее, культурное движение охватило все сословия и регионы, и провинциальность перестала быть препятствием на пути к славе.
Золотой век завершился прогнозируемым упадком и творческим застоем. Пришло время публицистов: образование требовало качественной информативной периодики, художественная литература временно перестала владеть умами. Серебряный – оказался очень сложным и неоднозначным тридцатилетием, чрезвычайно насыщенным событиями. Его расцвет был сначала грубо надорван революцией 1917 года, а затем прерван первой волной эмиграции. В условиях хаоса становления нового государства искусство и литература претерпели кардинальные изменения.
Таблица
Серебряный век | Золотой век |
Включает период истории русской литературы к. XIX – н. XX вв. (до 20-х гг.) | Включает всю русскую литературу XIX в. |
Обобщенно можно охарактеризовать как эпоху модерна | Определяется творчеством поэтов пушкинской поры, прозой Гоголя, Толстого, Достоевского |
Расцвет поэтического творчества | Проза сменяет поэзию к середине периода |
Изначально определение «серебряный век» дано современниками в негативной оценке литературных процессов | «Золотым веком» период назвали критики из следующего поколения |
Представлен акмеизмом, символизмом, имажинизмом, футуризмом и другими литературными течениями, объединенными модерном | Представлен сентиментализмом, романтизмом и реализмом |
Объединял творческую интеллигенцию разных социальных слоев | Включал творчество аристократии (дворянства) |
Прерван революцией 1917 г., Гражданской войной и массовой эмиграцией | Завершился постепенным упадком, художественная литература уступила место публицистике |
Похожие статьи
(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Источник: thedifference.ru