Почему нет века золота и серебра

У меня тут с коллегами возник спор, навеянный телепередачей на ТВ-канале «Культура» о поэтах Серебярного века.
Суть спора вкраце в следующем. Существовали ли в русской художественной культуре «провалы» на протяжении тех двух с половиной веков, которые она активно развивается. Т.е., условно говоря, если в ней были «Золотой век», «Серебряный», то были ли также и «бронзовый», и «медный»? А может быть — и «железный» был? Или железобетоннный.

Янус

Джедай

Одна из распространённых студенческих шуток на гуманитарных факультетах, неоднократно наблюдаемых мной, — обыгрывать «Бронзовый век русской литературы», изображая его творцов в шкурах и с каменными топорами.

Rzay

Дистрибьютор добра

Вы будете смеяться, но в ряде интернет-изданий сегодняшнюю эпоху в русской культуре так и называют.

amir

Зай XIV

Я не силён в литературе, но слышал что понятия «золотого» и «серебряного» века возникли с лёгкой руки Гумилёва. Который в перерыве между двумя отсидками сказал матери, что вот раньше были поэты — это да! А вот его, Гумилёва, родители, а также их современники по сравнению с ними это уже не то, серебряный век. А. Ахматова это подхватила и даже написала соответствующий стих.

НАШЛИ КЛАД В ПОДВАЛЕ ДОМА 19 ВЕКА / СЛИТКИ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА

С тех пор и повелось. Т.е. эти термины видимо не результат критического анализа литературы и её провалов и взлётов. А просто митафора удобная чтоли.

Янус

Джедай

Мне кажется, какие-либо выводы делать сейчас рановато. Дело в том, что и «Золотой век», и «Серебрянный» — это не одномоментные акта творчества, а десятки авторов разных поколений. А вот, к примеру, Шолохова куда отнести? А Булгакова? А Айтматова? А Шукшина?

Это если говорить о прозаиках.
А как, например, с кинематографом и мультипликацией*

Vir

Роза Люксембург

Вы будете смеяться, но в ряде интернет-изданий сегодняшнюю эпоху в русской культуре так и называют.
Скорее алюминиевый, по своей утилитарности

Val

Принцепс сената

Я не силён в литературе, но слышал что понятия «золотого» и «серебряного» века возникли с лёгкой руки Гумилёва. Который в перерыве между двумя отсидками сказал матери, что вот раньше были поэты — это да! А вот его, Гумилёва, родители, а также их современники по сравнению с ними это уже не то, серебряный век. А. Ахматова это подхватила и даже написала соответствующий стих.

С тех пор и повелось. Т.е. эти термины видимо не результат критического анализа литературы и её провалов и взлётов. А просто митафора удобная чтоли.

Гумилёв мог иметь отношение к происхождению этого термина, только не Лев, а его отец, Николай. Дело в том, что понятие «Серебряный век» было запущено в оборот самии участниками поэтических кружков начала прошлого века.
так а как всё-таки с ответом на мой вопрос? Были ли периоды спада у русской художественной культуры?

Клад царского золота и серебра, найденный гастарбайтерами в доме под снос!

Aurelius Sulpicius

Схоластик

Полагаю, «золотой» и «серебрянный» периоды относятся только к литературе, ведь в XIX в. была живопись, но на нее это деление вроде не распространялось.

Читайте также:
Что золото в вайбере

Мне трудно представить, как можно оценивать советский период русской литературы. А вот что интересно — так это как оценивать последнюю треть XIX в. — Толстой, Чехов, Горький. Они еще золотой век — или уже серебрянный? В любом случае не было периода упадка литературы — всегда был хотя бы один великий писатель, озарявший своим творчеством этот период.

Val

Принцепс сената

всегда был хотя бы один великий писатель, озарявший своим творчеством этот период.

Сульпиций, а до какого периода, на Ваш взгляд, справеливо это высказывания? Начиная с какого периода можно сказать, что великие писатели в России перевелись?

Aurelius Sulpicius

Схоластик

Ну, Горький — это вплоть до 30-х. Советскую литературу совсем не знаю, но, думал, потом можно назвать Шолохова, а он почти вслед за Горьким, так что в 20-е-30-е-40-е провала вроде бы тоже не было.

Val

Принцепс сената

А чем велики Горький и Шолохов? (Хотя это, наверное — уже в раздел «Литература»)

Aurelius Sulpicius

Схоластик

Оценивать их творчество не могу категорически — не тот уровень подготовки. Если правильно понимаю, их произведения признаются частью мировой литературы.

Rzay

Дистрибьютор добра

Я не силён в литературе, но слышал что понятия «золотого» и «серебряного» века возникли с лёгкой руки Гумилёва. Который в перерыве между двумя отсидками сказал матери, что вот раньше были поэты — это да! А вот его, Гумилёва, родители, а также их современники по сравнению с ними это уже не то, серебряный век. А. Ахматова это подхватила и даже написала соответствующий стих.

С тех пор и повелось. Т.е. эти термины видимо не результат критического анализа литературы и её провалов и взлётов. А просто митафора удобная чтоли.

Термин «золотой век» не применяется ни к какому периоду русской литературы. А «Серебряный век» — просто название одного из этих периодов, не несущее никакой оценочной нагрузки.

Val

Принцепс сената

Термин «золотой век» не применяется ни к какому периоду русской литературы.

Я консультировался у филологов. Всё-таки «Золотым веком» принято называть период, совпадающий с периодом творчества А.С.Пушкина.

Rzay

Дистрибьютор добра

И творчеством каких же еще поэтов, помимо Пушкина (и Лермонтова) славен этот самый «Золотой век»? Согласитесь, двух поэтов маловато для истинно золотого века. Всякие Жуковские, баснописцы Крыловы, не говоря уже о поэтах калибром поменьше — вряд ли тянут.

Val

Принцепс сената

Нет, поэтов там было значительно больше. Баратынский, Дельвиг, Кюхельбекер и т.д. Сам я в этом не очень смыслю, однако же говорю со слов человека, бесспорно, компетентного. В среде филологов «Золотой век» — практически официально признанный термин.

b-graf

Принцепс сената

«Золотой век» ко времени Пушкина относят ИМХО и АФАИК потому, что именно тогда сложился современный литературный язык (ну, чуть раньше — начиная с Карамзина, но они ведь современники: говорят, что Пушкин в юности у Карамзина чай пил — экскурсоводы в нынешнем городе Пушкине, имею в виду, так — не знаю очно ). «Серебряный век» ИМХО взял количеством и оригинальностью, т.е. параллельно с появлением новых авторов, авторитет авторов промежуточных поколений распространился в мировом масштабе (т.е. любимого в странах Востока Толстого, и довольно уже популярного на Западе Достоевского). Сейчас, видимо, тоже важный период — по критерию развития языка. Ну — была тема о порче его; но это вопрос оценки — даже те, кто настаивает на порче, признают тем самым, что изменения существенные. Причем — именно литературного языка, тогда как в советское время о порче говорили скорее в связи с варваризмами и «канцеляритом» («Хиляй в стратосферу !» и «Девочка, по какому вопросу ты плачешь ?» — у Чуковского ). «Бронзовый век» — начиная с Битова, Аксенова и т.д. ИМХО (т.е. уже длительный период, лет 35; они вроде как Надсон для Серебрянного века )).

Читайте также:
Как в цивилизации 3 золото

Янус

Джедай

Возможно, ошибка в термине? Не «Золотой век» русской литературы вообще, а русской поэзии? То же — и с «Серебрянным».

Нина

Пропретор

И золотой век, и серебряный характеизуются не только тем появлением великих или очень талантливых поэтов, но и возросшим интересом к поэзии вообще. Различные поэтические вечера, стихи в альбомы.

Век золотой как сон протек,
Серебряный короток, бедный, не знаменит в потомстве медный,
Тяжелей всех железный век,
Теперь настал бумажный, что же?
Да от огня избави Боже!

Это стихотворение Илличевского, лицеиста и приятеле Пушкина. Хотя здесь речь идет и не о поэтических веках, а все равно ведь. Подходит

Источник: historica.ru

Деньги Древней Руси. Почему не было золота?

На Руси не добывались драгоценные металлы, и все импортировалось из-за границы. Серебра русские князья могли купить в Европе, Азии или Византии. А вот золота было мало и получали его наши только в Византии. Поэтому не случайно, что золотых русских монет почти нет. Золото полностью шло на украшения русской знати.

Главным металлом было серебро.

Нужно больше золота

В Европе в 750—1250 гг. господствовал западноевропейский серебряный денарий, золотая монета использовалась как награда и редкий дар. Вплоть до открытия Америки Колумбом в XVI веке, золото вымирало. Дело в том, что гибель Римской империи, купавшейся в золоте, привела к его пропаже. Оно было разграблено и исчезло в никуда вместе с исчезновением варваров.

Часть римского золота была закопана завоевателями, некоторые из этих кладов дошли до наших дней. Оставшиеся золотые рудники Рима в Испании, Африке, Аравии попали в руки мавров ходе завоеваний Арабского халифата до X века.

выработанный золотой рудник

Во вновь образовавшихся средневековых государствах римских золотых монет не оказалось, и феодальные правители Европы начали накопление золотого запаса почти с нуля. К. Маркс отметит: «Из золотых монет до эпохи крестовых походов известны лишь византийские солиды, италийские тари и арабские мауработини» (впоследствии — мараведи).

Подписывайтесь и ставьте вверх. Если любите Историю Р оссийскую

Большой запас римского золота остался в Византии в месте с оставшимися золотыми рудниками во Фракии и Сербии. Золота было так много, что позволило Византии перейти на золотой стандарт денег и выпускать золотые солиды. И продавать их другим, меняя на нужный империи товар или ресурсы.

византийский солид

Покупать на них врагов, армии наемников и натравливать голодных варваров вокруг друг на друга. Монополия на золото Византию и сгубило. Она стала вожделенной целью всех. Сначала часть земель с золотыми рудниками заберет Арабский халифат. Затем с с завистью смотревшая голодная Европа, захватит Константинополь франкскими крестоносцами и заберет его золото.

Читайте также:
Откуда золото на земле

А турки разрушив Византию, закончат грабеж.

Древнерусские монеты

Поэтому на Руси своих денег не было. В роли денег выступали меха (пушнина). Мехами собирали дань, расплачивались, торговали за границей. Затем стала нарастать доля византийских серебряных солидов и арабских серебряных дирхемов. Их стоимость определялась не номиналом (цифрой) на монете, а весом серебра.

Эти чужие деньги ходили на Руси сотни лет, вплоть до Ивана Грозного.

Первым князем кто стал чеканить русские деньги, стал Владимир Красно Солнышко. С X века появились русские монеты по 1-5 грамм, сребреники и златники. Златников Владимир сделал мало по описанной уже причине, до нас дошло 11 штук. Его дети и внуки золотые монеты не выпускали. Златниками не рассчитывались, а использовали как украшение, приданое или семейный вклад, передавая из поколение в поколение.

златник князя Владимира

Меха, чужие монеты и монеты русских князей ходили параллельно друг другу. Никому в голову пока не приходило забрать обращение денег себе. Осознают это правители только через сотни лет. Следующие Рюриковичи делали свои монеты недолго. Последние монеты Древней Руси были сделаны в 1083-1094 годах. А затем поток серебра иссяк.

В XII веке в Европе начался кризис серебра.

Арабская девальвация

В X-XII веке один за другим прекращают чеканку серебряных монет города Арабского халифата. Волна «серебряного кризиса» идет по всему арабскому миру. В XI веке он поражает самые восточные монетные дворы, питавшиеся серебряными рудниками гор Афганистана. Причины этого грандиозного кризиса неизвестны. Вероятней всего истощились древние римские и восточные серебряные рудники.

Дело дошло до того, что в Багдаде около 1009 года вместо монет на рынке пользовались тонкими лепешками из теста.

антикризисные «черные дирхемы» из меди с напылением серебра заменили у арабов серебряные

До Руси кризис докатился в начале XII века. Цены и ничтожный объем на рынке сделали серебро слишком дорогим, чтобы делать монеты. На Руси наступил так называемый безмонетный период, своих монет не делали вплоть до XIV века. К дефициту серебра добавился распад единой Руси на массу независимых княжеств.

Новые монеты делать было каждому из 150 княжеств бессмысленно. А выпущенные монеты великих князей народ припрятал, как прячем мы доллары в банках, когда кризис. И тут один умный человек придумал гривну. Гривна стала главной деньгой и в России и в Литве. А русские и импортные серебряные монеты становились дефицитом и средством накопления, как и златник Владимира.

Гривна — это простой кусок серебра, который рубился на несколько частей на вес. И кусок отдавался в оплату. Рубленая гривна дала название российским деньгам. В отличие от монеты, серебряный слиток мог выплавить любой кузнец, не требовалось никаких портретов и чеканки. Гривен было две: гривна серебра и гривна кун (от меха куницы, одного из видов ранних денег).

Последнюю делали из серебра низкой пробы, она была в 4 раза дешевле, чем гривна серебра.

качество серебряной гривны проверяли расплющивая их молотком

Также примитивная плавка безымянных слитков давала возможность экономить дефицитное серебро и подмешивать дешевые металлы. Особенно прославились украинские специалисты в Черниговском княжестве. Да так, что археологи находят все черниговские гривны расплющенными. Расплющивали их продавцы, получая от своих покупателей, чтобы понять, много ли в ней серебра или опять подделка.

Читайте также:
Золото как товар в средние века

Лучше всех на Руси чувствовал себя Великий Новгород, который получал через свой порт на Ладоге приличный объем европейских серебряных денариев в качестве оплаты. Он плавил эти монеты в гривны и был королем гривного обращения на Руси.

Монеты Руси сегодня

До нас дошло немного русских денег. Златников Владимира – 11, серебреников Владимира – 250, серебреников Святополка –50, серебреников Ярослава Мудрого – 7. Но кто знает, сколько их спрятано предками в русской земле. Поэтому берите лопату и бегите копать огород своей дачи. Поверьте, это стоит того. 1 златник Владимира сегодня стоит на рынке 100 000 долларов США (6,3 млн. рублей), а 1 серебреник Ярослава Мудрого – 60 000 долларов.

Кто знает, не припрятал ли ваш далекий предок горшочек таких серебреников, продав купцу бочонок хорошего меда? 🙂

Подписывайтесь и ставьте вверх. Если любите Историю Р оссийскую

Источник: dzen.ru

Разница между серебряным и золотым веком

«Золотой век» упоминали еще античные поэты и философы: Гесиод классифицировал периоды развития человечества, Овидий иронически отзывался о страсти современников к деньгам. Впоследствии с благородным металлом связывали эпоху расцвета римской литературы и культуры, пришедшуюся на I век до н. э.

В новой истории эту метафору первым нашел Петр Александрович Плетнев, говоря о золотом веке русской поэзии, представленной Жуковским, Баратынским, Батюшковым и Пушкиным. В дальнейшем это определение стали использовать по отношению ко всей русской литературе 19 столетия, исключая его последние 10 лет. На них и первую четверть XX в. пришелся «век серебряный».

Чем отличается серебряный век от золотого, помимо хронологии и, соответственно, определяющего творчества разных авторов? Современная культурология стремится привести эти понятия в единую плоскость, но литературоведческая традиция все еще их дифференцирует: серебром маркируется поэзия, золотом – литература эпохи в целом. Поэтому в энциклопедиях и учебных пособиях ранее говорилось о золотом веке русской литературы и серебряном веке русской поэзии. Сегодня можно рассматривать оба периода и через призму культуры в целом, но стоит признать: проза в начале XX века пришла в упадок, поэтому плеяда звезд этого времени – почти исключительно поэтическая.

Сравнение

Для тех, кто освоил школьную программу по литературе, достаточно назвать некоторые фамилии писателей, представляющих одну или другую литературную эпоху:

Авторы золотого века Авторы серебряного века
Пушкин А. С. Цветаева М. И.
Лермонтов М. Ю. Блок А. А.
Крылов И. А. Есенин С. А.
Тургенев И. С. Маяковский В. В.
Достоевский Ф. М. Гумилев Н. С.
Тютчев Ф. И. Ахматова А. А.
Баратынский Е. А. Пастернак Б. Л.
Гоголь Н. В. Набоков В. В.
Толстой Л. Н. Анненский И. Ф.

Это список, конечно, далеко не полный, ибо рассматриваемые определения относятся именно к временным периодам и давно потеряли оценочный характер, так что творчество любого автора пушкинской эпохи принадлежит золотому веку, рубежа XIX-XX вв. – серебряному. Но школьная программа заставляет надеяться, что незнакомых фамилий среди перечисленных не встретится.

Награждение временного отрезка драгоценным металлом – прерогатива наследников. Пушкин и его современники-поэты не знали, что Плетнев назовет их пору «золотым веком», Толстой и Достоевский не представляли, что можно поставить в один ряд столь разное творчество и столь разных авторов. Это благодарные потомки отдали должное.

С «серебряным веком» сложнее: так определил собственную эпоху Иванов-Разумник, причем терминология носила у него явный уничижительный характер – в сравнении с золотым веком он говорил о деградации поэзии и слабости новых авторов. Другие философы, Бердяев, к примеру, считали это время периодом культурного ренессанса, русского литературного возрождения. Сами поэты второе место на пьедестале воспринимали без позитива: стык столетий носил налет модерна, перераставшего классиков и искавшего совершенно новые источники вдохновения и формы выражения себя. Впоследствии эмигрант Николай Оцуп ввел в литературную критику определение «век серебряный», объединив 30 лет русского модернизма.

Читайте также:
1 место это золото

Золотой век пришелся на время становления литературной традиции, создания и освоения литературного языка и культурного ландшафта. Державинские патетику и пафос, «высокие сферы стихосложения» классицизма сменили пушкинская простота слога и «жизнеписание». В поэзии расцветают сентиментализм и романтизм, к середине столетия бурно развивается реалистическая проза, общественно-философская проблематика занимает авансцену.

Серебряный век отточил мастерство владения словом и создал затейливые узоры: до революции 1917 года течения, направления, стили в литературе лишь множились, как и количество признанных, издаваемых авторов. Акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард выводили к рампе новых персонажей.

Культурные и литературные процессы вне процессов исторических не протекают. В чем разница между серебряным и золотым веком? В первую очередь стоит иметь в виду, что смена столетий – всегда время переломное. Начало XX века сопровождалось становлением и развитием революционного движения, поэтому ощущение близкого краха Российской империи пропорционально усиливалось.

Технический прогресс набрал небывалую скорость, развитие науки и промышленности вызвало экономический подъем и кризис веры. В литературе (и искусстве в целом) произошла своего рода переоценка ценностей: поэт-гражданин уступил место поэту-человеку.

Отличие серебряного века от золотого можно найти и в социальной плоскости. Последний, несмотря на народничество, отмену крепостного права, последствия пробуждения Герцена и рост общественного сознания, был веком дворянским. Соответственно, абсолютное большинство авторов той эпохи принадлежали к аристократической верхушке. Серебряный век вытачивался руками интеллигенции из разных социальных слоев, в том числе и «новых крестьян». Образование стало доступнее, культурное движение охватило все сословия и регионы, и провинциальность перестала быть препятствием на пути к славе.

Золотой век завершился прогнозируемым упадком и творческим застоем. Пришло время публицистов: образование требовало качественной информативной периодики, художественная литература временно перестала владеть умами. Серебряный – оказался очень сложным и неоднозначным тридцатилетием, чрезвычайно насыщенным событиями. Его расцвет был сначала грубо надорван революцией 1917 года, а затем прерван первой волной эмиграции. В условиях хаоса становления нового государства искусство и литература претерпели кардинальные изменения.

Таблица

Серебряный век Золотой век
Включает период истории русской литературы к. XIX – н. XX вв. (до 20-х гг.) Включает всю русскую литературу XIX в.
Обобщенно можно охарактеризовать как эпоху модерна Определяется творчеством поэтов пушкинской поры, прозой Гоголя, Толстого, Достоевского
Расцвет поэтического творчества Проза сменяет поэзию к середине периода
Изначально определение «серебряный век» дано современниками в негативной оценке литературных процессов «Золотым веком» период назвали критики из следующего поколения
Представлен акмеизмом, символизмом, имажинизмом, футуризмом и другими литературными течениями, объединенными модерном Представлен сентиментализмом, романтизмом и реализмом
Объединял творческую интеллигенцию разных социальных слоев Включал творчество аристократии (дворянства)
Прерван революцией 1917 г., Гражданской войной и массовой эмиграцией Завершился постепенным упадком, художественная литература уступила место публицистике

Похожие статьи

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Источник: thedifference.ru

Рейтинг
Загрузка ...